Институт Философии
Российской Академии Наук




  2014. Т. 40. № 2
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор социальной эпистемологии » Журнал «Epistemology & Philosophy of Science / Эпистемология и философия науки» » Номера журнала » 2014. Т. 40. № 2

2014. Т. 40. № 2

 

Эпистемология и философия науки. 2014. Т. 40. № 2

Весь номер в формате PDF

 

СОДЕРЖАНИЕ

РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ


И.А. Герасимова. Биомедицинские технологии как проблема истории и философии науки.

Что сегодня представляет собой медицина – это наука, мастерство или биотехнология человеческого развития? Медицина как наука и практика вносит новые измерения в обсуждение проблем истины, возможностей и границ познания, особенностей наблюдения и эксперимента, творческого мышления, социально го конструктивизма, диалога когнитивных практик. Исследование закономерностей смены типов рациональности в истории медицинских практик приводит к выводу о последовательной смене этапов – магических практик, природосообразной медицины, естественнонаучной медицины и технонаучной медицины. Холистичность и витализм – основные черты древней медицины. Натурфилософия выполняла функцию картины мира, принципы которой конкретизировались во врачебной практике. Сосуществование древней медицины с современными биотехнологиями вводит нестандартные измерения диалога когнитивных практик. Если для врача традиционной медицины его чувства служили инструментом диагностики, то мастерство биотехнологов достигается в совершенстве сотрудничества с техническим устройством.

Ключевые слова: биомедицинские технологии, философия науки, научное, вненаучное, история медицины, когнитивная практика, природосообразная медицина, технонаучная медицина.

 

 

ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ


В.Г.Горохов. Фундаментальные и прикладные исследования, а не фундаментальные и прикладные науки.

В.А. Шупер. Судьба академии в судьбе России.

В.В.Чешев. Фундаментальные науки или фундаментальные исследования?

Д.А. Стебаков. Фундаментальные и прикладные исследования в психологии.

Н.Г.  Багдасарьян. К вопросу о характере науки: не дифференцировать, а интегрировать.

Д.В. Ефременко. Фундаментальные и прикладные исследования в эпоху когнитивного капитализма.


В.Г.Горохов. «Придурки», или конец советских «мандаринов»: заключительные замечания к дискуссии.

В.Г. Горохов утверждает, что традиционное деление наук на фундаментальные и прикладные является некорректным и может вводить в заблуждение. В соответствии с заявленным тезисом оспаривается правомерность определение технических наук в качестве прикладных. Технические наук так же, как и естественные, нацелены на построение технических теорий. Поскольку технически оснащенный эксперимент играет огромную роль в развитии естественных наук, отстаивается точка зрения, что обозначенное деление должно подразумевать фундаментальные и прикладные исследования, которые имеют место как в естественных, так и в технических науках. Это разделение имеет колоссальное значение, поскольку прикладные исследования имеют приоритетное финансирование. Автор иллюстрирует свою позицию примерами, связанными с развитием специализированных отраслей науки в России.

 Участники дискуссии поддерживают позицию В.Г.Горохова и стремятся обосновать при помощи примеров из разных областей. Дмитрий Стебаков рассматривает проблему с точки зрения развития психологии, Дмитрий Ефременко – с точки зрения когнитивных наук; Вячеслав Шупер, Владислав Чешев, Надежда Багдасарьян анализируют проблему бюрократического контроля в науке, являющуюся производной по отношению к данному разделению наук.

Ключевые слова: эксперимент, фундаментальные науки, прикладные науки, естественные науки, теория, деление наук.



ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ПОЗНАНИЕ


Л.А.Маркова. Социальная эпистемология, ее истоки и настоящее.

Классическая логика строится на базе обобщения, чем обеспечивается ее все общность. Социальный характер научного знания в социальной эпистемологии предполагает выдвижение на передний план индивидуальности. Соответственно и логика этой системы должна не преодолеть, а сохранить индивидуальные черты своих объектов. Всеобщность обеспечивается не общими свойствами получаемых результатов, а их происхождением из среды, где нет привычных нам по классике границ (истина–ложь, объективное–субъективное и проч.). Эти границы размываются. Задачей логики оказывается преодоление этой новой границы между пространствомконтекстом, не являющимся логикой, но необходимым для ее рождения, и самой логикой.

Ключевые слова: эпистемология классическая, эпистемология социальная, научное знание, граница, общее, индивидуальное, логика, эмпирия, размывание границ.

 

И.Т.Касавин. Социальная онтология и социальная эпистемология.

