Институт Философии
Российской Академии Наук




  Публикации 2011-2015 г.
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор современной западной философии » Публикации сектора » Публикации 2011-2015 г.

Публикации 2011-2015 г.

 

2015

 

Монографии

 

Джохадзе, И.Д. Аналитический прагматизм Роберта Брэндома. – М. : ИФРАН, 2015. – 132 с. – ISBN 978-5-9540-0282-9.

 

Аннотация: Книга посвящена исследованию философского творчества известного американского мыслителя, представителя питтсбургской школы неогегельянства Р. Брэндома. В центре внимания автора – прагматистский подход Брэндома к решению эпистемологических проблем и его «анафорическая теория истины», представляющая разновидность дефляционизма. Раскрывается содержание основных понятий аналитического прагматизма Брэндома: «дискурсивное обязательство», «нормативные статусы», «семантический холизм», «инференциализм». Прилагается перевод статьи Брэндома «Рассуждение и репрезентация» и полная библиография его сочинений с 1976 по 2014 г.

 

Оглавление

 

Рецензия:

Куслий П. Герметичность философии Роберта Брэндома // Эпистемология и философия науки. 2015. Т. XLIII. №1. С. 248-253.

 

 

Информация о книге на сайте Питтсбургского университета: http://www.pitt.edu/~rbrandom/workon.html

 

 

 

Сборники статей 

 

Поль Рикёр: Человек – общество – цивилизация. Современная философия. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2015. – 392 с. ISBN 978-5-88373-450-1

 

Аннотация: В коллективном труде анализируются взгляды классика современной философии, мыслителя всемирного значения П. Рикёра (1913-2005) на проблемы человека, общества, цивилизации. Рикёр создал оригинальное философское учение, в котором нашли отражение актуальные вопросы современности: человек и его способности; принципы совместного бытия людей; человеческая память и история; человеческая цивилизация и пути ее гуманизации и др. Вместе с тем мыслитель сосредоточил внимание на проблемах, которые стали предметом острых философских дискуссий в конце XX - начале XXI в.: соотношение этики и морали, политики и морали, идеологии и утопии; проблемы рождения, жизни и смерти, справедливости, заботы, признания, взаимности, дара, гостеприимства и др.

 

 

 


 

2014

 

Сознание. Практика. Реальность. Памяти Нины Степановны Юлиной

Блауберг, И.И. Истоки бергсонизма. Философия Феликса Равессона [Текст] / И.И. Блауберг ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М. : ИФРАН, 2014. – 187 с. ; 20 см. – Библиогр.: с. 174-181. – 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0279-9.

 

Аннотация: В данной работе впервые исследуется концепция Феликса Равессона - одного из главных представителей французского спиритуализма ХГХ в. В центре внимания автора - метафизическое учение Равессона, разработанное им в первой половине столетия с опорой на идеи Аристотеля, Лейбница, Мен де Бирана, Шеллинга и др. В монографии также освещаются франко-германские философские контакты этого времени, налаживанию которых во многом способствовал В. Кузен - создатель «эклектического спиритуализма». Проведенное автором исследование позволяет более четко представить ту «философскую почву», из которой выросло учение А. Бергсона, проследить эволюцию идей спиритуализма и в целом несколько прояснить картину философской жизни Франции XIX столетия - периода, мало изученного в России.

 

Рецензенты: доктор филос. наук А.А. Кротов доктор полит, наук М.М. Федорова

 

2013

 

Монографии

 

 

Визгин В.П. Философия науки Гастона Башляра

Визгин В.П. Философия науки Гастона Башляра. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. 287 с. (Сер. Humanitas). (18 п.л., 1000 экз., 60х90 1/16, ISBN 978-5-98712-140-5).

 

Аннотация: Монография посвящена исследованию философии науки Гастона Башляра (1884–1962), чьи работы, особенно в последние годы, у нас переводились, но творчество которого все еще недостаточно изучено. Башляр – выдающийся, самый крупный эпистемолог Франции ХХ века. Но его философия не ограничивалась концепцией науки и ее истории: Башляр был оригинальным исследователем поэтического воображения, стимулировавшим обновление эстетической и литературоведческой мысли. 

В книге прослеживается эволюция эпистемологических взглядов Башляра, анализируется генезис его концепции науки, раскрывается ее связь с традицией французского позитивизма. В центре внимания – проблемная ситуация в эпистемологии и философии науки, возникшая вместе с научной революцией ХХ в. В монографии показывается роль, которую сыграли в преобразовании науки квантовомеханические представления в физике, новые теории в химии. Необходимость дать ответ на них вела французского философа к радикальному переосмыслению прежней эпистемологии, базировавшейся на аристотелевском и картезианском классическом наследии и основанных на них континуалистских представлениях о росте научного знания. Особенно пристальное внимание уделяется в монографии анализу таких концептуальных инноваций, выдвинутых Башляром, как понятия эпистемологического разрыва и эпистемологического препятствия. Именно благодаря им Башляру удается создать новый философский образ науки, выстроить свою «историческую эпистемологию». Большое внимание уделено раскрытию историографической концепции французского философа, указываются ее достоинства и пределы. 
Философия науки Башляра рассматривается в ее воздействии на последующее развитие эпистемологии и философии во Франции. Одна из глав книги посвящена почти неизвестному у нас, но очень крупному эпистемологу и историку науки Жоржу Кангилему (1904–1995), ученику Башляра и учителю Мишеля Фуко. 
Проблеме связи двух направлений творчества Башляра (философия науки и поэтика материального воображения) посвящена специальная глава книги. В ней показывается, что эта двунаправленность мысли Башляра коренится в самой его личности. В ходе анализа этой проблемы высвечиваются, пусть и нелегко формулируемые, общие корни рациональной познавательной активности и представленного в поэтической грёзе спонтанного воображения человека. В Приложении даются переводы двух эссе Башляра, в которых он выступает как исследователь поэтического воображения, играющего основополагающую роль в искусстве и художественной литературе, но действующего также и в самой строгой науке.

