Институт Философии
Российской Академии Наук




  2013. Т. 38. № 4
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор социальной эпистемологии » Журнал «Epistemology & Philosophy of Science / Эпистемология и философия науки» » Номера журнала » 2013. Т. 38. № 4

2013. Т. 38. № 4

 

Эпистемология и философия науки. 2013. Т. 38. № 4

Весь номер в формате PDF

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ

 

Порус В.Н. Междисциплинарность  как тема философии науки

В статье анализируется тематическое значение «междисциплинарности» в философии науки. Показано, что хотя термин «междисциплинарность» прочно обосновался в науковедческих дискурсах, философская рефлексия над ним запаздывает. Философию науки интересует в чем состоят и как прокладываются новые направления методологического синтеза, как возникают новые объекты в междисциплинарном пространстве науки, как связывается онтология мультидисциплинарной науки с онтологиями отдельных дисциплин. Показано, что философия науки переходит от типологии междисциплинарных взаимодействий к «топологии» междисциплинарного пространства, то есть к установлению сложных (нелинейных) связей между изменениями, происходящими в структуре и содержании отдельных дисциплин – участниц междисциплинарного взаимодействия. Тема междисциплинарности связывает воедино методологию науки с социологией и психологией научного исследования. Если монодисциплинарное знание об объекте можно представить как «плоскостную» проекцию этого объекта, то в мультидисциплинарном исследовательском пространстве всякая такая проекция связана с другими, а сам объект «восстанавливается» в своем «объемном» или «многомерном» изображении при помощи определенных методологических процедур (взаимный «перевод» понятий,  методологический синтез, устранение «несоизмеримости» значений и т. п.).

 

 

АКАДЕМИЯ

 

Moya C., Grimaltos T. Proper Beliefs and Quasi-Beliefs

In this paper, we distinguish two ways in which someone can be said to believe a proposition. In the light of this distinction, we question the widely held equivalence between considering a proposition true and believing that proposition. In some cases, someone can consider a proposition true and not properly believe it. This leads to a distinction between the conventional meaning of the sentence by which a subject expresses a belief and the content of this belief. We also question some principles of belief ascription, suggest a solution to a famous puzzle about belief and defend the unity of the semantic and causal aspects of beliefs.

 

Микешина Л.А. Эклектика и синкретизм: к вопросу о системности философского знания

Статья посвящена «пасынкам» эпистемологии - синкретизму и эклек-тике, их реальным смыслам и функциям в истории философского знания от Александрийских школ, к оценкам, данным Д. Дидро, от полного отрицания в «системной» философии до необходимого присутствия в философии пост-модернизма.

Ключевые слова: эпистемология, синкретизм, эклектика, история фи-лософии, Д. Дидро, философские  системы, русская философия, логоцен-тризм, постмодернизм

 

Никифоров А.Л. О связи смысла и понимания

В статье предпринят анализ понятия «понимание» в его связи с понятием «значение». Понимание истолковывается как интепретация, т.е. приписывание значений языковым выражениям. Показано, что ограничение значений предметным значением чрезмерно уменьшает сферу понимания языка. Обосновывается мысль о том, что понимание связано с усвоением смысла. Раскрывается сложная структура смысла языковых выражений, состоящая из элементов пяти различных уровней. Обоснован вывод о том, что полное взаимопонимание между людьми невозможно.

Ключевые слова: понимание, значение, семантика, герменевтика, языковой анализ.

 

 

ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ

 

Рац М.В., Котельников С.И. Наука реформирования и реформа РАН

 

Колпаков В.А., Федотова В.Г. Технология постепенных социальных преобразования или социальной инженерии К.Поппера

 

Касавин И.Т. Изучать нельзя реформировать: где запятая?

