Институт Философии
Российской Академии Наук




  2011
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философии религии » Научные результаты » 2011

2011

Предложена авторская классификация разновидностей рациональной теологии в перспективе философско-религиозной рефлексии. Различены спекулятивная теология (метафизическое философствование как цель-в-себе), апологетическая теология (философская диалектика как средство защиты веры и убеждения оппонентов) и естественная и философская теология (философствование и как цель, и как средство) (Шохин В.К.Философия религии и разновидности рациональной теологии).

Впервые в отечественной и зарубежной науке осуществлено комплексное исследование философской теории «умопостигаемой триады»: бытие – жизнь – мышление в неоплатонизме и патристике. Реконструированы основные элементы теории «умопостигаемой триады» в неоплатонизме Плотина, Порфирия, Ямвлиха, Сириана и Прокла, а также в философствующем гностицизме и особенно в западной и восточной патристике (Фокин А.Р. Учение об «умопостигаемой триаде» в неоплатонизме и патристике).

Установлена специфика мистического сознания, состоящая в представлении о непосредственной связи адепта с сакральным началом (божеством или абсолютом) в онтологическом, аксиологическом или гносеологическом плане, выявлены формы его проявления. Проанализированы морфологические разновидности мистики (Балагушкин Е.Г. Аналитическая теория мистики и мистицизма; Балагушкин Е.Г. Мистифицированный «современный буддизм» Оле Нидала).

Определен статус теологии как науки в схоластической философии XIV в. на примере подхода к этой проблеме Григория из Римини (1300–1350). Установлено, что в позднем средневековье имелась тенденция рассматривать теологию не как спекулятивное знание, а, скорее, как практическое (Карпов К.В. Статус теологического знания в философии Григория из Римини).

 

Книги


Судаков А.К. Цельность бытия: Религиозно-философская мысль И.В.Киреевского. М.: ИФ РАН, 2011. 191 с. (10,45 а.л.).

Философия религии: альманах. 2010–2011. Ред. Шохин В.К. - М.: Восточная литература, 2011.

 

Статьи


Балагушкин Е.Г. Аналитическая теория мистики и мистицизма // Аналитика мистицизма. М., 2011. С. 13–68.

Балагушкин Е.Г. Мистифицированный «современный буддизм» Оле Нидала // Там же. С. 193–262.

Балагушкин Е.Г. Предисловие // Там же. М., 2011. С. 3–12.

Балагушкин Е.Г. Фалуньгун – эзотерическое мироощущение и культ сакрального совершенствования // Там же. С. 263–334.

Балагушкин Е.Г., пер. с англ.: Фуртмюллер К. Альфред Адлер: биогр. очерк // Психология и психотехника. 2011. № 2. С. 14–28.

Балагушкин Е.Г., пер. с нем.: Адлер А. Знание людей // Психология и психотехника. 2010. № 12. С. 22–3 (не вошло в отчет за 2010 г.); 2011. № 2. С. 29–37; № 3. С. 8–19; № 4. С. 17–33.

 

Карпов К.В. Статус теологического знания в философии Григория из Римини // Философия религии: альманах 2010–2011. М., 2011. С. 298–309 (0,8 а.л.).

Карпов К.В., пер. с лат. и научн. коммент.: Григорий из Римини. Комментарий к первой книге «Сентенций» Петра Ломбардского. Пролог, вопрос 5, раздел 4. // Философия религии: альманах 2010–2011. М., 2011. С. 310–321 (0,8 а.л.).

Карпов К.В. Рец. на кн.Coolman B.D. The Theology of Hugh of St. Victor: an Interpretation. N.Y.: Cambridge Univ. Press, 2010. X+247 p. // Вестн. ПСТГУ. Сер. «Богословие. Философия». 2011. № 4(36). С. 122–123 (0,2 а.л.).

Карпов К.В. Рец. на кн.: Бог и замысел. Телеологическое доказательство и современная наука / Сост. Н.Мэнсон // Философия религии: альманах 2010–2011. М., 2011. С. 394–400 (0,5 а.л.).


Судаков А.К. Баадер, Кант и возможность спасения // Философия религии: альманах. М., 2011. С. 322–331 (0,5 а.л.).

