Институт Философии
Российской Академии Наук




  Савин Алексей Эдуардович
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Страницы истории » Сотрудники сектора прошлых лет » Савин Алексей Эдуардович

Савин Алексей Эдуардович

Савин Алексей Эдуардович

Ведущий научный сотрудник Института философии РАН

 

 

Год и место рождения


5 июня 1971, п. Элитное Чаинского района Томской области

 

 

Образование

  • Философский факультет Томского государственного университета (1993).
  • Аспирантура философского факультета Томского государственного университета (1997).
  • Докторантура философского факультета Российского государственного гуманитарного университета (2005).

 

 

Researcher ID

Ученые степени

  • Доктор философских наук, 2010: «Становление трансцендентально-феноменологической концепции истории Эдмунда Гуссерля» (РГГУ, Москва).
  • Кандидат философских наук, 1997: «Способ обоснования философии в неклассическом трансцендентализме» (ТГУ, Томск).

Сфера научных интересов

  • История феноменологической философии;
  • История немецкой классической философии;
  • Философия истории.
Профессиональная деятельность
  • ведущий научный сотрудник Института философии РАН, – с 2013 г. по наст. в.
  • профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Институт общественных наук, – с 2014 г. по наст. в.
  • профессор Югорского государственного университета, 2007–2012;
  • доцент Томского государственного университета, 2006;
  • доцент Кемеровского государственного университета (Новокузнецкий филиал), 1997–2006.
Лекционные курсы
  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС):

2018

  • «Философские основания научного познания», – РАНХиГС, философско-социологический факультет, 3 курс, 36 часов.
  • «История феноменологической философии», – РАНХиГС, философско-социологический факультет, 4 курс, 36 часов.
2017
  • «Философские основания научного познания», – РАНХиГС, факультет госуправления, 3 курс, 36 часов.
  • «История феноменологической философии», – РАНХиГС, факультет госуправления, 4 курс, 36 часов.
2014–2016
  • «Философия», – РАНХиГС, факультет госуправления – 144 часа.
  • «Эпистемология», – РАНХиГС, факультет госуправления – 72 часа.
  • «Философские основания научного познания», – РАНХиГС, факультет госуправления – 72 часа.

Научное руководство

2018

  • Кандидатская диссертация Мановцова К.А. «Социальность как проблема феноменологической философии (на примере развития феноменологии в США)», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, аспирантура.

2015-2017

  • Кандидатская диссертация Мановцова К.А. «Социальность как проблема феноменологической философии (на примере развития феноменологии в США)», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,  аспирантура.
  • Дипломная работа Елизаровой И. «Концептуализация «чужого» в феноменологической философии и социологии», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), философско-социологический факультет, бакалавриат.

 

 

Исследовательские проекты

2018

  • Грант РФФИ проект № 18-011-00753а «Рецепция и трансформация идей Мартина Хайдеггера в русской философской мысли», 2018–2020 гг. (исполнитель).

 

С 2000 по 2010 годы – участник ряда международных исследовательских и образовательных программ и грантов на базе Европейского гуманитарного университета (Вильнюс, Литва).

  • «Практический поворот: современная философия в университете и за его пределами» (2008–2010).
  • «Современная коммуникативная философия и коммуникативные стратегии в преподавании философии» (2003–2005).
  • «Герменевтические принципы в преподавании философии» (2002).
  • «Философская дидактика и критика идеологии» (2001).
  • «Преподавание философии и открытое общество» (2000).
Публикации


МОНОГРАФИИ


 

