Институт Философии
Российской Академии Наук




  Философия религии: аналитические исследования. 2018. Т. 2. № 2
Главная страница » » Сектор философии религии » Журнал «Философия религии: аналитические исследования» » Философия религии: аналитические исследования. 2018. Т. 2. № 2

Философия религии: аналитические исследования. 2018. Т. 2. № 2


Философия религии: аналитические исследования. 2018. Т. 2. № 2

Весь номер в формате PDF

СОДЕРЖАНИЕ

 


ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ


В.К. Шохин. Самоочевидно ли «откровение»? Размышляя над типологией Эйвери Даллеса

В статье подробно эксплицируется новаторская типологизация парадигм понимания Откровения кардинала Эйвери Даллеса, различающего его интерпретации в качестве (1) совокупности пропозиций, (2) священной истории, (3) особого внутреннего опыта, (4) встречи с Трансцендентным и (5) «нового сознания», которая имплицитно присутствует во многих современных дискуссиях по теологии откровения, но очень редко цитируется. Автор статьи считает целесообразным различение акцентов в подходах к концепциям Откровения со стороны философской теологии и философии религии. В первой позиции, уже относительно освоенной, эти концепции оцениваются с точки зрения христианского вероучения, во второй, представленной автором статьи, – с точки зрения когерентности религиозного языка. В результате делается вывод о том, что понятие откровения (revelatio) стало бы более конкретным посредством переноса части атрибутируемых ему смыслов в другие понятия, означающие, наряду с ним, различные модальности божественно-человеческой коммуникации (communio).

Ключевые слова: классификационный анализ, парадигмы понимания, откровение, вдохновение, озарение, божественно-человеческая коммуникация, пропозиции, священная история, Писание, Предание

DOI: 10.21146/2587-683X-2018-2-2-5-24


ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ


И.С. Вевюрко. Пророческое вдохновение в Ветхом Завете: древнейшая интерпретация в свете современных исследований

В данной статье рассматривается вопрос о формах пророческого вдохновения в Ветхом Завете, а также литературе периода Второго Храма. Описываются термины, употребляемые в отношении к феноменам профетизма в разных частях канона Ветхого Завета, межзаветной литературе и в свитках Мертвого Моря в историческом контексте развития этой социальной группы. Подробно разбираются виды пророчеств, а также специфические формы получения божественного откровения в Древнем Израиле. Сделан вывод о взаимосвязи самовосприятия пророком акта откровения как исходящего изнутри с отношением мысли, возникающей в уме и первичной по отношению к акту вербализации. В статье показано, что оппозиция «диктовки» и «сотрудничества» (либо «поэтического вдохновения») нерелевантна для древнейшей интерпретации феномена пророчества и ее библейских источников, но является наложением на них концепций, вырабатывавшихся в межконфессиональной полемике начала Нового времени. Отношения пророка с источником откровения в древности рассматривались и не как диалог двух субъектов, и не как чистый медиумизм, но, скорее, как резонанс, действующий по принципу эоловой арфы; именно в этом смысле следует понимать метафору «музыкального инструмента», встречающуюся у отцов Церкви.

Ключевые слова: пророк, пророчество, откровение, вдохновение Ветхий Завет, Библия, Древний Израиль

DOI: 10.21146/2587-683X-2018-2-2-25-50

 

В.Н. Белов. Автономия разума и религия Откровения в философии религии Германа Когена

В статье обосновывается мысль о том, что философия религии Когена является попыткой синтеза кантианства и иудаизма, анализируются основные идеи главы марбургской школы неокантианства, которые, по его мнению, должны были осуществить этот синтез в рамках трансцендентальной философии. Указываются две причины, послужившие побудительным мотивом для пересмотра Когеном кантовской оценки места и роли религии в культурном прогрессе человечества: стремление более выверенно и непротиворечиво построить свою философскую систему, избежав дуализма логического и этического начал мышления и в то же время преодолев формализм самого этического начала, а также стремление вписать иудейство в европейскую традицию Просвещения. В статье прослеживаются три периода в эволюции взглядов Когена на религию, ее место и роль в системе трансцендентального идеализма и в системе человеческой культуры: первый период условно охватывает время от появления первой фундаментальной работы марбургского философа по этике «Кантовского обоснования этики» и заканчивается с первым изданием другой фундаментальной работы по этике «Этики чистой воли», третий период, вызывающий самые противоречивые оценки у исследователей, знаменуют две основные работы Когена, посвященные его философии религии: «Понятие религии в системе философии» и «Религия разума из иудейских источников». Именно в последней работе появляется и тема Откровения, которая описывается марбургским мыслителем строго в рамках коррелятивной связи Бога и человека и взаимосвязи через разум человека Творения и Откровения.

Ключевые слова: Коген, Кант, неокантианство, система философии, иудаизм, религия разума, философия религии, мессионизм

DOI: 10.21146/2587-683X-2018-2-2-51-64


М.А. Пылаев. Откровение как Слово Бога в контексте философских дискурсов у Карла Барта

В статье анализируется концепция Слова Бога в теоцентристской теологии К. Барта, а также ряд аспектов теологии раннего К. Барта в рамках их фундированности философией. Автор сопоставляет блок философско-теологических тем: теорию темпоральности, диалектику, концепцию начала (Ursprung) и другие внутри типов философских дискурсов, использованных К. Бартом (платонизма, неокантианства, экзистенциализма, схоластики, феноменологической философии и других), с теологией К. Барта. В докладе дается краткая реконструкция теологии Слова Бога у К. Барта по «Церковной догматике». В статье апробируется гипотеза о том, что на раннем и позднем этапе своего творчества К. Барт пытался эксплицировать ту форму христианской теологии, которая, впитывая в себя прежде всего важнейшие достижения философии ΧΙΧ–ΧΧ веков, тем не менее пытается оставаться свободной от них. Используя различные формы философских дискурсов, К. Барт реализует свою собственную задачу построить христианскую теологию вне метафизики (философии в целом), истории и человеческой экзистенции.

