Монографии
● Ибн Халдун в османской историографии / Отв. ред. В.А. Кузнецов. М.: ООО Садра, 2021. 248 с.
● Основания исламского мистицизма: генезис и эволюция / Отв. ред. А.В.Смирнов. М.: Языки славянских культур, 2009. 552 с. (2-е изд. – 2012 г.; 3-е изд. - 2023 г.)
Переводы с арабского, староосманского и английского
● Абу Хамид аль‑Газали ат‑Туси. «Ихйа’ ‘улум ад‑дин» (Возрождение религиозных наук). Т. I-III. Перевод с арабского Насыров И.Р., Ацаев А.С. Махачкала: Издательский дом «Нуруль Иршад», 2011.
● Гасан Алкадари. Диван ал-Мамнун / Пер. с арабского и комментарии И.Р. Насырова / Отв. ред. А.К. Аликберов. М.: Наука – Восточная литература, 2020. – 391 с.
● Ибн Араби. Избранные произведения. Том 1 / Пер. с арабского и комментарии И.Р.Насырова / Отв. ред. А.В.Смирнов. М.: Языки славянских культур: ООО «Садра», 2013. – 216 с. (второе издание –2015 г.)
● Гален. Арабские фрагменты первой книги трактата Галена «Об учениях Гиппократа и Платона» / Перевод И.Р. Насырова // Гален. Соч. Т. III. М.: Практическая медицина, 2016. С. 150–152.
● Аль-Кинди. О природе души. Три сочинения из «Трактатов ал‑Кинди». Вводная статья, перевод и комментарии И.Р. Насырова / Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 8; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. № 8 – М.: Издательская фирма «Восточная литература РАН», 2017. С. 137–150.
● Шейх Зейнулла Расули (Расулев) ан-Накшбанди. Избранные произведения. Перевод с арабского Насырова И.Р. Под редакцией с комментариями и примечаниями Насырова И. Р. – Уфа: Издательство ЦДУМ, 2001. – 152 с.
● Шейх Мухаммад Амин аль-Курди. Книга вечных даров (О достоинствах и похвальных качествах суфийского братства Накшбандийа). Перевод с арабского Насырова И.Р. Под редакцией с комментариями и примечаниями Насырова И.Р. – Уфа: РИО РУНМЦ Госкомнауки РБ, 2000. 380 с.
● Шейх Ибн ‘Ата’ Аллах аль-Искандари (Александрийский). Книга мудростей (Китаб аль-хикам). Перевод с арабского Насырова И.Р. Под редакцией с комментариями и примечаниями Насырова И.Р. – Уфа: РИО РУНМЦ Госкомнауки РБ, 2000. 290 с.
● Мустафа На‘има. «О науке истории и природе государства и общества». Фрагменты из сочинения «Тарих‑и На‘има». Предисловие, перевод со староосманского и комментарии И.Р. Насырова / Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 5; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. № 5 – М.: Издательская фирма «Восточная литература РАН», 2016. С. 217–236.
● Абу Хамид аль‑Газали. Фрагменты из «Возрождения религиозных наук» (Ихйа’ ‘улум ад‑дин) / Перевод И.Р. Насырова // Философия религии: аналитические исследования. 2017. Т. 1. Номер 1. С. 106–117.
● Шакик ал‑Балхи. «Правила богопоклонения» (’Адаб ал‑‘ибадат). Предисловие, перевод с арабского и комментарии И.Р. Насырова / Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 5; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. № 5 – М.: Издательская фирма «Восточная литература РАН», 2016. С. 237–247.
● Ибн ‘Араби. «О знании числа [божественных] тайн, что достаются свидетельствующему при предстоянии напротив [Бога] ». Фрагменты из «Мекканских откровений» (Ал‑Футухат ал‑маккиййа) (продолжение) Предисловие, перевод с арабского и комментарии И.Р. Насырова. Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 3; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. № 3 – М.: Издательская фирма «Восточная литература РАН», 2012. С. 77–97.
● Ибн ‘Араби. «О знании числа [божественных] тайн, что достаются свидетельствующему при предстоянии напротив [Бога] ». Фрагменты из «Мекканских откровений» (Ал‑Футухат ал‑маккиййа) Предисловие, перевод с арабского и комментарии И.Р. Насырова // Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 2; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. № 2 – М.: Издательская фирма «Восточная литература РАН», 2011. С. 548–568.
