Институт Философии
Российской Академии Наук




  2015 год
Главная страница » » Сектор философских проблем социальных и гуманитарных наук » Научные результаты » 2015 год

2015 год

Научный отчет сектора философских проблем социальных и гуманитарных наук Института философии РАН за 2015 год


 

I. Важнейшие научные достижения


Создано описание методологии дискурс-анализа, проведён анализ различных дискурсивных практик, предложена модель и на ее основании проведён спектр эмпирических исследований.

  • Было предложено рассматривать дискурс как единство трех аспектов: онтологического, методологического и социального. В каждом из этих аспектов дискурс стремится определить свои границы. Он связан с определенной системой предметностей, концептуальными и языковыми средствами, а также сообществом разделяющим дискурс. Однако границы дискурса оказываются нечеткими из-за связи дискурса с (1) недискурсивными практиками и (2) трансцендентной реальностью. Трансдискурсивность означает взаимодействие дискурсов, возникающее при выходе дискурса за собственные границы и встрече с другими дискурсами. Рассмотрены возможные формы взаимодействия дискурсов. Для описание этих форм введены понятия элиминации, колонизации и дополнительности дискурсов. Показано, что именно дополнительность, понятая в смысле, близком к копенгагенской интерпретации квантовой механики, означает трансдискурсивность в собственном смысле слова (Гутнер Г.Б. Трансдисциплинарность как трансдискурсивность // Трансдисциплинарность в философии и науке. Подходы. Проблемы. Перспективы. М.: Издательский дом «Навигатор». 2015. С. 263-281).

  • При анализе соотношения понятий «язык», «текст» и «дискурс» было показано принципиальная разница соотношения объемов данных понятий при их синхронном и диахронном анализе. При исследовании дискурса особое внимание было обращено на те формы речи, которые актуальны для коммуницирующего сообщества. Например, язык партийной газеты является актуальной формой существования дискурса в первой половине 20 века, но постепенно на протяжении второй половины того же столетия эта актуальность теряется. Поэтому основной формой исследования дискурсивных форм является его  динамики. Данное понятие само возникло, чтобы показать смену социальных практик. Поэтому мы склонны предположить, что та или иная социальная практика в исторической ретроспективе имела наиболее выразительные формы своей актуализации. Так для российской культуры 17 и 18 веков такими формами могли быть проповедь или циркуляр, для 18  - 19 веков - театральные постановки или литературные журналы, для начало 20 века: газеты, синематограф, поэтические концерты, для конца того же столетия: кино, телевиденье, рок концерты. Однако, если мы принимаем подобную гипотезу, то логично было бы принять и ее продолжение, о том что отдельные формы актуализации дискурса могут остаться в прошлом, даже такие как театр, поэзия, литература и кино. (.Блюхер Ф.Н. Исторические формы дискурса // Международной конференции «Маргиналии 2015: границы культуры и текста» 27-30 августа 2015 г., г. Полоцк (Беларусь) http://uni-persona.srcc.msu.ru/site/ind_conf.

  • Исследуя внутреннюю противоречивость языковых явлений было установлено, что она обусловлена определенным уровнем теоретической сложности.  Особенный способ сохранения внутренней напряжённости языковых феноменов, проявляющийся в организации речевых актов или построении текстов уместно описывать при помощи понятия дискурсивности. Поэтому «дискурсы» оказываются исторически и социально обусловленными образованиями, отличимыми и от жанров, и от стилей, и от речи. Методика анализа дискурсов может быть построена на отыскании не внутренних противоречий в самих языковых феноменах, но корреляций с наблюдаемыми явлениями иных порядков, чья противоречивость не вызывает сомнений, выявлении действующих при этом взаимно дополнительных типов сложности.  (Гурко С.Л.  К методологии исследования дискурса // Международной конференции «Маргиналии 2015: границы культуры и текста» 27-30 августа 2015 г., г. Полоцк (Беларусь)    http://uni-persona.srcc.msu.ru/site/ind_conf.htm)).

