2023 год ТЕМА НИР: «НАУКА, ЧЕЛОВЕК И ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»
ВВЕДЕНИЕ Объект исследования Современное естествознание как важнейшая компонента техногенной цивилизации и перспективы его эффективного философского осмысления в релевантном социокультурном контексте.
Современное развитие человечества в условиях техногенной цивилизации ведет к стремительному возрастанию зачастую непредсказуемого технологического воздействия достижений науки и научной деятельности в целом на самые разные сферы общественной жизни. Эффективное философское осмысление социокультурного потенциала и форм развития естественных наук в контексте техногенной цивилизации является остро актуальным как в плане социально-практической ориентации науки, так и в качестве стимула для роста научного знания. Современная цивилизация приблизилась, в частности, также в силу своей техногенной природы, к рубежам, перспективы благоприятного выхода за которые настоятельно требуют основательного философского осмысления особенностей и возможностей развития естественных наук. О значимости обращения к релевантной проблематике свидетельствует ряд протекающих в современной цивилизации глобальных кризисных процессов. И практически все эти процессы – от обострения глобальных экологических проблем до радикальной перестройки социально-экономической структуры общества, от атомной угрозы до социально-гуманитарных последствий цифровизации жизни и роботизации производства – так или иначе, связаны с достижениями современного естествознания. Ныне меняется сама наука, интенсивно меняется ее стержневая сфера – естествознание. Понять происходящие в ней процессы (в сфере ее методологии, в характере научных коммуникаций, в ее технологической составляющей) и оценить отражение этих процессов в их влияние на общество – актуальная тема философии, имеющая очевидные практические аспекты. Поэтому, ответы на социокультурные вызовы, которые возникают сегодня, в жизни техногенной цивилизации, требуют, в существенной мере, философской проработки достижений и проблем современной естественной науки, питающей техногенную цивилизацию, выступающей ее важнейшим смысловым основанием и, тем самым, влияющей на перспективы ее развития. В отчетный период работа сотрудников сектора развертывалась в контексте реализации трех основных исследовательских целей и соответствующих задач.
Философское осмысление современных идей и открытий в области наук о живом (биологии, экологии, генетики) и наук о физической структуре реальности (квантовая физика, космология) весьма значимо в его проекции на мировоззрение и социально-культурное сознание агентов современной техногенной цивилизации. В 2023 году сотрудники сектора концентрировали свое внимание на прояснении философского смысла достижений естественных наук в контексте современной, по сути своей кризисной, социокультурной ситуации. 1. Сектор последовательно проводит философское исследование достижений и проблемных узлов в продвинутых областях современной физики (приобретающей параметры полидисциплинарных исследовательских программ мегасайенс), 2. Аналогичные цели сотрудники сектора реализуют в сфере наук о живом (столь же полидисциплинарного комплекса биологических наук, в том числе о человеке, интенсивно меняющихся сегодня под влиянием экологической тематики). Комплексной исследовательской целью сектора является выявление значимого потенциала этих наук для ответов на кризисные цивилизационные вызовы. Именно контекст этих вызовов определяет цели и, соответственно, задачи исследований, предпринимаемых сотрудниками сектора и в сфере методов этих направлений естествознания, и в характере их научных коммуникаций, и при оценке отражения этих процессов в самосознании ученых. Подчеркнем, реальное общение с работающими учеными (биологами, физиками, математиками) является приоритетной задачей сотрудников сектора, поскольку в этом общении удается выявить наиболее актуальные и нуждающиеся в философском осмыслении аспекты современной науки. 3. Третьим направлением исследовательской активности сотрудников сектора, отчасти присутствующим в реализации первых двух направлений исследований, а отчасти выступающим как самостоятельная концептуальная «надстройка» над их конкретными разработками (философской проблематики современной физики и наук о живом), является целенаправленный анализ философско-методологической проблематики, порождаемой изменением характера коллективности современной науки, в рамках полидисциплинарных исследовательских программ. В центре внимания этого направления работы сотрудников сектора коллективный субъект современного естественнонаучного познания - эпистемологический смысл коллаборации и проекция этого феномена на кризисную антропологическую проблематику цивилизационных вызовов. Методология Помимо общеизвестных методов философского анализа, в работе сотрудников сектора особое место занимают семинары и совместная, коллаборативная по своей сути, работа над публикациями с представителями наиболее продвинутых областей физики и биологии, исследовательская активность которых предполагает учет социально-гуманитарной тематики. Кроме того, с учетом существенной коллективности современного научного познания, которая мало разработана в сложившейся философии науки, было обращено повышенное внимание на изучение этого аспекта современных познавательных процессов, что предполагает привлечение методов лингвофилософского анализа языка современной науки в аспекте междисциплинарных коммуникаций внутри науки и внешних социокультурных взаимодействий. Возможная практическая применимость результатов исследования Анализ релевантной тематики осуществлялся с учетом опыта ее предшествующей разработки сотрудниками сектора. В частности, особое внимание было обращено на философский анализ исследовательских программ в области квантовой механики в связи с ее повышенной практической значимостью для современной техногенной цивилизации в целом, а кроме того, в плане проекции специфической проблематики времени на самосознание современного человека. В области разработки философских проблем современной биологии, внимание концентрировалось на проблематике, так или иначе связанной с глобальным экологическим кризисом, сотрясающим самые основы современной цивилизации, в частности, в области экологии информационной среды. Все указанные направления работы важны для раскрытия практического потенциала современного естествознания. Уже на этом этапе исследований полученные результаты могут быть применены при выработке предложений по совершенствованию методологической структуры науки, а также в качестве проекции на сферу образования. Практическая значимость и применимость проводимых исследований реализуется прежде всего благодаря переводу социокультурных запросов и вызовов современного техногенного общества в эпистемологический план внутренних проблем современного естествознания, что позволяет методологически ориентировать продвинутые направления науки. Свидетельством значимости такого рода исследований может служить стремление ученых, работающих в конкретных сферах современного естествознания, к сотрудничеству с сектором (В.И. Данилов-Данильян (эколог), Ю.С. Владимиров (физфак МГУ) и др.
