Институт Философии
Российской Академии Наук




  Неоплатонизм: от Плотина до Прокла
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Месяц Светлана Викторовна » Лекционные курсы » Неоплатонизм: от Плотина до Прокла

Неоплатонизм: от Плотина до Прокла

НЕОПЛАТОНИЗМ: ОТ ПЛОТИНА ДО ПРОКЛА

Авторский цикл лекций Светланы Месяц

2017-2018

ДОМ А.Ф. Лосева
Библиотека истории русской философии и культуры
ул. Арбат, 33



Лекция 1. Что такое неоплатонизм? Школы, направления, персоналии.

Что такое «неоплатонизм»? Термин и история его происхождения. Хронологические рамки неоплатонизма: кто был первым неоплатоником? Школы, направления, персоналии. Философия Платона, философия Аристотеля, стоицизм, скептицизм как источники неоплатонизма и неопифагорейцы как его непосредственные предшественники. Модерат из Гадиры и его учение о «трех Единых». Нумений Апамейский и его учение о «трех Богах». Метафизическая, экзегетическая и религиозная составляющие неоплатонизма. Влияние на последующие эпохи.

Литература:
  • Пифагорейская традиция / Пер. Е.В. Афонасин, А.С. Афонасина, А.И. Щетников. СПб.: РХГА, 2014.
  • Мельников С.А. Философские воззрения Нумения Апамейского. М., 2013.


Лекция 2. Плотин: жизнь, школа, сочинения. Философия как способ освобождения души от зла телесной жизни. Онтология Плотина: вверх и вниз по этажам реальности. Апория трансцендентного начала как центральная проблема неоплатонизма. Три главные ипостаси. Проблема происхождения мира из Абсолюта. Трансцендентность и имманентность Единого миру. Ум как «единое-многое» и как бытие. Вечность как жизнь божественного Ума. Логосная (рассудочная) сущность души и ее отношение к более высоким реальностям. Нисхождение Души в становление.

Литература:
  • Платон. Парменид 137с – 155е (1-ая и 2-ая гипотезы);
  • Плотин. О трех главных сущностях (Эннеады V 1) // Плотин. Трактаты 1-11 / Пер. Ю.А. Шичалина. М.: ГЛК, 2007;
  • Адо П. Плотин или простота взгляда. М.: ГЛК, 1991;
  • Рист Дж. Плотин: путь к реальности / Пер. с англ. Е.В. Афонасина и И.В. Берестова. СПб., 2005.


Лекция 3. Плотин и его учение о душе. Существует ли мировая Душа и как она относится к индивидуальной? Время как жизнь души. Критика аристотелевской концепции времени. Воображение, память и припоминание (анамнезис). Два вида памяти. Сознание и идея «я». Два вида бессознательного: над- и подсознание. Способности души, ее активность и неаффицируемость. Проблема свободы воли. Бессмертие души, метемпсихоз. Возвращение к себе, исихия, геносис.

Литература:
  • Платон. Тимей 34с–37 с (творение Души); Плотин. О нисхождении души в тела (Эннеады IV 8) // Плотин. Трактаты 1-11 / Пер. Ю.А. Шичалина. М.: ГЛК, 2007;
  • Месяц С.В. Сознание и личность в философии Плотина // ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. Исследования по истории платонизма. М.: Кругъ, 2013. С. 169-209.
  • Берестов И.В. Свобода в философии Плотина. СПб.: Издательство СПбГУ, 2007.


Лекция 4. Плотин и неоплатоническая теодицея. Душа как демиург чувственно-воспринимаемого космоса. Природа как низшая часть мировой Души, оформляющая телесный мир изнутри. Материя и ее происхождение. Две материи: умопостигаемая и материя тел. Материя и зло. Падение Души и причина появления зла в мире. Полемика с гностиками: трактаты III 8, V 8, V 5 и II 9. Сифианский гностицизм в I-IV вв. н.э. Находки из Наг-Хамади: трактаты «Аллоген», «Зостриан», «Марсан» и «Три стелы Сифа». Что такое Барбело-гнозис? Учение о первоначале, об эонах, о падении Софии. Сходство и различие между учением Плотина о сверхчувственной реальности и гностическим мифом.

Литература:
  • Плотин. Против гностиков (Эннеады II 9) // Бородай Т.Ю. Рождение философского понятия. М., 2008;
  • Бородай Т.Ю. Материя и зло: Прокл как критик Плотина // Бородай Т.Ю. Рождение философского понятия. М., 2008;
  • Оренбург М.Ю. Гностический миф: реконструкция и интерпретация. М.: 2011.


