Институт Философии
Российской Академии Наук




  2011 год
Главная страница » » Сектор философских проблем социальных и гуманитарных наук » Научные результаты » 2011 год

2011 год

Научный отчет Центра методологии и этики науки ИФ РАН за 2011 год


 

I. Важнейшие научные достижения


Выдвинут и построен  проект синергийной антропологии – нового научного направления, в котором в противовес классической антропологии  делается акцент на  изменениях в антропологической реальности, произошедших благодаря инновациям в технонауке, и подчеркивается открытость человека, трансформационный характер его природы и его вовлеченность в широкий контекст гуманитарных дискурсов – от исихазма и дзэн до славянофильства и софиологии (Хоружий С.С. Фонарь Диогена, Хоружий С.С. Orthodox Spiritual Tradition and Russian World, Хоружий С.С. Аналитика размыкания человека как методология диагностики антропологических трендов. и другие статьи).

 

  • дана широкая панорама развития философии науки в ХХ веке – от Э.Маха до Б.Латура,

  • показана специфическая интерпретация в ряде концепций наиболее выдающихся естественнонаучных теорий ХХ в. – теории относительности и квантовой механики,

  • проанализированы взаимосоотнесенность ценностей культуры и идеалов научности,  метафоры в языке науки, подделки в    науке, место дискуссий в классической и неклассической науке,

  • описаны отношение советской власти к науке и смена стратегий в научной политике.

  • показано значение философии науки в различных историко-научных реконструкциях (от аналитической программы до системной,  возникновение  социальной истории науки);

  • предложен специфический подход в философии науки - коммуникационный и с этих позиций раскрыто соотношение власти и коммуникации, дисциплинарного знания и многообразия научных коммуникаций, глобальность современных коммуникаций в науке.

 

Особо следует отметить трехтомную книгу: Огурцов  А.П. Философия науки. Двадцатый век. Концепции и проблемы.

 

  • на основе осуществленного С.С.Неретиной анализа концепта в его отличии от понятия (концепты – смыслопорождающие модели, обусловленные авторскими интенциями и усилиями мыслителя, понятия обретают общезначимость элемента теории) осуществлено приложение этих методологических средств к исследованию политики.

  • выявлены концепты политического сознания как инвариантные его структуры;

  • раскрыты альтернативные модели (от рефлексии до коммуникаций) политических концепций,

  • показан поворот политического сознания к коммуникативной концептуализации (поворот к дискурсу, к модели коммуникаций, к концепту как ядру политических концепций).

  • на материале современных концепций политической философии (Л.Штраус, Х.Арендт, Д.Истон и др.) дана критическая оценка современной политической теории;

  • проанализированы сами концепты (власть, страх, равенство, гражданское общество).  Этот подход развернут в книге: Неретина С.С., Огурцов А.П. Концепты политической культуры.

  • впервые благодаря переводу С.С.Неретиной была введена в научный оборот физикалистская программа известного логика Д.М.Армстронга и его оригинальный подход к проблеме универсалий: исследование различных видов номинализма (от номинализма классов до номинализма сходства) и реализма, поворот к тропам как заместителей универсалий и к обсуждению троп с универсалиями. Этот новый поворот в обсуждении проблемы универсалий связан с поворотом к неориторике, который характерен для философии и логики науки в последней четверти ХХ века и к включению в круг проблем логики тех ракурсов, которые ранее выносились за пределы логики и считались лишь риторическими фигурами (Армстронг Д.М. / Пер. с англ. Неретина С.С. Универсалии: самоуверенное введение.)

 



II. Публикации


Книги


  • Армстронг Д.М. / Пер. с англ. Неретина С.С. Универсалии: самоуверенное введение. М,:Канон+. 2011. 239 с. (9 уч.-изд.л.)

  • Огурцов А.П. Философия науки. Двадцатый век. Ч.I: Концепции и проблемы. Исследовательские программы. Санкт-Петер-бург. Изд-во «Мiръ». 2011. 502 с. (40,88 п.л.) Изд.грант РГНФ №10-03-16004д.

  • Огурцов А.П. Философия науки. Двадцатый век.Ч.II: Наука в социокультур-ной системе. Санкт-Петер-бург. Изд-во «Мiръ». 2011. 494 С. (40,22 п.л.) Изд.грант РГНФ №10-03-16004д.

  • Огурцов А.П. Философия науки. Двадцатый век. Ч.III: Философия науки и историография. Санкт-Петер-бург. Изд-во «Мiръ». 2011. 335 c. (27,30 п.л.) Изд.грант РГНФ №10-03-16004д.

  • Философские акции. / Ред. Неретина С.С., Огурцов А.П. Москва. Изд-во «Голос». 2011. 242 c. (15 п.л.)

