Институт Философии
Российской Академии Наук




  Воспоминания д.ф.н. внс А.С. Майданова
Главная страница » » Сектор философских проблем творчества » Мемориально-исторический раздел » История сектора: воспоминания сотрудников сектора » Воспоминания д.ф.н. внс А.С. Майданова

Воспоминания д.ф.н. внс А.С. Майданова

   Майданов Анатолий Степанович

Майданов Анатолий Степанович

Доктор философских наук, ведущий научный сотрудник.

Область научных интересов: философия науки, эпистемология, семиотика, мифология, история культуры, культурология

 

 

 

 

По ступеням истории сектора креативности

Воспоминания и размышления А.С.Майданова

 

 

Глава первая

Хронология преобразований сектора философских проблем творчества

 

                Этот сектор, возникший и развивавшийся в Институте философии РАН, прошел сложный и довольно динамичный путь в своем существовании. Его хронология складывается из нескольких стадий.

            Первая стадия совпадает со временем существования сектора «Теории отражения и современного научного познания» (1971 – 1977 гг.). Это был вновь сформированный сектор, руководство которым было поручено видному специалисту по теории познания, методологии науки и логики, д.ф.н., профессору философского факультета МГУ Дмитрию Павловичу Горскому (1920 – 1994 гг.).  Как раз незадолго до этого в Институте было проведено специальное заседание Ученого совета, посвященное 50-летию этого талантливого и полного творческих сил ученого. Его заслуги в области философии были высоко оценены в большом докладе заместителя директора Института Федора Тимофеевича Архипцева. Именно в то время был сформирован основной состав сотрудников сектора, который постепенно обновляясь, просуществовал относительно долгое время. В этот состав входили кандидаты философских наук  Г.А.Давыдова, В.И.Кураев, Г.Д.Левин, И.К.Лисеев, А.С.Майданов, А.Л.Никифоров, В.Н.Порус, В.С.Черняк, Й.Элез и др. С самого начала Д.П.Горский четко определил направление исследований сектора. Они были нацелены на изучение современного научного познания, рассматриваемого через призму неортодоксально, творчески понимаемой диалектики. Важно отметить, что некоторые сотрудники уже на этой начальной стадии имели публикации, посвященные проблемам креативности. Среди них, в частности, можно назвать монографию Г.А.Давыдовой «Творчество и диалектика» (М.: Наука. 1976).

            Вторая стадия в истории сектора наступила с приходом в Институт из Министерства высшего образования д.ф.н. Александра Петровича Шептулина (1929 – 1993). Он заменил Д.П.Горского на посту заведующего сектором, а тот в свою очередь был назначен руководителем сектора логики. Поскольку же областью научных интересов Шептулина была диалектическая логика, то и сектор был в основном сориентирован на исследования в рамках этой дисциплины и вследствие этого был переименован в сектор «Диалектической логики» (1977 – 1988 гг.).

            Одной из важных черт второй стадии истории сектора было все более частое и глубокое обращение внимания сотрудников к феномену творчества, которое всей своей природой было и всегда будет тесно связано с диалектическим подходом.  К последним годам этой стадии такая связь стала настолько очевидной и интенсивной, что встал вопрос о специальном определении места исследований в этой области в организационной структуре и проблематике сектора. Тогдашний заместитель директора Института по научной работе Владимир Иванович Купцов предложил сектору сформировать из его сотрудников особую исследовательскую группу по изучению научного творчества. В группу вошло сначала пять человек. Ее руководителем назначили меня. Группа работала в 1986 – 1989 гг. в рамках сектора диалектической логики. Она продемонстрировала высокую эффективность, достигла хороших результатов и стала центром притяжения к сектору других сотрудников Института.

            Третья стадия в истории сектора – это преобразование его в целом в подразделение, полностью занимающегося исследованием творчества. Сектор «Диалектической логики» был преобразован в сектор «Философских проблем мышления и творчества» (1989 – 1990 гг.). Заведующим сектором был назначен д.ф.н. Игорь Петрович Меркулов (1945 – 2008 гг.)

