|
Даты жизни: 14 декабря 1916 (пос. Зиньков Каменец-Подольской обл.) – 23 марта 2011 (г. Беер Шева, Израиль).
Образование
1945 – окончила аспирантуру Московского городского педагогического института имени В.П. Потемкина. 1939 – окончила исторический факультет Московского городского педагогического института имени В.П. Потемкина.
Ученые степени
- Доктор философских наук, 1966. Докторская диссертация «Кризис современной буржуазно-этической мысли» (Институт философии АН СССР).
- Кандидат философских наук.
Ученое звание
|
Профессиональная_деятельность
|
- Сотрудник кафедры философии (ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор) Московского полиграфического института (1956–1995).
- Преподаватель Института усовершенствования учителей.
- Преподаватель Московского городского педагогического института им. В.П. Потемкина.
- Преподаватель Института советской торговли.
- Учитель средней школы.
Занималась вопросами теории этики, современной зарубежной этики, теории нравственного воспитания.
|
Научные публикации
|
Книги
- Народные массы – решающая сила общественного развития : Роль личности в истории : Конспект лекции. М. : [Моск. заоч. полигр. ин-т], 1958. 25 с.
- Критика современных буржуазных философско-этических систем. М. : Высш. школа, 1961. 52 с.
- Критика современной буржуазной философии : Лекция. М. : [Моск. полигр. ин-т], 1961. 31 с.
- «Психоанализ» и вопросы морали. М. : Знание, 1963. 32 с.
- Неопозитивизм и вопросы этики / Философия марксизма и неопозитивизм вопросы критики современного позитивизма : Сб. статей / Под ред. Т.И. Ойзермана (предс. редкол.), А.С. Богомолова, В.С. Бенина, И.С. Нарского. М. : Изд-во Московского университета, 1963. С. 515–530.
- Этика... без морали : Критика современных буржуазных этических теорий. М. : Мысль, 1964. 264 с. Пер. на исп. Una ética ... sin moral : Crítica de las teorías éticas burguesas contemporáneas /
K. A. Shwartzman / Trad. directa del ruso por Lydia Kuper de Velasco. Montevideo : Ediciones pueblos unidos, 1968. 309 с.
- Кризис современной буржуазно-этической мысли : Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора философских наук. М. : Ин-т философии АН СССР, 1966. 31 с.
- Ethik ohne Moral : Kritik der modernen bürgerlichen ethischen Theorien / K.A.Schwarzman / Übers. von Willi Hoepp. Berlin : Dietz, 1967. 307 S.
- XX век и моральные ценности человечества. М. : Мысль, 1968. 271 с. [В соавторстве с А.Ф. Шишкиным].
В книге дана картина переоценки моральных ценностей, происходящей в современном буржуазном мире, освещены процессы дегуманизации буржуазного общества в XX в., кризис буржуазного индивидуализма, упадок морального авторитета религии, состояние буржуазной этической мысли. Авторы показывают, каким образом коммунизм утверждает и развивает моральные ценности человечества, обогащая их новым содержанием. Особое внимание сосредоточивают авторы на общечеловеческих нормах нравственности в отношениях между людьми и между народами. Они рассматривают также вопрос о природе моральных ценностей и об общем критерии нравственного прогресса.
- Кризис современной буржуазной этики. М. : Знание, 1969. 32 с.
Теоретические проблемы этики. М. : Высшая школа, 1969. 92 с.
- Критика философских основ современной буржуазной этики. М. : Знание, 1973. 64 с.
Критика современных буржуазных теорий поведения личности. М. : Знание, 1975. 48 с.
- Социальный детерминизм и диалектика общего и индивидуального в морали // Структура морали и личность. М. : Мысль, 1977. С. 44–54.
- Новые тенденции в развитии современной буржуазной этики : Учебное пособие для вузов по курсу марксистско-ленинской этики. Москва : Высшая школа, 1977. 144 с.
В пособии дается общая характеристика современного натурализма в этике, описываются его различные формы, вскрываются причины возрастающего влияние натурализма в современной буржуазной этике. Большое внимание уделяется соотношению этики и философии современного натурализма, этики. Допущено министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебного пособия для студентов вузов по курсу марксистско-ленинской этики.
- Современный детерминизм в этике // Вопросы философии. 1978. № 8. С. 99–109.
- Гносеология и этика // Гносеологические проблемы в работе В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». М., 1980. С. 87–98.
«Ситуационная этика» Джозефа Флетчера // Вопросы философии. 1981. № 1. С. 112–122.
- Буржуазные концепции нравственного воспитания ЭЭ Философские науки. 1983. № 1. С. 104–114 [В соавторстве].
- Буржуазные концепции нравственного воспитания и проблема моральных ценностей // Моральные ценности развитого социализма (Препринты к Всесоюзному совещанию по этике). Вып. 2. М. : Институт философии АН СССР, 1981. С. 62–65.
- Нравственное воспитание // Философские науки. 1982. № 3. С. 124–128 [В соавторстве].
- Буржуазные концепции нравственного воспитания: цели и средства. М. : Знание, 1982. 64 с.
- Старый и новый утилитаризм в этике // / Отв. ред. Л.М.Архангельский. М. : Наука, 1982. С. 196–217.
- Современная буржуазная этика: иллюзии и реальность. М. : Мысль, 1983. 215 с.
- Методологические основы критики современной буржуазной этики // Проблемы истории этики. Кн. 1: Методологические вопросы истории этики / Под ред. Р. Жибайтиса, В. Жямайтиса и др. Вильнюс: Институт философии, социологии и права АН ЛитССР, 1985. С. 137–145.
- «Позитивный экзистенциализм» О.Ф. Больнова и проблема нравственного воспитания // Вопросы философии. 1985. № 8. С. 125–132.
- Проблемы нравственного воспитания (В поиске решений). М. : Знание, 1988. 63 с.
Анализируя методологию буржуазных концепций нравственного воспитания, автор раскрывает их научную несостоятельность и социальную направленность на укрепление капитализма. Этим установкам противопоставляются методологические принципы марксизма, обеспе-чивающие возможность создания научной системы воспитания, которая открывает реальную перспективу подлинно нравственного возвышения людей.
- Философия и воспитание : Критический анализ немарксистских концепций. М. : Политиздат, 1989. 207 с.
Предметом настоящей работы является философия воспитания - весьма разветвленная ныне на Западе область знания. В книге доктора философских наук, профессора К.А.Шварцман обстоятельно анализируются различные буржуазные концепции воспитания (не только этические, но и психологические, социологические, педагогические и др.), содержащиеся в них представления о сущности человека и его поведении, о способах воздействия на человеческую личность, раскрываются актуальные проблемы воспитания, встающие на современном этапе развития общества.
- Воспитание: новые подходы к вечной теме : Философия и этика воспитания. М. : Луч, 1993. 300 с. [В соавторстве с Л.В. Коноваловой, О.Н. Крутовой].
.
|

Выступление К.А.Шварцман на советско-польской конференции, 1977 (рядом - А.И.Титаренко)
|

|
|