Динамическая, креативная онтология познания – это смысловой горизонт, на фоне которого происходит познание. Данный горизонт представляет собой не одномерную математическую линию, но сложную слоистую структуру, в которой переплетаются сознание, деятельность и общение. Она задает границы реальности и является условием понимания как смыслообразования. На этих границах теоретический разум обращается к себе самому, принимая облик философской рефлексии и ставя вечные вопросы об универсальности и локальности, реальности и знании, субъективном и объективном, социальности и культуре.

Ключевые слова: социальная онтология, социальная реальность, знание, понимание, онтологический поворот, релятивизм, значение.

 

 

ЯЗЫК И СОЗНАНИЕ

К.Г.Фролов. Некоторые случаи нетранзитивности в обоснованных суждениях об идентичности.

В центре внимания статьи – особые структуры убеждений субъекта, которые в общем виде можно выразить как «S полагает, что А идентично В; В идентично С; но неверно, что А идентично С». Наш интерес направлен на те случаи, когда каждое простое суждение в этой структуре (в том числе и последнее) является независимо обоснованным личным познавательным опытом субъекта, его непосредственным «знакомством» с положением дел. При таких обстоятельствах эти суждения невозможно назвать ошибочными. Более того, в рассматриваемых случаях эти структуры являются не просто возможными, но и принципиально неустранимыми. Механизмы же их генезиса различаются как в зависимости от того, что именно мы имеем в виду под А,В и С (свойства феноменов, свойства предметов или сами предметы), так и по той роли, которую играет в этих механизмах естественный язык с его ограниченностью словаря понятий и неопределенностью границ их применимости.

Ключевые слова: тождество, идентичность, транзитивность, убеждение, обоснование.

 

В.В.Зуев. Проблема референции как проблема эмпирической классификации в классической науке.

Проблема референции как проблема эмпирической классификации выражается в отсутствии жесткой связи между именами, существенными признаками и объектами. Сами ученые проблему референции не ставят, она фиксируется в философском осмыслении проблем эмпирической классификации. Соответственно проблема референции может быть поставлена философией науки и обращена к классической науке с целью понимания учеными трудностей классифицирования как следствия механизмов функционирования эмпирической классификации. Это помогло бы осуществить переход от эмпирической классификации к ее более высокоорганизованной форме – теоретической классификации, способной снять и решить методологические проблемы эмпирического классифицирования. Корнем проблемы является представление классической науки о предзаданности объектов познанию и соответственно о необходимой связи между элементами знания (именами и существенными признаками) и объектами, тогда как в действительности связь между ними обеспечивается формой организации теоретической деятельности ученых. В эмпирической классификации проблема референции обусловлена регулятивными правилами организации деятельности ученых, вносящими ситуативный характер в исследовательские ситуации и в конечном счете приводящими к проблеме устойчивой референции.

Ключевые слова: классическая наука, референция, внешние объекты, теория социальных эстафет, структура знания, программы референции, программы репрезентации.

 

 

ПАНОРАМА


И.А. Карпенко.  Проблема связи квантовой механики и реальности: в поисках решения.

В статье анализируется ряд актуальных представлений о роли наблюдения в квантово-механическом описании физической реальности. Рассматриваются известные интерпретации квантовых явлений, описывающих свойства микромира. Изучается вопрос о причинах расхождений результатов наблюдений микромира и макромира и о потенциальной связи сознательного наблюдения с данными причинами. Делаются выводы о современном состоянии проблемы «наблюдения» в контексте квантовой механики. Исследование осуществлено на основе анализа работ ряда ведущих физиков, философов и математиков.

Ключевые слова: наблюдение, измерение, квантовая механика, сознание

 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - ИССЛЕДОВАНИЯ НАУК

 

Н.И.Мартишина. Гендерные метафоры в образе науки Ф.Бэкона.

Обсуждается тезис феминистской философии науки о том, что классическая наука – это маскулинное предприятие. Предложена интерпретация этой оценки как ключевой метафоры, которая может быть использована для описания классической науки. Показано, что маскулинность является характеристикой не только классической науки, но и образа науки – совокупности представлений о природе, сущности и месте науки в человеческом бытии. Гендерные особенности философского образа классической науки выявляются на материале анализа языковых средств описания науки у Ф. Бэкона.

Ключевые слова: образ науки, философские метафоры, классическая наука, Ф. Бэкон.

 

И.В.Кузин.  О преобразовании подражательной функции искусства средствами науки.

В статье проанализирована связь между прямой перспективой, ставшей начиная с эпохи Ренессанса основополагающим принципом живописи, и становлением новоевропейского научного знания. Рассмотрение подобной связи позволяет лучше понять, как данный принцип соотнесен с захватывающей идеей точного воспроизводства реальности и как в рамках воплощения подобной идеи происходит постепенная утрата интереса к живописи, потому что к XX в. с этой задачей намного лучше начинают справляться активно развивающиеся технологии.