Лекция 5.  Плотин о сознании и личности.  Понятие сознания (conscientia) в новоевропейской философии. Сознание как интроспекция и рефлексия. Связь сознания и "я": личность как субъект сознания. Тема сознания в античной философии от Аристотеля до Александра Афродисийского и Клавдия Галена. Постановка проблемы сознания в философии Плотина: почему мы не замечаем в себе действия высших реальностей: Души, Ума и Единого? Деление способности ощущения на внешнее и внутреннее чувство. Внутреннее чувство как способность души воспринимать происходящее внутри нее самой: "не все в душе осознанно, но воспринимается нами лишь то, что прошло через сознание» (V 1, 12), «мы мыслим всегда, но воспринимаем мышление не всегда» (IV 3, 30). Анализ акта чувственного восприятия и способности воображения. Воображение как зеркало; два вида воображения: рассудочное и чувственное, отражающее данные ощущений (IV 3, 31). Область бессознательного: сфера над воображением (рассудок, ум, единое) и сфера под воображением (ощущающая, растительная душа, тело). Уровни нашего «я». Окончательное обретение самости в Едином.


Лекция 6. Неоплатонизм после Плотина: Порфирий. Антихристианская полемика и трактат «Против христиан». Текстологическая критика Нового и Ветхого заветов и содержательные расхождения с христианством. Понятие священного текста и методы его толкования. Особенности экзегетического метода Порфирия на примере толкования пещеры нимф из «Одиссеи» Гомера. Критическое отношение к традиционному язычеству и его ритуальной стороне: трактат «Письмо к Анебону».

Литература:
  • Ранович А.Б. Античные критики христианства. Москва, 1990;
  • Порфирий. О пещере нимф / Пер. А.А. Тахо-Годи // Лосев А.Ф. и Тахо-Годи А.А. Греческая культура в мифах, символах, терминах. СПб., 1999;
  • Ямвлих. Ответ учителя Абаммона на письмо Порфирия к Анебону / Пер. И.И. Маханькова // Знание за пределами науки. М.: Республика, 1996.


Лекция 7. Порфирий: онтология и учение о душе. Расхождения с Плотином по вопросу о Первоначале. Чтение и разбор анонимного комментария к «Пармениду»: Единое как превышающее сущее и как «само по себе бытие». Понятие умопостигаемой триады. «Анонимный комментарий к "Пармениду"». Толкование 1-ой гипотезы «Парменида» и учение о генадах как о сверхсущих божественных началах различных уровней реальности. Теория приобщения: введение терминов: «неприобщимое» (ἀμέθεκτος), «приобщимое» (μετεχόμενον) и «приобщающееся» (μετέχον), описывающих отношение следствий к причинам. Учение о среднем термине и умножение числа ипостасей сверхчувственного мира.

Литература:
  • Порфирий. Подступы к умопостигаемому («Сентенции») / Пер. С.В. Месяц // ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. Исследования по истории платонизма. М.: Кругъ, 2013. С. 758-792;
  • Боэций. Комментарий к Порфирию / Пер. Т.Ю. Бородай // Боэций. Утешение философией и другие трактаты. М.: Наука, 1990;
  • Месяц С.В., Шичалин Ю.А. Порфирий // «Античная философия: Энциклопедический словарь». М., 2008. С. 600-607.


Лекция 8.  Порфирий о взаимодействии телесного и бестелесного. «Подступы к умопостигаемому» Порфирия и ответ на вопрос о связи души и тела. Введение в школьную практику философии Аристотеля. Первая формулировка проблемы универсалий во «Введении к Категориям» (Isagoge).  Ямвлих и новое начало неоплатонизма. Биография, школа, сочинения. Сирийская и Пергамская школы неоплатонизма.

Литература:
  • Ямвлих. О египетских мистериях / Пер. И.Ю. Мельниковой. М.: Алетейя, 2004;
  • Месяц С.В. Божественный Ямвлих: вехи земного пути // Альманах интеллектуальной истории 22. М.: УРСС, 2008;
  • Месяц С.В. Ямвлих // Энциклопедический словарь «Античная философия». М., 2008.


