Институт Философии
Российской Академии Наук




  Смирнова Наталия Михайловна
Главная страница » » Сектор философских проблем творчества » Сотрудники » Смирнова Наталия Михайловна

Смирнова Наталия Михайловна

http://iph.ras.ru/smirnova.htm

 

 

Смирнова Наталия Михайловна – доктор философских наук, профессор, руководитель  сектора  философских проблем творчества, главный научный сотрудник Института философии РАН

 

 

Год рождения

 

9 апреля 1952 г.

 

 

Профессиональное образование

  • Высшее, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, философский ф-т (с отличием) – 1976 г.;
  • Аспирантура  философского ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова – 1979 г.
 

Ученые степени

  • Степень кандидата философских наук присуждена Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова за диссертацию «Маркс и младогегельянцы» – 1980; 
  • Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук «Феноменологическая альтернатива классического обществознания» защищена в Институте философии РАН – 1998.
Ученые звания
  • Доцент – по представлению Московского инженерно-физического института (МИФИ) – 1987; 
  • Профессор – по представлению Московского государственного института электроники и математики (МГИЭМ-ТУ) – 2001.

Область научных
интересов

Философия творчества, эпистемология, социальная философия, феноменология.

 

Профессиональная
деятельность

Руководитель  сектора  философских проблем творчества, главный научный сотрудник Института философии РАН  

 Членство в специализированных 
ученых Советах

  •  Специализированный Совет Д.002.015.02 в ИФ РАН

Научно-организационная работа

  • Член секции Ученого совета «Логика и эпистемология»;

  • Член редколлегии журнала «Философия науки и техники» (гл. ред. акад. РАН В.А. Лекторский);

  • Руководитель теоретического семинара ИФ РАН «Философия творчества»,

  • Главный редактор ежегодного издания «Философия творчества».

Членство в научных
обществах

  •  Российское философское общество;
  • Российское феноменологическое общество;
  • Совет по проблемам исторического и обществоведческого образования Российской Академии Образования (РАО),
  • Международное общество по изучению европейских идей (International Society for the Study of European Ideas – ISSEI);
  • Международное общество феноменологических исследований (International Husserl and Phenomenological Research Society);
  • Международное общество феноменологии и наук о жизни (International Society of Phenomenology and Sciences of Life);
  • Американское общество феноменологии, изящных искусств и эстетики (American Society for Phenomenology, the Fine Arts and Aesthetics).

Преподавательская деятельность

(в настоящее время)

Заведующая кафедрой социальной философии Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН)

Курсы лекций в высших учебных заведениях

Социальная феноменология. Специальный курс  для магистрантов философского факультета ГАУГН – 36 час. 

Научное руководство

Аспиранты, защитившие кандидатские диссертации:

  • Зайцев И.Д. Интерсубъективность как проблема социальной философии – Институт философии РАН, 2008;

  •  Алексеев А.Ю. Компьютерное моделирование смысла: философско-антропологический анализ – МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004;

  •  Леденева Е.В. Конституирование и деконструкция: сравнительный анализ концепций языка Э. Гуссерля и Ж. Деррида – МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003.  

Методологическое сопровождение 
среднего образования

  •  Член методического Совета по преподаванию истории и обществоведения при Российской академии образования – с 2008;
  • Титульный со-редактор, автор глав 11, 12 и 25  учебника для 10 класса общеобразовательных учреждений «Обществознание. Профильный уровень». М., Просвещение, 2007- 26 п. л.

Исследовательские 
проекты

  • Интерсубъективность как проблема социальной эпистемологии – РГНФ 2010-2012, коллективный – руководитель;
  • Радикальные трансформации научного мышления конца XX- нач. XXI в.в. как фундаментальная проблема современности – РФФИ, 2009-2011, исполнитель;
  • Синергетика сложности (российско-белорусский) – РГНФ- БРФФИ 2011-2013 – исполнитель.
  • 2013-2015 Грант РГНФ «Феноменология смысла: когнитивный анализ» № 13-03-00122а. Руководитель.
Публикации

Общее число научных публикаций – 248. 

