Институт Философии
Российской Академии Наук




  2015 год
Главная страница » » Сектор восточных философий » Научные результаты » 2015 год

2015 год

ВАЖНЕЙШИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В рамках изучения ценностно-смысловых парадигм незападных культур были достигнуты следующие результаты.

 

Введны в научный оборот ранее не исследованные источники. Сделан первый перевод на европейский язык фрагмента недавно открытого текста индийского буддийского философа 7 в. Дхармакирти «Удостоверение инструментов достоверного познания», посвященного проблемам непосредственного восприятия. Впервые  на русский язык был переведен большой фрагмент текста о восприятии философа школы Адвайта 15 в. Дхармораджи, а также впервые в отечественной науке исследована философия восприятия этой влиятельной школы. Работа содержит анализ важнейшего положения адвайты о том, что непосредственное восприятие может быть результатом не только чувственного контакта с объектом, но и словесного сообщения, понимаемого  в свете эвокативной функции языка, разрабатываемой в адвайте.  Было выполнено исследование и перевод одного из ключевых фрагментов «Исследования [вопроса о существовании] субъекта» («Пудгала-винишчая», далее – ПВ) крупнейшего буддийского философа Васубандху (IV в.) с комментарием «Прояснение смысла» («Спхутартха») Яшомитры. Данный текст демонстрирует классический пример индийской философской полемики на основании одной из праман (инструментов достоверного познания, в данном случае шабда-праманы, т.е. праманы устного свидетельства) (Лысенко В.Г. , предисл., пер. и научн. коммент.: Дхармакирти. Прамана-винишчая (Удостоверение инструментов достоверного познания). Глава 1. Пратьякша (Восприятие). Карики 1–25. История Философии. М.: ИФ РАН, 2015. Т. 20. № 2. С.79-106 ; Титлин Л.И. , предисл., пер. и научн. коммент.: Васубандху. Пудгала-винишчая // История философии. 2015. Т. 20. № 2. C. 107-125; Лысенко В.Г. , предисл., пер. и научн. коммент.: Дхармараджа Адхвариндра. Веданта-парибхаша. С комментарием «Артхадипика-тика-вибхушита» Дханапатисури Суташивадатты// Историко-философский ежегодник 2015. М.:Аквилон. 2015. С. 101-131).

 

В связи с разработкой тематики по современной политической мусульманской философии осуществлен перевод фрагментов (впервые на русском языке) из известной книги видного египетского богослова, представителя реформаторско-модернистского движения Мухаммада Абдарразика (1888-1966) «Ислам и принципы правления», которая вошла в историю мусульманской политической мысли как «первый манифест секулярного ислама» (Ефремова Н.В., предисл., пер. и научн. коммент.: Али Абдарразик. Ислам и принципы правления // История Философии. М.: ИФ РАН, 2015. Т. 20. № 2. С. 148-16).

 

Исследование особенностей национального менталитета Вьетнама было проведено на основании анализа средневековых вьетнамских источников — летописей, эпиграфики и сводах законов, а также перевода цикла эпиграфических надписей X-XIV вв. из буддийских и даосских монастырей. Было прослежен процесс распространения в средневековом Вьетнаме буддизма и даосизма и  влияния этих религиозных течений на формирование вьетнамской культуры. Сделан важный вывод о широкой популярности амидаизма среди мирян и о проникновении с XIII в. в ученую монастырскую среду из Китая буддийского учения школы линьцзи, самого влиятельного из пяти направлений китайского чань-буддизма (Деопик Д.В., Никитин А.В. Аграрная история Вьетнама (X – нач. XVI вв.). М.: Изд. Фирма «Восточная литература» РАН, 2015. 231 с.).

 

 В области философской синологии исследования были сосредоточены на уточнении смысла ключевых категорий китайской мысли и трансформации китайской языковой картины мира в связи с модернизацией, происходящей в китайской культуре и китайском обществе под влиянием процессов глобализации. Был проведен историко-философский анализ древнекитайского термина и 義 (обычные русские переводы: «справедливость», «мораль», «долг»). На большом количестве примеров из древнекитайских источников было показано, что некорректно переводить этот термин как «справедливость», поскольку он не понимается как принцип распределения благ или тягот, не подразумевает идею «равенства», не мыслится в качестве антиальтруистической реакции в ответ на проблемную ситуацию в «области справедливости», а указывает на необходимость действия не из личных интересов или аффектов, что более соответствует понятию «долг» (Рыков С.Ю. Долг или справедливость: еще раз о термине и 義 в древнекитайской философии // История философии. Т. 20. №2. М.: ИФ РАН, 2015. С. 22 – 46). Также были раскрыты основные черты ассимиляции китайским языком западной научной и технической терминологии (на примере терминов химии и Интернет-лексики) (Рубец М.В. Влияние процессов модернизации на некоторые аспекты современного китайского языка // История Философии. М.: ИФ РАН, 2015. Т. 20. № 2. С. 47–60).