  • Трансцендентализм и историчность в феноменологии Гуссерля. Ханты-Мансийск: РИЦ ЮГУ, 2008. – 210 с.
В монографии исследуется генезис понимания истории в феноменологической философии Эдмунда Гуссерля (1859–1938). Проясняются исторические предпосылки и характер феноменологического трансцендентализма. Выявляется специфика трансцендентально-феноменологического осмысления истории в рамках генетической феноменологии, и вскрываются основания гуссерлевской периодизации исторического процесса. Подробно рассматривается историчность жизненного мира. Раскрываются измерения историчности жизненного мира: политическая историчность и историчность-связанная-с-разделением-труда.
Рецензии на книгу:
  • Лехциер В.ЛРецензия на монографию А.Э.Савина «Трансцендентализм и историчность в феноменологии Гуссерля» // Топос: Философско-культурологический журнал (Вильнюс). 2009. № 2–3(22). С. 214–221.
  • Шиян А.А. К проблеме интерпретации трансцендентальной феноменологии Эдмунда Гуссерля. Дискуссионные размышления над книгой А.Э.Савина «Трансцендентализм и историчность в феноменологии Гуссерля» (Ханты-Мансийск, 2008) // Вестник РГГУ. Сер. «Философские науки. Религиоведение». М.: ИЦ РГГУ, 2012. № 17(97). С. 213–220.
  • Шиян А.А. Трансцендентальная субъективность и жизненный мир. Размышления над книгой А.Э.Савина «Трансцендентализм и историчность в феноменологии Гуссерля» // Топос: Философско-культурологический журнал (Вильнюс). 2012. № 2–3(22). С. 101–114. – (PDF)
 


СТАТЬИ


 

2017


Целью настоящей статьи является раскрытие связи маркузеанского понятия деисторизации с его интерпретацией и критикой хайдеггеровского понятия историчности. Деисторизация в философии Маркузе, согласно моему предварительному определению, – это такое преобразование творческих, отрицающих наличную действительность, социальных сил и способностей человека, которое делает их элементами механизма производства и воспроизводства наличной действительности, а, тем самым, способом подавления стремления человечества к свободе и счастью и увековечения господства. Деисторизация, по Маркузе, есть основная форма производства и воспроизводства ложной тотальности. Идея деисторизации является сквозным и определяющим критическим понятием философии Маркузе в целом. Основой формирования понятия деисторизации являются его критика и интерпретация хайдеггеровской концепции историчности, осуществленные им еще в период «хайдеггерианского марксизма» (1928–1933). Эта хайдеггеровская концепция, по Маркузе, является вершиной и предельным достижением современной немарксистской философии. Это качество ему придает, по мнению Маркузе, то, что оно трактует историю с точки зрения бытия, в противоположность гегелевской идеалистической диалектике и немецкому историзму XIX века, трактовавшим ее с точки зрения сознания или духа. Можно выделить четыре основных момента критики и трансформации Гербертом Маркузе хайдеггеровского понимания историчности. 1. Деформализация хайдеггеровской трактовки историчности Dasein. Экспликация материального содержания историчности, т.е. определяющего для нее характера условий существования Dasein. 2. Конкретизация Dasein, его трактовка не как отдельного человека, а как класса, ввиду содержательных различий окружающего мира, материальных условий существования. 3. Вытекающая из деформализации историчности и конкретизации Dasein реабилитация сферы бытия-с-другими, публичности, а тем самым и пространства политической борьбы, как сферы подлинности. 4. Тематизация и раскрытие фундаментальной роли феноменологически понятой пространственности (Räumlichkeit) в конституции конкретной, т.е. определяемой материальным содержанием и общественным характером Dasein историчности. Эта маркузеанская интерпретация и критика хайдеггеровского понимания историчности и базирующаяся на ней критика деисторизации прокладывает путь его онтологической интерпретации марксистской диалектики как метода борьбы против деисторизации и ложной тотальности и как единственного подлинно революционного способа мышления.

  • Русская философия и материалистическая традиция // Русский логос: горизонты осмысления. Материалы международной философской конф. (Санкт-Петербург, 25–28 сент. 2017 г.) / Oтв. ред. А.А. Грякалов. Т. 1. СПб.: РХГА, 2017. С. 49–63.
  • Трактовка Э.В. Ильековым философии Фейербаха и проблема революционного преобразования философского мышления // Э.В. Ильенков и проблема человека в революционную эпоху. Материалы XVII научной конф. «Ильенковские чтения» (Москва, 20–21 апреля 2017 г.) / Отв. ред. Г.В. Лобастов. М.: СГУ, 2017. C. 385–389.