Визгин В.П. Очерки истории французской мысли

Визгин В.П. Очерки истории французской мысли. М.: ИФРАН, 2013. 133 с. (Гриф ИФ РАН, 7 п.л., 500 экз., 60х84 1/16, ISBN 978-5-9540-0239-3).

 

Аннотация: В книге собраны работы, объединяемые тем, что все исследуемые в них философы так или иначе способствовали формированию типичного для французской традиции персоналистически-экзистенциального стиля мысли. Можно сказать, что книга впервые в нашей философской науке дает, пусть и выборочно освещенную, панораму своего рода «протоэкзистенцализма» во Франции. В ней анализируется творчество таких мыслителей, как Жан Жак Руссо, Шатобриан, Жермена де Сталь, Мен де Биран, Анри Бергсон, Александр Кожев, Пьер Адо, Габриэль Марсель, многие из которых почти неизвестны нашему читателю или становятся известными лишь в последнее время. Всех героев книги объединяет то, что они внесли свой особый вклад в становление экзистенциального философствования во Франции, которое зарождалось и развивалось здесь в самом тесном единстве с литературой. Гуманистически-персоналистическая ориентация на конкретность философской мысли, идущая от Монтеня, рассматривается в различных формах ее проявления. Моральная рефлексия мыслящего, его самонаблюдение, внимание к личному опыту в его духовно значимых моментах – все это во французской традиции вместе с высоким качеством философского слова как искусства речи идет, прежде всего, от Монтеня. Недаром Мен де Бирана называли «перигорским Монтенем». Можно сказать, что французская философская традиция вступает в поиски мудрости и обретает на этом пути тесную связь с литературой благодаря автору «Опытов». 

Одна из линий преемственности, прослеживаемая в данной книге, – это традиция французского спиритуализма, ведущая от Мен де Бирана через Бергсона к Марселю. Наследие этого важного для европейской философии направления у нас все еще очень мало изучено, хотя в последние годы и появились работы о Бергсоне, Биране, Марселе.
В книге демонстрируется актуальность экзистенциального стиля мысли и слова. Урок Руссо, раскрытием которого она начинается, преломившись и обогатившись в творчестве таких ярких фигур, как Шатобриан, Жермена де Сталь, Мен де Биран и другие, продолжается в уроках, извлекаемых из опыта Габриэля Марселя. В книге наглядно демонстрируется, что в присущем ее персонажам экзистенциально-художественном философствовании обнаруживается плодотворность личностного начала философского познания. Его реактивация в условиях цивилизации XXI в. будет способствовать творческому обновлению нашей философии.

 

Джохадзе И.Д. «Прагматический реализм Хилари Патнэма»

Джохадзе И.Д. «Прагматический реализм Хилари Патнэма». М.: Канон +, 2013 – 11. а.л.

 

Аннотация: Монография И.Д.Джохадзе посвящена исследованию творчества известного американского философа, профессора Гарвардского университета Хилари Патнэма (р. 1926), оказавшего значительное влияние на развитие неопрагматизма в США. Рассматриваются семантические идеи Патнэма, его теория истины как «идеализированной рациональности», аргументы против «метафизического реализма», релятивизма и нонкогнитивизма. Философия Патнэма анализируется, главным образом, на материале его публикаций 1990–2000-х годов, в ряду которых центральное место занимают три «прагматических» сборника: Pragmatism: An Open Question (1995), The Collapse of Fact/Value Dichotomy and Other Essays (2002), Ethics without Ontology (2004), а также последняя из опубликованных книг Патнэма Philosophy in an Age of Science (2012) и сборник Reading Putnam (2013). Обращение к более ранним текстам (в частности, монографии «Разум, истина и история») связано с рассмотрением «генеалогии» патнэмовского прагматизма в контексте развития аналитической философии и во взаимосвязи с концепциями других нео- или пост-аналитических авторов (в первую очередь, Ричарда Рорти, с которым Патнэм долгое время полемизировал). В приложениях к книге публикуются переводы статей Патнэма, выполненные И.Д. Джохадзе, и полная библиография сочинений философа с 1954 по 2013 гг.

 

Содержание: Введение – Между реализмом и релятивизмом – Факты или конвенции? – Истина, рациональность, обоснование – «Реабилитация» прагматизма – Патнэм vs Рорти – Этика без онтологии – Заключение – Приложения: Х.Патнэм. Вопрос о реализме – Х.Патнэм. Релятивизм и позитивизм – Х.Патнэм. Ценности: создаются или находятся? – Список трудов Х. Патнэма с 1954 по 2013 г. – Тексты Х. Патнэма, переведенные на русский язык – Избранная библиография публикаций о Х. Патнэме – на русском и английском языках с 1980 по 2013 г. – Указатель имен.