  • На примере русского мифа «о войне» исследуется его дискурсивная природа. Выделяются противоречивое основание понятий «отечество», «родина», «русские».  Показано каким образом дискурсивные практики приводят к формированию вокруг русского мифа «о войне» двух групп людей с устойчивыми противоречиями, что в конечном счете приводит к Февральской революции и гражданской войне в России. (Блюхер Ф.Н. Война и Россия // VOX философский журнал. Выпуск 18, июнь 2015 http://vox-journal.org ).

  • Исследование дискурсивных практик последовательно проводилось на материалах современной массовой культуры (Мурзин Н. Н. «Властелин Колец» Толкина как пример преодоления традиционных культурных границ // Тезисы к конференции «Маргиналии-2015: границы культуры и текста» (27-30 августа 2015 г., Беларусь); современной научной и религиозной литературы (Гутнер Г.Б. Христианский и нехристианский дискурсы: формы взаимодействия // Общение-Communio-Koinonia: Истоки, пути осмысления и воплощения Киев: Дух і Літера, 2015. С. 351-358.); русских и европейских философских текстах и в практике их переводов (Павлов-Пинус К.А. Кросс-культурная жизнь философии и ее национальная самобытность. Философский журнал. т.8, №4, 2015.),(Неретина С.С.Лермонтов и Литтелл: семантика повторов // Культура и искусство. 2015. №2.)в духовных и экзистенциальных практиках (Хоружий С.С. Неожиданное родство: духовная практика и экзистенциальная аналитика // ElpisCzasopismo teologiczne katedry teologiiprawoslawnej Uniwersytetu w Bialymstoku. 2014. № 16. С.127-136.); на историческом материале возникновения русского мифологического сознания (Блюхер Ф.Н. Война и Россия // VOX философский журнал. Выпуск 18, июнь 2015 http://vox-journal.org).

 

 

II. Публикации


Монографии и коллективные труды

1. Хоружий С.С. «Улисс» в русском зеркале. Санкт-Петербург, изд-во «Азбука». 2015. 381 с. 

2. Хоружий С.С. Practices of the Self and Spiritual Practices. Michel Foucault and the Eastern Christian Discourse. William B. Eerdmans Publ. Company. Grand Rapids, MI/Cambridge, UK. 2015. 206 c.


Классические тексты и переводы

1. Неретина С.С. Львовско-Варшавская школа. Антология / Отв. редактор С.С.Неретина. Пер. с польск. М.: Голос, 2015. 656 с.


Статьи в научных журналах и коллективных трудах 

1. Блюхер Ф.Н. Война и Россия // VOX философский журнал. 2015. № 18. URLhttp://vox-journal.org/html/issues/299/305 

