Институт Философии
Российской Академии Наук




  2010
Главная страница » » Сектор философии религии » Научные результаты » 2010

2010

Исходя из критического анализа современных российских, англо-американских и европейско-континентальных позиций по идентификации предмета философии религии и ее предназначений, а также из собственной авторской трехуровневой стратификации «религиозного» и концепции «философий родительного падежа» осуществлена систематизация приоритетных тем философии религии как философской дисциплины в виде исследований: 1) религиозности как таковой; 2) обоснования возможности постулирования религии (в единственном числе) наряду с религиями (во множественном числе); 3) определений религии; 4) сущностных характеристик религии (отличаемых от признаков, обобщаемых в определении); 5) универсалий религии («вера», «откровение», «община», «доктрина», «спасение» и т.д.); 6) феномена атеизма; 7) классификации религиозных мировоззрений; 8) классификации религий; 9) критериев компаративистского сопоставления религий; 10) места, занимаемого философией в различных религиозных традициях; 11) критериев критики религии (с точки зрения соответствия эмпирических традиций ее эйдосу); 12) пространства смежных регионов знания (прежде всего религиоведения и рациональной теологии); 13) основных типов и стереотипов самой философско-религиозной мысли (Шохин В.К. Введение в философию религии. М.: Альфа-М, 2010). Предложена авторская периодизация истории философско-религиозной рефлексии исходя из различения религио-логии и тео-логии и дифференциации уровней ее исторического самосознания в виде: проторелигиологии (античность – 1600 г.), ранней религиологии (1601 – 1772), зрелой религиологии (1773 – 1800), поздней религиологии (1801-1830-е) и современной философии религии как философской дисциплины, позиционирующей себя в системе других философских дисциплин (с 1830-х), выявлено наличие только трех основных позиций философии по отношению к религии на пространстве 23-вековой истории западной философии (критика традиционной религии, попытка конструирования «собственной религии», рациональная апология традиционной религии); установлен вклад в историю философско-религиозной рефлексии не только философов «первого ряда», но и фигур уже практически забытых в европейской историографии и совершенно неизвестных в отечественной (З. фон Шторхенау, Ф. Пара дю Фанжас, Ф.Ноннот, К.Хайдкенрайх, Ф.Клейкер и другие (Шохин В.К. Философия религии и ее исторические формы. Античность – конец XVIII в. М.: Альфа-М, 2010).

 

Обосновано, что структурно-аналитическое рассмотрение мистики позволяет полнее понять её особенности в сравнении с традиционным дескриптивным подходом, построить теоретические модели мистических феноменов трех видов, проследить их архитектонику, слагающуюся из трех составляющих (субстрата, смысла и значения) и являющуюся базисной в противоположность надстроечному дискурсу, а также существование пяти первичных структур (архетипов) мистики. (Балагушкин Е.Г. Сущность и структурное разнообразие мистики // Религиоведение. 2010. № 2. Морфология мистики // Философия и культура. 2010. № 1.).

 

Впервые в отечественной историко-философской науке осуществено комплексное исследование религиозно-философского наследия выдающегося раннехристианского ученого, мыслителя и переводчика Библии – Иеронима Стридонского (ок. 331/347-419/420), реконструирована эволюция его научных интересов, определен его вклад в библеистику и библейскую экзегетику, систематизировано его религиозно-философское учение (Фокин А. Р. Иероним Стридонский: библеист, экзегет, теолог. Институт философии РАН, Центр библейско-патрологических исследований. М., 2010. 224 с.).

 

Книги

Шохин В.К.  Введение в философию религии. М.: Альфа-М, 2010. 286 с. 18,0 п.л.

Шохин В.К. Философия религии и ее исторические формы (античность – конец XVIIIв.). М.: Альфа-М, 2010. 784 с. 52,56 п.л.

Фокин А. Р. Иероним Стридонский: библеист, экзегет, теолог. М.: Центр библейско-патрологических исследований, 2010. 224 с. 10.25 а.л.

Философия религии: Альманах. 2008-2009. М.: Языки славянских культур, 2010.

 

 

Статьи

Балагушкин Е.Г. Сущность и структурное разнообразие мистики //Религиоведение. 2010. № 2. С. 102-114.

Балагушкин Е.Г. Морфология мистики //Философия и культура. 2010. № 1. С. 39-47.