 

В продолжении направления исследования ценностных оснований модернизации Японии опираясь на новые источники была изучена роль буддийской концепции «воздаяния за благодеяния» в становлении трудовой этики, а также проведено сравнение политических и идеологических  предпосылок на разных этапах модернизации в Японии  и России, в частности образования концептов национального единства и сильного государства ([Карелова Л.Б. (Karelova Liubov)]. Politics of Modernization// Japanese and Russian Politics. Polar Opposites or Something in Common?/ Ed. By Takashi Inoguchi. New York: Palgrave Macmillan. 2015. P. 113-131; [Карелова Л.Б. (リュボフイ・カレロウア)]. Киндайка-но сэйдзи (Политика модернизации)// Нихон то Россия. Сингяку ка, сои ка (Япония и Россия. Полная противоположность или расхождение?) Токио: Гэнсёбо, 2015. С. 128-150. (на японском языке);[Карелова Л.Б. (柳波芙卡莱洛娃 (Любофу Калайлова)]. Жибэнь фоцзяоды «баоэнь» сюе чацзи цицзай лаодон лунли синшэн чжунды цзоюн // Жибэнь чжэсюе юй сысян яньцзю вэньцзи (Японское буддийское учение о «воздаянии за благодеяния» и его влияние на формирование трудовой этики // Сборник исследований по японской философии и общественной мысли). Пекин:  Чжунго шэхуй кэсюе чубаньшэ, 2015. С. 153-163 (на китайском языке)).

 

Одновременно проводились обобщающие исследования, сконцентрированные на рассмотрении выработанных в азиатских культурах ценностей и принципов в качестве духовного ресурса для всего человечества в решении глобальных проблем ([Степанянц М.Т. (Marietta Stepanyants)]. Asian Values to a Multi-Polar World // Special issue on Asian philosophy.New Delhi: JICPR .2015. P. 60-73).

 

Другим важнейшим направлением работы  была широкая постановка проблемы преодоления в российских гуманитарных науках, образовании и социальной практике европоцентристских установок, которые становятся все менее адекватными современным реалиям и не соответствуют задачам модернизации российского общества. В связи с этим были предприняты шаги по разработке новых альтернативных подходов, в том числе в оборот отечественной философской науки было введено понятие «межкультурная философия», проанализированы история и причины его возникновения([Степанянц М.Т. (Marietta Stepanyants)]. Cultural Interaction in Respond to Common Challenges // История Философии. М.: ИФ РАН, 2015. Т. 20. № 2. C. 5–11).

 

 Практическим шагом для разрешения указанной проблемы стала разработка инновационного курса «Дилог культур» для общеобразовательных школ. В 2015 г. была завершена подготовка учебного пособия «Диалог культур» (Диалог культур. Учебное пособие для учеников 9-10 классов/ Отв. ред. М.Т. Степнянц. М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015. 354 с.).

 

 

ПЛАНОВАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА

Монографии и коллективные труды

  1. Деопик Д.В., Никитин А.В. Аграрная история Вьетнама (X – нач. XVI вв.). М.: Изд. Фирма «Восточная литература» РАН, 2015. 231 с. (14,5 а.л.)


Учебные издания

  1. Анашина М.В., Громов М.Н., Ефремова Н.В., Лысенко В.Г., Степанянц М.Т., Федорова М.М. Диалог культур. Учебное пособие для учеников 9-10 классов/ Отв. ред. М.Т. Степнянц. М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015. 354 с. (22,25 а.л.)
  2. Ефремова Н.В. Ислам: философия, религия, культура. Теолого-философская мысль. М.: Изд. Фирма «Восточная литература» РАН, 2015. 183 с. (11,5 п. л.)