2. Гурко С.Л. О войне и политике // VOX философский журнал / 2015. № 18.  URLhttp://vox-journal.org/html/issues/299/321
3. Гусева А.А. Что такое грамматика. Грамматика как философская проблема // VOXфилософский журнал / 2014. № 16. URL: http://vox-journal.org/html/issues/253/279
4. Гутнер Г.Б. О достоверности постулатов естествознания и математики // Математика и реальность: Труды Московского семинара по философии математики / Под ред. В.А. Бажанова, А.Н. Кричевца, В.А. Шапошникова. — М.: Издательство Московского университета, 2014. С. 263-281.
5. Гутнер Г.Б. Наука и христианство: столкновение способов мышления // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 1 (33). С. 76-94.
6. Гутнер Г.Б. Трансдисциплинарность как трансдискурсивность // Трансдисциплинарность в философии и науке. Подходы. Проблемы. Перспективы. М.: Издательский дом «Навигатор», 2015. С. 263-281.
7. Гутнер Г.Б. Христианский и нехристианский дискурсы: формы взаимодействия // Общение-Communio-Koinonia: Истоки, пути осмысления и воплощения. Киев: Дух і Літера, 2015. С. 351-358.
8. Неретина С.С. Лермонтов и Литтелл: семантика повторов // Культура и искусство. 2015. №2. С. 157-170.
9. Неретина С.С. Агон войны // VOX философский журнал.  2015. № 18. URL: http://vox-journal.org/html/issues/299/303 
10. Неретина. С.С. Странности отчуждения. Сопоставление идей отчуждения и остранения в работах А.П.Огурцова // VOX философский журнал. 2015. № 18. URLhttp://vox-journal.org/html/issues/299/303 
11. Неретина. С.С. Об умирании и возрождении искусства // VOX философский журнал. 2015. № 19. URLhttp://vox-journal.org/html/issues/324/328
12. Pavlov-Pinus K.A. Human knowledge and “As-If” knowledge of Ideal Observers // Constructivist Foundations, v.10, #2, March 2015. pp. 239-240.
13. Павлов-Пинус К.А. Кросс-культурная жизнь философии и ее национальная самобытность // Философский журнал. 2015. т.8. №4.
14. Хоружий С.С. Неожиданное родство: духовная практика и экзистенциальная аналитика // ElpisCzasopismo teologiczne katedry teologii prawoslawnej Uniwersytetu wBialymstoku. 2014. № 16. С. 127-136.
15. Хоружий С.С. Православная мысль и современная философия // ElpisCzasopismoteologiczne katedry teologii prawoslawnej Uniwersytetu w Bialymstoku. 2014. № 16. С. 137-142.
16. Хоружий С.С. Исихазм и культура // ElpisCzasopismo teologiczne katedry teologiiprawoslawnej Uniwersytetu w Bialymstoku. 2014. № 16. С. 143-149.
17. Хоружий С.С. Новая антропология как наука наук о человеке // Этические и антропологические характеристики современного права в ситуации методологического плюрализма. Отв. ред. В.И.Павлов, А.Л.Савенок. Минск: Академия МВД РБ, 2015. С. 5-21.
18. Хоружий С.С. Не новая концепция, а тщетная претензия // Вопросы философии. 2015. № 5. С. 97-99.
19. Хоружий С.С. Eastern Christian Discourse and Russian Philosophy: Basic structures, Modern Problems // Faith and Reason in Russian Thought. Ed. by Teresa Obolevitch, Pawel Rojek. Krakow, Copernicus Center Press. 2015. С. 25-40.
20. Хоружий С.С. Функции и формы вербальности в духовных и близких к ним антропологических практиках // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 5. С. 59-88.
21. Хоружий С.С. Bibikhin, Heidegger, Palamas on the problem of energy // Stasis. 2015. № 3(1). С. 54-81.
22. Хоружий С.С. Бибихин, Хайдеггер, Палама о проблеме энергии // Stasis2015. № 3(1). С. 82-109. 
23. Хоружий С.С. Заметки об онтических конституциях // Фонарь Диогена. Международный антропологический журнал. 2015. № 1. С.17-42.
24. Хоружий С.С. Проблематика рисков современности: концептуальные основания и ведущие подходы // Фонарь Диогена. Международный антропологический журнал. 2015. № 1. С.131-157.
25. Хоружий С.С. От редакции // Фонарь Диогена. Международный антропологический журнал. 2015. № 1. С. 7-9.
26. Хоружий С.С. Paths and Prospects of Humanism // Spiritual Humanism and the Living Community of Humankind. Songshan ForumConference PapersBeijing, 2015. C. 88-96. 
27. Хоружий С.С. Концепция неопатристического синтеза на новом этапе // Вопросы философии. 2015. № 7. С. 122- 135.  (ВАК)
28. Хоружий С.С. На путях к новой конституции антропологического дискурса: синергийная антропология // А. Нилогов. Кто сегодня делает философию в России. Т.3. М., 2015.
29. Хоружий С.С. Персоналистские измерения неопатристического синтеза и современный поиск новых модусов субъективности // Г.В.Флоровский. М.: Политическая энциклопедия, 2014. С. 230-251. 
30. Хоружий С.С. Созерцание и общение: две парадигмы духовной практики // ΠΡΑΞΗΜΑПроблемы визуальной семиотики. Томск. 2015. № 3. С.11-27.
 

