Предыстория Сектор диалектического материализма - преемник одной из пяти секций, входящих в стуктуру Института философии в 1928-1929 гг., - секции диалектического материализма, заведующим которой был Николай Афанасьевич Карев (выпускник, а затем преподаватель Института Красной профессуры, заведующий кафедрой диалектического материализма историко-философского факультета МГУ в 1930–1931 гг., активный участник философских дискуссий второй половины 1920-х - начала 1930-х гг., репрессирован, растрелян в 1936 г.) его заместителем - Иван Петрович Подволоцкий (выпускник Института Красной профессуры, специалист в области философии права, автор книги "Марксистская теория права", М., 1923, ученый секретарь Института философии, репресирован, растрелян в 1938 г.). В состав секции также входил Абрам Моисеевич Деборин - директор Института философии в период 1929-1931 гг. Деятельность секции диалектического материализма строилась вокруг проекта создания "Философской энциклопедии", который не был реализован в качестве самостоятельного издания, но послужил основой для работы на "Большой советской энциклопедией". Содержательно научно-исследовательская работа определялась интересами деборинской школы: разработка основных принципов диалектической логики и категориальной системы материалистической диалектики, которая строилась, главным образом, путем анализа "Капитала" К.Маркса. Деборинская школа - сторонники и ученики А.М.Деборина, отстаивавшие право философии на существование в качестве самостоятельной науки, выступавшие против приверженцев позитивистского взгляда на философию как пройденный этап в развитии постижения человеком мира. Эта оппозиция нашла отражение и в области работы над философии естествознания, где диалектики-деборинцы противостояли механистам, которые не только отвергали философскую рефлексию над научным познанием, но и формирующиеся теории и направления (например, теорию относительности) клеймили как формы лженауки и идеализма. В 1931 г. после смещения А.М.Деборина с поста директора института все секции были закрыты, какое-то время структура института формировалась по бригадному методу. В течении последующих лет двух десятилетий вся философская работа, в том числе в области теории познания, была подчинена идеологическому примату.
Сектор диалектического материализма (после 1947 г.) Новое структурное оформление институт получил в 1947 г. с приходом нового директора Г.Ф.Александрова. Предложенная им структура института была утвержденв Постановлением Президиума Академии наук СССР от 23 декабря 1947 г. и включала 9 секторов, в том числе сектор диалектического материализма. Сектор диалектического материализма возглавляли: С 1952 по 1955 г. - Павел Тихонович Белов. С 1956 по 1958 г. - Павел Васильевич Копнин. С 1958 по 1962 г. - Бонифатий Михайлович Кедров. С 1962 по 1966 г. - Иван Дмитриевич Андреев. С 1966 по 1969 г. - Марк Моисеевич Розенталь. С 1969 и до момента реорганизации - Владислав Александрович Лекторский. Сектор объединял работу по целому ряду исследовательских направлений, включая теорию познания, онтологию, логику, философские проблемы естествознания. Широта тематики открывала возможность для дальнейших структурных изменений. В частности, с 1952 по 1961 г. в состав сектора входила группа, созданная на базе расформированного сектора логики. В начале этого периода активно дискутировался вопрос о реорганизации также и сектора философии естествознания. Вот как вспоминает об этом периоде Н.Ф. Овчинников:
В конце 1970-х гг. наметилась обратная тенденция и возникло сразу несколько секторов, ведущих исследования по проблематике диалектического материализма и объединенных в один отдел. Преемником самого сектора диалектического материализма, каким он сформировался к 1977 г., стал сектор теории познания. Однако расформирование сектора диалектического материализма происходило не исключительно и даже не преимущественно по соображениям научной специализации. Уже к началу 1960-х гг. отличительной особенностью сектора стало то, что он собирал очень ярких, но различающихся не просто по своим взглядам, но по методологическим и концептуальным подходам исследователей. Вместе с тем сектор объединяло взаимное уважение и готовность слушать друг друга, а также характер исследовательской работы, выходящей за рамки идеологических ограничений, ориентированной на критический анализ и решение философских проблем. В этом смысле стоит понимать слова сотрудника сектора Э.В. Ильенкова
