Позиция профсоюза в отношении законопроекта по «реформированию» РАН
27 июня 2013 г. Правительство утвердило и направило на рассмотрении в ГД РФ проект Федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Рассмотрение на Правительстве РФ этого документа происходило с прямыми нарушениями Указа Президента РФ от 07.05.2012. № 601, Постановления Правительства РФ от 25.08.2012 г. № 851, которые предусматривают 60-дневное публичное обсуждение законопроектов по вопросам « проведения единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии» до их внесения на рассмотрение Правительства РФ. Не обсуждался законопроект и с научной общественностью и экспертами, в том числе, в рамках специально созданных для этих целей общественных советах при Правительстве РФ и министерствах РФ.
28 июня 2013 г. законопроект был в срочном порядке внесен в Госдуму РФ и с нарушением правил, установленных ч. 5 ст. 119 регламента ГД РФ, усилиями фракции «Единая Россия» был принят 3 июля 2013 г. в первом чтении, а 5 июля 2013 г. - во втором чтении. С большим трудом, благодаря активной позиции научной общественности и политических сил удалось добиться перенесения третьего чтения на сентябрь.
Принятый во втором чтении законопроект, хотя и был отчасти исправлен, (в частности, изъяты позиции с прямым указанием о ликвидации РАН и закрытия «неэффективных» институтов), но в целом сохранил концепцию первоначального варианта. В нем практически ничего не говорится о «постреформенной» судьбе более 450 институтов и 95 тысяч сотрудников РАН. Там нет информации ни о критериях и порядке проведения оценки деятельности организации РАН, ни о системе управления институтами, которые передаются «в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за научными организациями Российской академии наук». Из него не становится ясной система финансирования институтов, будущее ключевого инструмента самоуправления НИИ - Ученого совета (сохранится ли он, каковы будут правила его формирования и функции). В законопроекте не упомянуто, будет ли по-прежнему учитываться мнение коллектива при выборах директоров института и руководителей научных подразделений, сохранится ли действующая система конкурсного замещения должностей научных сотрудников и т.д. Непонятна и, скорее всего, трагична судьба организаций научного обслуживания и социальной сферы.
Фактически, предлагается слом существующей системы управления РАН под обещания Д.В. Ливанова и О. Ю. Голодец, что будет не хуже. Такие документы Правительство РФ и высший законодательный орган страны не должны даже принимать к рассмотрению.
Только после принятия законопроекта во втором чтении Минобрнауки РФ пригласило общественность к участию в обсуждении «моделей» эффективной деятельности научных учреждений, включая вопросы финансирования научных институтов и кадровой системы. Практически, это признание, что никакой ясности с деятельностью институтов РАН в новых условиях нет. Это показывает беспочвенность и безответственность заверений, что для научных сотрудников ничего не изменится.
Отсутствие конкретного плана преобразований системы управления институтами и учреждениями РАН само по себе говорит об уровне подготовки «реформы». Нельзя исключить варианта, что планы уже разработаны, но преждевременное обнародование деталей новой системы управления может вызвать резкий протест со стороны подавляющего большинства ученых и всех, кому дорога наука и будущее России.
Минобрнауки РФ создало рабочую группу, которая, по-видимому, либо будет готовить систему управления, либо дорабатывать ранее подготовленный, но так и не опубликованный вариант. Сейчас трудно предсказать детали возможных изменений, однако, учитывая известную позицию Д.В. Ливанова, а также положение дел в институтах, таких как ИТЭФ, вошедший в НИЦ «Курчатовский институт», которыми управляют бывшие чиновники, можно прогнозировать особенности новой системы.
Она с большой долей вероятности приведет:
Можно предугадать и проблемы переходного периода. В силу явной неподготовленности акции по «реформированию» РАН процесс перехода институтов из одного статуса в другой может привести к сбоям в получении даже бюджетного и, тем более, внебюджетного финансирования, проблемам с заключением новых договоров, контрактов и выполнению текущих, реализацией программ капремонта, жилищного строительства и т.д.
В результате наиболее эффективно работающему сектору российской науки - институтам РАН - будет нанесен огромный ущерб. Произойдет снижение эффективности работы институтов и ученых, фактическая ликвидация самостоятельности институтов и разрушение РАН как единой научной и экспертной системы. Это станет серьезным ударом по всей российской науке. Об увеличении числа публикаций в высокорейтинговых научных журналах придется забыть, наоборот, следует ожидать падения публикационной активности российских ученых. Ситуация с кадровым потенциалом российской науки существенно ухудшится. И без того медленно идущий процесс перехода экономики России на инновационный путь развития еще больше затормозится. Большой ущерб будет нанесен обороноспособности России и ее безопасности. Профсоюз работников РАН считает, что лучшим выходом является отзыв законопроекта из ГД РФ, его широкое обсуждение, проведение необходимых изменений в нынешней системе управления РАН. Компромиссный вариант - внесение в законопроект блока поправок, включающих подробное описание системы управления институтами и учреждениями РАН. Основные принципы, которые Профсоюз работников РАН будет отстаивать любыми разрешенными законом средствами:
Надеемся на активную поддержку этой позиции со стороны членов профсоюза и всего академического сообщества!
Председатель профсоюза работников РАН В.П. Калинушкин
19 июля 2013 года.
|
|||||
|