Научные статьи

  1. [Карелова Л.Б. (KarelovaLiubov)]. Politics of Modernization// Japanese and Russian Politics. Polar Opposites or Something in Common?/ Ed. By Takashi Inoguchi. NewYork: PalgraveMacmillan. 2015. P. 113-131.
  2. [Карелова Л.Б. (リュボフイ・カレロウア)]. Киндайка-но сэйдзи (Политика модернизации)// Нихон то Россия. Сингяку ка, сои ка (Япония и Россия. Полная противоположность или расхождение?) Токио: Гэнсёбо, 2015. С. 128-150. (на японском языке).
  3. [Карелова Л.Б. (柳波芙卡莱洛娃 (Любофу Калайлова)]. Жибэнь фоцзяодэ «баоэнь» цзяои цзи цицзай лаодун луньли синчэнчжундэ цзоюн // Жибэнь чжэсюэ юй сысян яньцзю вэньцзи (Японское буддийское учение о «воздаянии за благодеяния» и его влияние на формирование трудовой этики // Сборник исследований по японской философии и общественной мысли). ПекинЧжунго шэхуй кэсюе чубаньшэ, 2015. С. 153-163 (на китайском языке).
  4. [Лысенко В.Г. (Lysenko Victoria)] Comparative Philosophy or Intercultural Philosophy? The Case of the Russian Buddhologist Theodor Stcherbatsky // What Is Intercultural Philosophy? / Ed. By William Sweet. Washington: Council for Research in Values & Philosophy. 2014. P. 165-179. (Не вошло в отчет 2014 г.)
  5. [Лысенко В.Г. (Lysenko Victoria)]. Fiodor   Stcherbatsky et Otton  Rosenberg : la  méthode comparative en bouddhologie . Les cahiers bouddhiques. N 8. Institut d'Etudes Bouddhiques, Paris. 2015. P. 9-50.
  6. Лысенко В.Г. Восприятие и язык в адвайте-веданте. Исследование и перевод «Веданта-парибхаши» Дхармараджи // Историко-философский ежегодник 2015. М.:Аквилон. 2015. С. 71-100 (РИНЦ).
  7. Рубец М.В. Влияние процессов модернизации на некоторые аспекты современного китайского языка // История философии. 2015. Т. 20. № 2. С. 47–60 (ВАК,РИНЦ).
  8. Рыков С.Ю. Долг или справедливость: еще раз о термине и в древнекитайской философии // История философии. 2015. Т. 20. №2. С. 22 – 46 (ВАК, РИНЦ).
  9. [Степанянц М.Т. (Marietta Stepanyants)]. Cultural Interaction in Respond to Common Challenges //История философии.  2015. Т. 20. № 2. C. 5–11 (РИНЦ).
  10.  [Степанянц М.Т. (Marietta Stepanyants)].Asian Values to a Multi-Polar World // Special issue on Asian philosophy. New Delhi: JICPR .2015. P. 60-73.
  11. [Степанянц М.Т. (Marietta Stepanyants)]. Aims and Methods of Caring Dialogue //  Salik-i-Hikmat(The Wayfarer of Wisdom). Essays in Honor of Prof. Gholamreza Aavani on The Occasion of His 70th Birthday / Ed. by Shahin  Aawani. Tehran: IranianInstituteofPhilosophy, 2014. P.37-50 (Не вошло в отчет 2014 г.).


Переводы

  1. Ефремова Н.В., предисл., пер. и научн. коммент.: Али Абдарразик. Ислам и принципы правления // История философии. 2015. Т. 20. № 2. С. 148-16 (ВАК, РИНЦ).
  2. Лысенко В.Г. , предисл., пер. и научн. коммент.: Дхармараджа Адхвариндра. Веданта-парибхаша.С комментарием «Артхадипика-тика-вибхушита» Дханапатисури Суташивадатты// Историко-философский ежегодник 2015. М.:Аквилон. 2015. С. 101-131 (ВАК, РИНЦ).
  3. Лысенко В.Г. , предисл., пер. и научн. коммент.: Дхармакирти. Прамана-винишчая (Удостоверение инструментов достоверного познания). Глава 1. Пратьякша (Восприятие). Карики 1–25// История философии. 2015. Т. 20. № 2. С.79-106 (ВАК, РИНЦ).
  4. Титлин Л.И. , предисл., пер. и научн. коммент.:Васубандху. Пудгала-винишчая // История философии. 2015. Т. 20. № 2. C. 107-125 (ВАК, РИНЦ).