Сектор становится одним из центров "советского философского ренессанса" Такие сотрудники сектора, как Э.В.Ильенков, а также А.А.Зиновьев, да и молодой сначала заместитель заведующего, а затем заведующий сектором В.А.Лекторский еще во время учебы на философском факультете Московского государственного университета проявили себя как независимые, критически мыслящие исследователи. Однако в те годы свобода научного поиска приравнивалась к "идеологической неблагонадежности", "контрреволюционной деятельности" и даже "ревизионизму"... По словам В.А.Лекторского
Этот ренессанс зародился на философском факультете МГУ благодаря целому ряду философов старшего поколения, в том числе Т.И. Ойзерману, о котором два выпускника факультета тех лет (а в последующем крупнейшие отечественные ученые) Л.Н.Митрохин и В.А.Лекторский вспоминали так (приводимые цитаты взяты из беседы, опубликованной в журнале "Вопросы философии", 2002, № 9, а также в книге В.А.Лекторского "Философия, познание, культура", М.,2012; страницы указываются по последнему изданию):
При этом надо понимать, что Теодор Ильич читал студентам лекции по истории марксизма, но это были профессиональные лекции историка философии, который, как можно понять по рассказам его учеников,показывал преемственность марксизма в отношении предшествующей философской мысли, во-первых, как философской системы развивающей, в частности, идеи немецкого идеализма, а во-вторых, как философии критической, то есть такой философии, которая формировалась, по точному выражению Л.Н.Митрохина,
Это уже было важнейшей предпосылкой формирования у будудщих философов критического мышления. Но кроме того, Т.И. Ойзерман открыл такую проблематику в советской философии как иследование творчества раннего Маркса (тема, которая будет развиваться в работах части сотрудников сектора диалектического материализма, например, Г.С.Батищева), а его спецкурс по "Критике чистого разума" И.Канта В.А.Лекторский называет "революционным" (с. 325). Л.Н.Митрохин подчеркивает:
Владислав Александрович продолжает мысль Льва Николаевича, отмечая, что
В.А.Лекторский говорит прежде всего об идеях двух своих старших коллег и будущих сотрудников сектора Эвальде Васильевиче Ильенкове и Александре Александровиче Зиновьеве, которые положили начало двум линиям в развитии проблематики теории познания и методологии науки. Обобщить эти различия можно так: как эпистемолог Э.В.Ильенков проявлял интерес к сути познавательной деятельности и деятельности в целом, к природе таких феноменов, как идеальное, пыталься разработать общую теорию мышления, тяготея к традиции немецкой классической философии, в частнисти гегельянству, а А.А.Зиновьев как логик акцентировал внимание на механизмах познавательной деятельности. Знаковым является то, что подготовленные на философском факультете МГУ диссертации Эвальда Васильевича и Александра Александровича обе, по словам В.А.Лекторского,
Это обращение к логике и общей теории мышления на материале "Капитала" К.Маркса возвращало отечественную теорию познания к той линии исследований, которая была начата философами деборинской школы и жестко оборвана по политическим и идеологическим мотивам. Однако давление идеологии испытывали и Э.В.Ильенков и А.А.Зиновьев - студенты, аспиранты, а потом молодые преподаватели философского факультета, собравшие вокруг себя в начале 1950-х гг. немало последователей. В 1954-1955 гг. противоречие идей Э.В.Ильенкова господствовавшей идеологии и непоколебимый догматизм этой идеологии стали очевидными благодаря знаменитой истории с "Тезисами о предмете философии", которые предложили подготовить и представить на обсуждения кафедры истории философии двум молодым преподавателям Эвальду Ильенкову и Валентину Коровикову. По словам В.А.Лекторского:
Тезисы были осуждены, Ильенков и Коровиков уволены с факультета, их сторонники, в том числе В.А.Лекторский, подверглись тем или иным мерам административного давления. Главным итогом стало отстранение философов с сомнительными с точки зрения идеологии взглядами от преподавания. Но не от исследовательской деятельности. Это и преопределило перенос центра развития отечественной философии в институт, в частности в сектор диалектического материализма, в котором и оказались в 1955 г. Э.В.Ильенков и А.А.Зиновьев. В 1957 г. в сектор пришел и В.А. Лекторский - в качестве аспиранта (подробнее см. интервью в рамках проекта "Устная история").