Важнейшим результатом проведенных сектором в рамках мегатемы исследований является разработка методологических аспектов полидисциплинарных параметров современных продвинутых исследований как в области физики, так и в области наук о живом. В центре внимания оказывается проблематика коллаборационной природы современной науки, построенной на сотрудничестве специалистов различных дисциплин в рамках научных исследовательских программ, ориентированных на социокультурные запросы и вызовы техногенной цивилизации. Проведенные исследования демонстрируют как проблемные, так и вполне продвинутые аспекты развития различных областей естествознания в этом ракурсе. Вклад в разработку этой тематики внесли работы Б.И. Пружинина, в которых продемонстрирован междисциплинарный и человекоразмерный характер современных мегасайенс (Пружинин Б.И. Междисциплинарность как феномен современной науки, или об актуальности идей М.К. Петрова // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2023. Т. 9. № 4. С. 5-10. DOI: 10.18413/2408-932Х-2023-9-4-0-1. ISSN 2408-932Х), а также показана принципиальная связь науки и образования в информационную эпоху, исследованы методологические характеристики эпистемологической стратегии социального программирования в науке и образовании (Пружинин Б.И., Щедрина И.О., Щедрина Т.Г. Социальное программирование в студенческой аудитории: мотивация на познание // Вопросы философии. 2023. № 10. С. 5-15. DOI: 10.21146/0042-8744-2023-10-5-15. ISSN 0042-874; Пружинин Б.И., Щедрина И.О., Щедрина Т.Г. Архив университетской науки как ядро исследовательского образования в России: «мотивационный» потенциал социального программирования // Высшее образование в России. 2023. Том 32, № 12. С. 107-119. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-12-107-119. ISSN 0869-3617 (Print) ISSN 2072-0459 (Online)); Ю.В. Хен, показавшей, что основной недостаток синтетической эволюционной теории, призванной объединить дарвинизм (т.н. первый синтез) с данными генетики, состоит в том, что она оказалась неспособна навести мосты между макро- и микроэволюцией, а также представить натуралистическую картину развития жизни на земле от прокариот до высших форм животных и растений. (Хен Ю.В. Эволюционные концепции современной биологии: некоторые проблемы «третьего синтеза» // Третьи Степинские чтения. Перспективы философии науки в современную эпоху. Москва 20-21 июня 2023. Материалы международной конференции. Москва-Курск: Университетская книга. 2023. ISBN 978-5-907818-40-80. С. 247-251); исследования А.Ю.Севальникова, посвященные особенностям онтологии пространства и времени, выходящим за рамки квантовой теории в область трактовки феномена будущего (Севальников А.Ю. "Космофизические процессы" в их наблюдаемой универсальности (к открытым вопросам исследований А.Л. Чижевского и С.Э. Шноля) // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2023. Т. 9. № 4. С. 28-39. DOI: 10.18413/2408-932Х-2023-9-4-0-3. ISSN 2408-932Х); Е.В. Петровой, показавшей полидисциплинарную сущность современной экологической науки, постепенно обретающей статус междисциплинарного методологического принципа (Петрова Е.В. Экология как методологический принцип // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. Материалы XIV Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции с международным участием. Чита, ЗабГУ, 2023. 187 с. С. 55-65. ISBN 978-5-9293-3224-1).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ОТЧЁТА О НИР 1.1. Название подтемы (ФИО сотрудника(ов)) Проблемы био- и экофилософии в свете проблем и перспектив техногенной цивилизации. (Лисеев И.К., Хен Ю.В., Петрова Е.В.)