 

 

 

 

 Коллективные труды

 

 

Поль Рикёр в Москве

Поль Рикёр в Москве. М. «Канон+», 2013. Научный руководитель проекта: доктор филос. наук И.С.Вдовина. Редколлегия: к.ф.н. Борисенкова А.В., д.ф.н. Блауберг И.И., д.ф.н. Вдовина И.С., Мачульская О.И. Учёный секретарь: Кибальчич Д.А. Рецензенты: доктор политич. наук М.М.Фёдорова, кандидат филос. наук Л.Б.Комиссарова

 

Аннотация: Книга посвящена столетию со дня рождения классика современной философии Поля Рикёра (1913-2005). В ней представлены лекции «Герменевтика, этика, политика» (Институт философии РАН, 1993 г.), доклад мыслителя «Кризис cogito» на Международной конференции, посвящённой 400-летию со дня рождения Рене Декарта (Институт философии РАН, 1996 г.), материалы теоретических конференций, посвящённых его творчеству: «Поль Рикёр – философ диалога» (Институт философии РАН, 2006), «Новые перспективы герменевтики в социальных науках и практической философии» (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011), переводы ряда работ философа.

 

Фрагмент из книги: Поль Рикёр – один из выдающихся философов ХХ – начала ХХI в.в. Наряду с М.Хайдеггером, Э.Гуссерлем, Л.Витгенштейном, Г.-Г.Гадамером он принадлежит к числу классиков современной философии. В своих работах П.Рикёр сумел обобщить теоретические искания мыслителей целого столетия, создать собственное оригинальное учение о человеке и его возможностях и, вместе с тем, высказать целый ряд идей, которые в состоянии дать толчок философским исследованиям в веке наступившем. П. Рикёр неоднократно бывал в нашей стране. В 1970-х годах по поручению Министерства образования Франции он посетил СССР с целью изучения опыта работы советских университетов. В МГУ, где выступал с лекциями, на него удручающе подействовал крайне догматический характер преподавания. В августе 1993 г. Рикёр прибыл в Москву для участия во Всемирном философском конгрессе и чтения лекций в Институте философии РАН. Он, по его словам, был потрясён произошедшими переменами, особенно достижениями в области свободы слова; вместе с тем его обескуражили высокие цены и крайне низкий уровень жизни россиян. В дальнейшем Рикёр посещал нашу страну в 1995, 1996, в 2003 гг., участвуя в конгрессах, симпозиумах и читая лекции в Институте философии РАН, Французских коллежах в Москве и Петербурге. На одной из встреч с московскими философами он сказал: “Мне кажется, что между нами установилось подлинное взаимопонимание. И я надеюсь на продолжение наших свободных и доброжелательных дискуссий...».

 

Содержание: I. Вдовина И.С. Вехи творческой биографии – Рикёр П. Что меня занимает последние тридцать лет (перевод А.В.Густыря). – II. Поль Рикёр в Институте философии РАН. Лекции (сентябрь 1993 года; перевод О.И.Мачульской): 1. Герменевтика и метод социальных наук. 2. Повествовательная идентичность. 3. Мораль, этика и политика. – Дискуссия с российскими исследователями (перевод Н.С.Автономовой, Н.Б.Маньковской, О.И.Мачульской). – Философия и проблема демократии. Беседа с Полем Рикёром. (перевод О.И.Мачульской). – III. Доклад Поля Рикёра «Кризис Cogito» на Международной Конференции «Наследие Декарта: спор о парадигмах философствования», посвящённой 400-летию со дня рождения Рене Декарта (ИФРАН, апрель 1996 года; перевод О.И.Мачульской). – IV. Теоретическая конференция «Поль Рикёр – философ диалога», посвящённая памяти Поля Рикёра (ИФРАН, 31 мая 2006 года). – М.Кастийо (Университет Париж-XII). Понятие этики и морали в учении Поля Рикёра (перевод О.И.Мачульской). – И.С.Вдовина. Герменевтический подход к истории философии – И.И.Блауберг. О памяти и забвении: П.Рикёр и А.Бергсон. – Е.В.Петровская. «Великая нарратология» (размышление о книге П.Рикёра «Время и рассказ»). – Н.В.Мотрошилова. Поль Рикёр об апориях временного опыта – Е.Н.Шульга. Герменевтика П.Рикёра и современные проблемы эпистемологии. – А.В.Павлов. «Справедливое»: философский анализ права. – V. Международная конференция по исследованию трудов Поля Рикёра: Новые перспективы герменевтики в социальных науках и практической философии (Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики», сентябрь 2011 года). – А.В.Борисенкова. О Конференции. – И.С.Вдовина. – Поль Рикёр: практическая мудрость Философии. – А.Ф.Филиппов. Действие как событие и текст: к социологическому осмыслению Поля Рикёра. – Д. Пеллауэр. Нарративное время, нарративное действие (перевод А.А.Чикина). – Ж.. Мишель. Смысл институтов (перевод И.С.Вдовиной). – С.Н.Зенкин. Социальное действие и его смысл: историческая герменевтика после Рикёра. – О.Абель. Вовлечение: близкий и социус (перевод И.С.Вдовиной). – А.Ромеле. Экономика и признание. Точка зрения Рикёра (перевод И.С.Вдовиной). – Г. Марсело. От конфликта к примирению и обратно: заметки о рикёровской диалектике (перевод А.А.Чикина). – В.В.Старовойтов. Проблема Я, личности, самости в творчестве Рикёра и в современных психологических психоаналитических исследованиях. – О.И. Мачульская. Проблема адекватности перевода в концепции Поля Рикёра. – VI. П. Рикёр. Габриэль Марсель и феноменология (перевод В.П.Визгина). – П. Рикёр. Воображение в дискурсе и в действии (перевод И.С.Вдовиной). – П. Рикёр. Сопровождать жизнь до конца (перевод И.С.Вдовиной, О.И.Мачульской). – Посмотреть титульные страницы и оглавление.

