Институт Философии
Российской Академии Наук




  2009 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор теории познания » Основные научные результаты » 2009 год

2009 год

Научный отчёт секторая теории познания ИФ РАН за 2009 год


Важнейшие результаты

 

Показано, что современная эпистемология претерпевает радикальные трансформации, связанные с интенсивным развитием специальных когнитивных наук. Обоснован тезис о том, что в этой связи по-новому стоят проблемы взаимоотношения концептуального анализа и обобщения фактов в эпистемологии, взаимоотношения эпистемологии и философии сознания, конструктивизма и реализма. Проанализирован т. н. «натуралистический поворот» в эпистемологии, а также социально-конструкционистская интерпретация познания. Исследованы современные трактовки языка как способа действия и интерсубъективного феномена (Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке / Под ред. В.А.Лекторского. М., 2009; Проблема сознания в философии и науке / Под ред. Д.Дубровского. М., 2009; Lektorsky V. Mediation as a Means of Collective Activity // Learning and Expanding with Activity Theory. Cambridge. 2009.).

Обоснован тезис о том, что новая методология гуманитарных наук должна отказаться от жесткого разведения естественнонаучного и гуманитарного познания и исходить из того, что единый поиск объективности выполняется в разных познавательных областях разными, но взаимносоизмеримыми и «взаимнопереводимыми» средствами. В этой связи введено понятие открытой структуры как новая модификация старого понятия структуры, призванная, с одной стороны, реабилитировать исторический образ структурализма (точнее, разных структурализмов), а с другой – способствовать прояснению дальнейших перспектив гуманитарных исследований (Автономова Н.С. Открытая структура: Якобсон – Бахтин – Лотман – Гаспаров. М., 2009).

Введены представления о рефлексивных преобразованиях деятельности и о рефлексивной симметрии и показано, что на основе этих понятий можно с единой точки зрения описать широкий круг значимых социальных явлений, включая социальную мимикрию (Розов М.А. Мотивы научного творчества и явление социальной мимикрии // Эпистемология & Философия науки. 2009. Т. XIX. № 1). Разработана исследовательская программа для историков и философов науки, основанная на идее сведения всех когнитивных явлений к социальным эстафетам и эстафетным структурам (Розов М.А. Философия науки в новом видении // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб., 2009).

Показана возможность объяснения явлений субъективной реальности с позиций нейронауки, что в последнее десятилетие приобрело особую актуальность в связи с успехами в расшифровке мозговых кодов психических явлений (Дубровский Д.И. Еще раз о психофизиологической проблеме, функционализме и субъективной реальности // Полигнозис. 2009. № 1).

Предпринято целостное исследование проблемы свободы воли. Различены свобода возникновения и свобода воплощения воли. На модели, названной этическим квадратом, свобода воплощения воли рассмотрена в единстве с тремя другими состояниями индивида: патернализмом, покинутостью и несвободой. Рассмотрены переходы от одного из этих состояний к другому (Левин Г.Д. Трактат о свободе. М., 2009).

Сформулирован тезис о нетождественности понятий «знание» и «истина» и в этой связи дана новая интерпретация понятиям веры, мнения, обоснования в их отношении к знанию (Черткова Е.Л. Тождественны ли понятия «знание» и «истина» // Эпистемология и философия науки. 2009. № 3).

Выдвинута гипотеза, что на протяжении истории цивилизации в человеческой популяции сохраняется определенный баланс эгоистических и альтруистических интенций, который обусловлен генетическими факторами (Дубровский Д.И. Размышления об альтруизме, эгоизме и природе человека // Философия и этика: Сб. научн. тр. к 70-летию акад. А.А.Гусейнова. М., 2009).

Предложена модель формирования индивидуального самосознания посредством надындивидуальных механизмов культуры (Абрамова Н.Т., Воронин А.А., Михайлов Ф.Т. Самосознание и культура. М., 2009).

Показано, что современное общество перенасыщено информацией, что приводит к новым вызовам при конструировании стабильной идентичности человека (Труфанова Е.О.«Онлайновый» человек: новый тип идентичности в современном обществе // Материалы III Всерос. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Искусственный интеллект: философия, методология, инновации». М., 2009).