Исследованы некоторые проблемы т.н. «третьего синтеза» в эволюционной биологии, вытекающие из осознания проблем СТЭ. Показано, что основной недостаток синтетической теории, призванной объединить дарвинизм (т.н. первый синтез) с данными генетики, состоит в том, что она оказалась неспособна навести мосты между макро- и микроэволюцией, а также представить натуралистическую картину развития жизни на земле от прокариот до высших форм животных и растений. Другая существенная проблема - это необъяснимая целесообразность всего живого, которая никак не вытекает из концепции естественного отбора, как движущей силы видообразования. Было показано, что обе означенные лакуны хорошо перекрываются эпигенетическими механизмами (Г.Х. Уоддингтон) и концепцией случайной эволюции. (Хен Ю.В. «Эволюционные концепции современной биологии: некоторые проблемы «третьего синтеза» // Третьи Степинские чтения. Перспективы философии науки в современную эпоху. Москва 20-21 июня 2023. Материалы международной конференции. Москва-Курск: Университетская книга. 2023. ISBN 978-5-907818-40-80. С. 247-251). Рассмотрено влияние гуманитарной экспертизы на внедрение новейших технологий в биомедицинской области. Отмечается, что защита человека от всех видов потенциального ущерба, возникающего в процессе внедрения новых лекарств и технологий, на современном этапе сменяется проблемой продвижения исследований в неблагоприятных условиях чрезмерной регламентации и многочисленных запретов, количество которых нередко выходит за границы разумного. С распространением требования «политкорректности» на все сферы общественной жизни, а также с ростом изощренности юридических препон, этический контроль, сопровождающий научные изыскания, превращается в «тормоз» на пути прогресса. В этой связи, обосновывается необходимость установления разумного баланса между запретами и разрешениями на использование человеческого материала в тех исследованиях, где он ничем не может быть заменен. (Хен Ю.В. Этос науки: гуманитарная экспертиза инновационных технологий в биологии и медицине // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2023. Т. 9. № 4. С. 40-52. DOI: 10.18413/2408-932Х-2023-9-4-0-4. ISSN 2408-932Х; Хен Ю.В. Человек как объект лабораторных исследований в зеркале гуманитарной экспертизы // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. Материалы XIV Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции с международным участием. Чита, ЗабГУ, 2023. 187 с. С. 171 – 179. ISBN 978-5-9293-3224-1) Дана критика современных трансгуманистических идей, подчеркивающих превосходство искусственного разума над естественным разумом человека с целью использования искусственного разума как инструмента для достижения глобальной власти над человеком и трансформации человеческой природы. Показано, что это открывает невиданные ранее возможности внешнего воздействия на человека и программирования социальных процессов, что может означать наступление эры постчеловека (Гнатик Е.Н., Лисеев И.К. Эпоха постчеловека как трансгуманистический образ будущего // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 2. С. 284-293. ISSN: 1999-9836 (Print); ISSN: 2713-3397 (Online). DOI: https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_2_11_284_293). Проведен анализ проблематики дисциплинарных онтологий в экологической науке. Предпринято сравнение понятий «региональные онтологии», «дисциплинарные онтологии» и «специальная научная картина мира». Проведен краткий анализ этих понятий в рамках концепций Э. Гуссерля и В.С. Степина. Сделан вывод о том, что современная экологическая наука настолько расширила область своего применения, что в ней сосуществуют несколько дисциплинарных онтологий. С одной стороны, это означает расширение проблемного поля и, соответственно, практической применимости экологической науки. С другой – порождает разрозненность и оторванность друг от друга внутриэкологических дисциплин (классическая биоэкология, информационная экология, социальная экология, экология культуры и т.д.), представители которых не всегда понимают друг друга. Путем выхода из сложившейся ситуации могла бы стать ориентация ученых на работу не строго в рамках научных дисциплин, а, например, над конкретными проблемами или в рамках определенной методологии. Такой методологией мог бы стать общий универсальный экологический метод (Петрова Е.В. Дисциплинарные онтологии и проблема понимания в экологии // «Экспедиции» в науку. Архитектоника региональных онтологий / под ред. Б. И. Пружинина, Т. Г. Щедриной. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. С. 197-206. ISBN 978-5-98712-387-4). Предпринята попытка показать, что современная экология выходит за рамки чисто биологической науки и обретает статус междисциплинарного методологического принципа. Такого рода принцип исходит из того, что любой объект или явление можно рассматривать через призму окружающей среды. Значимая смысловая среда или умвельт оказывает влияние на объект, но меняется и сама по принципу обратной связи. Такое понимание экологии сложилось через расширение её предмета. Кроме биологической экологии, в современной экологии можно выделить экологию культуры, экологию духа, информационную экологию. Сделан вывод о том, что в понятие окружающей среды современная экология включает не только природные, но и нематериальные объекты, и даже символические миры. (Петрова Е.