 

Монографические издания:

  • Смирнова Н.М., Горелов А.А., Моркина Ю.С.Творчество, смысл, интерпретация. М.,. ИФ РАН, 2016 – 139с.
  • Смирнова Н.М., Бескова И.А., Майданов А.С. Язык, смысл, творчество. М.: ИФ РАН, 2015.- 141 с.
  • Смирнова Н.М Методология социально-гуманитарного познания. «История и философия науки». М, Гуманитарий, 2011 – 48 с.
  • Смирнова Н.М Социальная феноменология в изучении современного общества -  инд. монография. М., Канон+, 2009 – 400с.;
  • Смирнова Н.М. От социальной метафизики – к феноменологии «естественной установки» - инд. монография. М., ИФ РАН, 1997 – 220с.;

 Переводы:

 

  • А. Шюц. Избранное: мир, светящийся смыслом - составление, филос. перевод, общее и научное редактирование, послесловие. М., Росспэн, 2004. – 1056 с.;
  • Кули Чарльз Холтон. Человеческая природа и социальный порядок. М., Идея-Пресс, 2001. Общая и научн.       редакция, филос. перевод. – 227 с.
  • Полани М.Личностное знание. На пути к посткритической философииГл. 1 и 4
  • Полани М. Неявное знание: его отношение к некоторым проблемам философии // Хрестоматия по истории философии. М., Прометей, 1994. Т. 2.

 

 Статьи в энциклопедических изданиях:

  • Новая философская энциклопедия. М., Мысль, 2000-2001 г.г.: Антропоцентризм, историзм, жизненный мир, субъект социальный, этнометодология и др.      
  • Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., Канон+, 2009:  Взаимность перспектив, всеобщий тезис Alter Ego, естественная установка сознания, седиментация значений, идиографический метод,социология феноменологическая, социальное распределение знаний,финитная смысловая область, этнометодология, релевантность феноменологическая.

 

 Статьи в рецензируемых журналах, разделы в коллективных монографиях (с 2014 по 2016г.):

  

