Институт Философии
Российской Академии Наук




  Черняев А.В. Идея ≪самовластия≫ человека в русской социально-философской мысли XVI в.
Главная страница » » Историко-философский ежегодник » Историко-философский ежегодник. 2011. №2010 » Черняев А.В. Идея ≪самовластия≫ человека в русской социально-философской мысли XVI в.

Черняев А.В. Идея ≪самовластия≫ человека в русской социально-философской мысли XVI в.

Статья посвящена проблемам рецепции идеи «самовластия» человека русской философско-богословской мыслью позднего Средневековья. Прослежена эволюция представлений о личности и моральном суверенитете человека в духовной культуре и общественной практике Древней Руси. Показано, что с конца XV в. начинается новый этап осмысления в России идеи «самовластия», традиционная религиозно-моралистическая трактовка которого в данный период дополняется богословско-философскими, социальными, политическими аспектами. Вопрос о «самовластии» человека стал одним из ключевых в идейной полемике конца XV–XVI вв., нашел отражение у представителей основных направлений русской мысли: религиозно-реформационного (Федор Курицын, Матвей Башкин, Феодосий Косой), богословско-догматического (Иосиф Волоцкий, Максим Грек, Ермолай-Еразм), богословско-политического (Иосиф Волоцкий, Иван Грозный, Андрей Курбский). Их творчество демонстрирует широкий спектр интерпретаций идеи «самовластия»: от гуманистического оптимизма в сопряжении с проектами социального переустройства до отрицания блага в «самовластии», и даже самой его возможности.


Ключевые слова: Древняя Русь, средневековая философия, «самовластие», провиденциализм, свободомыслие, человек, общество, социальная антропология