Показано, что философия России второй половины XX в. была своеобразным ренессансом философской мысли в нашей стране, что в это время были сформулированы идеи, которые сохраняют своё значение в современном мировом философском контексте (5 книг из серии «Философия России второй половины XX века»: М.К.Мамардашвили, В.С.Библер, Г.С.Батищев, С.Л.Рубинштейн, И.Т.Фролов. М., 2009; Лекторский В.А. О философии России второй половины ХХ в. // Вопр. философии. 2009. № 7; Лекторский В.А. Философия в России: прошлое и настоящее // Российская постсоветская философия: опыт самоанализа (совм. с А.А.Гусейновым). München–Berlin, 2009; La philosophie en Russie: histoire et état actuel // Diogène. Paris. № 222. Avril 2008 (совм.с А.А.Гусейновым); Институт философии (заметки к юбилею) // Вопр. философии. 2009. № 6 (совм. с А.А.Гусейновым).

 

 

Книги

 

  • Абрамова Н.Т., Воронин А.А., Михайлов Ф.Т. Самосознание и культура. М.: Наука, 2009. 210 с. (10 а.л.).
  • Автономова Н.С. Открытая структура: Якобсон – Бахтин – Лотман – Гаспаров. М.: РОССПЭН, 2009. 503 с. (32,9 а.л.).
  • Левин Г.Д. Трактат о свободе. М.: Канон+, 2009. 192 с. (8 а.л.).
  • Конструктивистский подход  в эпистемологиии и науках о человеке / Под ред. В.А.Лекторского. М., 2009.
  • На пути к неклассической эпистемологии (памяти В.С.Швырева) / Под ред. В.А.Лекторского. М., 2009.
  • Проблема сознания в философии и науке / Под ред.Д.И.Дубровского.  М., 2009.

 

Статьи

 