 

Учебные материалы

  1. Анашина М.В. Китайская цивилизация // Диалог культур. Учебно-методическое пособие для 9-10 классов негосударственных общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД» / Отв. ред. М.Т. Степнянц. М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015. С. 19-78.
  2. Ефремова Н.В. Мусульманская цивилизация // Диалог культур. Учебно-методическое пособие для 9-10 классов негосударственных общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД» / Отв. ред. М.Т. Степнянц. М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015. С. 138-197.
  3. Лысенко В.Г. Буддийская цивилизация // Диалог культур. Учебно-методическое пособие для 9-10 классов негосударственных общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД» / Отв. ред. М.Т. Степнянц. М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015. С.79-137.
  4. Степанянц М.Т. От  редактора //  Диалог культур. Учебно-методическое пособие для 9-10 классов негосударственных общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД» / Отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015. С. 36.
  5. Степанянц М.Т. Планетарная значимость межкультурного диалога. Методы ведения диалога культур // Диалог культур. Учебно-методическое пособие для 9-10 классов негосударственных общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД» / Отв. ред. М.Т. Степнянц. М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015.С. 718.
  6. Степанянц М.Т. Диалог культур в эпоху глобализации //Диалог культур. Учебно-методическое пособие для 9-10 классов негосударственных общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД» / Отв. ред. М.Т. Степнянц. М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015.С. 310 351.

 

 

НАУЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1) В секторе восточных философий на постоянной основе работает научный семинар «Востоковедение и сравнительная философия в 21 веке: вызовы и перспективы». Руководитель – Лысенко В.Г.

Прошедшие заседания:

 

2) На базе Института философии РАН организован цикл популярных лекций «Российские индологи об Индии». Руководитель – Лысенко В.Г.

Прошедшие лекции:

 

3) М.Т. Степанянц выступила организатором и модератором круглого стола «На пути к созданию мировой сети школ диалога культур» в рамках 13-й ежегодной сессии Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» на тему «Мир за пределами глобального беспорядка», 8-12 октября 2015 г., Родос (Греция). Число участников -  25.

4) Организация презентации 18 июня 2015 г. совместно с Фондом исследований исламской культуры новой книги в академической серии «Восточные философии»  Садр ад-Дин ал-Кунави. «Ключ к сокрытому» (пер. с араб., вступление и примечания Я. Эшотса. М., 2015 . Число участников – около 70 чел, в том числе иностранные гости. Организатор и председатель – М.Т.Степанянц.


Информация об участии сотрудников сектора в научных мероприятиях (Ф.И.О., название конференции и доклада, дата)

