Институт Философии
Российской Академии Наук




  2010 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор методологии междисциплинарных исследований человека » Научные результаты » 2010 год

2010 год

Научный отчет сектора методологии междисциплинарных исследований человека за 2010 год

 

Важнейшие научные результаты

Завершено междисциплинарное исследование эволюции образовательных институтов в истории и современности.

Рассмотрены образовательные стратегии в связи с развитием философских и раннехристианских школ Античности и осознания места человека в них (Киселева М.С.Образовательные стратегии в европейской культуре: Античность и Средневековье // Человек вчера и сегодня: междисциплинар. исслед. Вып. 4. М., 2010. С. 19–36). Выделены различные типы авторства (архаический, классический и постклассический) в зависимости от типов культур и методологических установок авторских дискурсов, что определяет приоритеты образовательных технологий (Малков С.М. Концепции авторства и задачи системы образования // Человек вчера и сегодня: междисциплинар. исслед. Вып. 4. С. 37–50). Сделан вывод о возможности применения современных управленческих технологий к образовательным процессам (Резник Ю.М. Социально-гуманитарные технологии управления: к возможности применения в образовательных практиках // Человек вчера и сегодня: междисциплинар. исслед. Вып. 4. М., 2010).

Сравнительное исследование отношения студентов МИФИ (НИИЯУ) и биологического факультета МГУ к нанотехнологиям выявило, что студенты-биологи более критично, чем физики, оценивают возможности био-конструирования человека, а также выделяют факторы риска для здоровья потребителя нанопродукции (Ашмарин И.И.,Степанова Г.Б.Нанотехнологии в оценках студентов-биологов и студентов-физиков // Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып. 4. М., 2010. С. 173–192).

Результатом исследования проблем модернизации современного российского общества, в том числе в связи с образовательными технологиями, явилось осмысление комплексного характера, основных факторов и исторических оcобенностей российской модернизации нач. ХХI в., к которым можно отнести «принуждение к инновациям» (Гранин Ю.Д.Модернизация России: без ученых и педагогов? // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2010. № 3(19). С. 27–39).

Завершена работа над проблемой различения интеллектуального и духовного в культуре, связанная с разработками В.Ж.Келле. Подготовлена к изданию коллективная монография «Человек в интеллектуальном и духовном пространствах» (к 90-летнему юбилею В.Ж.Келле / Отв. ред. М.С.Киселева) с привлечением ученых из других академических институтов, в которой концепция Келле о двух ветвях развития культуры получила широкое междисциплинарное освещение.