Институт Философии
Российской Академии Наук




  Философия религии: аналитические исследования. 2019. Т. 3. № 1
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философии религии » Журнал «Философия религии: аналитические исследования» » Философия религии: аналитические исследования. 2019. Т. 3. № 1

Философия религии: аналитические исследования. 2019. Т. 3. № 1

Философия религии: аналитические исследования. 2019. Т. 3. № 1

 Весь номер в формате PDF

СОДЕРЖАНИЕ

 


ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ


Georg Gasser. Divine Revelation: A Modest Metaphysical Account

Contemporary discussions about divine revelation are primarily epistemic: How can weknow that a revelation is veridical? Should we conceive of a revelation as primarily propositionalor non-propositional? What is the role of faith in receiving a revelation? Etc. In thispaper I am addressing the metaphysical question how a revelation is possible at all. I arguethat a metaphysics of powerful particulars provides a useful framework for proposinga metaphysical model of revelation in terms of God having actualized the self-revealingpower by acting upon other substances. In a revelation God activates the fundamental dispositioninherent in each creature to be responsive to God’s call of salvation.

Keywords: powerful particulars; divine powers; divine omnipresence; revelation and salvation; analytic theology

DOI: 10.21146/2587-683Х-2019-3-1-5-18

 

И.С. Вевюрко. Концепция богодухновенности Священного Писания в эпоху патристики

Статья посвящена разбору проблемы восприятия феномена Божественного Откровения в ту эпоху, когда складывались основные принципы его православного (но в немалой степени также католического и протестантского) истолкования. О «концепции» в ней говорится не в смысле позитивного учения, но в смысле суммы непротиворечивых высказываний, общие основания которых выясняются при помощи проблемной постановки вопроса. Мысль отцов Церкви о Божественном Откровении рассматривается с точки зрения восприятия ими как содержательной, так и формальной стороны библейского текста. Подтверждая ранее сделанные целым рядом отечественных исследователей выводы о том, что святым отцам не свойственна теория «диктовки» (или крайнего вербализма), автор статьи уточняет смысл категорий «слуха» и «видения», а также халкидонской аналогии в том понятии об источниках богооткровенного текста, которое господствовало в период патристики.
Ключевые слова: вдохновение, Библия, пророчество, патристика, герменевтика, экзегетика

DOI: 10.21146/2587-683Х-2019-3-1-19-38


Л.Э. Крыштоп. Немецкие просветители о Божественном Откровении и Священном Писании

Статья посвящена рассмотрению развития взглядов немецких просветителей на Божественное Откровение и Священное Писание. Последовательно анализируются представители раннего Просвещения (в лице Шпенера и основанного им учения пиетизма) и позднего Просвещения (неологи, Реймарус и Лессинг). При этом как для ранних, так и для поздних просветителей был характерен ряд черт, роднящих их друг с другом. Прежде всего, это подчеркивание значимости практического компонента (добродетельной жизни) и нивелирование значения теоретического компонента (абстрактных теоретических размышлений) религии. В то же время не менее отчетливо выражены и отличия, ярче всего прослеживающиеся в их отношении к Писанию. Так, у пиетистов и умеренных неологов мы видим обращение к Писанию как к объективному критерию проверки истинности религиозных переживаний и теоретических выводов. Для более радикально настроенных неологов мы усматриваем выделение в Писании разного вида истин, лишь немногие из которых признавались вечными и необходимыми для спасения. У Реймаруса наблюдается радикальная историческая критика Писания и отказ ему в богодухновенности. Лессинг, во многом в полемике с Реймарусом, вырабатывает свою концепцию Откровения. Он продолжает ряд важных для последнего тем, однако в целом приходит к менее критичному взгляду на Писание (не отказывая ему полностью в богодухновенности) и к догматам христианского вероучения.
Ключевые слова: Священное Писание, Откровение, богодухновенность, неология, историческая герменевтика, пиетизм, Шпенер, Реймарус, Лессинг

DOI: 10.21146/2587-683Х-2019-3-1-39-56

К.М. Антонов. Идея «критики откровения» в философии религии и философской теологии в позднем творчестве Н.А. Бердяева

