НЕОПЛАТОНИЗМ: ОТ ПЛОТИНА ДО ПРОКЛА Авторский цикл лекций Светланы Месяц 2017-2018 ДОМ А.Ф. Лосева Лекция 1. Что такое неоплатонизм? Школы, направления, персоналии. Что такое «неоплатонизм»? Термин и история его происхождения. Хронологические рамки неоплатонизма: кто был первым неоплатоником? Школы, направления, персоналии. Философия Платона, философия Аристотеля, стоицизм, скептицизм как источники неоплатонизма и неопифагорейцы как его непосредственные предшественники. Модерат из Гадиры и его учение о «трех Единых». Нумений Апамейский и его учение о «трех Богах». Метафизическая, экзегетическая и религиозная составляющие неоплатонизма. Влияние на последующие эпохи. Литература:
Лекция 2. Плотин: жизнь, школа, сочинения. Философия как способ освобождения души от зла телесной жизни. Онтология Плотина: вверх и вниз по этажам реальности. Апория трансцендентного начала как центральная проблема неоплатонизма. Три главные ипостаси. Проблема происхождения мира из Абсолюта. Трансцендентность и имманентность Единого миру. Ум как «единое-многое» и как бытие. Вечность как жизнь божественного Ума. Логосная (рассудочная) сущность души и ее отношение к более высоким реальностям. Нисхождение Души в становление. Литература:
Лекция 3. Плотин и его учение о душе. Существует ли мировая Душа и как она относится к индивидуальной? Время как жизнь души. Критика аристотелевской концепции времени. Воображение, память и припоминание (анамнезис). Два вида памяти. Сознание и идея «я». Два вида бессознательного: над- и подсознание. Способности души, ее активность и неаффицируемость. Проблема свободы воли. Бессмертие души, метемпсихоз. Возвращение к себе, исихия, геносис. Литература:
Лекция 4. Плотин и неоплатоническая теодицея. Душа как демиург чувственно-воспринимаемого космоса. Природа как низшая часть мировой Души, оформляющая телесный мир изнутри. Материя и ее происхождение. Две материи: умопостигаемая и материя тел. Материя и зло. Падение Души и причина появления зла в мире. Полемика с гностиками: трактаты III 8, V 8, V 5 и II 9. Сифианский гностицизм в I-IV вв. н.э. Находки из Наг-Хамади: трактаты «Аллоген», «Зостриан», «Марсан» и «Три стелы Сифа». Что такое Барбело-гнозис? Учение о первоначале, об эонах, о падении Софии. Сходство и различие между учением Плотина о сверхчувственной реальности и гностическим мифом. Литература:
Лекция 5. Плотин о сознании и личности. Понятие сознания (conscientia) в новоевропейской философии. Сознание как интроспекция и рефлексия. Связь сознания и "я": личность как субъект сознания. Тема сознания в античной философии от Аристотеля до Александра Афродисийского и Клавдия Галена. Постановка проблемы сознания в философии Плотина: почему мы не замечаем в себе действия высших реальностей: Души, Ума и Единого? Деление способности ощущения на внешнее и внутреннее чувство. Внутреннее чувство как способность души воспринимать происходящее внутри нее самой: "не все в душе осознанно, но воспринимается нами лишь то, что прошло через сознание» (V 1, 12), «мы мыслим всегда, но воспринимаем мышление не всегда» (IV 3, 30). Анализ акта чувственного восприятия и способности воображения. Воображение как зеркало; два вида воображения: рассудочное и чувственное, отражающее данные ощущений (IV 3, 31). Область бессознательного: сфера над воображением (рассудок, ум, единое) и сфера под воображением (ощущающая, растительная душа, тело). Уровни нашего «я». Окончательное обретение самости в Едином. Лекция 6. Неоплатонизм после Плотина: Порфирий. Антихристианская полемика и трактат «Против христиан». Текстологическая критика Нового и Ветхого заветов и содержательные расхождения с христианством. Понятие священного текста и методы его толкования. Особенности экзегетического метода Порфирия на примере толкования пещеры нимф из «Одиссеи» Гомера. Критическое отношение к традиционному язычеству и его ритуальной стороне: трактат «Письмо к Анебону». Литература:
