Институт Философии
Российской Академии Наук




  Публикации 1980-1989 гг.
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор современной западной философии » Публикации сектора » Публикации 1980-1989 гг.

Публикации 1980-1989 гг.

1986

 


Буржуазная философская антропология ХХ в. (сборник статей) / Отв. ред. Б.Т. Григорьян. М.: Наука, 1986. (Редколлегия: И.С. Вдовина, Б.Т. Григорьян, Т.А. Кузьмина, Г.М. Тавризян, Ю.Н. Семенов, Н.С. Юлина).

 

Аннотация: Работа представляет собой одну из первых в литературе попыток возможно более полной характеристики и критического анализа основных концепций современной буржуазной философии человека. Предметом рассмотрения и критического анализа являются экзистенциалистские, персоналистские, психоаналитические, прагматические, герменевтико-феноменологические, философско-антропологические, сциентистские и религиозные концепции человека.


Содержание: Предисловие: Б.Т. Григорьян. Основные тенденции и дилеммы современной буржуазной философской антропологии – I. Субъективистская антропология (Б.Т. Григорьян. Экзистенциальная концепция человека К. Ясперса – В.А. Подорога. "Фундаментальная антропология" М. Хайдеггера – Г.М. Тавризян. Экзистенция и объективность (Г. Марсель) – Т.А. Кузьмина. Человеческое бытие как "ничто" (Ж.-П. Сартр) – С.И. Великовский. Моралистика "удела человеческого" (А. Камю) – А.Б. Зыкова. Человек в философском учении Хосе Ортеги-и-Гассета – И.С. Вдовина. В поисках "личностных" форм бытия (персоналистские учения о человеке) – Ю.К. Мельвиль. Прагматическая философия человека. II. Объективистские и сциентистские учения о человеке (И.С. Автономова. Структуралистская антропология – Н.С. Юлина. Проблема человека в философии физикализма – Э.В. Деменчонок. Операционально-бихевиористская концепция человека – С.А. Никольский. Социобиология — биосоциология человека? III. Синтезирующие концепции человека (Б.Т. Григорьян. Философская антропология – Философско-биологическая антропология (А. Гелен) – Культурно-философская антропология (Э. Ротхакэр, М. Ландман) – Философско-религиозная антропология (Г.-Э. Хенгстенберг, Ф. Хаммер) – А.Ф. Зотов. Проблема человека у «позднего» Гуссерля – К.А. Свасьян. Проблема человека в философии Э. Кассирера – В.M. Лейбин. Психоаналитическая антропология – Антропологизация бессознательного. З. Фрейд: человек — эротическое существо – К.-Г. Юнг: человек — архетипное и самостное существо – A. Адлер; человек — неполноценное и социальное существо – B. Рейх: человек — оргазмное и природно-социальное существо – К. Хорни; человек — существо, стремящееся к самореализации – Э. Фромм: человек — незавершенное существо, стремящееся к оптимальному развитию – IV. Религиозные учения о человеке (Б.Л. Губман. Неотомистская антропология и ее эволюция – В.И. Гараджа. Протестантская концепция человека).

  

 

1981


 

Вдовина И. С. Эстетика французского персонализма: (Критич. очерк). – М.: Искусство, 1981. – 191 с. 

 

Аннотация: Книга посвящена критическому анализу одного из направлений современной буржуазной философско-эстетической мысля, выступающему с претензией решения проблемы человека с религиозно-идеалистических позиций. Центральная тема персоналистской эстетики: развитие личности средствами искусства – обеспечивает ее популярность среди представителей художественной интеллигенции. Автор выявляет научную несостоятельность и реакционную сущность псевдогуманистических построений персоналистской теории, показывая в то же время неприменимость идей персонализма в литературно-художественной критике.

 

От автора: Предлагая вниманию читателя критический очерк эстетического учения французского персонализма, автор исходит не только из того, что эта тема все еще слабо освещена в нашей философской и эстетической литературе. Актуальность марксистского анализа персоналистской философско-эстетической концепции обусловлена прежде всего тем обстоятельством, что последняя претендует сегодня на роль единственного подлинно гуманистического учения. Католические мыслители, представляющие французский персонализм, ставят своей задачей трансформировать традиционное религиозно-идеалистическое миропонимание, наполнив его новым содержанием. Примыкая к современному идеализму феноменологическо-экзистепциального толка, также объявляющему себя истинно гуманистическим учением, персоналисты намереваются преодолеть его недостатки и преобразовать на «реалистических» началах. Французские персоналисты не оставляют без внимания и марксистский гуманизм, предполагая «связать» его с христианским мировоззрением. Очевидно, что критическое исследование эстетической концепции французского персонализма выходит за пределы его собственно эстетической проблематики. Оно касается одного из самых влиятельных направлений современного идеализма – феноменологическо-экзистенциального, важнейшей проблемы современных философских и эстетических исканий – проблемы человека.

 

Содержание: От автора – Французский персонализм и традиция обоснования философии через искусство – Персоналистская концепция личности – «Трансцендирующая» деятельность и художественное творчество – Художественное творчество как неосознаваемый процесс – Художественное творчество и проблема личностной коммуникации – Философско-эстетические идеи французского персонализма в литературно-художественной критике – Художественная литература сквозь призму персоналистского «интегрального героизма» – Персоналистское понимание трагического и критика авангардизма в искусстве – Философские основы кинокритики А. Базена – Персонализм и «новая критика»