  • Неретина С.С. Огурцов А.П.  Концепты политической культуры. Москва, ИФ РАН. 2011. 277 c. (15,2 п.л.)

  • Фонарь Диогена. / Ред. Хоружий С.С. Москва. Изд-во «Прогресс-Тради-ция». 2010. (58,0 п.л.)

  • Платон-математик / Ред. Огурцов А.П. Москва.Изд-во «Голос». 2011. 374 c. (18,95 п.л.)

  • Хоружий С.С. Orthodox Spiritual Tradition and Russian World. Ed. by Orthodox Brotherhood Of Apostles Saints Peter And Paul. Hong Kong. 2010. 135 р.


Статьи


  • Генисаретский О.И. Иные начала (заметки читателя) // Девятинин П.Г.  Страна на вырост. СПб.: АСТ, 2011 (предисловие).

  • Генисаретский О.И. Трансгуманизм по ссылкам второго порядка (на сайте Института синергийной антропологии).

  • Гусева А.А. Философская форма идиомы // Философия и культура. 2011. Июнь. № 6(42). с. 73-87. (0,88 п.л.)

  • Гусева А.А. Понимание идиомы с точки зрения внутренней грамматики // Философские акции. М.: ИФ РАН, Голос, 2011. с. 182-200. (0,54 п.л.)

  • Гусева А.А. Некоторые термины Гераклита в переводе В.О. Нилендера // Vox. Философский интернет-журнал. 2010. № 9. Декабрь. (0,25 п.л.)

  • Гусева А.А. Философская рефлексия идиомы: внутренняя форма и внутренняя грамматика // Vox . Философский интернет-журнал. 2011. № 10. Июнь. (1,11 п.л.)

  • Гутнер Г.Б. Способы конституирования идеального предмета // Эпистемология и философия науки. Т. XXIX, № 3, 2011. с. 49-58.

  • Гутнер Г.Б.Методология, онтология и возвратное движение мысли //Вопросы философии, № 7, 2011. с. 166-173.

  • Гутнер Г.Б. Привычка и габитус. Интерпретация каузальности. //Дэвид Юм и современная философия. Материалы международной конференции.

  • Кришталева Л.Г. Тема богатства: у Платона, Макса Вебера и в наши дни» // Философские науки. 2011. № 10. c. 44-55. (0.8 п.л.)

  • Кришталева Л.Г. Философия богатства // Философские акции / Ред. С.С. Неретина, А.П. Огурцов. М.: ИФ РАН, 2011. c. 138-153.

  • Мурзин Н.Н. Трагическая эпоха в мысли // Философские акции. М.: «Голос», 2011. c. 92-112. (0,7 п.л.)

  • Мурзин Н.Н. Одинокие: философия и общение // Интернет-журнал VOX №10, 2011. (0,6 п.л.)

  • Неретина С.С. Универсальные тропы // Армстронг Д.М. Универсалии: самоуверенное введение. М.: Канон+, с. 5-26.

  • Неретина С.С. Личные местоимения как философская проблема // Философия и культура. 2011. № 7 (43). c. 104-115.

  • Неретина С.С. Я как Оно // VOX. Философский журнал. 2011. Июнь (№10).

  • Патнем Х. Аристотель после Витгенштейна / Пер. с английского Неретиной С.С. // VOX. Философский журнал. 2011. Июнь (№ 10).

  • Огурцов А.П. Методология науки и ее антропологический ресурс // Личность.Культура. Общество. Т.XIII. Вып.3 №№65-66. c. 45-77.

  • Огурцов А.П. Марксизм; Ламберт, ЛевадаЮ.А. // Новая Российская Энциклопедия. Т.IX (1) и Т.IX (2). Изд-во «Энциклопедия». c.452-458; 295; 168.

  • Павлов К.А. Теоретические функции «истины». Вестник НГУ, 2011, т.9, №2, с. 26-33.

  • Павлов К.А. Непротиворечивость и истина: к логической топологии языка.  Вестник НГУ, 2011, т.9, №3, с. 20-25.

  • Павлов К.А. Об онтологических и прагматических аспектах логики.   Вестник РУДН, 2011, №3, с. 41-54.

  • Павлов К.А. Логическая топология и процессы рассуждения. Материалы конференции «Седьмые Смирновские чтения по логике», МГУ, 2011. с. 104-106.

  • Хоружий С.С. Аналитика размыкания человека как методология диагностики антропологических трендов. // Человек.RU. Гуманитарный альманах. 2010. № 6. с. 13-36.

  • Хоружий С.С. От редакции. // Человек.RU. Гуманитарный альманах. 2010. № 6. с. 8-10.

  • Хоружий С.С.Естественная теология в свете исихастского Боговидения. // Консультативная психология и психотерапия. 2010. № 3(66). с. 44-60.