К концу 1960-х гг. начал намечаться переход от исследовательской программы, прописанной в "Тезисах" Э.В.Ильенкова и В.Коровикова и ориентированной на анализ мышления, сознания, знания, к программе, направленной на анализ культуры и человеческого бытия. Сотрудники сектора, по словам В.А.Лекторского,
Вместе с тем традиционная проблематика теории познания, в частности научного познания, сохранялась. При участии коллег из других секторов коллектив сектора диалектического материализма подготовил целый ряд знаковых коллективных работ: "Современный экзестенциализм" (1966 г., при участии Т.И. Ойзермана, П.П. Гайденко, М.К. Мамардашвили, Б.Э. Быховского, С.А. Эфирова, А.Д. Литмана, И.С. Нарского, А.Г. Мысливченко); "Проблема человека в современной философии" (1968 г.); "Философия в современном мире. Философия и наука" (1972 г.), в которой была опубликована вторая часть статьи трех авторов - М.К.Мамардашвили, Э.Ю. Соловьева и В.С. Швырева (первая часть -"Классическая и современная буржуазная философия", в которой вводилась идея противопоставления классической и современной философии). "Философия, методология, наука" (1972 г., в ней была опубликована программная статья В.С.Степина) К этому времени в секторе работали Г.С.Батищев, занимавшийся философской антропологией, Н.Н. Трубников, от исследований мышления также постепенно переходивший к антропологической и отнтологической тематике; линию эпистемологического и методологического анализа науки продолжали В.С.Швырев, Е.П.Никитин, позднее Б.И.Пружинин, Н.С.Автономова; Н.С.Мудрагей занималась темой взаимоотношения рационального и иррационального в познании и деятельности, И.П.Фарман - проблемой воображения. Сектор активно сотрудничал с Институтом истории естествознания и техники, другими кафедрами и институтами из разных городов, в частности, с М.К.Мамардашвили, В.Н.Садовским, А.П.Огурцовым, Э.Г.Юдиным, Б.С.Грязновым, А.Ф.Зотовым, Н.Ф.Овчинниковым, Н.И.Кузнецовой, Ю.А.Шрейдером, упомянутым В.С.Степиным, Л.А.Микешиной, М.К.Петровым. Одновременно с конца 1960-х гг. усилилось давление на сектор, связанное с идеологически сомнительной тематикой проводимых им исследований, особенно критикой работ Э.В.Ильенкова и Г.С.Батищева, с неугодностью директоров института П.В.Копнина и Б.М.Кедрова, поддерживавшего сектор, в котором ранее работали, и подогреваемое такими событиями, как эмиграция заместителя заведующего сектором Б. Дынина. С приходом на должность директора Б.С.Украинцева само существование сектора было поставлено под вопрос. В 1976 г., когда сектор подал на рассмотрение Ученого совета института рукопись коллективного труда "Гносеология в системе философского мировоззрения", которая была признана "антимарксистской" (особенно острой была критика против статьи Э.В.Ильенкова о проблеме идеального), вопрос о целесообразности существования сектора диалектического материализма был поставлен открыто.
Только в 1983 г. свет увидела и работа "Гносеология в системе философского мировоззрения". Тем не менее сложившиеся традиции, тематика, стиль философской работы были сохранены. |
|||||
|