Институт Философии
Российской Академии Наук




  Философия науки и техники. 2019. Т. 24. № 1.
Главная страница » » Философия науки и техники » Философия науки и техники. 2019. Т. 24. № 1.

Философия науки и техники. 2019. Т. 24. № 1.

 

 

Философия науки и техники. 2019. Т. 24. № 1.

Весь номер в формате PDF

В НОМЕРЕ


IN MEMORIAM


Вячеслав Семенович Степин (19.08.1934‒14.12.2018)

DOI: 10.21146/2413-9084-2019-24-1-5-6

 

 

НАУКА, ТЕХНИКА, ОБЩЕСТВО


Коэволюция науки и культуры в трудах Вячеслава Семеновича Степина. Материалы «круглого стола»

22 января 2019 г. в Институте философии РАН состоялся круглый стол, посвященный памяти Вячеслава Семеновича Степина. Организатором выступил сектор междисциплинарных проблем научно-технического развития, в создании которого В.С. Степин принимал деятельностное участие и с которым тесно сотрудничал. К обсуждению были предложены три крупные темы, над которыми работал  В.С. Степин: 1) проблемы кризиса техногенной цивилизации и перспективы конвергенции естественно-научного и гуманитарного знания; 2) эволюция представлений о типах научной рациональности в контексте становления современного технологического уклада; 3) универсалии культуры и их роль в формировании сценариев развития глобального мира. Выступления участников дискуссии демонстрируют не только целостность разносторонних исследовательских интересов В.С. Степина и его наследия, но и разнообразие направлений и контекстов, в которых идеи и концепции, составляющие это наследие, находят или, как ожидается, найдут применение. В выступлениях участников круглого стола отражены не только итоговые достижения В.С. Степина по обсуждаемым вопросам, но и эволюция их возникновения, стиль и методы творческой лаборатории мастера, его личностные позиции и пристрастия в науке и общении с коллегами и учениками. Мы узнаем много из раннего периода жизни и творчества ученого, его круге общения и становлении научных интересов философов науки эпохи «бури и натиска» шестидесятых. Обсуждается идея мегапроекта единой методологии для наук о природе и наук о духе, осуществление которого В.С.Степин считал своей сверхзадачей последние десять лет жизни.

Ключевые слова: В.С. Степин, постнеклассика, типы научной рациональности, универсалии культуры, техногенная цивилизация, синергетика, междисциплинарность, сложность, философия науки, методология

DOI: 10.21146/2413-9084-2019-24-1-5-6

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ ЭПИСТЕМОЛОГИИ


Tom Rockmore. Some consequences of Kant’s Copernican turn

Kant turns from an early representational view of cognition to a later anti-representational, epistemic constructivist view, often simply referred to as the Copernican revolution or the Copernican turn. Kant’s Copernican turn belongs to the modern, non-standard interest in epistemic constructivism. At least since Parmenides the standard approach to cognition requires knowledge of the real, reality or the world. In modern philosophy this approach is countered by the emergence of epistemic constructivism as a non-standard solution for the cognitive problem in Francis Bacon, Hobbes, Vico, and others, and independently in Kant. This paper briefly describes consequences of Kant’s Copernican turn concerning at least five themes: (i) cognition, (ii) German idealism, (iii) the subject, (iv) the historical character of knowledge and (v) the success or failure of the philosophical tradition.
Keywords: I. Kant, Copernican revolution, Copernican turn, Parmenides, epistemic constructivism

DOI: 10.21146/2413-9084-2019-24-1-46-60


Sergey L. Katrechko. Comments on the Tom Rockmore’s article “Some сonsequences of Kant’s Copernican turn”

What is the main idea of Kant’s transcendental philosophy and Copernican Revolution? The Kantian transcendentalism is the first theory of experience related to the solution of the semantic problem set in his letter to M. Hertz (02.21.1772) about the ground of the relation of our [a priori] representation to the object. There are two ways to solve it: realism (the empirical vector from the real things/objects to representations) and constructivism (the vector from the a priori form (or ‘representations’) to the objects). But Kantian transcendental idealism is not constructivism, because Kant keeps the empirical (realistic) vector by affixing our sensibility with things/objects and says that his theory of experience is an empirical realism. The Kantian transcendentalism as altered method of human thinking in metaphysics is associated with the splitting of the thing/object into the actual/real object (Kantian thing-in-itself) and object of experience (Kantian appearance), that mediate the relationship between things and representations, or the transcendental triad «object (thing-in-itself) — appearance — representation». Unlike modern epistemic constructivism as a procedure for constructing objects, Kant develops transcendental constructivism in mathematics as cognition through construction of concepts in intuition, i.e. constructivism regarding appearances, but not things–in–themselves.
Keywords: transcendental idealism (Kant’s transcendentalism), Copernican turn, epistemic, constructivism, transcendental constructivism, thing-in-itself, object of experience (appearance)
DOI: 10.21146/2413-9084-2019-24-1-61-68