  • Ефремова Н.В. Доклад «Проблема теократии в мусульманском реформаторстве» на II Международной научно-образовательной конференции «Бигиевские чтения». Санкт-Петербург,  17-20 мая 2015 г.
  • Карелова Л.Б. Публичная лекция «У истоков японской трудовой этики и корпоративной культуры: трактат Исиды Байгана “Беседы горожанина и селянина”» в рамках проекта ИФ РАН «Анатомия философии: как работает текст», Москва, Библиотека Достоевского, 23 апреля 2015 г.
  • Карелова Л.Б. Доклад «Концепции телесности у современных японских мыслителей Юаса Ясуо  и Хироси Итикавы» на Международной научной конференции «“Живое тело” в истории философии», Москва, ИФ РАН, 19-20 мая 2015 г.
  • Карелова Л.Б. Доклад «Проблема европоцентризма и ориентализма в современной России» на IV Бердяевских чтениях «Россия и Азия: векторы цивилизационного развития» , Владивосток, 16-19 августа 2015 г.
  • Лысенко В.Г. Публичная лекция «RussianscholarFedorStcherbatskyandhisstudiesofIndianPhilosophy» в русском культурном центре, Калькутта, Индия, 2 февраля 2015 г.  См. http://vk.com/club89148206 http://cs621923.vk.me/v621923704/13b8d/jnofQJonuRw.jpg 2 .02.2015.
  • Лысенко В.Г.Публичная лекцияEurocentricstereotypesinteachingIndianphilosophyinRussia». Философский ф-т ун-та г. Майсур (штат Карнатака, Индия), 12 февраля 2015 г. Сообщение в прессе: http://www.thehindu.com/todays-paper/tp-national/tp-karnataka/lecture-on-indian-philosophy-today/article6885355.ece
  • Лысенко В.Г. Публичная лекция «Buddhistatomism». Центральный ун-т тибетских исследований (CUTS),  Cарнатх, Индия, 13 марта 2015 г.
  • Лысенко В.Г. Публичная лекция «Что такое индийская философия  и в чем состоят стереотипы ее восприятия на Западе и в России?» в рамках цикла лекций «Российские индологи об Индии». Москва, ИФ РАН, 10 апреля 2015 г. См.: /page19650598.htm
  • Лысенко В.Г. Доклад «Атомистический подход в буддизме». XXXVI Зографские чтения, организованные МАЭ РАН (Отдел Южной и Юго-Западной Азии), СПбФ ИВ РАН и Восточным факультетом СПбГУ. Санкт-Петербург, 25 мая 2015 г. См. http://so-l.ru/news/show/xxxvi_zografskie_chteniya_25_27_maya_2015_g
  • Лысенко В.Г. Доклад «Место философии в буддизме». Международный форум «Буддизм в диалоге культур Востока и Запада: прошлое, настоящее и будущее». Элиста, Калмыкия 22 сентября 2015 г. См.: http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com_content&task=view&id=4145&Itemid=48
  • ЛысенкоВ.Г.Доклад «Buddhist atomism in comparative perspective». Международнаяконференция «Санскрит и индологические исследования в Индии, России и сопредельных странах» (International conference "Sanskrit and Indological Studies in India, Russia and Neighbouring Countries"), Москва, РГГУ, 29 октября 2015. См.: http://istina.msu.ru/conferences/11498308/
  • Лысенко В.Г. Доклад «Категории Аристотеля и категории (падартхи) индийского философа Прашастапады: сходства и различия». Симпозиум «Аристотелевское наследие в биологии, медицине и этике», Конгресс-центр Первого МГМУ имени И. М. Сеченова, Москва, 11 ноября 2015 г. См. http://www.nsu.ru/classics/Aristotle-October-2015.pdf
  • Лысенко В.Г. Доклад «Что делает тело живым? Тело и одушевляющий принцип в индийской мысли» на Международной научной конференции «“Живое тело” в истории философии», Москва, ИФ РАН, 19-20 мая 2015 г.
  • Лысенко В.Г.Доклад «Lanotiondeurocentrisme  enphilosophie: lesobstaclessurlechemindesonauto-compréhension» (Понятие евроцентризма в философии: препятствия на пути к самопознанию). Международная конференция «Colloqueinternational À l’épreuvedelEurope», Бордо, Франция, 3 декабря 2015 г.
  • Степанянц М.Т. Пленарный доклад «Философия ненасилия versus философия насилия» на научной конференции «Философия мира versus  философия войны: 70- летие Великой Победы. Москва, МГУ, 28 апреля 2015 г.
  • Степанянц М.Т. Выступление «Имам Хомейни и эпоха исторических перемен» на научной конференции  «Творческое наследие имама Хомейни: философские аспекты в контексте современного мира», Москва, ИФ РАН, 3 июня 2015 г.
  • Степанянц М.Т. Доклад  «HowRelevantisInterculturalPhilosophyforIndia?», Первая Международная конференция индологов под патронажем Президента Индии, Нью Дели, Раштрапати Бхаван, Индия, 20-24 ноября 2015 г.
  • Степанянц М.Т. Выступление на секции .  Третий Всероссийский конгресс кафедр ЮНЕСКО, Санкт-Петербург, 13-16 декабря 2015 г.
  • Степанянц М.Т.Доклад «Intercultural Philosophy as the Imperative of the Time». CD FISP meeting and International conference, Банкок, Тайланд, 24-31 марта 2015г.
  • Степанянц М.Т.Доклад «Межкультурное образование как путь к социальной стабильности» , 3rd World Forum on Intercultural Dialogue «Sharing Culture for Shared Security», Баку, Азербайджан, 17-21 мая 2015 г.
  • Степанянц М.Т.Доклад «Мировая сеть школ диалога культур: целесообразность и пути реализации», International Coordinating Committee, World Public Forum «Dialogue of Civilizations»,Вена, Австрия, 4 марта 2015 г.

 

 

НАУЧНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Работа ответственного редактора –

  • Степанянц М.Т. – отв. редактор: Диалог культур. Учебное пособие для учеников 9-10 классов/ Отв. ред. М.Т. Степнянц. М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015. 354 с. (22,25 а.л.)
  • Степанянц М.Т. – отв. редактор академических серий «Восточные философии» и «Сравнительная философия».
  • Титлин Л.И. - отв. редактор: История философии. 2015. Т. 20. М.: ИФ РАН, 2015. 171 с. (13, 36 а.л.)