Институт Философии
Российской Академии Наук




  Доклад А.Ю. Неделя «Гомотопический подход к философии. Индийская философия: Одна или Много?», 1 марта 2016 г.
Главная страница » » Сектор восточных философий » Методологический семинар «Востоковедение и сравнительная философия в 21 веке: вызовы и перспективы» » Доклад А.Ю. Неделя «Гомотопический подход к философии. Индийская философия: Одна или Много?», 1 марта 2016 г.

Доклад А.Ю. Неделя «Гомотопический подход к философии. Индийская философия: Одна или Много?», 1 марта 2016 г.

Методологический семинар Сектора восточных философий

«Востоковедение и сравнительная философия в 21 веке: вызовы и перспективы»

 

Аркадий Юрьевич Недель

(PhD, Сорбонна, Париж)

Гомотопический подход к философии Индийская философия: Одна или Много?

1 марта, 2016 г.

 

Термин «гомотопия» происходит от греческого ὁμός ("одинаковый, похожий") и τόπος ("место, пространство") и означает возможность непрерывного перехода чего-то одного во что-то другое. В математике этот термин, в самом общем виде, означает отношение эквивалентности между непрерывными отображениями, деформацию одного объекта в другой. Применительно к индийской философии, гомотопия означает следующее: какая-либо тема, например, "метаязык" (Панини, Васубандху) у одного автора возникает у другого автора с той же целеустановкой, при этом решение этой темы может принимать иные формы. Гомотопия индийской мысли означает сохранение (ее авторами) единой ментальной структуры, разворачиваемой во времени (с точки зрения стороннего наблюдатея), но это время исключительно интеллигибельное, а не историческое. Гомотопический метод спорит с некоторыми классическими интерпретациями природы индийского мышления: «инклюзивизмом» П. Хакера, «пресуппозициями» К. Поттера, с теориями К. Сатчидананды Мурти и Б. Хайманн. При всем их различии, этих авторов объединяет линеарный анализ механизма порождения философий в Индии, как если бы мысль этой страны подчинялась истории. Что не так. И в этом плане эта мысль не «развивается», как европейская, совершенствуя начатое; она видоизменяет (иногда in toto) само знание. Даже буддизм в данном случае не составляет исключения уже потому, что гомотопически связан с другими "топосами" индийской мысли решением сотериологической проблемы.

 

Видеозапись лекции

 

 

 

Видеозапись обсуждения