Vladimir I. Przhilenskiy. Comments on the Tom Rockmore’s article “Some consequences of Kant’s Copernican turn”

The “remarks” assess the consistency of T. Rockmore’s assertion that Kant’s philosophy creates the possibility of further development of anti-representationalist and constructivist ideas. They criticize the reduction of the turn to the statement that phenomena are only representations, not things-in-themselves. Rockmore’s interpretation of the turn is opposed to a more traditional position whereby I. Kant changed a ratio of theoretical and practical in the hierarchy of knowledge, which caused a “revolutionary” and “turnable” revision of the whole idea of mind, its structure and content.
Keywords: turn, representationalism, anti-representationalism, constructivism, pure reason, practical reason
DOI: 10.21146/2413-9084-2019-24-1-69-71


Tom Rockmore. Replies to comments by Profs. Katrechko and Przhilenskiy

The replies given by the author to Profs. Katrechko and Prof. Przhilenskiy are very different. Prof. Katrechko approaches Kant as if he was a contemporary thinker simultaneously committed to correlationism, a semanticist, a follower of Strawson, a representationalist, and so on. The response is that he is not a contemporary thinker. What remains is Prof. Katrechko’s view that he shares with some other Kantian scholars that the critical philosophy is a form of representationalism. Prof. Przhilenskiy begins by agreeing that Kant can in fact be read as supporting anti-representational and constructivist ideas, while suggesting that the Copernican turn can be read in different ways. He attributes to the author the view that phenomena are just representations, whereas, on the contrary, the author claims, though perhaps not clearly enough, that the mature Kant turns away from representationalism.
Keywords: I. Kant, Copernican revolution, Copernican turn, Parmenides, epistemic constructivism

DOI: 10.21146/2413-9084-2019-24-1-72-75

 

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ


С.Н. Корсаков. Страничка из истории философских проблем физики в СССР: Эдуард Фрицевич Лепинь (1893‒1937)

В статье дается очерк научной биографии советского философа Эдуарда Фрицевича Лепиня. Лепинь был сторонником школы академика Деборина в философии, специалистом по философским проблемам физики. Он окончил философское отделение Института красной профессуры. Работал в Ленинградском отделении Института философии. Э.Ф. Лепинь разрабатывал методологические проблемы новых направлений физики: квантовой механики и теории относительности. Им изучались вопросы: о соотношении динамической и статистической закономерности, об обратном воздействии следствия на причину, об учете вероятности в познании физических процессов. Он считал необходимым применить полученные методологические принципы не только в физике, но и в биологии. В философском отношении идеи Лепиня опередили время на 30 лет. В 1935 г. Лепинь был арестован и приговорен к заключению на каторге. Своим друзьям по несчастью он читал лекции по философии и резко критиковал сталинский режим. За это Лепинь и его слушатели были повторно арестованы и расстреляны.
Ключевые слова: Э.Ф. Лепинь, А.М. Деборин, советская философия, деборинская школа, философские проблемы физики, сталинские репрессии
DOI: 10.21146/2413-9084-2019-24-1-76-89


Д.Н. Радул. Генезис идеи актуальной бесконечности в трудах П.А. Флоренского

В статье подробно описано формирование представлений Флоренского об идее актуальной бесконечности. Рассмотрено влияние математиков Московского университета на молодого Флоренского. Особое внимание уделено роли профессора Московского университета Н.В. Бугаева в становлении представлений Флоренского о прерывном и непрерывном. Описана связь идей математической теории множеств и религиозного учения имяславия в творчестве П. Флоренского, Н. Лузина и Д. Егорова. Кратко охарактеризовано участие Флоренского в движении символистов Серебряного века. Понимание символа Флоренский связывал с идеей канторовского трансфинита. На этой основе Флоренский сформировал свое понимание «нового искусства». Прослежено влияние философии всеединства Владимира Соловьева на становление религиозно-философских идей Флоренского. Флоренский понимает «всеединство» Владимира Соловьева как законченный синтез абсолютного знания. А такое знание, по Флоренскому, возможно только через принятие идеи абсолютной бесконечности как абсолютной Божественной Истины. Особо отмечена роль отца Серапиона (Машкина) в процессе формирования мировоззрения Флоренского. О. Серапион (Машкин) рассматривал канторовское понятие множества с точки зрения всеединства и православной догматики. В дальнейшем эти представления активно разрабатывались Флоренским. Идею актуальной бесконечности о. Серапион (Машкин) и Флоренский связывали с философским и естественно-научным атомизмом. Актуальная бесконечность понималась ими как совокупность неделимых элементов – атомов. Отдельно рассматривается влияние идей атомизма и актуальной бесконечности на оптику, термодинамику и электродинамику. Кратко описана попытка о. Серапиона (Машкина) и Флоренского решить проблему парадоксальности актуальной бесконечности через введение в философскую систему идеи антиномичности. Рассмотрена история создания самого известного произведения Флоренского «Столп и утверждение Истины». Прослежена связь идей о. Серапиона (Машкина) и Флоренского.  Кратко проанализировано отношение профессоров и руководителей Московской духовной академии к идеям о. Серапиона (Машкина) и Флоренского, изложенным в книге «Столп и утверждение Истины».
Ключевые слова: П. Флоренский, Г. Кантор, актуальная бесконечность, потенциальная бесконечность, символ, трансфинитные числа, Абсолют, Троица, Благодать

