Институт Философии
Российской Академии Наук




  Татаренко Наталия Анатольевна
Главная страница » » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Татаренко Наталия Анатольевна

Татаренко Наталия Анатольевна

 

Татаренко Наталия Анатольевна, научный сотрудник Института философии РАН

 

Год и место рождения


29 апреля 1985, г. Грозный, РСФСР

 

 

Образование


  • Государственный академический университет гуманитарных наук, философский факультет, 20032008.
  • Институт философии РАН, аспирантура, 2008–2011.

 

 

Ученые степени

 

  • Кандидат философских наук, 2013: «Тезис Гегеля о конце искусства и его трактовка в современной философии» (Институт философии РАН).


Researcher ID

Сфера научных интересов

  • Немецкий идеализм;
  • Философия искусства Гегеля.

Профессиональная деятельность

  • Научный сотрудник Института философии РАН;
  • Доцент факультета политологии Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН).

Преподавание

2019

  • Курс лекций и семинаров «История философии», Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН), 1 курс магистратуры восточного факультета, сентябрь–декабрь 2019 г., 36 ч.

2018

  • Курс лекций «Философия», Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН), восточный факультет, бакалавриат, 1-й курс.
  • Курс лекций «История западной философии», Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН), философский факультет, бакалавриат, 3-й курс.
2017
  • Курс лекций «Методика преподавания философии в вузах» // Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН), философский факультет, магистратура, 1-й курс.
  • «Эстетика Гегеля» (в рамках курса «История западной философии») // Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН), философский факультет.

 

Публикации








Статьи

2019

В статье анализируется произведение Г.В.Ф. Гегеля «Система нравственности», принадлежащее к Йенскому периоду творчества философа. Это одна из первых попыток Гегеля разработать системный взгляд на проблему нравственности. Рукопись, так и оставшаяся не опубликованной при его жизни, представляет собой весьма необычный текст с точки зрения не только содержания, но и методологии. В нем очевидно влияние философии тождества Шеллинга, но при этом уже заметна самостоятельная мысль самого Гегеля, не всегда согласовывающаяся с шеллинговскими идеями. Автор анализирует методологические особенности гегелевского текста, интерпретирует смысл основных терминов, рассматривает главные содержательные моменты, а также приводит взгляд на «Систему нравственности» некоторых отечественных и зарубежных исследователей. Вышедшая в прошлом году книга “G.W.F. Hegel. Vorlesungen zur Ästhetik. Vorlesungsmitschrift Adolf Heimann (1828/1829)” представляет собой издание одного из студенческих конспектов гегелевских лекций по эстетике, составленного Адольфом Хайманном, слушателем Гегеля в зимнем семестре 1828/29 гг. Данные записи открывают перед нами воображаемые двери в аудиторию Берлинского университета, где Гегель читал . 

2018

  • История философии в формате лекционного конспекта // История философии. 2017. Т.22. №1. С.27–37.  DOI: 10.21146/2074-5869-2017-22-1-27-37

Вышедшая в прошлом году книга “G.W.F. Hegel. Vorlesungen zur Ästhetik. Vorlesungsmitschrift Adolf Heimann (1828/1829)” представляет собой издание одного из студенческих конспектов гегелевских лекций по эстетике, составленного Адольфом Хайманном, слушателем Гегеля в зимнем семестре 1828/29 гг. Данные записи открывают перед нами воображаемые двери в аудиторию Берлинского университета, где Гегель читал свой четвертый и последний курс по философии искусства. Отличительной особенностью данного курса является новая – по сравнению с предыдущими курсами – трехчастная структура лекций. Это деление и было положено в основу текста «Лекций по эстетике» под редакцией Г.Г. Гото, вошедшего в состав первого собрания сочинений немецкого философа. Само же содержание готовского издания базировалось, главным образом, на курсах 1823 и 1826 гг. Cуществует ряд отличий рассматриваемого конспекта как в сравнении со студенческими записями 1820/21, 1823 и 1826 гг., так и в сравнении с редакторским вариантом Гото. Эти особенности показывают, что Гегель на протяжении всех берлинских курсов по философии искусства активно развивал и перерабатывал структуру и содержание эстетики, что, к сожалению, не было учтено первым редактором гегелевских лекций по эстетике.

  • Татаренко Н.А. Новоевропейская философия XVI – первой половины XIX в. // Философия для бакалавров: Учеб. пособие / Под ред. М.А. Кукарцевой. СПб.: Лань, 2018. С. 138–187.

2017

В статье анализируются два ключевых понятия гегелевской эстетики: понятие искусства и понятие идеала, или идеи прекрасного. Отличительной чертой данной работы является выбор первоисточников, которые положены в основу исследования. Автор осуществляет одну из первых попыток в отечественной истории философии исследовать гегелевскую концепцию искусства и его назначения, а также идеала в искусстве на основе новых источников, опубликованных в Германии и являющихся студенческими записями лекционного курса Гегеля по эстетике 1823-го и 1826-й гг. Помимо этого, рассмотрена в основных чертах история публикации лекций по эстетике Гегеля и те трудности, с которыми сталкиваются современные исследователи гегелевской философии искусства.