2016



2015


Подробнее


Конференции

(координационная и организационная работа)

  • Член оргкомитата: Международная конф. Немецкий классический идеализм и феноменология. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Институт философии, Санкт-Петербург, 13–17 сентября 2015.
  • Руководитель секции: Международная конф. Шестые Шпетовские чтения “Феноменолого-онтологический замысел Г.Г. Шпета и гуманитарные проекты XX–XXI веков”, Томский государственный университет, философский факультет, г. Томск, 1–7 июня 2015.
  • Член оргкомитата: Международная конф. Национальное своеобразие в философии–II, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), г. Москва, 10–11 декабря 2014.
  • Руководитель секции «Философские проблемы нормативности», в рамках Международной научной конференции Мир человека: нормативное измерение–3. Рациональность и легитимность (Саратовская гос. юридическая академия), 13–15 июня 2013, г. Саратов.
  • Руководитель секции «Коммуникации, социальность и историчность в свете феноменологической философии» в рамках международной научной конференции Коммуникации в меняющемся мире: философские и гуманитарные проблемы (Югорский гос. университет), 14–16 ноября 2012, г. Ханты-Мансийск.
  • Координатор секции «Хайдеггеровская интерпретация истории метафизики» (совм. с А.Б.Паткулем) в рамках международной научной конференции Мартин Хайдеггер и философская традиция: повторение vs демонтаж (МГУ им. М.В.Ломоносова), 7–8 июня 2012, г. Москва.

Конференции

(доклады)

2018


  • Доклад  «Interpretaton oo Hegel’s Dialectcs in the Early Marcuse’s Philosophy» [«Интерпретация гегелевской диалектики в философии «раннего» Маркузе»] // 11th International Critical Theory Conference. Loyola University [11-я международная конф. по критической теории. Университет Лойолы], Rome. 10.05.–12.05.2018.
  • Доклад «Трактовка Э.В. Ильенковым философии Фейербаха и проблема революционного преобразования философского мышления» // XX международная научная конф. «Ильенковские чтения. Ильенков и Маркс», Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ), г. Москва, 19–20 апреля 2018 г.


2017



2016


  • Доклад «Позиционирование и самоопределение в феноменологии и неомарксизме» // Летняя школа по методологии Технологии мышления: Позиции. Позиционирование. Самоопределение. 20‒27 августа 2016 г., Юрмала, Латвия.
  • Доклад «Герберт Маркузе: идеи и творческий путь» // Семинар Философы ХХ–ХХI вв. Интеллектуальные биографии, Институт философии РАН, г. Москва, 14 июня 2016.
  • Доклад «”Das anthropologische Prinzip” der theologischen Jugendschriften Hegels und dessen Kritik von Georg Lukács im Lichte der phänomenologischen Philosophie». [«Антропологический принцип» ранних теологических сочинений Гегеля и его критика Георгом Лукачем в свете феноменологической философии // Кongress. 31. Internationaler Hegel-Kongress. Erkenne dich selbst. Anthropologische Perspektiven / 31-й Международный Гегелевский конгресс. «Познай самого себя. Антропологические перспективы», Рур-университет, г.  Бохум, Германия, 17–20 мая 2016.
  • Пленарный доклад «Трансцендентализм и историчность» // Международный научный семинар Трансцендентальный поворот в современной философии: метафизика, теория опыта, теория сознания, НИУ Высшая школа экономики, г. Москва, 22–23 апреля 2016.


Подробнее (2011-2017)


Научно-организационная работа
  • Руководитель научного семинара «История феноменологической философии и современные феноменологические исследования» (Институт философии РАН).

Участие в редколлегиях:

  • «Вестник Югорского государственного университета» (ЮГУ, г. Ханты-Мансийск), член редколлегии (до 2015).
  • «Вестник угроведения» (Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г. Ханты-Мансийск), член редколлегии (до 2015).
Членство в диссоветах
  • Член диссертационного совета Д 002.015.04 по специальности 09.00.03 – история философии (философские науки).
Научная экспертиза, рецензирование

2017

  • Отзыв официального оппонента на диссертацию Шестовой Е.А. «Язык и метод феноменологии: О. Финк и рецепция его идей (М. Мерло-Понти, Ж. Деррида)», представленную на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.03 – история философии (РГГУ).
Контакты
  •  E-mail: savinae2018@gmail.com
Web-page in English