DOI: 10.21146/2413-9084-2019-24-1-90-99



ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И КОГНИТИВНЫЕ НАУКИ


М.А. Сущин. Зрительное сознание, репрезентации и действия

В статье рассматривается проблема характера зрительного сознания человека в свете известных из психологии и физиологии объективных свидетельств ограниченности механизмов зрения. Эта проблема привлекла внимание специалистов в области когнитивной науки и исследований сознания в последние два десятилетия в связи с резонансными экспериментальными работами, посвященными феноменам слепоты к изменению и слепоты по невниманию. Автор исходит из того, что, несмотря на известные ограничения зрительного познания у человека, субъекты располагают впечатлением стабильного и богатого зрительного опыта. Указываются три основных компонента, на основе которых это впечатление складывается, а именно двигательная активность, непосредственные зрительные репрезентации и сознание присутствия скрытых от взора в данный момент частей объектов и сцен (амодальное восприятие). Утверждается, что без объяснения этих трех аспектов проблемы невозможно понять природу зрительного сознания человека. Единственной теорией, в которой рассматриваются все три аспекта проблемы, является сенсорно-моторная концепция зрения и зрительного сознания Дж.К. О’Ригана и А. Ноэ. Тем не менее нельзя согласиться с проводимым этими авторами отрицанием непосредственных зрительных репрезентаций. Эмпирические исследования феномена слепоты к изменению в настоящее время не могут служить основанием для утверждений об отсутствии у субъектов зрительных репрезентаций. Наиболее перспективным подходом к пониманию характера зрительных репрезентаций представляется концепция ансамблевого восприятия. Кроме того, объяснение феномена амодального восприятия как третьего компонента проблемы может быть связано с современными байесовскими моделями восприятия в когнитивной науке. Решение проблемы характера зрительного сознания человека должно, как показано в статье, осуществляться на репрезентационной платформе.
Ключевые слова: зрительное сознание, когнитивная наука, репрезентация, действие, амодальное восприятие
DOI: 10.21146/2413-9084-2019-24-1-100-116


А.А. Гусев. Рeпрезентационализм и два тезиса прозрачности опыта

Статья посвящена проблеме разделения репрезентативных (интенциональных) и феноменальных (квалитативных) аспектов сознательного опыта. Цель работы – рассмотреть преимущества редуктивного репрезентационализма как философской теории сознания, в рамках которой феноменальный аспект редуцируется к репрезентационному содержанию. Новизна исследования заключается в том, что автор разбирает один из главных выдвинутых в пользу репрезентационализма аргументов, не получивший подробного анализа в русскоязычной литературе, – аргумент от «прозрачности опыта». Этот аргумент, базирующийся в первую очередь на случае визуального восприятия, нацелен на то, чтобы показать отсутствие некоего внутреннего феноменального аспекта нашего опыта, не связанного с качествами внешних объектов. Автор предлагает свою дихотомию интроспекции визуального опыта, способную усилить позицию редуктивных репрезентационалистов. Он обращается к работе Э. Кайнд, в которой она предложила собственное прочтение данного аргумента, выделив его сильную и слабую версии. Далее, в результате анализа позиции С. Шумейкера – как защитника слабой версии аргумента – автор приходит к выводу, что Шумейкер подменяет эпистемически простое понятие квалиа метафизическим, не схватывающимся в теоретически ненагруженной интроспекции визуального опыта. В заключение формулируется предположение, согласно которому, хотя репрезентационализм вряд ли способен помочь в натурализации сознания в рамках антифизикалистских дебатов, все же подобный взгляд на ментальное может сыграть роль моста между субъективистской онтологией сознания и объективистской онтологией естественных наук.
Ключевые слова: философия сознания, философия восприятия, репрезентационализм, квалиа, феноменальное сознание, интенциональность, интроспекция, чувственные данные
DOI: 10.21146/2413-9084-2019-24-1-117-130

 

 

