The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
II Летняя школа
Доброе, 22 июня - 12 июля 2005

Р.Г.Апресян
Метод ситуативного анализа и преподавание этики

Исследовательский семинар и круглый-стол

1.  Ситуативный анализ (case-study) как исследовательский метод рождается из потребностей конкретных социальных исследований, наряду с включенным наблюдением, неструктурированным интервью, изучением личных документов и т.п. Его суть заключалась в том, что на основе неструктированного интервью максимально точно представить некое явление на основе описания конкретного случая (казуса, ситуации). С развитием статистических методов и методов экспериментальной проверки гипотез в социологии метод ситуативного анализа в середине ХХ в. отходит на второй план. Однако в конце прошлого века метод ситуативного анализа возрождается – как средство подробного изучения событий, иллюстрирующих общие принципы и как индуктивный метод познания.

2. Ситуативный анализ как метод обучения получил развитие в рамках широкого движения по реформированию образования, его гуманизации и повышению уровня интерактивности. Ситуативный анализ может применяться в различных целях: иллюстрации общих положений, подготовки к усвоению общих положений, освоения алгоритма принятия решений в типовых ситуациях, изучения практических типовых ситуаций и т.д. В имеющейся литературе не всегда учитывается разнообразие задач, решаемых ситуативным анализом. В зависимости от характера образовательных задач выстраивается ситуативный анализ, с соответствующими принципами и по соответствующим шагам.

На исследовательском семинаре и последующем круглом-столе предстоит проанализировать различные интерпретации ситуативного метода как образовательной технологии, какие задачи ассоциируются с этим методом и как они зависят от предмета и проблематики дисциплины.

3. Применение метода ситуативного анализа в преподавании этики . Ситуативный метод широко применяется в преподавании прикладной этики. Каковы перспективы применения этого метода в общеобразовательных курсах этики? Каковы перспективы применения этого метода в философских темах? Должно ли быть принципиальное различие в типах кейсов, предлагаемых в философско-этических и этико-прикладных темах?

Участникам семинара предлагается рассказать о собственном опыте использования ситуативного метода.

Литература

Хрестоматия

Обновление: 03.06.2005.