Институт Философии
Российской Академии Наук




  2016
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор античной и средневековой философии и науки » Научные результаты » 2016

2016

I. Основные научные результаты


Новизна результатов: исследованы памятники философской мысли, которые до этого не становились предметом комплексного изучения (философская поэма Иоанна Скотта «Звёздный храм»). Проанализированы особенности философского описания индивидуальной телесной идентичности в античности (Платон, аристотелевская традиция), в средние века (Эриугена) и новейшее время (Ницше, Мерло-Понти). Рассмотрено место неморального (телесного и внешнего) блага и зла в этических концепциях, сформулированных в платоновском корпусе. Показано, что у средних платоников (Плутарх из Херонеи) платоновское учение о Мировой душе претерпевает существенную трансформацию.

 

Проанализированы устойчивые типы осмысления европейской философией телесности индивида. Указаны параллели и прямая преемственность между представлениями о телесности в античности и в современной философии (Петров В.В. Индивид и его телесность в истории европейской философии // Тема «живого тела» в истории философии: Материалы науч. конф. (г. Москва, май 2015 г.). М.; СПб., 2016. С. 11–42).

 

Рассмотрены особенности восприятия и репрезентации пространства в пост-кантовской традиции – в ранних работах Андрея Белого. Выделены два широких класса пространств – концептуальные (пространства теоретизирования) и перцептуальные (пространства восприятия и переживания) (Петров В.В. Концептуальное и перцептуальное пространство в ранних работах Андрея Белого // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. Вып. 3. М., 2016. С. 287–331).

 

Прослежен и изучен особый подход к пониманию сущности и роли философского дискурса в позднем платонизме и Ареопагитском корпусе, при котором он понимается как гимнопение - вознесение хвалы высшему бытию (Петров В.В. Философский дискурс как гимнословие в позднем платонизме и «Ареопагитском корпусе» // Платон. исслед. 2016. Т. 4. № 1 (4). С. 76–97).

 

Исследованы содержание, источники и контексты поэмы Иоанна Скотта «Звёздный храм» (Aulae sidereae). Показано, каким образом античная астрономия и аритмология, христианские священная история и эсхатология, а также современные Иоанну Скотту политика и история сплавляются в «Звёздном храме» в единую многомерную картину мироздания уровней бытия, к которым не приложимы понятия «сущее» и «не сущее» в абсолютном смысле (Петров В.В. «Звездный храм» Иоанна Скотта – космос, выстроенный философом // Анатомия философии: как работает текст. Сб. ст. / Сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. М., 2016. С. 269–308).

 

Показано, что причиной расхождения теорий цвета Иоганна Вольфганга Гёте и Исаака Ньютона является разница в методологических установках двух естествоиспытателей, а также их представления о природе света (Месяц С.В. Гёте и его «Учение о цвете» // Анатомия философии: как работает текст. Сб. ст. / Сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. М., 2016. С. 475–507).

 

Рассмотрено место неморального (телесного и внешнего) блага и зла в этических концепциях, сформулированных в платоновском корпусе. Показано, что, с одной стороны, применительно к неморальному благу в платоновском корпусе репрезентирована достаточно последовательная точка зрения: само по себе это благо не имеет ценности, но получает ее, если им управляет добродетель. С другой стороны, платоновские представления о неморальном зле гораздо менее последовательны: его влияние на счастье добродетельного человека то признается, то отрицается (Серёгин А.В. Неморальное благо и зло в этике Платона // Платон. исслед. 2016. Т. 4. № 1 (4). С. 38–63).

 

Показано, что комментарий Плутарха из Херонеи к диалогу Платона «Тимей» существенно деформирует платоновское учение о Мировой душе (Волкова Н.П. Две Мировые души в комментарии Плутарха Херонейского в диалогу Платона «Тимей»: анализ философского текста // Анатомия философии: как работает текст. Сб. ст. / Сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. М., 2016. С. 223–250).

 

Изучено происхождение античных психофизиологических теорий, согласно которым носителем моторных, сенсорных и интеллектуальных функций является разлитая по организму материальная субстанция, позднее получившая название «пневмы» (Щербакова Е.А. (Sherbakova E.). The Psychology of the Pseudo-Hippocratic Treatise De Victu. An Episode in the Early History of Greek Pneumatism // Индоевропейское языкознание и классическая филология. XX (2) (чтения памяти И.М. Тронского). Материалы Международ. конф. (20–22 июня 2016 г.). СПб., 2016. C. 1115–1132).

 

ΙΙ. Научные статьи

  1. Волкова Н.П. Две Мировые души в комментарии Плутарха Херонейского в диалогу Платона «Тимей»: анализ философского текста // Анатомия философии: как работает текст / Сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. М., Издательский дом ЯСК, 2016. С. 223 – 250.  
  2. Гайденко П.П. Эрнст Мах в контексте философии конца XIX –  начала ХХ века // Метафизика. Научный журнал. №3 (21). 2016. С. 13-28.
  3. Месяц С.В. Гёте и его «Учение о цвете» // Анатомия философии: как работает текст / Сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. М., Издательский дом ЯСК, 2016. С.475 – 507. 
  4. Петров В.В. Концептуальное и перцептуальное пространство в ранних работах Андрея Белого // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. Вып. 3. М.: Аквилон, 2016. С. 287-331.
  5. Петров В.В. Ὑπάρχω and ὑφίστημι in Maximus the Confessor’s Ambigua // The Architecture of the Cosmos: St. Maximus the Confessor. New perspectives / Eds. A. Lévy, P. Annala, O. Hallamaa, and T. Lankila. Helsinki: Luther-Agricola-Society, 2015. P. 93-122. 
  6. Петров В.В. Философский дискурс как гимнословие в позднем платонизме и «Ареопагитском корпусе» // Платоновские исследования. Т. IV. М.-СПб: Платоновское философское общество, РГГУ, РХГА, 2016. С. 76-97.  
  7. Петров В.В. “Звездный храм” Иоанна Скотта — космос, выстроенный философом // Анатомия философии: как работает текст / Сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. М., Издательский дом ЯСК, 2016. С. 269-308. 
  8. Петров В.В. Индивид и его телесность в истории европейской философии // Тема “живого тела” в истории философии: Материалы научной конференции (Институт философии РАН, май 2015 г.) / Отв. ред. И.И. Блауберг. М., СПб., Центр гуманитарных инициатив, 2016. С. 11-42.
  9. Серегин А.В. Трактат Оригена «О началах»// Анатомия философии: как работает текст / Сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. М., Издательский дом ЯСК, 2016. С. 251-368. 
  10. Серёгин А.В. Неморальное благо и зло в этике Платона // Платоновские исследования. Т. IV. М.-СПб: Платоновское философское общество, РГГУ, РХГА, 2016. С. 38–63. 
  11. Sherbakova E. The Psychology of the Pseudo-Hippocratic Treatise De Victu. An Episode in the Early History of Greek Pneumatism // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2016. Т. XX (2). C. 1115-1132.