Переводы

1. Мурзин Н.Н. Война и примирение в древнегреческой литературе (DKonstan)//Vox. Философский журнал / перев. Н. Н. Мурзина; вып. 18, 2015. URLhttp://vox-journal.org/content/Vox18/Vox18-KonstanD.pdf 

2. Павлов-Пинус К.А. Раздувая пламя разума (Jvan Benthem) // Vox. Философский журнал / перев. К.А. Павлов-Пинуса; вып. 18, 2015.  URLhttp://vox-journal.org/content/vox18/Vox18-vanBenthem.pdf 

Тексты и тезисы докладов, выступлений, лекций, интервью

1. Блюхер Ф.Н. Исторические формы дискурса // Международной конференции «Маргиналии 2015: границы культуры и текста» 27-30 августа 2015 г., г. Полоцк (Беларусь) http://uni-persona.srcc.msu.ru/site/ind_conf.htm 
2. Блюхер Ф.Н. Семинар, посвященный памяти Владимира Вениаминовича Бибихина // VOX философский журнал / 2014. № 17. URL: http://vox-journal.org/html/issues/280/292 
3. Блюхер Ф.Н. Негативная определенность выбора // Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения: Всероссийская научная конференция / (г. Москва, 27-28 октября 2015 г., ИФ РАН) Научная мысль. С. 155 — 162.  (соавторство с Гурко С.Л.)
4. Блюхер Ф.Н.  Материалы круглого стола о золотом правиле нравственности // VOXфилософский журнал. 2015. № 19.  URLhttp://vox-journal.org   (соавторство Гурко С.Л.,Неретина С.С. )
5. Гурко С.Л. Семинар, посвященный памяти Владимира Вениаминовича Бибихина // VOX философский журнал / 2014. № 17. URL:http://vox-journal.org/html/issues/280/292
6. Гурко С.Л. Негативная определенность выбора // Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения: Всероссийская научная конференция / (г. Москва, 27-28 октября 2015 г., ИФ РАН) Научная мысль. С. 155 — 162. (соавторство с Блюхером Ф.Н.)
7. Гурко С.ЛК методологии исследования дискурса // Международной конференции «Маргиналии 2015: границы культуры и текста» 27-30 августа 2015 г., г. Полоцк (Беларусь) http://uni-persona.srcc.msu.ru/site/ind_conf.htm  
8. Гурко С.ЛМатериалы круглого стола о золотом правиле нравственности // VOXфилософский журнал / 2015. № 19. URLhttp://vox-journal.org (соавторство Блюхером Ф.Н. Неретина С.С.)
9. Мурзин Н. Н. «Властелин Колец» Толкина как пример преодоления традиционных культурных границ // Международной конференции «Маргиналии 2015: границы культуры и текста» 27-30 августа 2015 г., г. Полоцк (Беларусь) 0.25 а.л. http://uni-persona.srcc.msu.ru/site/ind_conf.htm
10. Неретина С.С. Доклад: «Российское самосознание в ситуации раскола» на ХП Всероссийской конференции «Проблемы исторического самосознания: историческая память народа». 23 – 24 апреля 2015 г.(Махачкала, Дагестанский государственный ун-т). 
11. Неретина С.С. Материалы круглого стола о золотом правиле нравственности // VOXфилософский журнал. 2015. № 19. URLhttp://vox-journal.org   (савторство Гурко С.Л., Блюхер Ф.Н.)
12. Неретина С.С. XVII век: Аввакум и начало философии // Проблемы российского самосознания: историческая память народа. Материалы 12-й Всероссийской научной конференции. 21 апреля 2015 г. Москва; 23 – 24 апреля 2015 г. Махачкала.
13. Неретина С.С. Доклад: «Проблема авторства у Данте» на Международной конференции «Философия и литература. Философия в литературе. Литература в философии». 24 – 28 мая 2015 (Стамбул. Ун-т Сулейман-шаха). 
14. Неретина С.С. Гуманитарные науки: вчера, сегодня, завтра. (Материалы круглого стола) // Человек. 2015. № 2. С.15 – 18. Обсуждение взаимоизменений науки и общества в начале ХХ1 в. Проблема гуманитарного разума.
15. Неретина С.С. Сообщения: 1«Философ и книга», 2.«Отчуждение как диагноз общества» на круглом столе «Философ и общество». Памяти А.П.Огурцова. 21 мая 2015 г. (Москва, ИФ РАН).
16. Неретина С.С. Обзоры и рецензии в разделе Nota Bene // Vox. 2015. № 18  http://vox-journal.org/html/issues/299/303
17. Павлов-Пинус К.А. Феноменология и логика // Vox. Философский журнал / вып. 19, 2015. URLhttp://vox-journal.org/content/vox19/Vox19-PavlovPinus.pdf 
18. Хоружий С.С. Дискурсивные трансформации в построении новой эпистемы для гуманитарного знания // Методология науки и дискурс-анализ. М., ИФРАН 2014 С. 68 — 85.
19. Хоружий С.С. Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси: региональный аспект. Саранск, декабрь 2014 г. Пленарный доклад «Русь и Православие: дары и задания благодатной встречи». 
20. Хоружий С.С. Евразийство: Эволюция и значение. Вена (Австрия), март 2015 г. Пленарный доклад «Мои встречи с евразийством и некоторые критические замечания об его идеях».
21. Хоружий С.С. На перекрестке философской антропологии: три подхода. (Гуманитарные Чтения РГГУ). Москва, апрель 2015 г. Пленарный доклад «Синергийная антропология: цели. основания, результаты».
22. Хоружий С.С. Классическая и постклассическая методология юридической науки. Минск (Беларусь), апрель 2015 г. Пленарный доклад «Новая антропология как наука наук о человеке». 
23. Хоружий С.С. Информационные технологии, электронные СМИ и православное душепопечение. Афины (Греция), май 2015 г. Пленарный доклад «Виртуализация общения: антропологические угрозы и пути их преодоления».
24. Хоружий С.С. Отношение Церкви к новым информационным технологиям (антропологический аспект). Сергиев Посад, май 2015 г. Пленарный доклад: «Русская религиозная мысль об изменениях человека под воздействием техногенной среды».
25. Хоружий С.С. Концепция заботы о себе в истории педагогики и культуры. Москва, сентябрь 2015 г. Пленарный доклад: «Античная забота о себе и исихастская практика: компаративный анализ (заметки на полях «Герменевтики субъекта» Фуко)»
26. .Хоружий С.С. Духовный гуманизм и живое сообщество человечества. Форум Сонгшан диалога китайской и мировых цивилизаций. Денг-Фенг (Китай), сентябрь 2015 г. Пленарный доклад «Пути и перспективы гуманизма».
27. Хоружий С.С. Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи. Казань, ноябрь 2015 г. Пленарный доклад «Исихазм, синергийная антропология и диалог богословия и науки».
28. Хоружий С.С. Традиции и новации: культура, общество, личность. Рождественские образовательные чтения Республики Мордовия. Саранск, ноябрь 2015 г. Пленарный доклад «Личность, общество и аскеза».
29. Хоружий С.С. В ответ на вызовы европейских стандартов. Западноевропейские и российские взгляды на нормативные дискурсы в гуманитарных и социальных науках. Бордо (Франция), декабрь 2015 г. Пленарный доклад «Проект синергийной антропологии: новая концепция антропологии с истоками в опыте исихазма».
 
