Статья посвящена исследованию элементов апофатической теологии в трудах Мария Викторина. Выделяются три различных варианта апофатизма. Во-первых, последовательно философский апофатизм, основанный на неоплатоническом учении о Едином, в котором Ипостаси Бога–Троицы рассматриваются как проявление безличного Единого. Во-вторых, апофатизм, основанный на отождествлении с непознаваемым Единым Бога Отца как Не-сущего, Которое превыше сущего и Которое порождает всецелое Сущее – Сына, в развернутом виде являющего скрытое содержание Отца. В-третьих, апофатизм, связанный с представлением о Боге Отце как чистом Бытии без каких-либо определений, Которое раскрывается в Логосе как Сущем, заключающем в Себе Божественную Жизнь и Мышление. Последний вариант апофатизма является наиболее оригинальной разработкой Викторина, идею которой он мог почерпнуть у Порфирия и которая оказала определенное влияние на средневековую философию в лице Боэция и Иоанна Скота Эриугены.
Ключевые слова: философия, теология, поздняя античность, раннее христианство, апофатизм
|
|||||
|