  • Философия творчества. (ред. Смирнова Н.М. , Майданов А.С.) Вып. 2. Когнитивные и социокультурные измерения. М., ИИнтелл, 2016 – 314 с; .Предисловие. С. 7-15 
  • Зотов А.Ф. , Смирнова Н.М. Философское творчество в контексте феноменологической традици в европейской философии ХХ в. // Философия творчества. (ред. Смирнова Н.М. , Майданов А.С.) Вып. 2. Когнитивные и социокультурные измерения. М., ИИнтелл, 2016. С. 16-384 
  • Смирнова Н.М. Философское творчество как предметная интерпретация: социально-философские импликации трансцендентальной феноменологии //Философия творчества. (ред. Смирнова Н.М. , Майданов А.С.) Вып. 2. Когнитивные и социокультурные измерения. М., ИИнтелл, 2016.С. 39-58 
  • Смирнова Н.М. А. Шюц: Мир, светящийся смыслом //Анатомия философии: как работает текст (отв. ред. Синеокая Ю.В.).М., Яз ыки славянской культуры, 2016. С. 729-746;
  • Смирнова Н.М. Творчество как инновационная сложность // Творчество как национальная стихия. Смысл творчества: инновации и Dasein (ред. Г.Д. Аляева, О.Д. Маслобоева). РФО, СПб, 2016. С. 127-134;
  • Смирнова Н.М., Алексеев А.Ю. Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Философия творчества» (Москва, 8-9 апреля, 2015 г.// Философия науки и техники, 2016, №1 (21). С. 188-199
  • Смирнова Н.М. От исследования массового сознания к методу биографического нарратива: опыт реконструкции творческой биографии и исследовательской программы Н.Н. Козловой //Вестник РГГУ. Психология, педагогика, образование. 2016 №2 (4). С. 9-17
  • Смирнова Н.М. Концепт коммуникативной сложности в парадигме (пост) неклассической рациональности – Инновационная сложность (отв. ред. Князева Е.Н.). СПБ, Алетейа, 2016. С. 268-295;
  • Смирнова Н.М.Новая веха сотрудничества философов России и Казахстана – Вестник Российского философского общества, 2016. №1. С. 103-105;
  • Смирнова Н.М. Философия, научное социальное знание и жизненный мир человека (в соавт. С Нурышевой Г.Ж.) – журнал Аль-Фараби, 2015  №4 (52)  с. 3-17;
  • Смирнова Н.М.Творчество как процесс созидания новых культурных смыслов – Философия творчества (отв. ред. Смирнова Н.М., Алексеев А.Ю.)М., ИИнтелл, 2015. С. 63-77; 
  • Смирнова Н.М. Смысл как идеальная предметность эпистемологии // Смирнова Н.М., Бескова И.А., Майданов А.С. Язык, смысл, творчество. Гл.1. М., 2015. С. 12–52.
  • Смирнова Н.М. Предисловие // Смирнова Н.М., Бескова И.А., Майданов А.С. Язык, смысл, творчество. М., 2015. С. 9–12.
  • Смирнова Н.М. Summary // Смирнова Н.М., Бескова И.А., Майданов А.С. Язык, смысл, творчество. М., 2015. С. 140–141.
  • Смирнова Н.М. Эвристический потенциал метафорического смысла // Топосы философии Наталии Автономовой. М., 2015. С. 203–220.
  • Смирнова Н.М. Концептуальные проекции релятивизма: когнитивный анализ // Релятивизм как болезнь современной философии. М., 2015. С. 61–75.
  • Смирнова Н.М. Выбор и творчество // Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения. М., 2015. С. 42–47.
  • Смирнова Н.М., Алексеев А.Ю.  Всероссийская научная конференция «Философия творчества» (г. Москва, 8–9 апр. 2015 г.) // Вестн. РГНФ. 2015. № 3 (80). С. 218–223. http:// www.rfh.ru/downloads/vestnik/vestnik_3_15.pdf 
  • Смирнова Н.М. Феноменологический конструктивизм в социальных науках и концепция цивилизационной динамики В.С. Степина // Социальная философия науки. Материалы международ. конф. (г. Москва, 18–19 нояб.2014 г.). Т.8. М., 2014. С. 18–21. (не вошло в отчет2014 г.)
  • Смирнова Н.М., Алексеев А.Ю. О конференции: от редакторов // Философия творчества. Материалы Всероссийской науч. конф. (г. Москва, 8–9 апр.2015 г.). М.,2015.C. 10–22.
  • Смирнова Н.М. Выбор и творчество // Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения. Материалы Всерос. науч. конф. (27–28 окт.2015 г.): в 3 т. Т.1. М., 2015. С. 42–47.
  • Смирнова Н.М. Творчество как процесс созидания новых культурных смыслов //  Философия творчества. Материалы Первой научной конференции 8–9 апреля. ИФ РАН. Под ред. Смирновой Н.М., Алексеева А.Ю.. М.: ИИнтелл,2015. C. 112-129.;
  • Смирнова Н.М. Феноменология смысла: когнитивный анализ // Нейронаука для медицины и психологии: 11-й Международный междисциплинарный конгресс. Судак, Крым, Россия, 2-12 июня2015 г. : Труды / Под ред. Лосевой Е.В., Крючковой А.В., Логиновой Н.А, М.: МАКС Пресс,2015. C. 360. Языки публикации: русский, английский.
  • Смирнова Н.М. Интерсубъективность как концепт науки и философии // Интерсубъективность в науке и философии (отв. ред. Н.М. Смирнова).М.: Канон+, 2014. С. 3-13. (0,7 а.л.).
  • Смирнова Н.М. Интерсубъективность речевых коммуникаций // Интерсубъективность в науке и философии (отв. ред. Н.М. Смирнова). М.: Канон+, 2014. С. 226-248. (1,6 а.л.).
  • Смирнова Н.М. Интерактивная природа смысла: эпистемология метафоры // Опыт и смысл (отв. ред. Н.М. Смирнова). М.: Институт философии РАН, 2014. Раздел 1. С. 15- 29. (0,8 а.л.). 
  • Смирнова Н.М. Предисловие к: Опыт и смысл (отв. ред. Н.М. Смирнова). М.: Институт философии РАН, 2014. С. 7-14. (0,3 а.л.)
  • Смирнова Н.М. Интерактивная природа смысла: эпистемология метафоры // Опыт и смысл (отв. ред. Н.М. Смирнова). М.: Институт философии РАН, 2014. Разделы 2 и 3. С. 29-38. (0,5 а.л.)
  • Смирнова Н.М. Концепт интерсубъективности в структурах междисциплинарного синтеза // Философия науки. Вып. 19. Эпистемология в междисциплинарных исследованиях. М.: ИФ РАН, 2014. С. 145-163. (1 а.л.).
  • Смирнова Н.М. Когнитивный анализ феноменологической концепции интерсубъективности // Интерсубъективность в науке и философии (отв. ред. Н.М. Смирнова). М.: Канон+,2014 г. С. 47-69. (1,6 а.л.).
  • Смирнова Н.М. Трансцендентальная интерсубъективность и проблема «чужих сознаний» // Интерсубъективность в науке и философии (отв. ред. Н.М. Смирнова). М.: Канон+,2014 г. С. 183-202. (1,3 а.л.). Гриф ИФ РАН.
  • Смирнова Н.М. Коммуникативный смысл интерсубъективности: феноменология и когнитивные науки // Интерсубъективность в науке и философии (отв. ред. Н.М. Смирнова). М.: Канон+,2014 г. С. 273-302. (2 а.л.). Гриф ИФ РАН.
  • Смирнова Н.М. Неофункционализм в философии сознания: эвристический потенциал и когнитивные границы // Проблема сознания в междисциплинарной перспективе (отв. ред. В.А. Лекторский). М.: Канон+, 2014. С. 255-263. (0,5 а.л.).
  • Смирнова Н.М. Когнитивные функции воображения // Культурно-историческая эпистемология: проблемы и перспективы. К 70-летию Бориса Исаевича Пружинина. М., 2014. С. 237-252. 