Учебные материалы 

1. Хоружий С.С. Хайдеггер плюс: Философия Хайдеггера и ее выходы в проблематику современной мысли. Новгородский Государственный университет им. Ярослава Мудрого, апрель 2015 г.

2. Хоружий С.С. Основания православно-аскетической антропологии. Высшие Богословские Курсы при Саввино-Сторожевском монастыре, октябрь-декабрь 2015 г.


III. Научно-вспомогательная работа

1. Хоружий С.С. Руководство (гл. редактор) изданием: «Фонарь Диогена. Международный антропологический журнал».

2. Хоружий С.С.Руководство Открытым научным семинаром «Феномен человека в его эволюции и динамике» (ежемесячные заседания с 2005 г., с публикацией в сети Интернет).

3. Хоружий С.С.Участие в работе Всемирного Общественного Форума «Диалог цивилизаций»

4. Хоружий С.С. Членство в Синодальной Библейско–Богословской Комиссии РПЦ

5. Хоружий С.С. Членство в редколлегиях российских научных журналов:— Культура и искусство (Москва)— Богословские труды (Москва)— Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии (С.–Петербург)— Праксема. Журнал визуальной антропологии (Томск).

6. Хоружий С.С. Членство в редколлегии спец. выпуска «Христианская психология и антропология» ж-ла «Консультативная психология и психотерапия», № 5, 2015.