В. Экология как методологический принцип // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. Материалы XIV Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции с международным участием. Чита, ЗабГУ, 2023. 187 с. С. 55-65. ISBN 978-5-9293-3224-1) Проанализировано соотношение развития экологической науки с типами научной рациональности В.С. Степина. Сделан вывод о том, что на разных исторических этапах развития экологии можно выявить черты классической, неклассической или постнеклассической рациональности. Экология как классическая наука опиралась на механистическую картину мира. Неклассические черты экология приобрела с развитием представлений о саморегулирующихся системах (экосистемах и биогеоценозах). Современная экология отвечает критериям постнеклассической науки: междисциплинарность, «человекоразмерность» и гуманистическая ориентированность, включение в науку ценностных ориентаций. (Петрова Е.В. Развитие экологии и типы научной рациональности // Третьи Степинские чтения. Перспективы философии науки в современную эпоху. Москва 20-21 июня 2023. Материалы международной конференции. Москва-Курск: Университетская книга. 2023. ISBN 978-5-907818-40-80. С. 216-219). Представлены размышления над монографией И.О. Щедриной «Историческая память и нарратив: экологические контексты». Данная монография проанализирована в связи с актуальным современным трендом по превращению экологии в универсальный междисциплинарный методологический принцип. Значимая для современного человека окружающая среда, его умвельт, понимается И.О. Щедриной как сложная конфигурация символических миров, нарративов. Одна из важнейших задач экологии сегодня, без решения которой невозможно преодоление экологического кризиса – формирование экологического сознания. Важность сохранения природы И.О. Щедрина обосновывает не с помощью привычного рационального естественнонаучного подхода, а через эмоциональную, личностную, гуманитарную сферу - через человеческую память, самосознание, нарратив, психологический контекст. В своем анализе И.О. Щедрина опирается на широкий спектр концепций и авторов: от психологических интерпретаций самосознания (Л.С. Выготского, Р. Бернса, Ст. Кляйна, Дж. Килстрома, В.В. Столина и др.) до проблемы исследования исторических и автобиографических нарративов (Д. Деннета, Ж. Женетта, Ф. Лежёна). Сделан вывод о том, что в концепции И.О. Щедриной можно увидеть развитие и переосмысление идей Н.Ф. Реймерса и Д.С. Лихачева об экологии духа и экологии культуры, хотя напрямую эти авторы и не упоминаются. Путем включения в экологический дискурс понятий нарратива и исторической памяти И.О. Щедрина вносит существенный вклад в развитие важнейшей тенденции постнеклассической науки – гуманитаризации естественнонаучного знания. (Петрова Е.В. Историческая память и нарратив: экологические контексты (размышления над книгой) // Вопросы философии. 2023. № 10. С. 131–140. ISSN 0042-8744. DOI: 10.21146/0042-8744-2023-10-131-140.)
1.2. Название подтемы (ФИО сотрудника(ов)) Философские проблемы физики в современной научной картине мира (Севальников А.Ю., Крушанов А.А., Антипенко Л.Г.) Проведена систематическая работа по осмыслению трансдисциплинарных исследований, изучающих универсальные свойства и закономерности реальности. В данном случае очень интересно и значимо то, что такие свойства и закономерности присущи и неорганическим, и органическим, и социальным системам. И именно на этой основе сегодня предпринимаются попытки выработки обоснованной энвайронментальной стратегии человечества. Такая работа позволяет выстроить очень масштабный контекст для объективного анализа долгосрочных тенденций и явлений в истории человечества и в его взаимоотношении со средой его обитания. Это позволяет понять, насколько выявляемые тенденции долгосрочны или краткосрочны, чтобы это учитывать при оценке долгосрочных перспектив развития человечества. В дополнение к этому рассмотрен вызов существующей картине мира, который создает открытие «неожиданных» универсальных свойств и закономерностей. Это влияние столь серьезно, что можно ожидать значительного изменения картины мира, благодаря чему могут появиться новые сильные возможности для переноса понятий и методов из одних наук в другие, а в целом такая работа может привести к заметному упрощению имеющегося массива знаний в целом. Результаты проведенной работы в целом и систематически нашли отражение в монографии. (Крушанов А.А. «Трансдисциплинарные связи науки (философско-методологические аспекты». Результаты исследований готовятся к печати.). Промежуточные результаты отражены также в ряде других публикаций (Крушанов А.А. О научной картине мира, которая теряет определенность// Вестник РФО. 2022. Вып. 3-4 (101-102). С.43-54. ISSN 1606-6251. DOI: 10.2114611606_6251_2022_3/4_43_54; Крушанов А.А. Исследование Большой эволюции в работах современных российских авторов // Universum: общественные науки. 