 Смотреть все публикации

 

   
 

            

 

 

 Труды в многотомном международном издании Analecta Husserliana:

Основные научные
результаты:
  • Реконструированы исторические типы рациональности в социальном познании. Проанализированы культурные предпосылки и  философско-методологические характеристики классического, неклассического и постнеклассического (В.С. Степин) этапов в развитии методологии социально-исторического анализа;
  • Показано, что применение неклассических  социально-конструктивистских методологий к анализу традиционных понятий классической социальной философии позволяет смоделировать более объемный и многомерный образ социальной реальности, новые измерения которого выражены в понятиях социального пространства, интерсубъективности, социальных бифуркаций, повседневности, жизненного мира, социального онтопоэзиса. Показано, что использование потенциала неклассических методологий (символического интеракционизма, социальной феноменологии, этнометодологии и др.) позволяет не только эксплицировать ценностно-смысловое содержание социального опыта и архетипы восприятия социальной реальности, но и реконструировать механизмы социокультурной динамики;
  • Эксплицированы социально-онтологические основания (цивилизационные характеристики) и пределы адекватности классической социальной методологии. Исследована феноменологическая альтернатива классической социальной методологии как вариант неклассического социально-философского мышления;
  • Эксплицирован объяснительный потенциал феноменологической дескрипции в социальных науках. Проанализированы феноменологические смыслы проблемы «чужих сознаний» как в трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля, так и в постгуссерлевской феноменологической критике;
  • Вскрыт эвристический потенциал трансцендентальной феноменологии для современной эпистемологии и когнитивных социальных наук. Осуществлен анализ феноменологической эпистемологии в междисциплинарных исследованиях, феноменологический анализ неклассического типа междисциплинарности. Показано, что феноменологический анализ не только  проясняет неявные (подразумеваемые) смыслы фундаментальных концептов когнитивных социальных наук, т.е. эксплицирует скрытые предпосылки и «выговаривает умолчания», но и  способствует устранению скрытых противоречий в их философских основаниях;
  • Исследованы когнитивные характеристики процесса миграции методологических смыслов феноменологической философии на область когнитивных социальных наук (социологии, историографии, философской антропологии, педагогики и т.д.).  Это позволило построить многомерную модель феноменологического движения в социальных науках и эксплицировать экзистенциальные горизонты  человеческой субъективности в междисциплинарных контекстах (социологии «малых групп» и психологической теории «зеркального эго»);
  • Осуществлен  анализ концептуального каркаса социальной феноменологии как теоретического синтеза трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля и «понимающей» социологии М. Вебера.  Показано, что приложение феноменологических методов к области социологических исследований позволяет:  прояснить «сдвиг значений» социологических понятий на различных уровнях концептуального анализа,  эксплицировать характеристики «фонового знания» (background knowledge) как когнитивного основания социальных коммуникаций, построить многомерную и философски более изощренную модель социального действия на основе гуссерлевских различений понятий открытых и проблематичных возможностей, субъективной и объективной мотивации, проекта как антиципаций восприятия на основе акта прерывистого синтеза и т.п.;
  • Реконструированы основные параметры эпистемологии жизненного мира. Вскрыта смысловая амбивалентность этого важнейшего понятия социальной феноменологии. С одной стороны, мир как всеобъемлющая целостность полнее и «мощнее» жизненного мира человека, но, с другой, сам мир природы феноменологически репрезентирован как  абстракция жизненного мира, элиминирующая человека и его смыслы бытия из структуры универсума. Критический анализ эпистемологии жизненного мира основан на когнитивных презумпциях активистски-деятельностной (несозерцательной) концепции познания, невозможности внеязыковокого доступа к реальности, а также методологического императива экспликации содержания научных понятий в структурах жизненных миров;
  • Исследованы социально-философские импликации жизненного мира как конечной области социальных значений повседневного (обыденного) мышления и культурной символики. Показано, что свойственный феноменологии жизненного мира образ социальности как интерсубъективной смысловой структуры позволяет сконструировать многомерную модель социального мира как «множественность реальностей» - различных пластов социальных значений  со специфическими особенностями  презентации в опыте («структурой данности»);               
