Институт Философии
Российской Академии Наук




  2009
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философии религии » Научные результаты » 2009

2009

Обобщены направления исследований по философии религии в России в области идентификации предмета, границ и задач этой философской дисциплины, а также ее исторического генезиса и периодизации в сопоставлении с западными методологическими установками в философии религии. Были приведены системные аргументы в пользу той, казалось бы самоочевидной, но на деле часто оспариваемой концепции философии религии, по которой ее предметом является философское исследование многомерного феномена религии, а не положений самих религиозных верований (предмет философской теологии) или пролегомены в конкретные, эмпирические религиоведческие изыскания (предмет методологии религиоведения). Исторический генезис философии религии возводится к первым опытам осмысления происхождения религии, ее «универсалий», сущностных характеристик (нашедших отражение в первых опытах дефинирования религии) в античной философии (при необходимости демаркации религиологии и теологии у одних и тех же мыслителей (Vladimir K. Shokhin. The Philosophy of Religion: A New Field for Russian Philosophy // Diogenes, 2009, Vol.56. Р. 125-137).

Показано, что в сравнении с традиционным дескриптивным подходом структурно-аналитическое рассмотрение мистики позволяет полнее понять особенности её строения и функционирования. Благодаря этому было установлено, что определяющим признаком мистики является непосредственная связь с сакральным началом, тогда как переживание экстаза не столь существенно. Рассмотрены три вида теоретических моделей, отражающих системное строение мистических феноменов. Архитектоника этих феноменов слагается из трех составляющих: субстрата, смысла и значения. Эта морфологическая сторона мистики является базисной в противоположность надстроечному дискурсу. (Балагушкин Е.Г. Архитектоника мистического сознания // Философия и культура. 2009, № 12. С. 39-47).

Проанализированы основные варианты решения проблемы морального зла в европейской философии Нового времени от Декарта до Гегеля и Шопенгауэра, в контексте видоизменений общеметафизических воззрений и этических воззрений ведущих мыслителей. Основной акцент сделан на становлении философско-религиозной проблемы теодицеи в системе Лейбница, метаморфозах учения о моральном зле воли после отказа от попытки философской теодицеи в нравственном богословии Канта, а также на метафизические альтернативы развития этой проблематики в идеалистических системах Гегеля и Шопенгауэра (Судаков А.К. Понятие «зла» в рационалистических системах Нового времени. Учение о зле в немецкой классической философии// Православная энциклопедия. Т. 20. Москва: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2009. С. 243-249.)

На материале греческой и латинской патристики IIIX вв. исследован вопрос о соотношении антропологических концепций дихотомии («душа–тело») и трихотомии («дух–душа–тело»). Установлено, что хотя господствующей теорией была дихотомия, она не противоречит трихотомии, которая, как правило, рассматривается как частный случай первой: термин «дух» может, во-первых, означать саму душу; во-вторых, рассматриваться как способность воображения или, в большинстве случаев, как высшая разумная часть души ― ум (интеллект); в-третьих, указывать на особое состояние души, соединившейся с Божественным Духом. Было выяснено, что библейское учение о человеке было значительно дополнено и расширено с помощью философских методов и концепций, выработанных в греческой философии (Фокин А.Р. Проблема соотношения души и духа в греческой и латинской патристике // Человек, 3 (2009). С. 82–92).

 

 

Книги

Cборник: «Наука и человеческая природа: российская и западная перспектива. Материалы международной конференции 6-8 ноября 2008 г. (Вако, Техас)». Общ. ред. В.К. Шохин. М.: Издательство Института философии РАН, 2009. с. 207. 13 п.л.

 

Статьи

Балагушкин Е.Г.  Архитектоника мистического сознания //Философия и культура. 2009, № 12, С. 39-47.

Балагушкин Е.Г. Межрелигиозный диалог и межрелигиозные отношения в российском социокультурном пространстве (в соавторстве с В.К. Шохиным) // Россия в диалоге культур. М.: «Наука». 2009, с. 454-483.

Балагушкин Е.Г. Статьи для издания: Энциклопедия религий. Под редакцией А.П. Забияко, А.Н. Красников, Е.С. Элбакян. М.: Академический проект, 2008.

 

Лазарева А.Н. О единстве красоты добра и веры // Литературная учеба, 2009, № 2.

Лазарева А.Н. Религия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя // Сборник статей «Философия Н. Гоголя». М.: Изд-во МПГУ. 2009. С. 160–189.

Лазарева А.Н. Николай Бердяев о свободе как творческой активности // Философские исследования, 2008, № 3–4. С. 133–148.

 

Михайлов П.Б. Учение о зле в греческой патристике // Православная энциклопедия. Т. 20. С. 212-215.

Михайлов П.Б. Естественная теология (элементы Е.Т. в греческой патристике) // Православная энциклопедия, т. XVIIΙ, М., 2009. C. 701-704.

Михайлов П.Б. Русский неопатристический синтез // Русская патрология: материалы академической конференции. С.-П., 2009. С. 368-383.

Михайлов П.Б. Трактат Оригена «О началах»: анализ структуры и содержания // XIX Ежегодная Богословская Конференция ПСТГУ: Материалы 2008/9. М., 2009. С. 11-15.

Михайлов П.Б. Жан Даниелу (1905-1974): кардинал, ученый, богослов // Вестник ПСТГУ. Богословие – Философия. I: 1 3 (27). М., 2009. С. 13-31.

Михайлов П.Б. Зерцало или тусклое стекло? Об одной особенности патристической гносеологии // Альфа и Омега № 57 (3, 2009). С. 27-40.