 

Сознание. Практика. Реальность. Памяти Нины Степановны Юлиной

Сознание. Практика. Реальность. Памяти Нины Степановны Юлиной / Отв. ред. И.Д. Джохадзе; уч. секр. Д.А. Кибальчич. М.: Канон+, 2013. – 304 с. ISBN 978-88373-356-6  – 14 а.л.

 

Аннотация: Сборник памяти Нины Степановны Юлиной (1927–2012) включает статьи российских и зарубежных авторов, специалистов в области современной западной философии, педагогики и социальной психологии. Тематика публикуемых работ отражает спектр интересов и направленность многолетних философских и историко-философских исследований доктора филос. наук, главного научного сотрудника Института философии РАН Н.С. Юлиной. Это проблемы англо-американской аналитической и прагматистской философии, научного реализма, теологии, образования. 

 

СодержаниеА.Л. Никифоров. Аналитическая философия в России – Д.И. Дубровский. О специфике и концептуальных основаниях проблемы «сознание и мозг» (Mind–Brain Problem) – Д.В. Иванов. Что такое квалиа? – В.Л. Васюков. Сознание и ментальные вычисления – Е.Н. Шульга. Философия сознания как фундаментальная проблема эпистемологии – И.А. Михайлов. Немецкая рецепция прагматизма. Ранние этапы – И.И. Блауберг. А. Бергсон и У. Джеймс: о некоторых согласиях и несогласиях – Л.Б. Макеева. Референция, истина и реализм – И.Д. Джохадзе. Дихотомия «факт/ценность»: четвертая догма эмпиризма? – Т.П. Лифинцева. Пауль Тиллих: «бытие-к-смерти» и «новая жизнь» – В.Г. Горохов. Реформы образования в России: традиции и инновации – О.Е. Баксанский. Философия и образование – Л.Т. Ретюнских. Нина Юлина и «Философия для детей» в России – Е.В. Васильева. Философия для детей: обратная связь – М. Стриано. Ребенок как исследователь – А. Кизель. Против монологизма: диалогическая философия демократического образования – М.Т. Степанянц. Ум, верность, воля – Приложение: Библиография научных трудов Н.С. Юлиной с 1958 по 2012 гг. – Сведения об авторах.

 

 

Посмотреть титульные страницы, оглавление.

 


Переводы


 

Хорни Карен Новые пути в психоанализе

Хорни К. Новые пути в психоанализе / Карен Хорни; пер. с англ. В. В. Старовойтова; под ред. А. М. Боковикова. — М: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. — 400 с. ISBN 978-5-88373-390-0



Аннотация: Вторая книга яркой представительницы психоанализа и одного из лидеров неофрейдизма Карен Хорни «Новые пути в психоанализе» посвящена реформации психоанализа и фрейдизма путем отказа от ряда положений и дополнения учения Фрейда культурологическими, социологическими и интерперсональными компонентами. В ней К. Хорни выступила с резкой критикой фрейдовской теории либидо, концепций тревоги и нарциссизма, а также отвергла тезис 3. Фрейда о том, что возникновение неврозов зависит от инстинктивных и генетических факторов. Данная критика фрейдовской теории, по мнению К. Хорни, позволит психоанализу путем устранения спорных элементов развиться до вершин его возможностей.

В данной книге впервые представлены две статьи американского психоаналитика Дж.Л. Рубинса, посвященные последующим преобразованиям в разработанном К. Хорни психоанализе и исследованию ее жизни и творчества, а также полная библиография ее трудов.

 

Содержание. Последующие преобразования в разработанном Карен Хорни психоанализе (1850-1970) – Биографическое исследование Карен Хорни – Библиография трудов К. Хорни.
Новые пути в психоанализе (перевод с английского В. В. Старовойтова; редактор A.M. Боковиков). Введение – Глава 1. Основы психоанализа – Глава 2. Некоторые общие предпосылки фрейдовского мышления – Глава 3. Теория либидо – Глава 4. Эдипов комплекс – Глава 5. Концепция нарциссизма – Глава 6. Психология женщины – Глава 7. Влечение к смерти – Глава 8. Особая роль детства – Глава 9. Концепция переноса – Глава 10. Культура и неврозы – Глава 11. Я и Оно – Глава12. Тревожность – Глава 13. Концепция Сверх-Я – Глава 14. Невротические чувства вины – Глава 15. Мазохистские феномены – Глава 16. Психоаналитическая терапия.

 

Титульные страницы.