Действительно ли Гегель говорил в своих лекциях о том, что искусство завершило своё развитие, что оно является феноменом прошлого и не будет представлять интереса в будущем? Или же мы имеем дело с неправильным прочтением гегелевской эстетики? Гегелевская эстетика и развитый в рамках его философской системы так называемый тезис о «конце искусства» вызывают большой интерес и среди исследователей творчества Гегеля, и среди современных деятелей искусства. Способствует этому и тот факт, что современное искусство порой само подталкивает зрителя к вопросу о том, какова же роль искусства в современном мире и как отличить искусство от не-искусства. Неоднозначное развитие художественных форм и появление новых видов художественной деятельности заставляют нас искать новые критерии для определения того, что следует сегодня именовать произведением искусства. Тем не менее вопрос о том, говорил ли Гегель о «конце» искусства или же был неправильно понят исследователями, остаётся открытым, а в условиях развития искусства современности он приобретает особую актуальность. В статье анализируются такие гегелевские тексты, как «Энциклопедия философских наук», «Феноменология духа», «Эстетика», вышедшая под редакцией Г.Г. Гото, а также студенческие лекционные конспекты 1823 и 1826 гг. учеников Гегеля, присутствовавших на его занятиях по философии искусства. В ходе историко-философской реконструкции автор приходит к выводу, что смысл тезиса о «конце» искусства, рассматриваемого в рамках гегелевской философской системы, состоит в изменении социально-культурной роли искусства. Оно не завершается на каком-то определённом этапе развития, а лишь приобретает новые особенности и функции в соответствии с ходом развития общества.

Ранее

  • Лекции по эстетике Г.В.Ф. Гегеля: источниковедческая проблематика // Международный альманах «Европа». Тюмень: Изд-во ТГУ, 2014. С. 72–82.
  • «Лекции по эстетике» Г.В.Ф. Гегеля: проблема первоисточников и смысл тезиса о «конце искусства» // Историко-философский ежегодник 2012. М.: Канон-плюс, 2012. С. 150–168.

 

 Переводы


  • Тушлинг, Буркхард. Энциклопедическая феноменология духа 1817, 1827 и 1830 годов – ухудшенная версия «Феноменологии духа» 1807 года или интегральная часть новой концепции «Философии духа»? // «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. – С. 108–128 (перевод с англ. Кореневой Н.А. совм. с Мотрошиловой Н.В.) 1,4 а.л.



Конференции

Доклады

2019

  • Участие в международном Молодежном воркшопе «Auf den Spuren Kants in Kaliningrad – eine deutsch-russische Annäherung» (По следам Канта в Калининграде – немецко-русское сближение), организованном Обществом друзей Канта и Кенигсберга (Freunde Kants und Königsbergs e.V.). Калининград, 2021 апреля 2019 г., Берлин, 56 октября 2019 г.

2018

  • Доклад «Природа зла в философии Г. Лейбница и Г.В.Ф. Гегеля», Круглый стол «Лейбниц сегодня». Мастер-класс №2 в рамках проекта «Философская мастерская», 6 ноября 2018 г. https://iphras.ru/page31921481.htm
  • Доклад «Mikhail Lifschitz and Mikhail Ovsyannikov: Reception of Hegel's Aesthetics in Russia» [Михаил Лифшиц и Михаил Овсянников: рецепция гегелевской эстетики в России] //32nd International Hegel Congress "Encyclopaedic System and Its Legacy", University of Tampere, Finland [32 Международный Гегелевский конгресс], г. Тампере (Финляндия), 58 июня 2018 г. http://www.uta.fi/yky/en/hegelcongress2018/home.htm
Ранее
  • Доклад «Проблема идеала в эстетике Гегеля» // Дни науки философского факультета Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, г. Киев, Украина, 1617 апреля 2008.
 
Организационная работа
 
  • Модерирование секции "Hegel in Russia" Модерирование секции [Геге Hegel in Russia «Гегель в России»] //32nd International Hegel Congress "Encyclopaedic System and Its Legacy", University of Tampere, Finland [32 Международный Гегелевский конгресс], г. Тампере (Финляндия), 5-8 июня 2018 г. http://www.uta.fi/yky/en/hegelcongress2018/home.htm

 

Участие в редколлегиях


  • Зав. редакцией журнала «История философии» (Институт философии РАН)
Экспертная деятельность
  • Член Государственной экзаменационной комиссии (гос. экзамены и защиты дипломных работ бакалавров и магистров), Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, апрель-май 2018-2019 гг.
Контакты
  • e-mail: nataliya.koreneva@gmail.com