2023. № 11. С. 44-48. DOI 10.32743/UniSoc.2023.102.11.163350. ISSN: 2311-5327; Крушанов А.А. XXI век: движение к новому образу мира // Третьи Степинские чтения. Перспективы философии науки в современную эпоху. Москва 20-21 июня 2023. Материалы международной конференции. Москва-Курск: Университетская книга. 2023. ISBN 978-5-907818-40-80. С. 200-204) Работы 2023 года, как и все предыдущие работы А.Ю. Севальникова, были направлены на поиски обоснования новой онтологии. Если практически все предыдущие работы автора были связаны с квантовой теорией, то в работах этого года рассматривается возможность применения принципов, сформулированных ранее, к области иных физических явлений. Конкретно рассматривались т.н. «эффекты Шноля» и циклы периодичности солнечной активности. Объяснение наблюдаемых закономерностей оказывается невозможным в рамках сложившейся физической парадигмы, и той имплицитной философии, которую она подразумевает. Комплекс идей, которые автором развиваются более 30 лет, позволяют дать объяснение этим явлениям. Конкретно используется «обобщенный принцип Маха», который впервые в своем простейшем варианте предложил в свое время ещё А. Эйнштейн. Впоследствии он развивался рядом других физиков, в частности, К.Ф. фон Вайцзеккером и Ю.С. Владимировым, на работы которых собственно и опирался автор. Отмечено, что К.Ф. фон Вайцзеккер, хотя фактически и сформулировал «обобщенный принцип Маха», впоследствии от него отказался, и связано это было с тем, что он не смог найти ему обоснование в тех рамках, что задавал его подход к принципам (одновременно физическим и философским) теории, которую он развивал. В бинарной геометрофизике Ю.С. Владимирова этот же принцип является ключевым, как и в онтологической картине мира, развиваемой А.Ю. Севальниковым. Суть его состоит в том, что бытие частиц, составляющих материю («ненаблюдаемые» бытие потенциальное), отнесено к иному модусу бытия, и оно определяет, конституирует обычный пространственно-временной порядок сущего («наблюдаемые», бытие актуальное). Модус «ненаблюдаемого» лишен обычных пространственно-временных характеристик. Здесь отсутствует обычный ход времени, на этом модусе бытия мы можем говорить только о «протовремени», а вот аналог пространства мы здесь вообще не можем ввести. Для «положения» частиц мы не можем ввести понятия «больше-меньше», «ближе-дальше». Это - непредставимый модус бытия, который мы можем описать только математически. Оказывается, что на этом модусе бытия каждая частица «чувствует», с точки зрения взаимодействия, непосредственно любую другую частицу. Именно с этим и связан непосредственно «близкодействующий» характер бинарной геометрофизики Владимирова. Итак, здесь любая частица «чувствует» непосредственно любую другую частицу, которые конституируют Вселенную. Вся Вселенная связана воедино в этом смысле невидимыми нелокальными (квантовыми) связями. Как пример приводится модель атома водорода в теории Владимирова. Он является точной, миниатюрной моделью всей Вселенной, и те структуры, и закономерности, которые определяют строение Вселенной, они же и задают и структуру атома. При этом оказывается, что атом «чувствует» малейшее «дыхание» всей Вселенной. То, что происходит во всей Вселенной, и как бы далеко это не происходило, отражается во внутренних колебаниях атома. Используя такой подход, мы можем говорить о невидимых астрофизических, или «космофизических» закономерностях, пронизывающих всю Вселенную. Именно это и дает возможность объяснения эффектам Шноля. К ним относятся множество наблюдаемых эмпирических феноменов совершенно различной природы: физических, химических, биологических и др. рода эффектов, которые объединяет два одинаковых фактора: 1) «Тонкая структура» этих явлений и, 2) Четкая (и необъяснимая) их периодизация во времени. (Севальников А. Ю. Эффект Шноля и обобщенный принцип Маха // Третьи Степинские чтения. Перспективы философии науки в современную эпоху. Москва 20-21 июня 2023. Материалы международной конференции. Москва-Курск: Университетская книга. 2023. ISBN 978-5-907818-40-80. С. 229-234; Севальников А.Ю. "Космофизические процессы" в их наблюдаемой универсальности (к открытым вопросам исследований А.Л. Чижевского и С.Э. Шноля) // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2023. Т. 9. № 4. С. 28-39. DOI: 10.18413/2408-932Х-2023-9-4-0-3. ISSN 2408-932Х). В 2023 г. А.Ю. Севальниковым начата работа над книгой «Реальность и время: от физики к метафизике». За последние годы в физике произошли колоссальные изменения, касающиеся, прежде всего, основ квантовой механики (КМ), и которые требуют своего философского осмысления. Эти изменения касаются главным образом понимания реальности и времени. Развитие этих идей применительно к настоящей форме времени, оказывается в поразительном соответствии с формулировкой Аристотеля, что время есть ни что иное, как число движения по отношению к прошлому и будущему. В таком подходе миг настоящего оказывается принципиально реалиционным понятием. (Севальников А.Ю. Реальность и время: от физики к метафизике. Монография. Результаты исследований готовятся к печати.) Рассмотрены три научные открытия, принадлежащие школе отечественной мысли: не-евклидова геометрия Н.