  • Абрамова Н.Т. Идея генерализации как один из модусов природы // Философия природы сегодня. М., 2009. С. 85–128.
  • Абрамова Н.Т. Наглядный опыт: коммуникативный и генерализующий модусы практической деятельности // Абрамова Н.Т., Воронин А.А., Михайлов Ф.Т. Самосознание и культура. М., 2009. С. 82–178.
  • Абрамова Н.Т. Наглядный опыт как проблема эпистемологии // На пути к неклассической эпистемологии. М., 2009. С. 169–193.
  • Абрамова Н.Т. Традиция: линии конституирования общезначимого опыта // Философия науки. Вып. 14: Онтология науки. М., 2009. С. 182–194.
  • Автономова Н.С. Археология знания; Деконструкция; Деррида: Письмо и различие; Эпистема; Фуко: эпистемологические пороги; Деррида: О грамматологии; Лакан: Функция и поле речи и языка в психоанализе; Фуко: Порядок дискурса; Перевод; Постструктурализм; Фуко: Слова и вещи; Леви-Строс: Структурная антропология; Структурализм // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009.
  • Автономова Н.С. Выступление в дискуссии на круглом столе «Философия и литература» // Вопр. философии. 2009. № 9. C. 56–96.
  • Автономова Н.С. Жак Деррида // Философы ХХ века. Кн. 3. М., 2009. С. 64–82.
  • Автономова Н.С. Клод Леви-Строс и структурная антропология: два юбилея // Симпозиум 2008. Структурализм: классика и современность: (К столетию Клода Леви-Стросса): Материалы междунар. междисциплинар. симпоз. Ростов н/Д., 2009. С. 40–46.
  • Автономова Н.С. Мишель Фуко // Философы ХХ века. Кн. 3. М., 2009. С. 274–294.
  • Автономова Н.С. Перевод как рефлексивный ресурс понимания // Человек: Образ и сущность. Гуманитар. аспекты: Ежегодник. М., 2009. C. 139–162 (избр. фрагменты из моногр. «Познание и перевод». М., 2008).
  • Автономова Н.С. «Статья трех авторов» в свете пост-современности: сопоставительные заметки // На пути к неклассической эпистемологии. М., 2009. С. 24–41.
  • Автономова Н.С. Чужой опыт и педагогическая рефлексия (на примере французской образовательной системы) // Современные тенденции развития педагогики как гуманитарной научной дисциплины. Краснодар, 2009. С. 15–27.
  • Автономова Н.С. Ю.М.Лотман, переходящий в память // Юрий Михайлович Лотман. М., 2009. Сер. «Философия России второй половины ХХ века». С. 338–369. (2 а.л.).
  • Левин Г.Д. Анализ и синтез; Абсолютное и относительное; Аппроксимация; Вероятное и достоверное; Гипостазирование; Идеализм; Монизм; Материализм; Материальное; Необходимость и случайность; Взаимосвязь; Возможность и действительность; Единичное и общее; Единство и борьба противоположностей; Идеальный объект; Плюрализм; Отражение; Норма; Вещь; Софистика; Эклектика // Энциклопедии эпистемологии и философии науки. М., 2009.
  • Левин Г.Д. Чистота как атрибут теоретического знания // На пути к неклассической эпистемологии. М., 2009. С. 121–140.
  • Лекторский В. (LektorskyV.). Education as Creativity // Commitment in Education. Philosopy of Education / Ed. by P.Kemp. Vol. 1. Berlin, 2009. P. 180–200.
  • Лекторский В. (LektorskijV.). La philosophie en Russie: histoire et état actuel // Diogènes. Paris, 2009. № 222–223. Vol. 56. Issue 3–4. C. 5–31. (совм. с А.Гусейновым).
  • ЛекторскийВ. (Lektorsky V.) Mediation as a Means of Collective Activity // Learning and Expanding with Activity Theory / Ed. by A.Sannino, H.Daniels, K.Gutierrez. Cambridge, 2009. P. 156–170.
  • Лекторский В.А. Вопросы в философии, науке и образовании // Сущность и слово: Сб. научн. ст. к юбилею проф. Н.В.Мотрошиловой. М., 2009 . С. 51–60.
  • Лекторский В.А. Восприятие; генетическая эпистемология; мышление; натурализированная эпистемология; объект; объективное; опыт; отражение; ощущение; представление; субъект; субъективное; эпистемология; экологическая теория восприятия; Я // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009.
  • Лекторский В.А. Выступление на Круглом столе журнала «Вопросы философии» по теме «Философия и литература» // Вопр. философии. 2009. № 9. С. 56–96.
  • Лекторский В.А. Гуманизм как жизненная стратегия: К 80-летию со дня рождения акад. И.Т.Фролова // Вестн. Рос. Акад. наук. 2009. Т. 79. № 8. С. 95–110 (в соавт. с А.А.Гусейновым).
  • Лекторский В.А. Деятельностный подход: начало и перспективы // Вестн. Томск. пед. Ун-та. Вып. 1(75). Томск, 2008. С. 50–57. (не вошло в отчет за 2008 г.).
  • Лекторский В.А. Есть ли будущее у философии? // Рос. филос. газ. 2009. Янв. № 1(27) (в соавт. с В.С.Стёпиным, Т.И.Ойзерманом и А.А.Гусейновым).
  • Лекторский В.А. Знание о знании // Учит. газ. 30 июня 2009. № 26.
  • Лекторский В.А. Классическая и неклассическая эпистемология // На пути к неклассической эпистемологии. М., 2009. С. 1–23.
  • Лекторский В.А. Личная и коллективная идентичность в современном обществе // Проблема идентичности в трансформирующемся российском обществе и школа. М., 2009. С. 10–23.
  • Лекторский В.А. Накануне Конгресса (размышления о предстоящем Рос. филос. rонгр.) // Рос. филос. газ. 2009. Авг. № 8.