Ключевые слова: наука, живопись, подражание, прямая перспектива, массовое искусство, техника, современность, рациональность, человек.

 

А.А. Печенкин. Проблема редукции химии к физике: диалектика vs. аналитическая философия.

Речь пойдет о возможностях диалектики и аналитической философии при интерпретации соотношения химии и физики (более точно – при интерпретации соотношения теории химической связи и валентности и квантовой механики). Какая из этих концепций обеспечивает то, что можно было бы назвать прогрессивным сдвигом проблемы, т.е. делает вопрос об этом соотношении более ясным и интересным?

Ключевые слова: Философия природы, механизм, химизм, диалектика природы, формы движения материи, редукция теории, правила соответствия, функция замещения, реализм, инструментализм.

 

Дж.Э.Смит. Она вся темная. К истории темной стороны луны.

 Когда наблюдение в телескоп ничего не обнаружило на ближней стороне Луны (в 1753 г. Роджер Боскович установил, что там нет даже атмосферы), обратная сторона попрежнему оставалась предполагаемым вместилищем всего, что нам пока не было известно, но во что мы за долгие времена привыкли верить. Советская космическая программа наконец-то избавила людей от иллюзий, позволила им своими глазами взглянуть на обратную сторону Луны. И хотя, наверное, никто открыто этого не признал бы, на самом деле подспудная цель была такова: убедиться, что на обратной стороне нет атмосферы, нет растительности, нет ни морей, ни гротов, ни животных с верблюжьими ногами, ни душ.

Ключевые слова: история науки, философия природы, космонавтика, Луна, Просвещение, научная революция, оптика.

 


МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


О.Б.Панова. Восток – Запад: глубокие корни общности культурных миров и интеграционные тенденции современности (опыт интерпретации работы М.Хайдеггера «Из диалога о языке между японцем и спрашивающим»).

Статья посвящена диалогу культур и взаимоотношению интеллектуальных традиций Востока и Запада. Автор предлагает вариант интерпретации работы М. Хайдеггера «Из диалога о языке между японцем и спрашивающим», показывая актуальность поставленных в ней вопросов в современных философских контекстах с учетом изменений, происходящих в науке. Особое внимание уделяется специфике «восточной» и «западной» онтологий, особенностям холистического и аналитического стилей мышления, вопросу о природе и сущности Языка. Взаимосвязь Язык–Сознание–Бытие/ Небытие рассматривается в широком историко-культурном контексте мирового философского дискурса с привлечением восточного духовного наследия.

Ключевые слова: культура, наука, Восток, Запад, метафизика, бытие, не бытие, эстетика, красота, гармония, искусство, язык, диалог, герменевтика.

 


АРХИВ


И.Т.Касавин. Оправдание индуктивизма: читаем Хьюэлла.

Введение к переводу А.Л.Никифорова труда У.Хьюэлла "Философия индуктивных наук, опирающаяся на их историю". 

 

У. Хьюэлл. Философия индуктивных наук, опирающаяся на их историю.

Перевод предисловия и главы 1 второго издания  работы У.Хьюэлла "Философия индуктивных наук, опирающаяся на их историю".


СИМПОЗИУМ


Е.В.Косилова. Конференция «Философия математики: актуальные проблемы» на философском факультете МГУ им. М.В.Ломоносова.

Статья представляет собой обзор конференции «Философия математики: актуальные проблемы», проходившей на философском факультете МГУ им. М.В.Ломоносова 27-28 сентября 2014 года.

В.В.Знаков, Н.А.Касавина. Личность, опыт, экзистенция (впечатления участников конференции).

Статья представляет собой обзор заседания «Экзистенциальный опыт как проблема психологической науки», проходившего в рамках Международной конференции «Человек, субъект, личность в современной психологии (к 80-летию со дня рождения А.В.Брушлинского) 10-11 октября 2013 года.

 

 

РЕЦЕНЗИИ НА КНИГИ


С.С.Неретина. Диалог с наукой о науке.

Рецензия на книгу: Маркова Л.А. Наука на грани с ненаукой. М. : Канон+ : Реабилитация, 2013. 336 с.

 

П.Н.Барышников. Структуры стабильных значений на границах языка и сознания: философских квест. 

Рецензия на коллективную монографию: Язык и сознание. Аналитические и социально-эпистемологические контексты; под ред. И.Т. Касавина. – М. : Альфа-М, 2013. 512 с.