  • Проанализированы когнитивные особенности феноменологического конструктивизма. Показано, что феноменологический конструктивизм с присущим ему «вынесением за скобки» онтологических смыслов  бытия (предикатов существования) и акцентом на смысловой структуре жизненного мира сформировал решающие когнитивные предпосылки трансформации умеренного когнитивного конструктивизма  (вполне совместимого с научным реализмом) в радикальный – со свойственным ему  представлением о реальности  как онтологизации фундаментальных характеристик познавательной деятельности человека. Показано, что феноменологический конструктивизм заложил глубокий философский фундамент радикализации умеренного конструктивизма в эпистемологии;
  • Исследован эвристический потенциал этнометодологии, проанализированы когнитивные трудности этнометодологической программы исследования речевых коммуникаций: проблема недоопределенности индексных выражений ввиду неустранимой контекстуальной детерминации индексов, парадокс бесконечной триангуляции (А. Сикурел) и т.п. 
  • На основе анализа когнитивных особенностей феноменологического конструктивизма эксплицированы феноменологические предпосылки в становлении постмодернистской эпистемологии: механизмы когнитивной динамики от феноменологического конституирования - к стратегиям деконструкции;
  • Выявлены основные параметры феноменологической модели соотношения научного и вненаучного социального знания. Вскрыт эвристический потенциал и когнитивные пределы феноменологического императива «чистоты метода»: методологического требования поиска жизнемировых корней содержания научных понятий;
  • Исследован эвристический потенциал концепта интерсубъективности как   трансцендентального основания социальных коммуникаций, с одной стороны, и как   основания коммуникативной программы обоснования знания в парадигме  (пост)неклассической рациональности, с другой;
  • Показано, что понятие интерсубъективности, опосредующее классически-рационалистическую дихотомию социального-индивидуального, является одним из наиболее «концепциозависимых» и семантически недоопределенных. С целью экспликации горизонта его значений критически проанализированы основные семантические модели интерсубъективности, представленные в современной философской литературе.
  • На основе анализа междисциплинарных моделей интерсубъективности реконструированы принципиальные трудности экспликации когнитивных границ коммуникативной парадигмы в теории познания.
  • Исследована роль воображения в смыслообразующей деятельности человека, его пограничное положение между чувственностью и мышлением, а также роль в структуре научной концептуализации.
  • Определен эвристический потенциал и когнитивные пределы радикального натурализма в эпистемологии. Дана оценка когнитивным перспективам динамики «натуралистического поворота» в современной эпистемологии на основе концепций «расширенного сознания», «нейрофилософии» и философии искусственного интеллекта. Показано, что когнитивные вызовы со стороны радикального натурализма, направленные на построение неинтенциональной эпистемологии, ведут к фактической девальвации роли философии в современном научном познании. 
  • Описана референтная структура понятия творчества как горизонта смыслообразующей деятельности человека. Исследована когнитивная структура смысловых образований как идеальная предметность социальной эпистемологии. Рассмотрены проблемы генезиса смыслов из нерепрезентативных ментальных репрезентаций.
  • Проанализированы наиболее перспективные философские и когнитивно-научные проекты исследования смысловых образований (Философско-аналитический, феноменологический, менталистский, лингво-коммуникативный). Показано, что развитие философско-аналитического проекта осуществляется посредством «расщепления» смысла (прямой, конвенциональный и первичный). Показано также, что феноменологический анализ позволяет выявить скрытые трудности лингво-коммуникативного проекта. Обосновано, что философский анализ выступает всеобщей матрицей многомерного когнитивного синтеза различных концепцио-зависимых подходов к анализу смысловых образований.
  • Проанализированы проблемы смещения смысла в семантическом пространстве, эксплицированы основные проблемы эпистемологии метафоры. Показано, что развитие теории метафоры и когнитивной герменевтики коррелирует с превалирующим типом рациональности в социальном познании.
  • Осуществлена когнитивная рефлексия неоромантической концепции метафоры (А. Ричардс) и семантического интеракционизма (М. Блэк) в их концептуальной полемике с неопрагматической концепцией метафоры Д. Дэвидсона. Показана эвристическая роль метафоры в естественнонаучном познании (М. Хессе).
  • Проанализирована «синтетическная» концепция метафоры П. Рикера как прививка феноменологических методов к когнитивной герменевтике, показана роль метафорического напряжения в трансформации отношения субъекта-предиката, выявлен ее онтологический смысл как возможность альтернативных переописаний ( и как следствие – новых возможностей) и жизненного мира человека.

Правительственные
награды

Благодарственное письмо от зам. Главы администрации Ленинградской обл. за проведение Круглого стола «Проблемы социокультурной трансляции в учебном процессе» от 11 июля 2007 г.

 E-mail

  nsmirnova17@gmail.com