  • Лекторский В.А. О классической и неклассической эпистемологии // На пути к неклассической эпистемологии. М., 2009. С. 7–24.
  • Лекторский В.А. О проблеме смысла жизни и смерти // Человек–наука–гуманизм: К 80-летию со дня рождения акад. И.Т.Фролова. М., 2009. С. 615–620.
  • Лекторский В.А. О философии России второй половины ХХ в. // Вопр. философии. 2009. № 7. С. 3–11.
  • Лекторский В.А. Один из центров нашей культуры // Наш философский дом. К 80-летию Института философии РАН. М., 2009. С. 403–418.
  • Лекторский В.А. От редактора // Генрих Степанович Батищев. М., 2009. С. 5–10.
  • Лекторский В.А. Познание и сознание: дискуссия анти-реализма и реализма в современной эпистемологии // Проблема сознания в философии и науке. М., 2008. С. 54–74. (не вошло в отчет за 2008 г.).
  • Лекторский В.А. Права человека в контексте глобализации // Всеобщая декларация прав человека: универсализм и многообразие опытов. М., 2009. С. 80–95.
  • Лекторский В.А. Предисловие // На пути к неклассической эпистемологии. М., 2009. С. 3–6.
  • Лекторский В.А. Реализм, анти-реализм, конструктивизм и конструктивный реализм в современной эпистемологии и науке // Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке. М., 2009. С. 5–40.
  • Лекторский В.А. Статьи Э.В.Ильенкова об идеальном: история и контекст // Эвальд Васильевич Ильенков. М., 2009. С. 146–152.
  • Лекторский В.А. Учитель и друг // Эвальд Васильевич Ильенков. М., 2009. С. 23–29.
  • Лекторский В.А. Философия в России: прошлое и настоящее // Российская постсоветская философия: опыт самоанализа. München–Berlin, 2009. С. 13–39 (в соавт. с А.А.Гусейновым).
  • Лекторский В.А. Философия как понимание и трансформация // Философия и этика: cб. научн. тр. К 70-летию акад. А.А.Гусейнова. М., 2009. С. 351–359.
  • Лекторский В.А. Философия России второй половины ХХ века // Рос. филос. газ. 2009. Дек. № 12(38).
  • Лекторский В.А.Философия как понимание и трансформация // Вопр. философии. 2009. № 1. С. 17–24.
  • Мудрагей Н.С. Рациональность в науке и в иррациональной философии // На пути к неклассической эпистемологии. М., 2009. С. 141–151.
  • Новиков А.А. Вера; Интуитивизм; «Обоснование интуитивизма»; Онтологическая гносеология; Сознание (в русской философии); «Творческая эволюция» // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009.
  • Новиков А.А. О «гносеологических соображениях» С.Л.Франка // Филос. науки. 2009. № 12.
  • Розов М.А. Инженерное конструирование в научном познании // Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке. М., 2009. С. 197–216.
  • Розов М.А. Мотивы научного творчества и явление социальной мимикрии // Эпистемология & Философия науки. 2009. Т. XIX. № 1. С. 33–52.
  • Розов М.А. Наука как социальный институт и явление мимикрии // Социальные трансформации. Вып. 15. Смоленск, 2008. С. 151–161. (не вошло в отчет за 2008 г.).
  • Розов М.А. Похвала незнанию // Знание – сила. 2009. № 1. С. 29–38.
  • Розов М.А. Тезисы к перестройке теории познания // На пути к неклассической эпистемологии. М., 2009. С. 97–120.
  • Розов М.А. Философия науки в новом видении // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб., 2009. С. 340–360.
  • Труфанова Е.О. «Онлайновый» человек: новый тип идентичности в современном обществе // Материалы III Всерос. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Искусственный интеллект: философия, методология, инновации». М., 2009. С. 259–261.
  • Труфанова Е.О. Плюралистичность идентичности в современном обществе // Материалы V Рос. филос. конгр. Новосибирск, 2009. С. 310–311.
  • Труфанова Е.О. [Сектор теории познания] // Наш философский дом. К 80-летию Института философии РАН. М., 2009. С. 490–491.
  • Труфанова Е.О. Социальный конструкционизм истоки и перспективы // На пути к неклассической эпистемологии. М., 2009. С. 150–168.
  • Труфанова Е.О. Я как конструкция // Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке. М., 2009. C. 288–307.
  • Фарман И.П. Воображение; «Негативная диалектика» Т.В.Адорно; Образ; Коммуникативная рациональность; «Теория коммуникативного действия» // Энциклопедия по эпистемологии и философии науки. М., 2009.
  • Фарман И.П. Проективно-конструктивный и коммуникационный подходы к социально-культурной реальности // Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке. М., 2009. С. 308–337.
  • Черткова Е.Л. От поиска истины к конструированию реальности: этапы эволюции идеи конструктивизма // Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке. М., 2009. С. 338–353.
  • Черткова Е.Л. Рец. на кн.: Порус В.Н. У края культуры (филос. очерки) // Вопр. философии. 2009. № 12.
  • Черткова Е.Л. Тождественны ли понятия «знание» и «истина» // Эпистемология и философия науки. 2009. Т. XXI. № 3. С. 92–94.
  • Черткова Е.Л. Утопия // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009. С. 1023–1025.