Судаков А.К., пер. с нем.: Баадер, Франц фон. О Кантовой дедукции практического разума и абсолютной слепоте этого последнего // Философия религии: альманах. М., 2011. С. 310–321 (1,2 а.л.).

 

Фокин А.Р. Догмат о воскресении мертвых по ранним латинским апологиям // XXI Ежегод. Богослов. конф. ПСТГУ: Материалы 2010. Т. 1. М., 2011. С. 119–124 (0,7 а.л.).

Фокин А.Р. Исидор Севильский // Православ. энцикл. М., 2011. Т. XXVII. С. 224–238 (3,5 а.л.).

Фокин А.Р. Рациональные методы обоснования Божественной Троичности в западной и восточной патристике // Философия религии: Альманах. Вып. III: Восточная литература . М., 2011. С. 95–115 (1,1 а.л.).

Фокин А.Р. Решение тринитарной проблемы в западной патристике: Марий Викторин, Августин, Боэций // Философия и культура. 2011. № 42. С. 99–106 (0,6 а.л.).

Фокин А.Р. Учение об «умопостигаемой триаде» в неоплатонизме и патристике. Часть первая // Вестн. Православн. Свято-Тихонов. гуманитар. ун-та. Сер. I: Богословие. Философия. № 37. М., 2011. С. 7–22; № 38. М., 2011. С. 7–29 (2,8 а.л.).

Фокин А.Р. Философская теология в латинской патристике: трактат Мария Викторина «Против Ария» // Философия религии: Альманах. Вып. III: Восточная литература . М., 2011. С. 276–285 (0,6 а.л.).

Фокин А.Р. Эволюция взглядов Августина на соотношение свободного человеческого действия и божественной благодати в сочинениях 386–397 гг. // XXI Ежегод. Богослов. конф. ПСТГУ: Материалы 2010. М., 2011. Т. 1. С. 11–17 (0,8 а.л.).

Фокин А.Р. Элементы апофатической теологии в трудах Мария Викторина // Историко-философский Ежегодник’2010. М., 2010. С. 53–68 (0,8 а.л.).

Фокин А Р., пер. с лат.: Марий Викторин. Против Ария. Кн. III. Гл. 4–9 // Философия религии: Альманах. Вып. III: Восточная литература . М., 2011. С. 286–297 (0,7 а.л.).

 

Шохин В.К. Jaigîşavya Branch of the Ancient Sāňkhya-Yoga Tradition // Russia looks at India: A Spectrum of Philosiphical Views / Ed. by Marietta Stepanyants. New Delhi, 2011. P. 1–11.

Шохин В.К. Three Dimensions of Religion and Some Tasks of Philosophy of Religion // Philosophy of Religion in the 21th Century. International Conference. Krakow, 2011. Р. 59–60.

Шохин В.К. What is Meant by Faith in Brahmanism? // Cultural Heritage and Contemporary Change. Series IV A, Eastern and Central Europe. Vol. 39. Gen. / Ed. GeorgeF.McLean. Washington(D.C.), 2011. Р. 97–106.

Шохин В.К. Античное понятие культуры и протокультурфилософия: специфика и компаративные параллели // Вопр. философии. 2011. № 3. С. 51–61.

Шохин В.К. «Культура» и «цивилизация» в текстах Юма // Дэвид Юм и современная философия. Материалы международной конф. (Москва, 15–17 нояб. 2011 г.). Т. 6: Социальная теория, политика, история, экономика. М., 2011. С. 30–35.

Шохин В.К. Новое введение в философскую теологию // Эванс Ч.С., Мэнис Р.З. Философия религии: размышление о вере. М., 2011. С. 11–13.

Шохин В.К. О границах компетенции разума в сотериологии и сакраментологии: несколько небогословских рассуждений // Философия религии: Альманах. 2010–2011. М., 2011. С. 252-262.

Шохин В.К. «Они предали Его»: Архиепископ Марсель Лефевр о Втором Ватиканском соборе // Философия религии: Альманах .2010–2011. М., 2011. C. 501–514.

Шохин В.К. Примечания [к «Лекциям по истории философии» В.С.Соловьева] // Соловьев В.С. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. Т. 4: Соч. 1878–1882. М., 2011. С. 584–612.

Шохин В.К. Философия религии и разновидности рациональной теологии // Философия религии: Альманах. 2010–2011. М., 2011. С. 15–30.