 

Марсель Г. О смелости в метафизике: Сб. статей

Марсель Г. О смелости в метафизике: Сб. статей / Сост., пер. с фр., вступ. статья, прим. В. П. Визгина. – СПб.: Наука, 2013. – 411 с. (Серия «Слово о сущем». Т. 99). ISBN 978-5-02-037119-4

 

Аннотация: В книге представлены работы об экзистенциальной онтологии, написанные католическим экзистенциалистом Г. Марселем (1889–1973) с конца 40-х до начала 70-х годов XX века. Впервые полностью на русском языке публикуются письма Г. Марселя Н. А. Бердяеву. В Приложении публикуются материалы, раскрывающие историко-культурный и философский контекст работ Марселя, включенных в эту книгу.

 

От переводчика и составителя этого издания: «Предлагаемая вниманию читателя книга содержит переводы работ, написанных французским философом Габриэлем Марселем (1889—1973) с конца 40-х до начала 70-х годов XX века. Ее тематический центр — проблема экзистенциальной онтологии как конкретной метафизики, идеи которой развивались Марселем с самого начала его творческой деятельности. Не считая писем французского философа Н. А. Бердяеву, относящихся к концу 20-х годов и к 30-м годам, все материалы данной книги представляют его позднее творчество и структурированы вокруг обозначенного центра…» – В.П. Визгин.

 

Содержание: Экзистенциальная философия Габриэля Марселя (В.П. Визгин) – Примат экзистенциального: его этическое и религиозное значение – Свидетельство как локализация экзистенциального – Экзистенциальная доминанта в моем творчестве – Тайна и существование – Был ли Шеллинг предшественником философии существования? – Ницше: человек перед лицом смерти Бога – Величие Бергсона – Духовные искания Фердинанда Эбнера – Философская антропология Мартина Бубера – Мое отношение к Хайдеггеру – Бытие перед лицом вопрошающей мысли – Бог и причинность – Священное в эпоху техники – О смелости в метафизике – Глава из книги воспоминаний – Взгляд в прошлое – О философском поиске – Письма Н. А. Бердяеву – Приложение: Габриэль Марсель и феноменология (П. Рикёр) – Предисловие к сборнику «О Богопознании» (Ж.-М. Ле Блон) – Левинас о различии философских взглядов Бубера и Марселя (В. П. Визгин) – Понятие личности в философии Габриэля Марселя (В. П. Визгин) – Пределы бергсонизма и величие Бергсона: Габриэль Марсель об Анри Бергсоне (В. П. Визгин) – Николай Бердяев и Габриэль Марсель: к феномену встречи (В. П. Визгин).

 

Титульные страницы, оглавление.

 

Хорни К. Самоанализ

Хорни К. Самоанализ / К. Хорни; пер. с англ. В.В. Старовойтова. — М.: « Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. — 288 е.: ил. ISBN 978-5-88373-301-6

 

Аннотация:Книга является логическим продолжением книги «Невротическая личность нашего времени». Она дает в руки каждою заинтересованного человека действенный инструмент анализа и эффективного преодоления своих внутренних комплексов и конфликтов. Книга написана очень, доходчивым и простым языком и поэтому вполне доступна даже неподготовленному читателю.

 

Содержание:Введение – ГЛАВА 1. Возможность и желательность самоанализа – ГЛАВА 2. Движущие силы неврозов – ГЛАВА 3. Стадии психоаналитического понимания – ГЛАВА 4. Роль пациента в психоаналитическом процессе – ГЛАВА 5. Роль аналитика в психоаналитическом процессе – ГЛАВА 6. Эпизодический самоанализ – ГЛАВА 7. Систематический самоанализ: предварительные сведения – ГЛАВА 8. Систематический самоанализ случая болезненной зависимости – ГЛАВА 9. Дух и правила систематического самоанализа – ГЛАВА 10. Преодоление сопротивлений – ГЛАВА 11. Ограничения самоанализа.

 

Посмотреть титульные страницы книги, введение и оглавление.


 

 

 

2012


Монографии



Старовойтов В.В. Современный психоанализ: основные школы и направления развити

Старовойтов В.В. Современный психоанализ: основные школы и направления развития. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. — 320 с. ISBN 978-5-88373-327-6


Аннотация: Монография посвящена анализу основных школ «ортодоксального» психоанализа на рубеже XX и XXI вв. В ней не просто исследуется современное состояние психоанализа, но и прослеживается генеалогия, эволюция и взаимное влияние различных его школ. Это необычайно важно для читательской аудитории, поскольку обычно рассматривается либо «классический» (эпохи Фрейда) психоанализ, либо отдельные, чаще прикладные, аспекты современного. Такое целостное исследование предпринято у нас впервые. В монографии также исследуются различные аспекты современного и классического психоанализа. Социальное направление в психоанализе изучено на примере творчества Эриха Фромма. Исследовано взаимоотношение психоанализа и религии, а также психоанализа и художественного творчества. Проведено сравнительное исследование проблемы Я в психоанализе и современной западной философии, показано, что позитивистский подход Фрейда ко всем этим проблемам оказался во многом неадекватным. Автор обнаруживает соответствие между школами современного психоанализа и различными философскими течениями: герменевтикой, феноменологией, философией диалога.