● Ал-Газали. «О сердце человека, знании рациональном и религиозном и о причине ограниченности людей в Богопознании (ма‘рифа)». Фрагменты из «Возрождения религиозных наук» (Ихйа’ ‘улум ад-дин) // История философии. № 14. – М.: ИФРАН, 2009. С. 207–239.
● Абу Хамид аль‑Газали ат‑Туси. «Ихйа’ ‘улум ад‑дин» Возрождение религиозных наук. Т. I. Первая Четверть о видах поклонения. Часть I. Перевод с арабского Насыров И.Р., Ацаев А.С. – М.: Издательский дом «Нуруль Иршад», 2007. 583 с.
● Шейх Хасан Хильми ибн Мухаммад ад-Дагестани ан-Накшбанди аш-Шазили аль-Кадири. Талхис аль-ма‘ариф фи таргиб Мухаммад ‘Ариф. Краткое изложение сокровенных знаний для наставления Мухаммада ‘Арифа. Перевод с арабского Насырова И.Р. и Ацаева А.С. – М.: ж-л «Ислам», 2006. 344 с.
● Абу Хамид аль-Газали. Возрождение наук о вере (Ихйа ‘улум ад‑дин). Избранные главы. Пер. с араб. И.Р. Насырова // Абу Хамид аль‑Газали. Наставление правителям (Насихат аль‑мулюк). – М.: Издательский Дом «Ансар», 2004.
● Алгар, Хамид. Шейх Зайнулла Расулев – последний Великий Шейх суфийского братства Накшбандия в Волго-Уральском регионе / Перевод с англ. И.Р.Насырова // Общественно-политический, научно-популярный и художественный ежемесячный журнал Ватандаш. Уфа: 1998. № 9. С.123–138.
Статьи и тезисы докладов
2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2000 1998 1986
2024
● Понятие «религия» в исламе // Философия религии: аналитические исследования. 2024. Т. 8. № 2. С. 24–52. ● Проблематика божественных атрибутов в теолого-философской мысли ислама // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 2024. Т. 22. № 2. С. 36–56.
2023
● Исламский мистицизм (суфизм) и модернизация мусульманского сообщества России в начале XX в. (на примере творчества Халила Рахимова) // История философии. 2023. Т. 28. № 2. С. 89–108.
● О важности междисциплинарного взаимодействия в изучении развития мусульманского Востока // Ишрак. Журнал исламской философии. 2023. Т. 1. № 2. С. 24–47.
2022
● Место и роль традиции в обновлении. Ислам в современном мире. 2022. Том 18. № 2. С. 75–102.
● Хильми Зия Улькен о мусульманском реформаторе Мусе Бигиеве . Ислам в современном мире. 2022. Том 18. № 3. С. 59–78.
2021
● Предпосылки возникновения философии истории Ибн Халдуна. Ислам в современном мире. 2021. Том 17. № 2. С. 51–76.
● Гасан Алкадари – мыслитель Дагестана. Ислам в современном мире. 2021. Том 17. № 3. С. 85–106.
● Предисловие научного редактора к первому русскому изданию: Ван Эсс, Йозеф. Богословие и общество II–III столетия по хиджре. Том I. История религиозной мысли в раннем исламе / Й. ван Эсс; пер. с нем. П. Казаку; научн. ред. И.Р. Насыров. – М.: ООО «Садра», 2021. – 632 с. С. 9–13.
2020
● Абу Хамид ал-Газали в отечественном исламоведении: советский и раннепостсоветский периоды. Ислам в современном мире. 2020. Т. 16. № 1. С. 147–160. doi.org/10.22311/2074-1529-2020-16-1-147-160
● Абу Хамид ал-Газали в отечественном исламоведении (конец XX – начало XXI в.). Ислам в современном мире. 2020. Т. 16. № 2. С. 107–122. doi.org/10.22311/2074-1529-2020-16-2-107-122
● Ибн ‘Араби и веротерпимость. Приложение: Ибн ‘Араби. Фрагменты из «Мекканских откровений» (аль-Футухат аль-маккийа) / Философия религии: аналитические исследования. 2020. Т. 4. № 1. С. 104–127. DOI: 10.21146/2587-683Х-2020-4-1-104-127
● Взгляды Заки Валиди Тогана на социальную динамику исламского Востока // Революция и эволюция в исламской мысли и истории: сборник статей / отв. ред. Ю.Е. Федорова. М.: ООО «Садра», 2020. С. 54–71.