 

Горохов В.Г. О соотношении традиций и инноваций: что лежит в основе современной философии управления наукой

 

Касавина Н.А. Шаг вперед и два назад: вторичная модернизация по-русски

 

Бажанов В.А. Высокоразвитая наука невозможна без высокоразвитого образования

 

Рац М.В., Котельников С.И. Ответ оппонентам

 

 

ИНОЙ ВЗГЛЯД

 

Касавин И.Т. Социальная эпистемология, натуралистическая онтология и реализм

Современный философский реализм – явление многоликое. Однако метафизическому реализму в рамках аналитической философии, ставящему во главу угла вопросы онтологии, свойственно настаивать на своей аутентичности. Этот тезис обосновывается путем критики конструктивизма и релятивизма, которые представляются как теоретически непоследовательные. Задача статьи заключается в том, чтобы ответить на ряд критических выпадов метафизического реализма и вскрыть его идеологическое содержание. Одновременно показывается, что социальная эпистемология представляет собой более адекватную форму реализма – коммуникативный реализм.

Ключевые слова: метафизический реализм, конструктивизм, релятивизм, аналитическая философия.

 

 

ПАНОРАМА


Левин С.М. Сознание, организм и объективация личности.

В статье поднят вопрос о том, на какой вид объектов мы указываем, когда используем личные местоимения и имена собственные. Автор систематизирует наиболее известные теории тождества личности в соответствии с тем типом предметов, в зависимости от которого, согласно теории, находится тождество нашей личности. Демонстрируются затруднения, к которым приводят попытки приравнять ту сущность, которую мы называем «я» к таким понятиям как сознание или организм. В конце статьи рассматриваются теоретические перспективы изменения метафизического статуса понятия личности, а именно отнесения личности к классу модификаций предметов. Предложенный подход можно оценить как компромисс между менталистскими и материалистическими интерпретациями личности.

Ключевые слова: метафизика, тождество личности, анимализм, субъект, личность.

 

 

КАФЕДРА

 

Куслий П.С. Аналитическая философия языка: к вопросу о построении лекционного курса.

В статье обсуждаются содержательные и методологические проблемы построения и проведения семестрового курса по аналитической философии языка для студентов-философов (магистранты, аспиранты). Также затрагиваются особенности российской студенческой аудитории (их подготовка, интересы). В качестве возможного решения проблем, возникающих в двух упомянутых выше направлениях, исследует идея разработки преподавателем конспектов-хэндаутов и специфических домашних заданий. Предлагается пример такого конспекта-хэндаута, содержащего обсуждение ряда основополагающих метатеоретических ограничений на построение формальных семантических теорий для фрагмента естественного языка: семантика условий истинности, композициональность, функциональный анализ, семантических контекстуализм и др.

Ключевые слова: преподавание философии языка, аналитическая философия, формальная семантика.

 

CASE STUDIES – SCIENCE STUDIES

 

Dragalina-Chernaya E. The Logic of Forbidden Colours

The purpose of this paper is twofold: (1) to clarify Ludwig Wittgenstein’s thesis that colours possess logical structures, focusing on his ‘puzzle proposition’ that “there can be a bluish green but not a reddish green”, (2) to compare model-theoretical and game-theoretical approaches to the colour exclusion problem. What is gained, then, is a new game-theoretical framework for the logic of ‘forbidden’ (e.g., reddish green and bluish yellow) colours. My larger aim is to discuss phenomenological principles of the demarcation of the bounds of logic as formal ontology of abstract objects.

Keywords: abstract logic, formal ontology,  invariance criterion, meaning postulates, opponent-processing model, ‘stabilized-image’ experiments, over-defined games, payoff independence, imaginary logic.

 

Касавина Н.А. По направлению к подлинности человеческого бытия (об экзистенциальной динамике в психологии)

Статья посвящена методологическим трансформациями в психологии и психотерапии в их отношении к экзистенциальной философии. Охарактеризованы некоторые черты феноменологического метода в экзистенциальной психологии. Описываются переживания аутентичности и неаутентичности человеческого бытия, неизбежные проблемы его формирования в (содержание психотерапевтического процесса) для демонстрации того, как происходит их концептуализация в контексте экзистенциальной философии. Особые формы работы с личностью в экзистенциальной психотерапии, использующей специфические экзистенциалы или их совокупности, показывает, что психологическая практика нуждается в философской концептуализации для схватывания таких фундаментальных компонентов сознания как переживание, смысл, ценность, жизнь. Пример альянса экзистенциальной психотерапии с философией представляет равноправную альтернативу натуралистическим трендам в психологии.