Оглавление: Введение – Классический психоанализ: границы применимости – Кризис в лечении – ГЛАВА 1. Эго-психология – Вклад Зигмунда Фрейда в разработку основ Эго-психологии – Развитие Эго-психологии в трудах Анны Фрейд – Психоанализ как общая теория психического развития в трудах Хайнца Хартманна – ГЛАВА 2. Теории объектных отношений – Учение Мелани Кляйн о психическом развитии ребенка – Посткляйнианская школа психоанализа в трудах У. Биона – Теория ранних объектных отношений Микаэла Балинта – Теория переходного объекта Дональда Винникотта – Психология «самости» Хайнца Кохута – Интерсубъективный подход в клиническом психоанализе – Динамическая теория развития собственного «Я» Вейкко Тэхкэ – ГЛАВА 3. Современный психоанализ: грани развития – Психоаналитическое учение Эриха Фромма о поведении – Психоанализ и религия – Психоанализ и проблема творчества и самотворчества человека – Проблема нарциссизма в психоанализе и современной западной философии – Проблема Я в психоанализе и в современной западной философии (сравнительный анализ) – Проблема Я, личности, самости в творчестве Поля Рикёра и в современных психологических и психоаналитических исследованиях – Выводы – Заключение – Библиография

 

 

 

Коллективные труды

 


Западная философия конца XX – начала XXI вв. Идеи. Проблемы. Тенденции

Западная философия конца XX – начала XXI вв. Идеи. Проблемы. Тенденции [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М. : ИФРАН, 2012. Отв. ред.: И.И. Блауберг. Рецензенты: д. филос.наук. Л.Б. Макеева; д. полит. наук М.М. Федорова.

 

 

Аннотация: В сборнике рассматривается ряд проблем, ставших предметом осмысления и обсуждения в западной философии последних десятилетий, в том числе дилемма универсализма и культурно-исторической обусловленности философского знания, проблема признания, квантовый подход к сознанию и др. Авторы предприняли попытку выявить новые тенденции в философской мысли Франции, Германии, США. Исследуются концепции позднего Ж. Деррида, А. Бадью, П. Рикёра, А. Конт-Спонвиля, А. Хоннета и др. Один из ведущих представителей американского неопрагматизма Ричард Бернстайн рассказывает о современных дискуссиях по поводу прагматизма. В сборнике также публикуются статьи о концепции видного теоретика психоанализа У. Биона, о латиноамериканской теологии освобождении.

 

 

 

Содержание: Предисловие – Б.Л. Губман. Философский универсализм и логика культурных миров. Альтернатива универсализма и культурно-исторической обусловленности философского знания. – И.С. Вдовина. «Философия жизни» Поля Рикёра. – О.И. Мачульская. Этическая концепция А. Конт-Спонвиля: новое учение о вечных добродетелях. – И.А. Михайлов. «Борьба за признание». Идея признания в социально-критической теории А. Хоннета. – И.Д. Джохадзе. Прагматизм: новое вино в старых мехах? – Ричард Бернстайн. Метаморфозы прагматизма – Н.С. Юлина. Квантовый подход к сознанию и философская критика. – В.В. Старовойтов. Посткляйнианская школа психоанализа в трудах У. Биона. – З.А. Заритовская. Теология освобождения в странах Латинской Америки. – Об авторах.

 

 

История философии. 2012. № 17.

История философии. 2012. № 17. Отв. редактор номера: И.И. Блауберг (Редколлегия: С.И. Бажов, ИИ. Блауберг (ответственный секретарь), И.С. Вдовина, М.Н. Громов, Т.Е. Длугач, А.А. Кротов, В.А. Куренной, Н.В. Мотрошилова, А.В. Никитин, A.M. Руткевич [главный редактор], А.В. Смирнов, МЛ. Степанянц). Рецензенты: доктор филос. наук Б.И. Пружинин доктор полит, наук Е.А. Самарская. 288 с. Уч.-изд. л.: 18; тираж: 1000 экз.


Аннотация: В данном номере журнала, посвященном проблемам западноевропейской философии, представлены как исследовательские статьи, так и переводы. Отдельный тематический блок составили статьи, в которых рассматриваются проблемы исторической интерпретации, в частности вопросы теории и методологии историко-философского исследования. Следующий цикл статей объединен тематикой антропологии, «я», личности. Здесь исследуются вопросы философской антропологии в учении Гегеля, в концепции испанского мыслителя П. Лаина Энтральго, в философии П. Рикёра. Тематически с этим связана работа известного французского историка философии В. Карро о проблеме «я» у Паскаля. В журнале также освещаются философские концепции Э. Гуссерля и А. Плантинги, проблема этической связи мудрости и науки.

 

Содержание: И.Д.Джохадзе. Ричард Рорти как историк философии – А.М.Руткевич. История античной философии А.Кожева («Историческое введение в Систему Знания») – И.С.Вдовина. Поль Рикёр: история философии как самопонимание философии – И.И.Блауберг. История философии и философия истории в концепции Анри Гуйе – Ю.Г.Россиус. О теории интерпретации Э.Бетти – Эмилио Бетти. Историческая интерпретация (пер. с итал. Ю.Г.Россиус) – Е.К.Карпенко. Изобретение «я»: деструктивные извлечения из архива метафизики – Венсан Карро. Первое «я»: Паскаль (пер. с франц. Е.К.Карпенко) – К.В. Чепурин. Человеческая душа, ее интенсивность и судьба: введение в антропологию Гегеля – В.В.Староеойтов. Проблема Я, личности, самости в творчестве Поля Рикёра и в современных психологических и психоаналитических исследованиях – Т.О.Глебова. Тело, душа, личность. Антропология Лаина Энтральго – Педро Наин Энтральго. Субирианская радикализация антропологии Субири (пер. с исп. ТО.Глебовой) – И.А.Михайлов. Философская программа раннего Гуссерля. Метафизика, теория познания – Моник Кастийо. К вопросу об этической связи мудрости и науки (пер. с франц. О.И.Мачульской) – Ю.В.Горбатова. Плантинга и его модальная версия онтологического доказательства – Рецензии: А.Б.Баллаев. Б. де Жувенель. Власть. Естественная история ее возрастания – Д.М.Носов. И.Д.Джохадзе. По ту сторону этики.