2019
● Мурад Рамзи. О науке истории и прошлом и настоящем народов Евразии. Фрагменты из сочинения «Талфик ал‑ахбар». Вводная статья, перевод и комментарии И.Р. Насырова // Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 9; Ishraq : Islamic Philosophy Yearbook. № 9. – М.: Садра, 2019. С. 375–412.
● Аргументы в пользу бытия Бога в каламе / Ислам в современном мире. Т. 15, № 2 (2019). С. 23–46.
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-2-23-46
● Античное наследие в системе ценностных ориентиров аббасидских халифов в VIII–IX вв. // Философская антропология. 2019. Т. 5, № 2. С. 62–88. DOI: 10.21146/2414-3715-2019-5-2-62-88.
● О роли исламоведения в контексте диалога культур / Россия и Турция: диалог культур. М.: Гнозис, 2019. С. 185–201.
2018
● «Книга мудростей» (Китаб ал‑хикам) Ибн ‘Ата’ Аллаха ал‑Искандари как литературно-философский памятник мусульманского Востока. Ислам в современном мире. Том 14, №3 (2018). С. 73–92.
● Взгляды Катиба Челеби (Хаджи Халифа) на общество и государство. Ислам в современном мире. Т. 14, № 2 (2018). С. 95–110.
● Пост-ислам или культурный ислам? Философская антропология. Т. 4, № 1 (2018). С. 46–54.
● Cultural Islam: An Alternative to Political Islam / Justice & Responsibility: Cultural and Philosophical Foundations. Cultural Heritage and Contemporary Change. Series VII, Seminars: Culture and Values, Volume 36.WashingtonDC: Council for Research in Values and Philosophy, 2018, pp. 227–237.
● Откровение в исламе. Философия религии: аналитические исследования. 2018. Т. 2. № 2. С. 99–109. https://doi.org/10.21146/2587-683X-2018-2-2-99-109
● Арабские «Данте» и их «Беатриче» (ранняя арабская любовная поэзия в контексте мусульманской куртуазности) // Философские эманации любви / Сост. и отв. ред. Ю. В. Синеокая*. М.: Издательский Дом ЯСК, 2018. С. 531–556.
2017
● Аль-Газали о прорыве к трансцендентному миру // Философия религии: аналитические исследования. 2017. Т. 1. Номер 1. С. 100–105.
● Аль‑Кинди и его трактат «Краткое изложение учения о душе из книг Аристотеля, Платона и других философов» / Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности. Материалы Московской международной конференции по Аристотелю. Институт философии РАН, 17–19 октября2016 г. / Под общ. ред. В.В. Петрова. Москва: Аквилон, 2017. С. 347–354.
● Доказательства существования Бога в исламской теологии (калам) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 73. С. 53–68.
● Формирование общего блока вопросов метафизики в каламе в IX-XII вв. // Исламоведение. 2017. Т. 8. № 1. С. 54–69.
2016
● К вопросу о критике философии ’Абу Хамидом ал-Газали // Анатомия философии: как работает текст. М.: Издательский Дом ЯСК, 2016. С. 309–331.
● «К вопросу о роли Ибн ‘Араби в истории исламского мистицизма» / Философская антропология. 2016. Т. 2. № 2. С. 90–109.
● Об «этическом волюнтаризме» ашаризма как о «традиционной этике» ислама. Этическая мысль. 2016. Т. 16. № 2. С. 84–105.
2015
● «Ибн-халдунизм» в османской интеллектуальной традиции (XVI–XX вв.). Философский журнал. 2015 Т. 9. № 3. С. 106–120.
● Исследования классической исламской философии в постсоветской России (1990-ые годы и начало XXI в.) (на перс. яз.). Фонд исследований исламской культуры. 2015. URL: http://islamfond.ru/fa/%D9%BE%DA%98%D9%88%D9%87%D8%B4%DA%AF%D8%A7%D9%87/%D9%85%D9%82%D8%A7%D9%84%D8%A7%D8%AA/item/177-%D9%BE%DA%98%D9%88%D9%87%D8%B4%E2%80%8C%D9%87%D8%A7%D9%8A-%D9%81%D9%84%D8%B3%D9%81%D9%87-%D9%83%D9%84%D8%A7%D8%B3%D9%8A%D9%83-%D8%A7%D8%B3%D9%84%D8%A7%D9%85%D9%8A-%D8%AF%D8%B1-%D8%B1%D9%88%D8%B3%D9%8A%D9%87-%D8%AF%D8%B1-%D8%AF%D9%87%D9%87-1990-%D9%88-%D8%A7%D9%88%D8%A7%D9%8A%D9%84-%D9%82%D8%B1%D9%86-21 – (дата обращения – 24.11.2015).