Михайлов П.Б. <рецензия> Sesboüé B. La théologie au XXe siècle et l’avenir de la foi. Entretiens avec Marc Leboucher. Paris: Desclée de Brouwer, 2007 –– 391 p.// Вестник ПСТГУ. Богословие – Философия. I: 1 3 (27). М., 2009. С. 125-130.

Михайлов П.Б.  Ранневизантийская и христианская экзегетика (Сборник статей). М.: ИМЛИ РАН, 2008, 248 с. // Вестник ПСТГУ. Богословие – Философия. I: 1 2 (26). М., 2009. С. 99-101.

 

Судаков А.К. Понятие «зла» в рационалистических системах Нового времени. Учение о зле в немецкой классической философии// Православная энциклопедия. Т.20. Москва: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2009. С.243-249.

Судаков А.К. К любомудрию самостоятельному. И.В.Киреевский о немецкой философии и ее значении для России// Историко-философский ежегодник 2008. Москва: Наука, 2009. С.301-326.

Судаков А.К. Аристотель как выразитель и погубитель духа язычества: И.В.Киреевский о классической греческой мысли// Философия и этика. Сборник научных трудов. К 70-летию академика А.А.Гусейнова. Москва: Альфа-М, 2009. С. 248-261.

Судаков А.К. Образы верующего разума у И.В.Киреевского// Философские науки (Москва), 2009, 6, 29-50.

Судаков А.К. Между верой сердца и благочестием разума: как Кант не стал философом откровения// Кантовский сборник: Научный журнал, 2009, 1 (29) (Калининград, РГУ им.Канта), с.39-53.

Судаков А.К. Разумная целость и христианская цельность в философии И.В.Киреевского// Материалы VII-х Всероссийских чтений, посвященных братьям Киреевским «Оптина Пустынь и русская культура». Калуга: КГПУ имени К.Э.Циолковского, 2009. С.73-77.

Судаков А.К. Перевод: Хесле В. В чем исток исключительной литературной ценности русской литературы XIX века? // Сущность и слово. Сборник научных статей к юбилею проф. Н.В.Мотрошиловой. Москва: «Феноменология-Герменевтика», 2009. С.144-160.

 

Фокин А.Р. Проблема соотношения души и духа в греческой и латинской патристике // Человек, 3 (2009). С. 82–92 (1.2 а.л.); Наука и человеческая природа: российская и западная перспектива. Материалы международной конференции 6-8 ноября 2008 г. (Вако, Техас). М., Института философии РАН, 2009. С. 73–92.

Фокин А.Р. Характерные черты религиозного знания в православной традиции // Философия и культура, 18 (2009). С. 94–99.

Фокин А.Р. Античная метафизика и христианская теология в трактатах Мария Викторина // Интеллектуальные традиции античности и средневековья / Под ред. М.С. Петровой. М., 2010. С. 69–106.

Фокин А.Р. Иероним Стридонский // Православная Энциклопедия. М., 2009. Т. XXI. С. 336–370.

Фокин А.Р. Зинон, еп. Веронский // Православная Энциклопедия. М., 2009. Т. XX. С. 165–175.

Фокин А.Р. Учение о зле в латинской патристике // Православная Энциклопедия. М., 2009. Т. XX. С. 215–220.

Фокин А.Р. Первые систематические изложения христианской догматики на Западе в V–VII вв.: от Августина до Исидора Севильского // Материалы XIX ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. М., 2009. Т. 1. С. 31–36.

Фокин А.Р. Рецензия на книгу: Goodrich R. J. Contextualizing Cassian. Aristocrats, Asceticism and Reformation in fifth-century Gaul. Oxford; N.Y., Oxford University Press, 2007 (Oxford Early Christian Studies). X + 298 p. // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Богословие–философия. 25. М., 2009. С. 104–108.

Фокин А.Р. Рецензия на книгу: Green B. The Soteriology of Leo the Great. Oxford; N.Y., Oxford University Press, 2008 (Oxford Theological Monographs). XIII + 273 p. // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Богословие–философия. № 27. М., 2009. С. 114–117.

Фокин А.Р. Преподобный Иоанн Дамаскин. Трактат о правомыслии. Вступительная статья, перевод с греч. и комментарии // Богословские труды, 42 (2009). С. 8–14.


Шохин В.К. The Philosophy of Religion: A New Field for Russian Philosophy // Diogenes, 2009, Vol.56, p. 125-137.

Шохин В.К. Индийская атмавада и психофизический дуализм // Наука и человеческая природа: российская и западная перспектива. Материалы международной конференции 6-8 ноября 2008 г. (Вако, Техас). Общ. ред. В.К. Шохин. М., 2009, с. 143-157.

Шохин В.К. Миф о реинкарнациях в постхристианскую эпоху и его этическая составляющая // Философия и этика. Сборник научных трудов к 70-летию академика А.А.Гусейнова. М., 2009, с. 501-514.

Шохин В.К. О проблемах интеграции теологии в системе образования и академических наук // Теология в системе научного знания и образования. Материалы слушаний Общественной палаты РФ. Под ред. Акад. В.А.Тишкова. М., 2009, с.28-32.

Шохин В.К. «Проблема зла» в аналитической философии 2-й пол. ХХ в. / Зло // Православная Энциклопедия. Под ред. Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Т.ХХ. М., 2009, с. 254-256.

Шохин В.К. Межрелигиозный диалог и межрелигиозные отношения в российском социокультурном пространстве (в соавторстве с Е.Г.Балагушкиным) //Россия в диалоге культур. М.: «Наука». 2009, с. 454-483.

Шохин В.К. Статьи для издания: Индийская философия. Энциклопедия. Отв. ред. М.Т.Степанянц. М.: Восточная литература, 2009.