Институт Философии
Российской Академии Наук




  А.А.Гусейнов. «Этика, или Принципы истинной человечности»
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор этики » Страницы истории » Советские этики 1950–1990-х годов » Мильнер-Иринин Яков Абрамович » А.А.Гусейнов. «Этика, или Принципы истинной человечности»

А.А.Гусейнов. «Этика, или Принципы истинной человечности»

«Этика, или Принципы истинной человечности» – книга Я.А.Мильнера-Иринина (1911–1989, он же Я.А.Мильнер, автор книги «Б.Спиноза», 1940). Впервые появилась в 1963 (М.: АН СССР) на правах рукописи, в 1986 опубликована (в переводе Х.Даама) и с его же обширным послесловием на нем. яз., полноценное рус. издание осуществлено дочерью Мильнера-Иринина Н.Я.Ковановой (М.: Наука, 1999, с авторскими дополнениями, ее послесловие в соавторстве с М.А.Камышаном). «Э.» получила известность в научных и культурных кругах страны, став одновременно предметом идеологически инспирированной критики (см. ж. «Коммунист», 1968, № 14), после того, как была опуб-ликована ее первая глава в научном сборнике «Актуальные проблемы марксистской этики» (Тбилиси, 1967).

Книга состоит из десяти глав: 1. Принцип совести. О совести и чести и о высоком достоинстве человека; 2. Принцип самосовершенствования. Об интеллектуальном, эстетическом и моральном самосовершенствовании, или о нравственном самосозидании человека; 3. Принцип добра. Об истине, правде и красоте, или об историческом назначении человека; 4. Принцип общественной собственноости. Об общественной собственности, свободе и равенстве; 5. Принцип труда. О творчески-созидательном труде человека; 6. Принцип свободы. О внутренней, духовной, или нравственной, свободе человека; 7. Принцип благородства. О целях и средствах и о благородстве характера; 8. Принцип благодарности. О чувстве благодарности человека к человеку за взаимное обогащение человече-ской природы; 9. Принцип мудрости. О вере в человека, надежда на торжество добра и любви к жизни; 10. (Заключительная). Принцип поступка. О том, как надлежит поступать в каждом отдельном случае и обязывающем значении совести.

Основополагающее место среди этих принципов занимает принцип совести. Книга написана языком и стилем моральной императивности; она начинается словами: «Оберегай совесть – то внутреннее чувство, которое повелевает поступать в соответствии с идеалом добра, чувство, составляющее наидрагоценнейшее твое достояние...»; заключительный фрагмент звучит так: «Так как своего часа ты не знаешь, то спеши творить добро, то есть жить по совести... В этом обязывающее значение смерти: она не допускает овладеть нами соблазну откладывать на потом то, что жизненно важно делать без всякого промедления». В тексте глав каждая мысль нумеруется и составляет отдельный фрагмент.

Автор считает этику логикой человеческого счастья и подобно тому, как законы логики обязательны для всех, кто желает правильно мыслить, так и законы этики обязательно для всех, кто желает правильно поступать. Он ставит своей задачей цельно представить и систематически раскрыть основы истинной человечности. Критерием такой истинности для него является марксистская концепция человека и истории, которая исходит из того, что сущность человека есть совокупность всех отношений и его подлинное историческое существование начинается с коммунизма. Отсюда – этическое назначение человека, состоящее в том, чтобы творчески преобразовывать существующее, руководствуясь безусловными повелениями совести.

«Э.», рассмотренная в свете общих этико-философских традиций и конкретного исследовательского опыта своего времени, стоит особняком. Ее автор является убежденным марксистом и коммунистом, но и в этих духовно-исторических рамках книга не имеет аналогов, предшественников и последователей. Это – опыт построения марксистски аргументированной этико-нормативной системы, марксистской моральной утопии (своего рода коммунистическое оправдание добра или, точнее, моральное оправдание коммунизма). Такой замысел явился в высшей степени неожиданным и оригинальным, если учесть, что марксизм во всех принятых канонических версиях рассматривал мораль в качестве второстепенного фактора и видел в ней превращенную, фетишистскую форму общественного сознания. Излагая марксизм в форме этической программы, Мильнер-Иринин фактически дезавуировал его претензию на статус науки и сместил в область ценностного сознания.

 

Литература:


Мильнер-Иринин Я.А.
Этика, или Принципы истинной человечности. М.: Институт философии АН СССР, 1963 (на правах рукописи);

Мильнер-Иринин Я.А. Этика, или Принципы истинной человечности. М.: Наука, 1999. 520 с.

Milner-Irinin J.A. Ethik. Hrsg, Peter Ehlen. München: Johannes Berchmans Verlag, 1986. 635 s.

 

Публикуется по: Этика: Энциклопедический словарь / Ред. Р.Г. Апресян, А.А. Гусейнов. М.: Гардарики, 2002. С. 590–591 (с дополнениями).