 

Карпов К.В. Проблема предопределения и статуса будущих контингентных событий в теологии Григория из Римини // Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. Москва, Издательство Московского Университета. 2010, №1. С. 36–51.

 

Судаков А.К. К истокам русской христианской философии. Новая книга о Жуковском и Киреевском (Священник Димитрий Долгушин. В.А.Жуковский и И.В.Киреевский. Из истории религиозных исканий русского романтизма. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009)// Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии, 2010, том 11, выпуск 2, С. 275-283.

Судаков А.К. «Углубиться в самый корень своих убеждений...». Иван Васильевич Киреевский (1806-1856)// Вестник Международной Академии Наук (Русская Секция), специальный выпуск, 2010, С. 89-92.

Судаков А.К. Цельность как проблема. Иван Киреевский и традиции русской мысли.

Судаков А.К. Перевод: Альфред Ленгле. Виктор Франкл: Портрет. Москва: РОССПЭН, 2010. (главы 2, 4 и аппарат монографии).

 

Фокин А.Р. The relationship between soul and spirit in Greek and Latin Patristic Thought // Faith and Philosophy. Journal of the Society of Christian Philosophers. Vol. 26. №. 5. Special Issue. Wilmore, KY, 2009. P. 599–614.

Фокин А.Р. Different Dogmatic Approaches to the Question of the Origin of Human Souls // Tradition and Dogma: What Kind of Dogmatic Theology do we propose for nowadays? (II Orthodox Dogmatic Theology Symposium, Arad / Romania, 11–13 June 2009). Arad, 2009. P. 86-101.

Фокин А.Р. Иларий Пиктавийский // Православная Энциклопедия. М., 2009. Т. XXII. С. 77–103.

Фокин А.Р. Западные отцы и учители Церкви о Таинстве Брака // Материалы международной конференции «Православное учение о церковных Таинствах» (Москва, 13–16 ноября 2007 г.). М., 2010. Т. 3. С. 77–89.

Фокин А.Р. Боэций и его трактат «О кафолической вере» // История философии. № 15. М.: Институт философии РАН, 2010. С. 5–14.

Фокин А.Р. Северин Боэций. О кафолической вере. Пер. с лат., примечания // Там же. С. 15–27.

Фокин А.Р. Иоанн Дамаскин. Богословие // Православная Энциклопедия. М., 2010. Т. XXIV. С. 40–57. (В соавторстве с Э. Лаут).

Фокин А.Р. Иоанн Златоуст. Сочинения. Учение // Православная Энциклопедия. М., 2010. Т. XXIV. С. 180–199, 205–222.

Фокин А.Р. Иоанн Кассиан Римлянин // Православная Энциклопедия. М., 2010. Т. XXIV. С. 319–340.

Фокин А.Р. Гуго Сен-Викторский о двух видах теологии. Предисловие, перевод с лат. и комментарии // Философия религии: Альманах. Выпуск II. ИФ РАН. Языки славянских культур. М., 2010. С. 299-314.

Фокин А.Р. Различные патристические подходы к вопросу о происхождении человеческой души // Философия и культура, 9/33 (2010). С. 41–50.

 

Шохин В.К. Philosophical Theology and Indian Versions of Theodicy // European Journal for Philosophy of Religion, 2010, Vol.2, N 2, p.177-199.

Шохин В.К. Мадхусудана Сарасвати и его адвайтистское науковедение // Вопросы философии, 2010, № 5, с.139-142.

Шохин В.К. Мадхусудана Сарасвати. Прастхана-бхеда. Пер.с санскрита и коммент. // Вопросы философии, 2010, № 5, с.143-154.

Шохин В.К. Философия религии: становление авторефлексии // Философия религии: Альманах 2008-2009. М.: Языки славянских культур, 2010, с.16-38.

Шохин В.К. Теизм, постмодернистские похороны метафизики и индийская атмавада // Философия религии: Альманах 2008-2009. М.: Языки славянских культур, 2010, с.243-257.

Шохин В.К. Перечитывая Льюиса // Философия религии: Альманах 2008-2009. М.: Языки славянских культур, 2010, с.476-494.

Шохин В.К. Стратификационная модель в индийской философии // Кросскультурное взаимодействие в Азии: Теория и практика. Ежегодник - 2010. Сборник статей. М.: РУДН, 2010, с.189-205.