● О критике философии Абу Хамидом аль-Газали // Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад – диалог мировоззрений. Тезисы докладов VII Российского философского конгресса (г. Уфа, 6 – 10 октября2015 г.). В 3-х т. Т. II. – Уфа: РИЦ Баш ГУ. 2015. С. 80–81.
● Заки Валиди Тоган и философия истории Ибн Халдуна в контексте османской историографической традиции XVI-XIX вв. // Россия и Восток: взаимодействие стран и народов. Труды X Всероссийского съезда востоковедов, посвященного 125-летию со дня рождения выдающегося востоковеда Ахмета-Заки Валиди Тогана. Книга 1. – Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2015. С. 413–415.
● К вопросу о критике философии ’Абу Хамидом ал-Газали. Философский журнал. 2015 Т. 8. № 3. С. 60–77.
● «Очищение – уподобление» (танзих – ташбих) как парадигма организации культурного пространства исламского мира (на примере Корана и сунны) // «Рассыпанное» и «собранное»: стратегия организации смыслового пространства в арабо-мусульманской культуре. – М.: ООО «Садра»: Языки славянской культуры, 2015. С. 195–213.
● К вопросу о толерантности в исламе // Россия в архитектуре глобального мира: цивилизационное измерение. М.: Языки славянских культур: Знак. 2015. С. 294–313.
2014
● On Criticism of Reason in Philosophy of al-Ghazali // Philosophy and Science in Cultures of East and West / Edited by Marietta Stepanyants. – (Cultural Heritage and Contemporary Change. Series IVA, Eastern and Central European Philosophical Studies, Volume 50). 2014. P. 297–306.
● Взгляды Ибн ‘Ата’ ’Аллаха ал-Искандари в контексте учения Ибн ‘Араби // Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 5; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. № 5 – М.: Издательская фирма "Восточная литература РАН", 2014. С. 352–382.
● Проблема априорного ожидания в историко-философских исследованиях другой культуры // История философии: вызовы XXI века / Ответ. ред. Н.В. Мотрошилова. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. С. 250 – 257.
● Зикр / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2014. С. 229–233.
● Сирр / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2014. С. 226–229.
● Шари‘а, тарика и хакика / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2014. С. 222–226.
● Шазилийа / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2014. С. 215–220.
● Рух / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2014. С. 213–215.
● Рийада / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2014. С. 209–213.
● Калб / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2014. С. 205–209.
● Ан-нубувва ва ал-вилайа / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2014. С. 198–205.
● Нафс / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2014. С. 190–192.
● Хал / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2014. С. 182–185.
● Влияние Ибн Халдуна на османскую интеллектуальную традицию (XVI–XX вв.) / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2014. С. 29–53.
● Зухд / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2012. С. 362–368.
2013
● «О критике разума в философии ал‑Газали» /«Философия и наука в культурах Востока и Запада» Ин-т философии РАН. – М.: Наука – Вост лит., 2013. С. 320–329.
2012
● Турецкий историк Заки Валиди Тоган о сходстве в реформах в России и Турции в середине XIX – начале XX века / Исторические, культурные и экономические связи между Турцией и Россией. Материалы международного симпозиума, Стамбул, 5 апреля2012 г. / Сост. О.Ю. Кузнецов. – М.: Турецко-русский культурный центр. С. 115–122.
● Шакик ал-Балхи / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2012. С. 357–359.
● Время (вакт) / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2012. С. 359–361.
● Фудайл ибн ‘Ийад / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2012. С. 354–357.
● Салман ал-Фариси. / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2012. С. 351–354.
● Сахл ат-Тустари / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2012. С. 346–351.
● Раби‘а ал-‘Адавиййа / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2012. С. 341–345.
● Ибрахим ибн Адхам / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2012. С. 334–338.
● Ибн ал-Мубарак / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2012. С. 326–331.
● Абу Зарр / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2012. С. 310–313.
● ‘Абд ал-Вахид ибн Зайд / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2012. С. 307–310.
● Ал-Джунайд / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2012. С. 299–306.
● Абу Йазид ал-Бистами / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2012. С. 295–299.
● Взгляды Мурада Рамзи по вопросам реформирования и модернизации ислама / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2012. С. 27–34.
● Как сравнивать и различать аскетические практики разных культур? / Тезисы доклада VI российского философского конгресса «Философия в современном обществе: Диалог мировоззрений». Нижний Новгород: изд-во НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2012. С. 164.
