|
|
 |
|
Ежегодная научно-практическая конференция
«Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход»
Организатор — Сектор восточных философий Института философии РАН
|
 |
Концепция конференции
Главная практическая задача конференции — способствовать формированию интереса к философской проблематике в современном российском востоковедном академическом сообществе, a определяющая теоретическая цель — вычленить базовые исторические, методологические и праксиологические паттерны и концепты азиатских философий и установить их отличие от западных.
В свете этой цели предполагается сфокусироваться на самых обсуждаемых в отечественном и зарубежном востоковедении историко-философских темах, на методологических вопросах идентификации (той или иной системы или практики как философской), понимания, изучения, перевода и преподавания азиатских философских традиций, а также на возможностях, перспективах и результатах актуализации исторических форм инокультурного философствования в современном философском дискурсе.
Организаторы конференции считают, что объектом философской рефлексии внутри самих азиатских культур и, соответственно, законным предметом философского исследования, могут быть не только азиатские философские системы, признанные — с теми или иными оговорками — на Западе (например, даршаны в Индии, цзы 子 (так наз. «Учителя») и цзя 家 («школы [мысли]») в Китае и т.п.), но и самые разные аспекты религии, ритуала, социальных практик, политики, литературы, искусства, театра и т.д. В этом отношении «философскоемкими» теоретизациями могут стать спекулятивные обоснования ритуалов и разработки грамматистов в древней Индии или мировоззренческие импликации и рационализации религиозных практик даосизма в Китае и т.п.
Данная конференция адресована, прежде всего, философам и тем специалистам по разным культурным традициям и религиям Азии (индологам, китаистам, японистам, тибетологам и др., работающим в сфере религиоведения, антропологии, культурологии, истории, языкознания и т.д.), которые в своих исследованиях выходят на уровень философской рефлексии: проблематизации, концептуализации, выявления и теоретического осмысления категориальных структур изучаемой традиции, сопоставления разных инокультурных интеллектуальных и дискурсивных практик и т.п.
Необходимость отдельной философской конференции в Москве заключается в том, что на столичных мероприятиях, посвященных изучению азиатских культур и мыслительных традиций, философская проблематика не получает должного внимания, являясь в значительной степени факультативной. На постоянно действующих крупных востоковедных конференциях она в лучшем случае составляет лишь одну из тематических областей, которая либо присутствует как набор случайных тем, распределенных по разным секциям, либо вообще отсутствует, а если под нее и выделяется отдельная секция, то это не происходит на постоянной основе.
Так, ежегодная конференция «Рериховские чтения» (Москва, Институт востоковедения РАН), пользующаяся огромным заслуженным авторитетом, ориентирована главным образом на историко-филологическую, культурологическую, культурно-антропологическую и текстологическую проблематику в изучении Индии, Тибета и сопредельных стран преимущественно периода древности и Средневековья. Она собирает соответствующую аудиторию, для которой философский дискурс не является профессионально близким, поэтому участие в ней философов имеет тенденцию к уменьшению. Философская тематика обсуждается и на крупнейшей ежегодной синологической конференции «Общество и государство в Китае» (Москва, Институт востоковедения РАН), но наличие или отсутствие отдельной философской секции обуславливается там скорее наличием или отсутствием докладчиков, чем требованием концепции конференции. В рамках востоковедных мероприятий, приуроченных к определенным грантовым проектам, юбилеям знаменитых востоковедов или востоковедных учреждений, философская проблематика может становится важной или даже конституирующей, но они не носят постоянного характера.
Уместность организации ежегодной научно-практической конференции, подобной описанной выше, в Институте философии РАН не нуждается в пространной аргументации. Достаточно сказать, что она полностью соответствует плановой теме госзадания Института философии РАН «Многообразие философско-мировоззренческих систем и национальное самосознание в эпоху глобализирующегося человечества». Конференция призвана не только удовлетворить существующий интерес к мировоззренческим аспектам азиатских культур, но и сформировать запрос на расширение и углубление этого интереса за счет направления фокуса исследования к основополагающим установкам разных азиатских цивилизаций в сравнительной перспективе и их воплощению в конкретном культурном материале.
Прошедшие конференции
Техническая и контактная информация
Дата предстоящей конференции: уточняется...
Оргкомитет:
- Лысенко В.Г., д.ф.н. (председатель);
- Белимова В.С., к.ф.н. (ученый секретарь, межкультурная философия);
- Степанянц М.Т., д.ф.н., профессор (межкультурная философия);
- Титлин Л.И., к.ф.н. (индология и буддология),
- Рыков С.Ю., к.ф.н. (синология);
- Кочеров О.С, к.п.н. (синология);
- Карелова Л.Б., к.ф.н. (японистика);
Примерная тематика докладов:
- историко-философское исследование конкретных текстов, персон, систем, понятий, проблем азиатских философских традиций в «прямой» и сравнительной перспективе;
- методология исследования, понимания (экзегеза текстов, герменевтика), перевода, введения в научный оборот и преподавания азиатских философских традиций;
- системообразующие вопросы о генезисе философии (с чего начинается философия?), ее необходимом «минимуме» (без чего мы не можем считать ее «философией»), ее этосе и целях (например, роль сотериологии), о специфике философских текстов в разных азиатских традициях в сравнении с западной;
- актуальность азиатских философских традиций в современном контексте и межкультурный подход; попытки вписать их в современное философствование или даже построить какое-нибудь современное философствование на их основе. Примерами могут служить книга «Отелесненный ум» (Ф. Варела, Э. Томпсон, Э. Рош), в которой необходимость поворота современной науки к человеческому опыту обоснована обращением к практике буддийской медитации, работы Ду Вэймина и Чжао Тинъяна в области этики и политической философии и т.д.
Оргкомитет оставляет за собой право выбирать только те заявки, которые соответствуют концепции конференции.
Предложения по темам обсуждения и тезисы докладов просьба присылать на электронную почту конференции: asian.philosophies@yandex.ru.
Дедлайн: уточняется (сбор заявок на предстоящую конференцию еще не начался).
Формат: «смешанный» (очный, с возможным дистанционным участием).
Регламент: 30 мин. на доклад и обсуждение. Предполагаются пленарные доклады для приглашенных ученых.
Публикации по итогам конференции: Статьи на основе докладов могут быть рекомендованы оргкомитетом к публикации в научных журналах Института философии. В дальнейшем возможно издание сборников.
E-mail: asian.philosophies@yandex.ru.