            Четвертая стадия сектора началась в 1990 году, когда по решению Ученого совета Института из-за соображений актуальности он был переориентирован на исследования по эволюционной эпистемологии  и был назван сектором «Эволюционной эпистемологии». Руководителем сектора остался И.П.Меркулов, который возглавлял его до своей смерти. Меркулова сменила заместитель заведующего сектором д.ф.н. Елена Николаевна Князева (1959 г.) Как специалист, она сложилась в этом секторе, обучалась здесь в аспирантуре, здесь же защитила кандидатскую и докторскую диссертации.

            В 2013 году сектор претерпел последнюю до настоящего времени трансформацию. По решению Ученого совета Института он был переориентирован на свою прежнюю проблематику и ему было возвращено старое название – «Сектор философских проблем творчества». Заведующей сектором была назначена д.ф.н. профессор Наталья Михайловна Смирнова. Сектор занимается исследованием не только научного творчества, но и других его видов – философского, социального и художественного. Такое преобразование сектора обусловлено тем, что он при своей прежней ориентации неизбежно в той или иной степени дублировал проблематику смежных секторов.

            Описанный выше занимательный факт наличия нескольких наименований одного и того же сектора побуждает к тому, чтобы подобрать для всех случаев  какое-то одно название, которое позволяло бы видеть за разными наименованиями один и тот же сектор. Такое наименование должно иметь в виду некоторый общий признак, присущий, казалось бы, различным видам сектора. Таким признаком вполне может быть общая черта этих видов. Ею является отнесенность этих видов к такому одному признаку, которым является творчество, или креативность. А поэтому все виды наименования сектора можно представить в целях удобства восприятия его истории одним выражением – сектор креативности. Именно таким, по своей сущности, он и был на всех стадиях своей неспокойной истории.

 

Глава вторая

Стадия зарождения сектора креативности (1971-1977 гг.)

На этой первой стадии своего существования сектор носил довольно   сумбурное название «Сектор теории отражения и современного научного познания». В этом названии соединились два разнородных представления. В термине «Теория отражения» догматично закреплялось одностороннее и механистическое понимание познания как пассивного, шаблонного копирования внешних объектов, исключающее элемент активного конструирования и изобретения мысленных образов. В слова же «Современное научное познание» вкладывалась именно эта, только что названная черта познавательной деятельности. Тем самым кто-то из авторов этого названия пытался ослабить значение его первой половины. Этим «кто-то» был Дмитрий Павлович Горский. Из его слов, высказанных в том числе и в моем присутствии, следовало, что он как раз и хотел второй половиной названия нацелить внимание сотрудников нового сектора именно на творческую, конструирующую сторону познавательного процесса, которая особенно ярко проявляется в современном познании. Первую позицию продвигал тогдашний директор института Б.С. Украинцев. Горский же в течение своего руководства сектором сумел ограничить разумными рамками «отражающую» сторону точки зрения на познание и со своей стороны выдвинул и сформулировал несколько важных положений диалектического характера, раскрывающих креативность познавательной деятельности, свойственную ей способность не только копировать чувственно воспринимаемую картину мира, но и творить новый мир – мир специфических идеальных конструктов.

Определяя содержание исследований сектора, Горский разработал новую модель диалектики как методологии и логики познания. Эта модель объединила существовавшие до той поры разрозненно и фрагментарно, а то и вообще отсутствовавшие компоненты диалектики. Из-под его пера вышла наиболее полная, целостная и логически строго построенная структура этой дисциплины. Сформировав ее, он, по существу, получил результат, который можно считать логико-методологическим открытием в области теории познания. Этот результат придал исследованиям по диалектической логике большую целенаправленность, систематичность и единство. Сам Горский называл предложенную им концептуальную модель «опытом систематического изложения диалектической логики». Таким изложением она в действительности и была. Приведу оглавление книги, написанной сектором по этому плану, чтобы читатели могли сами убедиться в новаторском для того времени и органически целостном характере этой структуры.