 

 


Переводы и издания философской классики



 

Бультман Р. История и эсхатология. Присутствие вечности

Бультман Р. История и эсхатология. Присутствие вечности: Монография / Р. Бультман. Пер. с англ. А. М. Руткевич; редактор И.И. Блауберг. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. – 208 с. ISBN 978-5-88373-317-7


Аннотация: Книга немецкого мыслителя Рудольфа Бультмана «История и эсхатология. Присутствие вечности» является итогом его многолетних историко-филологических и богословских интерпретаций Ветхого и Нового Заветов. Практика истолкования текстов предполагает решение ряда методологических проблем, тогда как богословская трактовка христианской эсхатологии ставит ряд вопросов относительно смысла, направленности, движущих сил истории. В данной книге Бультман рассматривает всю европейскую традицию постановки и решения таких вопросов начиная с Древней Греции и вплоть до трудов виднейших мыслителей первой половины XX века. В последних разделах книги он переходит от прояснения своего понимания герменевтики в полемике с представителями европейского историцизма к собственному богословскому видению истории.

 


Р. Бультман (общая характеристика книги): «Главы данной книги в основном соответствуют тем лекциям, которые я читал по приглашению Эдинбургского университета с 7 февраля по 2 марта 1955 г. (Gifford Lectures). Были внесены лишь незначительные изменения, увеличилось число ссылок на литературу…».

 

 

 

Содержание: Предисловие – I. Проблема истории и историчности (Вопрос о смысле истории) – II. Понимание истории в дохристианскую эпоху – III. Понимание истории с точки зрения эсхатологии – IV. Проблема эсхатологии (А) – V. Проблема эсхатологии (В) – VI. Историцизм и натурализация истории (Отказ от вопроса о смысле истории) – VII. Вопрос о человеке в истории. – VIII. Природа истории (А) – IX. Природа истории (В) – X. Христианская вера и история – А.М. Руткевич. Послесловие.

 

 

Петр Алексеевич Кропоткин

Петр Алексеевич Кропоткин / под ред. И. И. Блауберг. – М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. – 447 с. : ил. – (Философия России первой половины XX в.).

Аннотация: В книге освещаются идеи русского философа, классика отечественной и мировой политической мысли Петра Алексеевича Кропоткина ( 1842– 1921 ). Особое внимание уделяется современному значению его взглядов, которые на протяжении всего XX в. оказывали сильное влияние на анархистское движение разных стран. Авторы всесторонне исследуют этико-философскую, политическую концепцию Кропоткина, выявляют основные линии эволюции его воззрений, проводят сравнительный анализ, показывая отличие его идей от представлений других классиков анархизма – М. Штирнера и М. Бакунина.

 

Из предисловия редактора: « Можно понять, что привлекало и по-прежнему привлекает в анархизме людей, в том числе молодых. В нем заложен сильнейший заряд свободолюбия, антибюрократизма, стремление к справедливости. Об этом хорошо сказал В. В. Налимов: «Анархизм, с которым я связан с ранней юности... обретает теперь новое звучание. анархизм – не какая-то социально-политическая структура, а мировоззрение. В него следует вдумываться, а не поносить, потому что его изначальный преобладающий смысл состоит в праве личности сопротивляться насилию в любой его форме и защите права на свободу решений во всех сферах бытия – личной, социальной, научной, духовной». Судьбы Бакунина, Кропоткина, Борового, Налимова и многих других – примеры жизней, прожитых с такими установками, примеры подобного сопротивления. Понятно, что подлинный анархизм предполагает высокую культуру, в том числе развитое политическое сознание. Способность к самоорганизации, самоуправлению – то, чего так недостает сегодня нашему обществу, – вырабатывается долгим и трудным путем. Кропоткин действительно смотрел в корень проблемы, полагая, что изменения в обществе должны начинаться снизу, что именно в этом – залог совершенствования социальных отношений, развития личности. Ведь анархокоммунизм в его понимании “подразумевает не только новую цель, но и новый способ решения социальной задачи, посредством усилий снизу, посредством самопроизвольного действия всего народа”. В материалах, опубликованных в данном томе, отмечается синтетический, универсальный характер мышления Кропоткина, сумевшего сказать свое слово в разных областях знания – от естественнонаучных до социальных, этико-правовых».