И. Лобачевского, периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева и паранепротиворечивая логика Н.А. Васильева. Показано, что логическим инструментом в каждом из этих открытий служит комплементарно-диалектическая логика, представленная Л.Г. Антипенко в книге «Проблема неполноты математической теории и онтологические предпосылки её решения» (М.: ЛЕНАНД, 2022). Комплементарно-диалектическая логика строится на базе фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, в которой фигурирует операция диалектического отрицания, называемая привацией (Хайдеггер: «Если мы нечто отрицаем так, что не просто исключаем, а, скорее, фиксируем в смысле недостачи, то такое отрицание называют привацией (Privation)»). Классическая логика строится на основании булевой алгебры. В булевой алгебре фигурируют два «предельных» класса: универсальный класс и пустой класс, или пустое множество. В исчислении высказываний этим классам соответствуют значения истина и ложь (формулируются законы противоречия, исключённого третьего и т. д.). При преобразовании классической логики в логику комплементарно-диалектическую пустой класс служит показателем недостачи (неполноты) классической логики в том смысле, что в ней недостаёт интенсионального аспекта логического мышления. Синтез двух аспектов логического мышления – экстенсионального и интенсионального – приводит к комплементарно-диалектической логике. В не-евклидовой геометрии Лобачевского устраняется недостача множества вещественных точек на евклидовой прямой. Эта недостача устраняется тем, что прямая в геометрии Лобачевского заполняется, вдобавок к вещественным точкам, точками мнимыми (комплексными числами). Показано, что примерно так же sui generis работает комплементарно-диалектическая логика в двух других описываемых нами открытиях. Указано ещё на один характерный пример применения привации. В математической теории множеств показателем её недостачи (неполноты) служит пустое множество. Оно наглядно выступает аналогом Ничто в связке Бытия и Ничто в фундаментальной онтологии Хайдеггера. (Антипенко Л.Г. О научных достижениях русской цивилизации: ключ к научному и научно-философскому творчеству // Метафизика. 2023. №1 (47). С. 9-18. ISSN 2224-7580. DOI: 10.22363/2224-7580-2023-1-9-18)
1.3. Название подтемы (ФИО сотрудника(ов)) Общие проблемы философии науки в их культурно-историческом измерении (Пружинин Б. И., Королев А.Д., Черновицкая Ю.В.) Проблематизируются идеи известного философа и методолога науки Михаила Константиновича Петрова (1923–1987), столетний юбилей которого мы отметили в апреле 2023 года. Выдвинутые в свое время М.К. Петровым идея социокода, а также положения об изменении социокультурного статуса и основных эпистемологических характеристик современной ему науки обсуждаются не только в их предметном содержании, но и в ракурсе представления проблемного поля, в котором они оказываются сегодня весьма актуальными. В центре внимания концепция междисциплинарности, которую М.К. Петров исследовал как социокультурный феномен сквозь призму человекоразмерности и раскрывал ее значимость для фундаментальных и прикладных научно-исследовательских программ (Пружинин Б.И. Междисциплинарность как феномен современной науки, или об актуальности идей М.К. Петрова // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2023. Т. 9. № 4. С. 5-10. DOI: 10.18413/2408-932Х-2023-9-4-0-1. ISSN 2408-932Х). Социальное программирование рассмотрено в качестве философско-методологической стратегии, ориентирующей современные образовательные практики на решение главной проблемы российского образования: мотивирование учащихся на самообразование, самостоятельное расширение сферы знания и компетентности. По мнению авторов, основной причиной, в силу которой мотивация учащихся превратилась в проблему (причем далеко не только российского образования), является отставание образовательных практик от интенсивно трансформирующихся технологических, а стало быть, и социально-экономических запросов современного общества. Определенный вклад в решение данной проблемы может внести ориентация учащихся на активное усвоение знания в ходе их творчески-конструктивного участия в учебных программах, построенных с применением стратегии социального программирования, что позволит обучающему четко определить место и роль каждого участника совместной деятельности, направленной на достижение «запрограммированной» для данного коллектива учебной цели, а обучаемому – содержательно корректировать учебную программу. Организованный таким образом учебный процесс обеспечивает активное усвоение релевантного массива знания и позволяет внести такие изменения в коллаборативную структуру программы, которые предполагают когнитивное расширение содержательной составляющей обучения. (Пружинин Б.И., Щедрина И.О., Щедрина Т.Г. Социальное программирование в студенческой аудитории: мотивация на познание // Вопросы философии. 