Ключевые слова: Слово Бога, Откровение, теология, экзистенциализм, схоластика, феноменологическая философия

DOI: 10.21146/2587-683X-2018-2-2-65-78



СОВРЕМЕННЫЕ ДИСКУРСЫ


Ричард Суинберн. Откровение (пер. с англ. и коммент. иерея Евгения Шилова)

A priori представляется довольно вероятным, что Бог предоставил бы людям откровение, которое могло бы быть воспринято при определенном усилии и в котором Он сообщал бы нам о Своей природе и о том, что нам необходимо делать, чтобы соединиться с Ним на небесах. Откровение необходимо было облечь в презумпции культуры, в которой оно было первоначально дано, а также Богу нужно было создать Церковь, чтобы выработать и объяснить смысл откровения для любой новой культуры. Доказательством того, что предполагаемое откровение является истинным, было бы то, что его содержание правдоподобно и глубоко и что оно подкреплено «подписью» Бога – чудотворным актом, который мог бы совершить только Он.

Ключевые слова: Бог, Церковь, чудо, откровение, культура

DOI: 10.21146/2587-683X-2018-2-2-79-98

 


ТЕКСТЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ


И.Р. Насыров. Откровение в исламе

В мусульманской традиции понятие откровения (вахи) занимает исключительно важное место, так как ислам основан на Коране, который рассматривается мусульманами как прямое Слово Бога. На формирование этого понятия в исламе повлияли как распространенные в обществах Ближнего Востока представления об этом явлении, так и религиозная традиция предысламской Внутренней Аравии. В рамках доктринальной и философской мысли ислама развивались различные концепции откровения. Арабо-мусульманские перипатетики и сторонники философского суфизма предложили свои оригинальные учения об откровении, в рамках которых переосмыслили это важнейшее положение авраамической религиозной традиции о самораскрытии Бога. В целом мусульманское богословие, умеренный суфизм и исламский традиционализм не восприняли концепции откровения, развиваемые арабо-мусульманскими перипатетиками и «философствующими» исламскими мистиками.

Ключевые слова: откровение, внушение, ислам, Коран, мусульманская теология, суфизм, восточный перипатетизм

DOI: 10.21146/2587-683X-2018-2-2-99-109


Абу Хамид аль Газали. Фрагменты из «Возрождения религиозных наук» (пер. с арабск. и коммент. И. Насырова)


А.К. Судаков. Мартин Лютер и Ветхий Завет

В статье рассматривается взгляд Мартина Лютера на место пророка Моисея и Пятикнижия Моисеева как откровения Божьей воли и Божьего закона в духовной истории человечества. Лютер в полемике с радикалами и «иудействующими» своего времени выделяет три момента значимости Моисея и Ветхого завета для граждан евангельского царства благодати: Моисей – законодатель иудеев и только учитель (веры и любви к единому Богу) для христиан; в написанных им книгах даны уникальные обетования о грядущем Христе; Моисей представляет нам примеры веры и неверия, как и судьбы верующих и неверующих.

Ключевые слова: Моисей, Христос, закон, благодать, грех, спасение, вера, царство закона, царство благодати

DOI: 10.21146/2587-683X-2018-2-2-113-124


Мартин Лютер. Предисловие к Ветхому Завету (пер. с нем. и коммент. А. Судакова)


Мартин Лютер. Назидание, как христианам примириться с Моисеем (пер. с нем. и коммент. А. Судакова)



РЕЦЕНЗИИ


В.В. Слепцова. Между авторитетом и Откровением

Рецензия посвящена анализу вышедшей в 2015 году книги Б.Д. Зоммера «Откровение и авторитет: Синай в иудейском Писании и традиции». Зоммер дает подробный филологический анализ и свою философскую интерпретацию событий, описанных в книгах Исход и Второзаконие. Кроме того, Зоммер анализирует последующую традицию через призму теологии участия, а также намечает следствия принятия этой теологии для соединения библейской критики и теологии. Автор рецензии подвергает критическому осмыслению некоторые из основных положений теории Зоммера.

Ключевые слова: библейская критика, иудаизм, иудейская теология, откровение, Устная Тора, философия иудаизма, Розенцвейг, Гешель

DOI: 10.21146/2587-683X-2018-2-2-146-154


А.М. Гагинский. Откровение и наука о религии: между позитивизмом и постмодернизмом

В статье рассматривается вышедшая в 2018 г. книга А.В. Апполонова «Наука о религии и ее постмодернистские критики», в которой помимо методологических вопросов, связанных с соответствующей дисциплиной, важное место занимает противопоставление религии и откровения. А.В. Апполонов критикует многих авторов, как хорошо известных классиков (К. Барт), так и менее известных, но признанных авторитетов (У.К. Смит), а также целый ряд отечественных исследователей. При этом А.В. Апполонов отстаивает точку зрения, согласно которой религия может стать объектом беспристрастного анализа только в том случае, если мы a priori исключаем идею сверхъестественного откровения. В статье будет поставлен вопрос о том, насколько такой подход к изучению религии оправдан и на каких методологических предпосылках он может быть основан.

Ключевые слова: откровение, вера, религия, наука, методология, постмодернизм, схоластика

DOI: 10.21146/2587-683X-2018-2-2-155-163