В статье рассматриваются философия религии и философская теология, представленные в позднем творчестве Н.А. Бердяева с точки зрения намеченной мыслителем идеи «критики откровения». Во вступительной части дается краткий обзор осмысления понятия откровения, предпринятого в отечественной философской мысли. В первом подразделе статьи рассматриваются обуславливающие представления Бердяева об откровении понятие «трансцендентального человека» и характерное для его онтологии противопоставление свободы и бытия. В дальнейшем анализируется его концепция «критики откровения», рассматриваемая автором статьи как базовый элемент методологифилософа. На этой основе рассматриваются такие элементы философии религии мыслителя, как его понимание откровения, веры, мифа, отношения религии и мистики, религии и философии, истории религии. В заключительной части статьи рассматриваются элементы философской теологии Бердяева: его переосмысление понятий догматаи авторитета, соотношения апофатического и катафатического богословия и другие топосы. Философия религии и философская теология Бердяева рассматриваютсяв контексте развития русской и европейской мысли середины XX в.
Ключевые слова: Н.А. Бердяев, философия религии, философская теология, откровение, вера, миф, догмат

DOI: 10.21146/2587-683Х-2019-3-1-57-78



СОВРЕМЕННЫЕ ДИСКУРСЫ


С.А. Коначева. Христологическая интерпретация Откровения в герменевтической теологии Э. Юнгеля

Статья посвящена интерпретации Откровения в герменевтической теологии Э. Юнгеля. Выявляется основополагающее значение христологии для доктрины Откровения. Автор рассматривает трактовку Откровения в ранних экзегетических работах Юнгеля, в контексте тринитарного учения и в соотношении с естественной теологией. Показано, что для Юнгеля язык Нового Завета «приводит к речи» Откровение, Откровение интерпретируется как «языковое событие». Проанализированы возможности соотнесения герменевтической проблематики с теологией Откровения. В теологии Юнгеля, как и в догматике Барта, тринитарный догмат предпослан интерпретации Откровения. Откровение представляет собой самоинтерпретацию Бога, событие, в котором невозможно разделить форму и содержание. Христоцентризм в понимании Откровения позволяет Юнгелю уйти как от непримиримого противопоставления Бога и сотворенного мира, свойственного Барту, так и от полагания плавного перехода между ними, характерного для традиционной естественной теологии.

Ключевые слова: Откровение, герменевтическая теология, языковое событие, соответствие, естественная теология, опыт

DOI: 10.21146/2587-683Х-2019-3-1-79-91


С.С. Корякин. Дискуссия об авторитете, богодухновенностии безошибочности Библии в современном протестантизме

Статья посвящена учению о безошибочности Библии, а также вопросам библейской богодухновенности и авторитета в современной протестантской традиции. Исследуя историю вопроса, автор показывает, что учение о безошибочности Священного Писания возникло как реакция на утверждения католиков о непогрешимости Папы Римского и Церкви, а также на либеральные тенденции в богословии. На примере «Чикагского заявления о библейской безошибочности» излагаются ключевые моменты данного учения. В ходе критического анализа автор показывает основные проблемные аспекты современного учения о безошибочности (представляемые такими фундамен талистами, как Г. Линдселл), которое неверно воспринимается как основание христианской веры, навязывает библейским текстам чуждый им критерий истинности, дает неверные герменевтические установки исследователям, апеллирует к несуществующим первоначальным библейским рукописям. В заключение автор приходит к выводу, что авторитет и богодухновенность Библии не могут основываться на доказательстве безошибочности библейских текстов, но должны утверждаться на вере, подкрепленной свидетельством о преображающем воздействии Божьего Слова в жизни христианской общины.

Ключевые слова: безошибочность, непогрешимость, богодухновенность, авторитет, Библия, Священное Писание, «Чикагское заявление о библейской безошибочности», первоначальные рукописи, А. Ходж, Б. Уорфилд, Г. Линдселл, Й. ван дер Меер, П. Ахтемайер

DOI: 10.21146/2587-683Х-2019-3-1-92-116

 


ТЕКСТЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ


Р.В. Псху. Откровение как источник знания в вишишта-адвайта-веданте Ямуначарья. Агамапраманья (пер. с санскрита и коммент. Р. Псху)