● Views of Ibn Khaldun and Aristotle on State // Religious and Philosophical Texts: Re-reading, Understanding and Comprehending them in the 21st Century" (Dînî ve Felsefî metinler. Yirmibirinci Yüzyilda Yeniden Okuma, Anlama ve Algilama), Vol. 1 / Istanbul University-Sultanbeyli Belediyesi.Istanbul,Turkey, 2012. P. 67–75.
2011
● The Problem of Faith and Knowledge in Qut al-qulub (The Food of Hearts), a Sufic Treatise by Abu Talib al-Makki // Knowledge and Belief in the Dialogue of Cultures / Edited by Marietta Stepanyants. – (Cultural Heritage and Contemporary Change. Series IVA, Eastern and CentralEurope; V. 39). 2011. P. 159–166.
● Критика социального утопизма мусульманского реформаторства Ахметзаки Валидовым (Заки Валиди Тоганом) / Проблемы Российского самосознания: народ, интеллигенция, власть. Материалы 8-ой Всероссийской конференции 31 мая – 2 июня 2011. Москва – Уфа. – Уфа, РИЦ БашГУ, 2011. С. 265–270.
● «Мусульманский культурный язык»: достояние прошлого или реальность? // Elmi eserler. Scientific works. The International Scientific and Theoretical Journal, No. 1 (16), Baki-Baku – 2011. P. 123-127.
2010
● Реплики постороннего наблюдателя // Всероссийская перепись населения 2010 года // AB IMPERIO. 4/2010. С. 383–392.
● К вопросу о социальном утопизме мусульманского реформаторства // Мир ислама: история, общество, культура: Тезисы докладов II Международной научной конференции. 28-30 октября2010 г. – М.: РУДН, 2010. С. 133–134.
● Взгляды Заки Валиди Тогана на проблему взаимоотношения западной и исламской цивилизаций // Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе / отв. ред. Р. Ф. Талипов. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. С. 419–422.
● Исследования классической исламской философии в России в 1990-х годах и начале XXI века // Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 1; Ishraq; Islamic Philoshopy Yearbook. № 1. - М.: Языки славянских культур, 2010. С. 536–564.
● Запад и исламский мир в философии истории Заки Валиди Тогана: проблема национальной и культурной идентичности в условиях глобализации // Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 1; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. № 1. – М.: Языки славянских культур, 2010. С. 61–79.
● О перспективах диалога культур в условиях глобализации. // Взаимодействие культур в условиях глобализации / под общ. ред. Мамедова Н.М., Чумакова А.Н.; отв. ред. Гезалов А.А., Мамед-заде И.Р. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. С. 269–275.
● Исламская концепция справедливости в контексте глобализирующегося мира. // Феномен глобализации в контексте диалога культур / Ответ. редакторы И.К. Лисеев, Р.С. Сейфуллаев, Гезалов А. А.-оглы. – М.: "Канон+" РООИ "Реабилитация", 2010. С. 145–156.
2009
● Ал-Газали об интуитивном познании трансцендентного // Сагадеевские чтения2008’1: Сборник статей научного семинара. - М.: РУДН, 2009. С. 31–37.
● Уроки толерантности // "Просветительские традиции ислама в Урало-Поволжье": 1-е Фахретдиновские чтения. Сб. мат. Всеросс. науч.-прак. конф. / Под ред. Асадуллина Р.М.-Нижний Новгород: ИД "Медина", 2009. С. 102–103.
● Духовная практика в исламском мистицизме (суфизме): альтернатива откровению или имитация. // Философский журнал. № 2 (3),2009. М.: ИФ РАН, С. 49–63.
2008
● Проблема веры и знания в суфийском трактате Абу Талиба аль-Макки «Кут аль-кулуб» (Пища сердец) / Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур / Ин-т философии РАН. – М.: Вост. лит., 2008. С. 180–186.
● Духовное наследие башкирского религиозного мыслителя и суфийского шейха Зайн Аллаха ар-Расули (Расулева) в диалоге прошлого и настоящего // Международная научно-практическая конференция "Зайнулла Расулев - выдающийся башкирский мыслитель-философ, теолог и педагог-просветитель мусульманского мира. Уфа, 5 июня2008 г.: - Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. С. 41–46.
● Пределы духовной практики в исламском мистицизме // Точки / Puncta 1-4 /8/ (2008). С. 114–148.
