Институт Философии
Российской Академии Наук




  2009 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор методологии междисциплинарных исследований человека » Научные результаты » 2009 год

2009 год

Научный отчет сектора методологии междисциплинарных исследований человека за 2009 год

 

Важнейшие научные результаты

Сделан вывод, что в становлении техногенной цивилизации особую роль играла интеллектуальная культура, определившая тип развития европейской цивилизации, ориентированной на новационно-инновационные процессы (Келле В.Ж. Историческое многообразие как проблема методологии // Человек вчера и сегодня: междисциплинар. исслед. Вып. 3. М., 2009. С. 123–139). Исследованы предпосылки и начальные этапы включения России в эти процессы в связи с европейскими влияниями на традиционную русскую культуру. Выделено два этапа вхождения России в интеллектуальное пространство Европы: от правления царя Алексея Михайловича до Петра I и от Петра I до Екатерины II (Киселева М.С., Чумакова Т.В. Вхождение России в интеллектуальное пространство Европы: между Царством и Империей; Артемьева Т.В. Вхождение России в интеллектуальное пространствоЕвропы: от Петра I до Екатерины II // Вопр. философии. 2009. № 9. С. 22–55). Сделан вывод о необходимости создания инновационной системы, включающей научно-технологический и социально-экономический аспекты (Келле В.Ж. Формирование инновационной инфраструктуры и молодежь // Инновационное развитие России и человеческий потенциал молодежи. М., 2009. С. 34–61). Исследованы гуманитарные компетенции участников инновационного процесса, для которых характеристическим показателем стал уровень вовлеченности в этот процесс, порождающий необходимость освоения нового пласта гуманитарного знания (Ашмарин И.И. Гуманитарное знание и участники инновационного процесса // Инновационный процесс как источник и потребитель гуманитарного знания. М. 2009).

Выявлено, что условия неопределенности, характеризующие процесс деятельности человека по разработке инновационного продукта, требуют максимально полной реализации творческого потенциала человека. Развитие креативности человека нуждается в специальных программах обучения на всех этапах образования по командной модели в различных возрастных категориях учащихся (Степанова Г.Б. Разработка инновации как совместная деятельность // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. Вып. 3. М., 2009. С. 56–69). Разработаны методологические подходы к решению гуманитарных проблем стратегий коммуникации и психологических технологий, изучены интерактивные взаимодействия человека в цифровых сетях, выработаны валеологические подходы и возможности сохранения здоровья человека и понижения рисков переутомления в условиях интенсивных образовательных нагрузок (Ярославцева Е.И. Философия цифрового пространства // Гуманитарные чтения РГГУ – 2008. Конф. Научн. семинары. М., 2009. С. 71–89).

Выявлены основные причины «глобального кризиса» традиционных, прежде всего «национальных идентичностей» в современную эпоху, источники роста и трансформации национального сознания (Гранин Ю.Д. Интеллигенция и национализм // Свободная мысль. 2009. № 8. С. 77–90; Он же. Вызовы национальной идентичности в эпоху глобальных трансформаций // Человек вчера и сегодня: междисциплинар. исслед. М., 2009. Вып. 3. С. 71–80.).