Ключевые слова: экзистенция, психология, психотерапия, феноменология, понимание, аутентичность бытия, роль философии, тревога

 

 

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Сточник А.М., Затравкин С.Н. Научная революция в медицине в XVII в.

В статье представлены результаты исследования, основанного на применении к анализу истории медицины XVII в. концепции структуры и динамики научного познания, разработанной В.С. Степиным. Научная революция в медицине XVII в. носила глобально дисциплинарный характер и состояла в изменении всех оснований медицинской науки периода галенизма. Её механизмом послужила "парадигмальная прививка" возникших в астрономии новых методологических установок научного познания. Решающую роль в переносе этих установок в медицину сыграли ученики и последователи Г. Галилея – С. Санторио и У. Гарвей. Пересмотр философских оснований медицинской науки и возникновение новой картины исследуемой реальности в медицине XVII в. обеспечили труды Р. Декарта. Утверждение и широкое распространение в медицине картезианских идей кинетической механики связано с разработкой и внедрением ятрофизических учений (Дж. Борели, Л. Беллини) и учений корпускулярной ятрохимии (Ф. Сильвий и др.).

Ключевые слова: научная революция, основания науки, картина исследуемой реальности, медицина, Гален, Галилей, Гарвей, Декарт, ятрофизика, ятрохимия.

 

 

КОНТЕКСТ

 

Черникова И.В.Взаимосвязь фундаментального знания и технологических проектов науки

В статье рассматриваются механизмы взаимодействия фундаментального знания и технонауки, которую называют современной формой сотрудничества науки и технологий. Показано, что важная особенность технонауки заключается в том, что ее объекты не предметная реальность в картезианской дуалистической картине мира, а так называемые «человекоразмерные» объекты социально-практически конструируемые. Примером технонауки современности являются NBIC-технологии. В статье предпринята попытка выявить и проанализировать философские основания технонауки: онтологические, гносеологические, аксиологические.

Ключевые слова: технонаука, фундаментальная наука, конвергентные технологии, философские основания технонауки, саморазвивающиеся системы, эволюционный конструктивизм, «постчеловек», этика ответственности.

 

 

ИСТОРИКО-ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Ребещенкова И.Г. Методологические и философские проблемы психологии в системе взглядов Н.Г.Дебольского

Многогранное и богатое теоретическое наследие Н.Г. Дебольского (1842-1918) – русского мыслителя (философа, психолога, педагога-теоретика и практика – пока еще недостаточно известно, недостаточно изучено и адекватно не оценено. Данная статья представляет собой одну из попыток последнего времени восполнить этот пробел. В ней прослеживается эволюция взглядов Дебольского в 1870-е годы на методологические и философские проблемы психологии - активно формировавшейся в то время новой науки. В этой связи рассматриваются его обсуждение и оценки работ отечественных и зарубеж-ных психологов и педагогов: К.Д. Кавелина, К.Д. Ушинского, В. Вундта, Г. Спенсера. Особое внимание уделяется обсуждению Дебольским таких методологических воп-росов психологии, носивших дискуссионный характер, как вопросы ее научности и кри-териев этой научности, ее соотношения с философией (метафизикой) и естествознанием (физиологией), ее метода, предмета, структуры, задач и практического приложения. Кро-ме того, особо выделено понимание Дебольским основного объекта психологии – души и его описание ее основных особенностей. В статье делается вывод о его вкладе в эту науку, в разработку ее методологии и истории.

Ключевые слова: психология, методологические и философские проблемы, метод, душа, внутренний и внешний миры.

 

 

АРХИВ

 

Бараш Р.Э. «Люди знания» Флориана Знанецкого и их практическая эффективность

 

Знанецкий Ф. Социальная роль человека знания

 

 

СИМПОЗИУМ

 

Сафронов П.А. XXIII Всемирный философский конгресс: идеи и впечатления

 

 

НОВЫЕ КНИГИ

 

Тункина И.В., Щавелев С.П. Мысль об истории мысли: когнитивный портрет развития мировой археологии

 

Клейн П.С. Этика и психология на пороге науки

 

Чешев В.В. История и методология технических наук как раздел философии техники