  • Хоружий С.С. Се-тон-жень сюе-юй-ер-ло си-чже-сюе. Ed. by Orthodox Brotherhood Of Apostles Saints Peter And Paul. Hong Kong. 2010. 305 p. (Синергийная антропология и русская философия. На кит. яз.).

  • Хоружий С.С. Философия Л.П.Карсавина в судьбах европейской мысли о личности. // Историко-философский альманах. Вып.3. М., Современные тетради. 2010. с. 169-186.

  • Хоружий С.С.Personalistic dimensions of neo-patristic synthesis and modern search for new subjectivities. // Theologia (Athens). 2010. 81(4). с. 407-424.

  • Хоружий С.С. Hermeneutics of the Human Body according to Hesychast Anthropology. // Balamand Theological Conferences. I. Thinking Modernity. Towards a Reconfiguration of the Relationship between Orthodox Theology and Modern Culture. Ed. by Assaad E.Kattan, Fadi A.Georgi. Daccache Printing House. Amchit, Lebanon. 2010. p. 93-104.

  • Хоружий С.С. Введение: проект и контекст. // Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте. М., Прогресс-Традиция. 2010. с. 8-72.

  • Хоружий С.С. Практики себя и духовные практики: две парадигмы неклассической антропологии. // Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте. М., Прогресс-Традиция. 2010. с. 74-239.

  • Хоружий С.С. Проблемы изучения антропологии исихазма. // Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте. М., Прогресс-Традиция. 2010. с. 334-355.

  • Хоружий С.С. Визуальный опыт и пространственный опыт в практике исихазма. // Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте. М., Прогресс-Традиция. 2010. с. 387-431.

  • Хоружий С.С. Дхарма, дзэн и синергийная антропология. Преамбула. // Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте. М., Прогресс-Традиция. 2010. с. 477-479. (Совместно с Е.С.Штейнером.)

  • Хоружий С.С. Дзэн как органон. // Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте. М., Прогресс-Традиция. 2010. с. 522-572.

  • Хоружий С.С. Три школы внимания: Гурджиев – Гуссерль – исихазм. // Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте. М., Прогресс-Традиция. 2010. с. 596-619.

  • Хоружий С.С. От синергийной антропологии к социальной философии, или Диалог с Максом Вебером. // Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте. М., Прогресс-Традиция. 2010. с. 708-726.

  • Хоружий С.С. Трансформативная антропология глазами синергийной антропологии (к проблеме постчеловека). // Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте. М., Прогресс-Традиция. 2010. с. 767-785.

  • Хоружий С.С. Лекции по введению в синергийную антропологию. // Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте. М., Прогресс-Традиция. 2010. с. 841-915.

  • ХоружийС.С. Filozofia i teologia: Stare i nowe paradygmaty relaciji. // Elpis (Bialystok). 2010. №21-22 (34-35). с. 221-244. (На польск. яз.)

  • ХоружийС.С.Czlowiek: istnienie rozszczepiajace sie na trzy sposoby. // Przeglad Filozoficzny (Warszawa). 2010.№ 19(2). с. 327-360. (На польск. яз.)

  • Хоружий С.С. Православная аскеза и философская феноменология. // Русский мир. Пространство и время русской культуры. Альманах. 2011. № 5. с. 281-289.

  • Хоружий С.С. «Бывают странные сближенья»: Патанджали, Палама, Кьеркегор как предтечи антропологии размыкания. // Вопросы философии. 2011. № 5. с. 41-51.

  • Хоружий С.С.Метаморфозы славянофильской идеи в ХХ веке. // Элоси вэнь-и (Русская литература и искусство). (Пекин). 2010. №3. с. 68-77. (На кит. яз.)

  • Хоружий С.С. Перепутья русской софиологии. // Элоси вэнь-и (Русская литература и искусство). (Пекин). 2010. №4. с. 81-92. (На кит. яз.)

  • Хоружий С.С. Век после «Вех» или две-три России спустя. // Элоси вэнь-и (Русская литература и искусство). (Пекин). 2011. №1. с. 78-82. (На кит. яз.)

  • Хоружий С.С. Свет Плотинов и Свет Фавора: мистика света в неоплатонизме и исихазме. // Огонь и свет в сакральном пространстве. Материалы международного симпозиума. М., Индрик, 2011. с. 29-37.

  • Хоружий С.С. Театар ситуациjа. // Летопис Матице Српске (Нови Сад). 2011. 487(4). с. 576-605. (На сербском яз.)

  • Хоружий С.С. Антропологические измерения постсекулярной парадигмы. // Социальное: содержание, смысл, поиск в современном культурно-историческом пространстве и дискурсе. Материалы Международной научно-практической конференции. Казань, 14-15 октября 2011 г. 2011. Казань, изд. КГУ. с. 534-552.