 

Содержание: От редактора – Маркин В. А. Возвращение П.А. Кропоткина в Россию ( 1917–1921 ) – Ударцев С. Ф. Политическая и правовая доктрина анархизма П.А. Кропоткина: век спустя – Шубин А.В. П.А. Кропоткин: от радикализма к умеренности – Гордон А.В. Вера и знания в этическом учении П. А. Кропоткина – Филатова Е.В. Этика как основа философии П.А. Кропоткина – Артемов В.М. Нравственность и свобода в этико-философской концепции П.А. Кропоткина – Рахманинова М.Д. Кропоткин и Штирнер: современность как точка встречи полюсов анархизма – Рублёв Д.И. Развитие анархо-коммунистических идей П.А. Кропоткина в русской анархической мысли (1900-1930-е гг.) – Рябов П.В. Петр Кропоткин и Алексей Боровой: от классического к постклассическому анархизму – Дамье В.В. Идеи Кропоткина и международное анархистское движение в 1920– 1930-х гг. – Ровна Л.А. Чешский анархизм и влияние Петра Кропоткина – Лебедева А.П. Наследие П. А. Кропоткина и современное анархистское движение Западной Европы – Талеров П.И. К историографии анархистских воззрений П.А. Кропоткина – Хроника основных событий жизни и творчества – Избранная библиографияИменной указательСведения об авторах.

 

Подробнее о серии; ср. также: Философия России первой половины XX века  – Виктор Осипов о "философских ответах на "общественные болезни" и значении в связи с этим серии "Философия России". Газета "Известия" (14 ноября 2012 г.)

 

Сас Томаш. Миф о психическом заболевании. Основы теории личного поведения

Сас Т. Миф о психическом заболевании. Основы теории личного поведения / Пер. с англ. В. В. Старовойтова. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. – 320 с. ISBN 978-5-88373-295-8


Аннотация: Первая и вторая части данной книги посвящены прояснению социоисторических и эпистемологических корней современного понятия психического поведения. В них доктор Сас пытается доказать, что прежняя концептуальная модель «психического заболевания» была неадекватной и научно несостоятельной, а также имела деструктивный характер, а основанная на ней психиатрия была псевдомедицинским предприятием.
В оставшихся трех частях книги автор предлагает конструктивный синтез того знания, которое он нашел полезным для заполнения бреши, оставленной мифом о психическом поведении. В них излагается систематическая теория личного поведения на основании материалов, отобранных из психиатрии, психоанализа и ряда других дисциплин, а также собственных наблюдений и идей автора. Доктор Сас разработал игровую модель анализа человеческого поведения, которая дает возможность сочетания этических, политических, религиозных и социальных соображений с более традиционными заботами медицины и психиатрии.

 

Фрагмент из предисловия автора: «Я заинтересовался написанием этой книги примерно десять лет тому назад, когда, получив признание в качестве психиатра, стал все больше задумываться по поводу неясного, причудливого и в целом неудовлетворительного характера широко используемой концепции психического заболевания и выводов из нее, включая диагноз, прогноз и лечение. Я считаю, что хотя понятие о психическом заболевании обладает соответствующим историческим смыслом - проистекающим, как это имело место, от исторической идентичности медицины и психиатрии, – оно не имеет какого-либо рационального смысла. Хотя понятие психического заболевания могло быть полезным общим представлением в XIX веке, в настоящее время оно не имеет никакой научной ценности и социально вредно.
Хотя неудовлетворенность медицинским базисом и концептуальными рамками психиатрии не нова, мало что было сделано для прояснения данной проблемы, и еще меньше - для ее преодоления. В психиатрических кругах почти неделикатно задавать вопрос: «Что такое психическое заболевание?» В непсихиатрических кругах под психическим заболеванием слишком часто подразумевается все то, что говорят на этот счет психиатры. Таким образом, ответом на вопрос: «Кто психически болен?» – становится: «Те, кого кладут в психиатрические лечебницы, или те, кто консультируется у психиатров в их частных офисах».

 

 

 

2011

 

Монографии

 

 

Джохадзе И.Д. По ту сторону этики

 

Джохадзе И.Д. По ту сторону этики. СПб.: Алетейя, 2011. 8 уч.-изд. л.

 

Аннотация: В монографии рассмотрены вопросы, связанные с философским обоснованием этики, независимой от религии. Выдвинуты аргументы в защиту так называемого «экзистенциального атеизма» против религиозно-теологической установки, с одной стороны, и радикального («метафизического») анти-теизма, с другой. Ставится задача на основе историко-философского анализа произведений широкого круга религиозных мыслителей, богословов, культурологов ответить на некоторые вопросы, волнующие как верующих людей, так и атеистов: в чём корень различия между религиозной моралью и «светской» нравственностью? универсально ли золотое правило христианской этики? откуда происходит миф о врождённой религиозности человека?

 

Рецензии и отклики на изданиеД.М.Носов. И.Д.Джохадзе. По ту сторону этики // История философии. 2012. № 17.

Кузнецов, М.М. Опыт коммуникации в информационную эпоху. Исследовательские стратегии Т.В. Адорно и М. Маклюэна

 

Кузнецов, М.М. Опыт коммуникации в информационную эпоху. Исследовательские стратегии Т.В. Адорно и М. Маклюэна / М.М. Кузнецов; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2011. – 143 с. – 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0196-9.

 

Аннотация: В монографии дается философский анализ новых структур коммуникативного опыта, сложившихся к концу XX – началу XXI вв. в результате бурного развития информационных технологий, исследуется взаимосвязь когнитивной деятельности и коммуникативных практик, а также роль коммуникации в формировании стереотипов поведения и мышления. В центре внимания автора – концепции Т.Адорно и М.Маклюэна, раскрывших в своем творчестве конститутивную роль средств коммуникации в структурировании различных типов ментальности и форм человеческой жизнедеятельности.