2023. № 10. С. 5-15. DOI: 10.21146/0042-8744-2023-10-5-15. ISSN 0042-874). Социальное программирование как особого рода организация целеориентированной совместной деятельности рассмотрено в контексте культурно-исторической эпистемологии, в основании которой лежит понимание знания как знаково-семиотического, исторического феномена. Такой подход, по мнению авторов, позволяет по-новому раскрыть образовательный и педагогический потенциал социального программирования, которое привлекает сегодня внимание, прежде всего, социологов, политологов, экономистов, лишь отчасти затрагивающих его познавательные параметры. Между тем, обращение к эпистемологическому измерению социального программирования позволяет акцентировать в нем характеристики, значительно расширяющие сферу его применения, и в частности, открывающие дополнительную возможность весьма эффективно мотивировать учащихся на самообразование, на творческое, по своей сути, осмысление знания как социокультурной ценности. «Мотивационный» потенциал социального программирования приобретает сегодня особенно важную роль в учебных структурах «исследовательского образования». В подобных структурах пошаговое программирование открывает для учащегося, с одной стороны, последовательность операций, приводящих исследование к знанию как цели образования, а с другой, радикально меняет в глазах учащихся процесс усвоения определенных учебной программой сведений, поскольку предполагает участие в их «создании». При этом, присутствие социального измерения в программировании придает культурно-исторический смысл последовательности усилий учащихся, что открывает дополнительные возможности для мотивирования их активности через апелляцию к культурно-историческому статусу научной деятельности, в рамках которой впервые было создано данное знание. В статье демонстрируется опыт реализации одной из таких возможностей дополнительного стимулирования установки на самообразование через приобщение учащихся философских факультетов к архивным исследованиям университетской науки в России. (Пружинин Б.И., Щедрина И.О., Щедрина Т.Г. Архив университетской науки как ядро исследовательского образования в России: «мотивационный» потенциал социального программирования // Высшее образование в России. 2023. Том 32, № 12. С. 107-119, DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-12-107-119. ISSN 0869-3617 (Print) ISSN 2072-0459 (Online)). Рассмотрены социальные и правовые аспекты функционирования коллективного субъекта познания на примере мегасайенс-проектов, их основные характеристики, организационно-правовые формы, нормы правового регулирования. Исследуется применение новых направлений в эволюции права (машинизация, персонализация и др.) к коллективному субъекту. Показано, что деятельность по созданию, функционированию и эксплуатации глобальных исследовательских инфраструктур, установок класса мегасайенс испытывает потребность в изменении регулятивных норм, затрагивается вопрос о трансформации современного права под влиянием цифровых вызовов. (Черновицкая Ю.В. Социально-правовые аспекты глобальных исследовательских инфраструктур // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем востоке. 2023. № 2 (64). С. 128-139. ISSN 1997-2857 (Print). DOI https://doi.org/10.24866/1997-2857/2023-2/128-139.) Предпринята попытка рассмотреть глобальные исследовательские структуры через понятие региона, как области существующего и исследуемого с присущей ему региональной онтологией. (Черновицкая Ю.В. Глобальные исследовательские структуры как предмет «региональной онтологии» // «Экспедиции» в науку. Архитектоника региональных онтологий / под ред. Б. И. Пружинина, Т. Г. Щедриной. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. С. 130-141. ISBN 978-5-98712-387-4) Показаны философские основания непредсказуемости человеческого поведения, что делает невозможной конечную цель глобального управления, а именно: добиться того, чтобы поведением людей можно было управлять. Мы до сих пор не знаем, как работает сенсорная память, подпороговая зона, процесс забывания и многое другое. Это означает невозможность полностью предсказать и оцифровать психику. При изучении высших психических функций человека следует осознавать, что в работу психики человека могут вмешиваться небиологические формы жизни, например, плазмоиды, небелковыми формами жизни автор также считает музыку, математику, язык и т.п. Став носителем нужных небелковых форм жизни, человек вновь приобретает оптимизм и уверенность в завтрашнем дне. Полное описание, объяснение, предсказание, моделирование и управление психикой человека становятся невозможными. Искусственный интеллект бессилен «овладеть» даже таким процессом памяти, как забывание, без чего успешное функционирование психики невозможно. Полностью повторить даже такие процессы человеческой памяти, как кодирование, различные виды хранения и извлечения информации искусственный интеллект не сможет, хотя соответствующие попытки будут продолжаться. Поскольку в настоящее время доля пессимистов растёт во всех странах мира, предложения, выдвинутые автором, направлены на борьбу с апатией, пессимизмом и депрессией. (Королёв А.Д. Возможная смена парадигмы развития психологии XXI века // Время решающих перемен: «звёздный час» науки? М.: КАНОН+, 2023. 488 с. С. 307-312. ISBN978-5-88373-750-2; Королёв А.