Лекция 7. Порфирий: онтология и учение о душе. Расхождения с Плотином по вопросу о Первоначале. Чтение и разбор анонимного комментария к «Пармениду»: Единое как превышающее сущее и как «само по себе бытие». Понятие умопостигаемой триады. «Анонимный комментарий к "Пармениду"». Толкование 1-ой гипотезы «Парменида» и учение о генадах как о сверхсущих божественных началах различных уровней реальности. Теория приобщения: введение терминов: «неприобщимое» (ἀμέθεκτος), «приобщимое» (μετεχόμενον) и «приобщающееся» (μετέχον), описывающих отношение следствий к причинам. Учение о среднем термине и умножение числа ипостасей сверхчувственного мира. Литература:
Лекция 8. Порфирий о взаимодействии телесного и бестелесного. «Подступы к умопостигаемому» Порфирия и ответ на вопрос о связи души и тела. Введение в школьную практику философии Аристотеля. Первая формулировка проблемы универсалий во «Введении к Категориям» (Isagoge). Ямвлих и новое начало неоплатонизма. Биография, школа, сочинения. Сирийская и Пергамская школы неоплатонизма. Литература:
Лекция 9. Новаторство Ямвлиха в области метафизики и включение в неоплатонизм религиозного аспекта. Учение о «двух Единых». Единое как «Неименуемое» и как Всеединое. Троичная структура Всеединого. Ямвлих: философия как теология. Необходимость опоры на священный текст. Двенадцать боговдохновенных платоновских диалогов (т.н. «канон Ямвлиха») и «Халдейские оракулы». «Совершенная халдейская теология» Ямвлиха: реконструкция основных идей по сочинениям Прокла и Михаила Пселла. Ответ Ямвлиха на критику язычества Порфирием в трактате «О египетских мистериях». Понятие теургии. Экзегетический метод Ямвлиха и его отличия от метода Порфирия. Философское истолкование языческого пантеона. Концепция статичного умного времени как попытка решить апории о времени Аристотеля. Литература:
Лекция 10. Ямвлих: философия как теология. Необходимость опоры на священный текст. Двенадцать боговдохновенных платоновских диалогов (т.н. «канон Ямвлиха») и «Халдейские оракулы». «Совершенная халдейская теология» Ямвлиха: реконструкция основных идей по сочинениям Прокла и Михаила Пселла. Ответ Ямвлиха на критику язычества Порфирием в трактате «О египетских мистериях». Понятие теургии. Экзегетический метод Ямвлиха и его отличия от метода Порфирия. Философское истолкование языческого пантеона. Концепция статичного умного времени как попытка решить апории о времени Аристотеля. Лекция 11. Афинская школа неоплатонизма. Прокл: жизнь, школа, сочинения. Чтение и обсуждение «Начал теологии». Основные принципы: причина и следствие, приобщение, самодостаточные и несамодостаточные сущности, единое и многое. Единое как первопричина и как Абсолют. Законы происхождения сущего из Единого. Два вида исхождения: горизонтальное и вертикальное. Решение проблемы пребывания единства во множестве. Триада: пребывание – исхождение – возвращение. Неподвижное движение. Принцип «все во всем». Литература:
Лекция 12. Прокл и метафизическая система позднего неоплатонизма. Предел и беспредельное, генады, Ум и его триадическая структура. Душа трансцендентная, мировая и индивидуальная. Открытие Проклом особого вида душ. Ипостаси сверхчувственной реальности как боги языческой мифологии. Тело как принцип индивидуации душ. Понятие об астральном теле. Нисхождение души через планетные сферы. Макрокосм и микрокосм. Природа и рациональные принципы организации (логосы) вещей. Материя. Пространство как астральное тело мировой Души. Расхождения позднего неоплатонизма с учением Плотина. Литература:
Лекция 13. Прокл: философия как теология. Различие между Отцом и Творцом. Боги и божественный промысел. Отеческие и демиургические причины. Надкосмические и внутрикосмические божества. Теологическое истолкование гипотез платоновского «Парменида». Толкование «Халдейских Оракулов» и «Гимнов» Орфея. Философское обоснование магии и теургии. Экзегетический метод Прокла на примере «Комментария к Тимею»: понятие символа и образа. Философский комментарий как жанр школьной литературы. Литература:
|
|||||
|