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ


А.З. Фахрутдинова. Модели рациональности в основаниях теории принятия решений

Цель статьи – анализ развития теории принятия решений в контексте смены моделей рациональности. С помощью исторического и сравнительно-исторического методов автор прослеживает эволюцию двух подходов в теории принятия решений – нормативного и дескриптивного – и показывает, что трансформация теории принятия решений шла под воздействием соответствующих изменений моделей научной рациональности, а они в свою очередь отражали развитие естественно-научной и социальной рациональности. Первоначально нормативная теория решений строилась на основе модели полной (классической) рациональности. Другой подход – дескриптивный – по сути, отрицал возможность рационального поведения и свободы выбора. В ходе развития обеих теорий обнаружили себя как ограниченность модели полной рациональности, так и некорректность представлений о жесткой детерминированности процесса выбора объективными факторами. Современная теория принятия решений стремится к синтезу обоих подходов и расширяет представление о рациональном решении. Автор демонстрирует, что новое понимание рациональности характерно не только для теории принятия решений, последняя являет собой лишь частный случай, вписывающийся в общую тенденцию развития социального знания и управления. Пересмотр рациональности произошел в целом в экономике, теории электорального поведения, прогностике, теоретической социологии, философии и других областях социального знания. В статье доказывается, что во всех этих сферах речь идет о возникновении постнеклассической интерпретации, основывающейся на представлениях о возможности рациональности в ее рефлексивной и коммуникативной формах.
Ключевые слова: модели рациональности, нормативный и дескриптивный подходы, ограниченная рациональность, рефлексивная и коммуникативная рациональность, постнеклассическая рациональность
DOI: 10.21146/2413-9084-2019-24-1-159-167


Naseeb A. Siddiqui. Beyond the coincidental fine-tuning of the universe: The ontology of Essential Time

The first part of this research discussed a theoretical framework of a new theory of time which was systematically proposed, developed and defended. Time was exposed to a natural categorization that calls forth two different real times; Existential and Essential. The current paper which is the conclusion of the research deals with the ontological dimension of Essential time. Contrary to the fine-tuning of physical constants of the universe by coincidence, this article tries to establish that “coincidence” in itself depends on time. The Essential time provides a timeline of creation which starts from absolute uniformity to dis-uniform universe and coincidence is planned. Hence, essential time is uniform, formless and powerful to facilitate the creation of the universe by forming dis-uniformity to everything that was uniform. The question that why essential time is able to do that and what is the source to trigger dis-uniformity brings the discussion to the ontology of essential time. This ontological being in essential time will be proved by two premises. The article argues that why the interpretation based on essential time must be considered instead of “coincidences” of modern science, “Demiurge” of Plato and “unmoved mover” of Aristotle to explain the final cause of the universe. By doing so the fundamental flaw in the anthropic principle is revealed and argued that it does not present a convincing answer to the “why” question of the universe. The combinations of scientific, philosophical and metaphysical arguments establish a conclusive interpretation about the ontological being in essential time without any deviation from the universal facts of the universe. This might end the creation dilemma which is, why did the universe come into existence.
Keywords: The cause of the creation, Theory of everything, Time and Essential time, anthropic principle, fine-tuning of the universe, Big bang, Multiverse

DOI: 10.21146/2413-9084-2019-24-1-145-158

 

 

КНИЖНАЯ ПОЛКА


С.А. Филипенок. Рецензия на книгу Ю.С. Моркиной «Поэтическое творчество: философский анализ» (М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2017. 304 с.)

В книге Ю.С. Моркиной «Поэтическое творчество: философский анализ» исследованы проблемы, связанные с поэтическим творчеством, ситуацией творчества и творческой ролью сознания. Для анализа поэтического произведения использован феноменологический метод, благодаря которому поэтическое произведение представлено как сложная идеальная система смыслов в сознании и в то же время – как интенциональный объект. Автором предложена автопоэтическая модель сознания, которая позволяет объяснить творение новых смыслов сознанием как в повседневной жизни, так и в поэтическом творчестве. Данная модель описывает ежеминутное построение сознанием самого себя в процессе порождения новых смыслов. Смыслы, которые творит сознание в своем бытии, рассматриваются как рефлексивные единицы. Ю.С. Моркиной исследованы понятия идеального интерпретатора, поэтического произведения и т. д. Идеальный интерпретатор видится как идеальный объект, отвечающий за всю содержательность произведения как системы смыслов. Поэтическое произведение определяется как система концептов, в которой каждое слово включено в культурный и личностный контекст пишущего и читающего. В монографии разработана модель инсайта как выхода из специфического пред-инсайтного состояния.  Озарение описано как рискованная экзистенциальная ситуация для творческого сознания.
Ключевые слова: поэтическое творчество, смысл, автопоэтическая модель сознания, сложные идеальные системы смыслов, феноменологический метод, интенциональный объект, поэтическое произведение, интерпретатор, лирический герой, инсайт
DOI: 10.21146/2413-9084-2019-24-1-159-167