Институт Философии
Российской Академии Наук




  Кобзев А.И. Китай и атомизм
Главная страница » Периодические издания » Историко-философский ежегодник » Историко-философский ежегодник. 2011. №2010 » Кобзев А.И. Китай и атомизм

Кобзев А.И. Китай и атомизм

Статья представляет собой первое в России обобщенное исследование всех возможных аналогов атомизма в Китае и истории его проникновения туда из-за рубежа. Подробно рассмотрены современные идентификации понятия атома с терминами из классических трактатов: «Мо-цзы», «Чжуан-цзы», «Гуань-цзы», «Чжун юн» и древние способы передачи его индийского варианта китайскими переводчиками буддийской литературы. Особое внимание обращено на самый ранний текст традиционной школы индийской философии – вайшешики, который сохранился только в китайском переводе. Этот атомистический трактат, на санскрите называющийся «Дашападартха-шастра» («Наука десяти категорий»), по-китайски – «Шэн-цзун ши цзюй-и лунь» («Шастра вайшешики / школы побеждающих суждений о десяти категориях»), включен в китайский перевод буддийской Трипитаки.

Он демонстрирует удивительные параллели как с платонической, так и с древнекитайской нумерологией («учением о символах и числах»). Установлен поразительный факт: в переведенном в 6 и 7 вв. на китайский язык трактате Васубандху указана реальная величина атомов – 10-8 см. Прослежена история формирования современного термина «атом», его вариантов, производных и подобий («элемент», «молекула», «монада») в Китае начала XX в. В соответствии со своей общей культурологической теорией глобальной альтернативы Восток–Запад автор сформулировал концепцию сущностной взаимосвязи западного (средиземноморского, индийского, арабо-мусульманского) атомизма с идеализмом и алфавитным письмом, а восточного (китайского и, шире, синистического) континуализма с натурализмом и иероглификой.


Ключевые слова: философия, Китай, синология, атом, атомистика, алфавит, иероглифика, буддизм, вайшешика, нумерология, Восток, Запад.