В статье рассматриваются предложенные в виишишта-адвайте основания соответствия понятию «откровение» и экзегетические принципы работы со «священным текстом». Как известно, фрагмент «Брахма-сутр» о невозможности возникновения в (II.ii.40-13) трактуется как опровержение «неортодоксальной» агамической традиции панчаратры, хотя опровергаемая доктрина в упомянутом фрагменте никак не обозначена. В силу того, что Шанкара и Бхаскара связали этот фрагмент с панчаратрой, это отождествление стало общепринятым вплоть до появления в X-XI вв. «Агамапраманьи» Ямуначарьи, посвященной утверждению авторитетности панчаратры («Агамапрамнья» букв. «Об авторитетности агам»). В статье изложены логические аргументы в защиту панчаратры, изложенные Ямуначарьей в трактате «Агамапраманьи», а также экзегетические принци¬пы толкования священных текстов Рамануджи, изложенные им в «Ведартхасамграхе».
Ключевые слова: вишишта-адвайта, Рамануджа, откровение, шрути, Ямуначарья, «Агамапраманья», панчаратра, индийская философия, «Шрибхашья»
DOI: 10.21146/2587-683Х-2019-3-1-117-126


Ямуначарья. Агамапраманья (пер. с санскрита и коммент. Р. Псху)


Евгений Шилов, свящ. Откровение и пророчество в «Сумме теологии» Фомы Аквинского

В статье проводится анализ учения Фомы Аквинского об Откровении и пророчестве, опираясь на главный его труд - «Сумму теологии». Особое внимание уделяется вопросам второй части второй части (II—II), где автор поднимает тему благодатных даров, среди которых он выделяет пророчество как Божественный дар, связанный со знанием. Именно через пророчество, по мысли Фомы, преимущественно транслируется Божественное Откровение для человеческого рода. В пророчестве Фома различает две фазы: вдохновение и откровение. Обе фазы происходят в уме пророка, который через возвышение ума и благодаря посреднической роли ангелов воспринимает Божественное послание. Несмотря на терминологическое и понятийное многообразие в описании Фомой Откровения и пророчества, его мысль предельно ясна и может быть систе -матизирована в единую, цельную картину.
Ключевые слова: Откровение, пророчество, Фома Аквинский, вдохновение, ангелы, просвещение

DOI: 10.21146/2587-683Х-2019-3-1-130-138


Фома Аквинский. Сумма теологии (пер. с лат. и коммент. иерея Евгения Шилова)



РЕЦЕНЗИИ


А.Г. Небольсин. Композиция Откровения Иоанна Богослова как «открытого произведения»

Рецензия посвящена монографии, касающейся сложного вопроса о композиции Откровения Иоанна Богослова. В науке предложено много вариантов структурирования книги, и о консенсусе в этой области говорить нельзя. Автор рецензируемого труда, отталкиваясь от идей Умберто Эко об «открытом произведении», предлагает свое видение архитектоники Апокалипсиса, включающее в себя элементы разных версий его построения. Венчающий исследование план библейской книги призван отразить всю ее повествовательно-драматургическую многоплановость.
Ключевые слова:
Откровение Иоанна Богослова, Апокалипсис, Умберто Эко, откры¬тое произведение, композиция текста, литературоведение, герменевтика
DOI: 10.21146/2587-683Х-2019-3-1-153-163


А.Б. Сомов. Ли Мартин Макдональд о каноне Священного Писания в иудаизме и христианстве

Статья посвящена вышедшей в 2017 г. четвертой, дополненной и переработанной редакции книги американского исследователя Ли Мартина Макдональда «Формирование библейского канона». Работа Макдональда посвящена теме происхождения, развития и формирования списка священных книг, из которых составлен корпус Священного Писания в иудаизме и христианстве. Макдональд обсуждает общие вопросы, связанные с понятием богодухновенности священных текстов и с основными терминами, относящимися к данной тематике, а также историю формирования канона в иудаизме и христианстве. Автор статьи показывает, что Макдональду удалось разобрать основ¬ные этапы формирования библейского канона.
Ключевые слова: Библия, Ветхий и Новый Завет, Септуагинта, канон, богодухновенность, откровение, иудаизм, христианство
DOI: 10.21146/2587-683Х-2019-3-1-164-173