Лекция 9.  Новаторство Ямвлиха в области метафизики и включение в неоплатонизм религиозного аспекта. Учение о «двух Единых». Единое как «Неименуемое» и как Всеединое. Троичная структура Всеединого.  Ямвлих: философия как теология. Необходимость опоры на священный текст. Двенадцать боговдохновенных платоновских диалогов (т.н. «канон Ямвлиха») и «Халдейские оракулы». «Совершенная халдейская теология» Ямвлиха: реконструкция основных идей по сочинениям Прокла и Михаила Пселла. Ответ Ямвлиха на критику язычества Порфирием в трактате «О египетских мистериях». Понятие теургии. Экзегетический метод Ямвлиха и его отличия от метода Порфирия. Философское истолкование языческого пантеона. Концепция статичного умного времени как попытка решить апории о времени Аристотеля.

Литература:
  • Ямвлих. О египетских мистериях / Пер. И.Ю. Мельниковой. М.: Алетейя, 2004;
  • Халдейские Оракулы / Пер. А.П. Большакова // Древний Восток и античный мир. М. 2001.


Лекция 10. Ямвлих: философия как теология. Необходимость опоры на священный текст. Двенадцать боговдохновенных платоновских диалогов (т.н. «канон Ямвлиха») и «Халдейские оракулы». «Совершенная халдейская теология» Ямвлиха: реконструкция основных идей по сочинениям Прокла и Михаила Пселла. Ответ Ямвлиха на критику язычества Порфирием в трактате «О египетских мистериях». Понятие теургии. Экзегетический метод Ямвлиха и его отличия от метода Порфирия. Философское истолкование языческого пантеона. Концепция статичного умного времени как попытка решить апории о времени Аристотеля. 


Лекция 11.  Афинская школа неоплатонизма. Прокл: жизнь, школа, сочинения. Чтение и обсуждение «Начал теологии». Основные принципы: причина и следствие, приобщение, самодостаточные и несамодостаточные сущности, единое и многое. Единое как первопричина и как Абсолют. Законы происхождения сущего из Единого. Два вида исхождения: горизонтальное и вертикальное. Решение проблемы пребывания единства во множестве. Триада: пребывание – исхождение – возвращение. Неподвижное движение. Принцип «все во всем».

Литература:
  • Марин. Прокл или о счастье / Пер. М.Л. Гаспарова // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. 1979;
  • Прокл. Первоосновы теологии / Пер. А.Ф. Лосева. М., 1991;
  • Прокл. Начала теологии: теоремы 1-33 / Пер. С.В. Месяц // АРХЭ. Труды культурологического семинара. Вып. 5, М.: РГГУ, 2009. С. 235-260.


Лекция 12. Прокл и метафизическая система позднего неоплатонизма. Предел и беспредельное, генады, Ум и его триадическая структура. Душа трансцендентная, мировая и индивидуальная. Открытие Проклом особого вида душ. Ипостаси сверхчувственной реальности как боги языческой мифологии. Тело как принцип индивидуации душ. Понятие об астральном теле. Нисхождение души через планетные сферы. Макрокосм и микрокосм. Природа и рациональные принципы организации (логосы) вещей. Материя. Пространство как астральное тело мировой Души. Расхождения позднего неоплатонизма с учением Плотина.

Литература:
  • Прокл. Комментарий к «Пармениду» / Пер. Л.Ю. Лукомского. СПб., 2007;
  • Прокл. Платоновская теология / Пер. Л.Ю. Лукомского. СПб., 2001;
  • Месяц С.В. Прокл // Энциклопедический словарь «Античная философия». М., 2008.


Лекция 13. Прокл: философия как теология. Различие между Отцом и Творцом. Боги и божественный промысел. Отеческие и демиургические причины. Надкосмические и внутрикосмические божества. Теологическое истолкование гипотез платоновского «Парменида». Толкование «Халдейских Оракулов» и «Гимнов» Орфея. Философское обоснование магии и теургии. Экзегетический метод Прокла на примере «Комментария к Тимею»: понятие символа и образа. Философский комментарий как жанр школьной литературы.

Литература:
  • Прокл. Комментарий к «Тимею» (Книга I) / Пер. С.В. Месяц. М.: ГЛК, 2012;
  • Прокл. О самостоятельном существовании зла / Пер. Т.Ю. Бородай // Т.Ю. Бородай. Рождение философского понятия. М., 2008;
  • Прокл. Гимны / Пер. О.В. Смыки // Прокл. Первоосновы теологии / Пер. А.Ф. Лосева. М., 1991.