● Концепция суфийского познания: "Путь к Богу" (тарик) // Мистицизм: теория и история. М.: ИФРАН, 2008. С. 122–154.
2007
● Исламское представление о Боге (Аллахе) как вершителе справедливости и его философские и религиозные основания // Глобализация и справедливость: Сб. статей / Под ред. Н.С. Кирабаева, В.И. Юртаева. – М.: РУДН, 2007. С. 75–85.
● «Достижение истинности» (тахкик) в гносеологии доктринального суфизма. Вопросы философии, № 10, 2007. С. 138–150.
● Опыт рационализации мистического мировидения в творчестве ал-Халладжа. Известия АН Республики Таджикистан (Отделение общественных наук) Серия «Философия и право», № 3, 2007. С. 50–55.
● К вопросу о сущности исламского мистицизма (суфизма). Религиоведение, № 4, 2007. С. 37–43.
● Суфизм – единство знания и действия // Всероссийская научно-практическая конференция «Суфизм как социокультурное явление в российской умме». Казань, 21 ноября 2006.: - Нижний Новгород: Медина, 2007. С. 19–32.
2006
● Мурат Рамзи и его взгляды на джадидизм // Религиозные аспекты глобализации: фактор ислама. Кн. 3: Тезисы докладов V Всероссийского съезда востоковедов 26-27 сентября2006 г. – Уфа: Вилли окслер, 2006. С. 138–140.
● «Достижение истинности» (тахкик) как альтернатива аскетизму (зухд) в суфизме. Религиоведение, № 3, 2006. С 85–95.
● К вопросу о переходе от аскетизма (зухд) раннего ислама к доктринальному суфизму (тасаввуф) // Международная научная конференция «Суфизм в Иране и Центральной Азии». Алматы, 2-3 мая2006 г.: – Алматы: Дайк-Пресс,2007 г. С. 22–35.
2005
●La Shadhiliyyaen Russie //«La voie soufie des Shadhilis”.Paris: «Maisonneuve & Larose», 2005, pp. 443–450.
● К вопросу о трансформации аскетизма (зухд) раннего ислама в мистицизм (тасаввуф) // Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. (Москва, 24–28 мая2005 г.); В 5 т. Т. 2. – М.: Современные тетради, 2005. С. 22–35.
2000
● Любовь и секс в контексте исламской культуры // Шариат: теория и практика. Уфа, 26–28 сентября2000 г. – Уфа: ТАУ, 2000. С. 201–211.
1998
● К проблеме интерпретации термина «акл» (разум, интеллект) // Профессор Н.К.Дмитриев и башкирская филология. – Тезисы докладов. Уфа: БГУ, 1998. С.168–170.
● К проблеме интерпретации семантического значения символа исламской веры //Профессор Н.К.Дмитриев и башкирская филология // Тезисы докладов. Уфа: БГУ, 1998. С.171–172.
1986
● Вопрос о предмете философии и основной вопрос философии // Актуальные вопросы общественного развития, воспитания и обучения. – Тезисы докладов. Уфа: БГУ, 1986. С. 27.
● Научная картина мира как исследовательская программа // Научная картина мира и научно-технический прогресс // Тезисы докладов. Уфа: БГУ, 1986. С.25–27.
Редакторская работа
● Ван Эсс, Йозеф. Богословие и общество II–III столетия по хиджре. Том I. История религиозной мысли в раннем исламе / Й. ван Эсс; пер. с нем. П. Казаку; науч. ред. И.Р. Насыров. – М.: ООО «Садра», 2021. 632 с.
● Кораническая экзегетика: сб. статей / пер. с перс. Б.В. Норика; науч. ред. И.Р. Насыров, М.Е. Резван. – М.: ООО «Садра», 2020. 416 с.
● Хуррамшахи Баха ад-Дин. Корановедение (очерки о Коране и его роли в формировании культуры) / пер. с перс. Б. Норика; науч. ред. И.Р. Насыров. – М.: ООО «Садра», 2016. 390 с.
● Бабаи А.А., Азизи Кийа Г.А., Рухани Рад М. Методология толкования Корана / пер. с перс. Б. Норика; науч. ред. И.Р. Насыров. – М.: ООО «Садра», 2016. 700 с.
● Сеййид Хусейн Наср. Философы ислама: Авиценна (Ибн Сина), ас-Сухраварди, Ибн Араби / Перевод с английского, предисловие и комментарии Р. Псху, отв. ред. И.Р. Насыров. – М.: Языки славянской культуры: ООО «Садра», 2014. 152 с.
|