Д. Возможные трансформации высших психических функций человека в XXI веке // Наука. Общество. Будущее. Тверь: Тверской государственный университет, 2023. 166 с. С. 141-144. ISBN 978-5-7609-1796-6.) Выдвигается гипотеза о том, что важнейшим атрибутом жизни является непредсказуемость. Из этой гипотезы следует, что живая материя (термин, предложенный академиком В.И. Вернадским) взаимодействует с нами через свои копии, двойники живых объектов, в случае уничтожении которых сами живые объекты не страдают, а выдвигают новые копии, новые двойники, предсказать появление которых невозможно. (Королёв А.Д. Виртуалистика: терминология для работы с непредсказуемостью // Инновационные технологии в кинематографе, медиаиндустрии и образовании: IX Всероссийская научно-практическая конференция, Москва, 18-22 октября, 1 ноября 2022 г.: Материалы и доклады / под общей редакцией О. Н. Раева. Москва: ИПП «КУНА», 2022. 331 с. С. 172-180. ISBN 978-5-98547-141-0). Показано, что после разрушения СССР западные страны стали постепенно отказываться от общества потребления. Что делать людям, которые из общества потребления неожиданно попали в общество страха, абсурда и неуверенности в завтрашнем дне? Ухудшение условий жизни можно «оправдать» только внутренней мотивацией, в то время как общество потребления было построено на внешней мотивации. Наиболее популярной моделью внутренней мотивации в западных странах становится экологический фашизм. В работе «Россия и будущее Германии» описано становление экологического фашизма в Германии. Теперь бедствия будут оправдывать не спасением арийской расы, а спасением животного мира, борьбой с потеплением, за чистоту планеты, необходимостью биоразнообразия и другими благими целями. Бороться с таким «зелёным» фашизмом значительно сложнее, чем с фашизмом XX века. Необходимо внимательно исследовать данный процесс, не игнорировать его. (Королёв А.Д. Россия и будущее Германии // Роль философских дисциплин в формировании цивилизационной идентичности на основе российских традиционных ценностей: сборник трудов / Отв. ред.: А.Л. Третьяков. Москва: МПСУ, 2023. 132 с. С. 70-74. DOI: 10.51944/9785977010207. ISBN 978-5-9770-1020-7). Показано, что неразличение числа как суммы однородных физических единиц и числа как названия приводит к утрате рационального мышления. Этот парадокс назван автором эффектом Зазеркалья. Эффект Зазеркалья приводит к псевдоинтегративному знанию, разрушающему границы между явлениями. Задача философии в наше время – разоблачать псевдоинтегративное знание и устанавливать чёткие границы между понятиями, что позволит людям сохранить способность к абстрактному мышлению (Королёв А.Д. Эффект Зазеркалья и виртуальная реальность // Философия и/или новое интегративное знание: сборник материалов VIII Всероссийской научной конференции (с международным участием) [20 - 21 апреля 2023 года] / под науч. ред. Т. А. Никитенко. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. 341 с. С. 95-101. ISBN 978-5-00089-621-1) Рассмотрены особенности восприятия новой реальности. Предлагается важнейшим анализатором человека считать двигательный, а не зрительный; главной ценностью общества считать семью, а не отдельного человека, как это было до сих пор. Предлагается научиться жить одновременно в разных возможных мирах, что позволит избавиться от устаревших стереотипов восприятия и мышления (Королёв А.Д. Психологические риски в условиях новой реальности // Международная конференция «Университет. Образование. Общество (к 300-летию Санкт-Петербургского государственного университета)». Санкт-Петербургский государственный университет, 16-17 ноября 2023 г. Сборник статей / Отв. ред. Н. В. Кузнецов, А. Н. Сунами. Санкт-Петербург: ООО «Сборка», 2023. 1080 c. С. 272-276. ISBN 978-5-85263-069-8) Показана необходимость философского осмысления истории геологии, без чего становление геологии как единой науки невозможно (Королёв А.Д. Участие профессора Г.Ф. Трифонова в работе философских конгрессов // Геннадий Трифонов: геолог, философ, педагог (К 85-летию со дня рождения): Документы, воспоминания, эссе / сост. Э. В. Никитина; Чувашское отделение РФО. – Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2023. 144 с. С. 45-52. ISBN 978-5-7677-3687-4)
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ 1. Перечень опубликованных книг (с указанием ISBN и тиража)
«Экспедиции» в науку. Архитектоника региональных онтологий / под ред. Б. И. Пружинина, Т. Г. Щедриной. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. 250 с. ISBN 978-5-98712-387-4. Тираж 500 экз. Аннотация: Книга написана по мотивам Международного междисциплинарного коллоквиума «Региональные онтологии в современной науке: понимание между опытом и знанием», который состоялся в июне 2023 года. Авторы актуализируют феноменологический подход для осмысления современных проблем философии и методологии науки, а также уточняют и специфицируют исторический смысл «региональных онтологий» и их роль в разрешении методологических проблем полидисциплинарных исследований. В книге обсуждаются следующие проблемы:
2. Перечень статей, опубликованных по теме государственного задания
3. Перечень прочих опубликованных работ
|
|||||
|