Философия религии: аналитические исследования. 2017. Т. 1. № 1
 
    
   
                
Институт Философии
Российской Академии Наук




  Философия религии: аналитические исследования. 2017. Т. 1. № 1
Главная страница » » Сектор философии религии » Журнал «Философия религии: аналитические исследования» » Философия религии: аналитические исследования. 2017. Т. 1. № 1

Философия религии: аналитические исследования. 2017. Т. 1. № 1


Философия религии: аналитические исследования. 2017. Т. 1. № 1


Весь номер в формате PDF


СОДЕРЖАНИЕ


От редколлегии

 

ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ


В.К. Шохин. Определения мистического: первый опыт экспозиции

Хотя мистический опыт сопровождает историю религии с древнейших времен, а первые заметные попытки его теоретической идентификации восходят уже к Средневековью, первый опыт сводного сопоставления его определений датируется лишь рубежом XIX–XX вв. В статье представлен критический анализ этого свода определений у англиканского теолога Уильяма Инга, который пока еще не предпринимался, но может быть актуализирован и для современной дискуссии о природе мистического. В завершение автор предлагает дифференциацию трех слоев этого феномена, которые, как ни удивительно, до сих пор нередко смешиваются, пользуясь и аналогиями из индийской эпистемологии. Различаются мистический опыт как таковой (определенные духовные перцепции), мистическое мировоззрение и мистическое умонастроение. Второй уровень неотделим от религиозного сознания, третий отделим, но оба они могут быть рубрицированы в качестве «мистицизма». Автор предлагает значительно большее отделение «мистического опыта» от «мистицизма», чем то, которое преобладает в философии религии.

Ключевые слова: мистический опыт, мистическая теология, мистическое мировоззрение, мистическое умонастроение, ноуменология религии, описательные определения, теоретические определения, эссенциализм, конструктивизм, атрибуционизм

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ


А.Р. Фокин. Концепции «единения», «растворения» и «обожения» в мистике св. Максима Исповедника

Статья посвящена концепциям «единения», «растворения» и «обожения» в мистике св. Максима Исповедника. Показано, что путь духовного восхождения состоит трех взаимосвязанных этапов: «деятельного любомудрия», «естественного созерцания» и «таинственного богословия». Последний этап, обозначаемый Максимом Исповедником различными названиями («таинственное богословие», «богословское любомудрие», «богословское тайноводство», «таинственное созерцание» и др.), означает опытное познание Бога и имеет два аспекта: катафатически-гностический и апофатическо-мистический. Первый связан с познанием Божественной Троицы или озарением ума, идущим непосредственно от Бога, а второй – с принципиальной непознаваемостью Бога по сущности. С этим связано переживание мистиком состояний «сверхумного единения», «растворения» и «обожения». Первое означает экстатическое состояние, в котором прекращается всякая мыслительная деятельность ума, происходит его «упрощение» и соединение с Богом в совершенном неведении. Следствием этого у Максима Исповедника является представление о полном «растворении» души в Боге, которая целиком переходит в Бога без потери самой себя. Такое состояние рассматривается как всецелое «обожение», в котором человек по благодати становится всем тем же, что и Бог, кроме тождества сущности. В этом состоянии во святых проявляется одна лишь Божественная энергия, и их человеческие черты целиком превозмогаются Божественными.

Ключевые слова: христианство, патристика, мистицизм, мистическая теология, экстаз, обожение, Максим Исповедник, Евагрий Понтийский, «Ареопагитики»

 

СОВРЕМЕННЫЕ ДИСКУРСЫ


М. Стобер. Компаративные исследования мистицизма (пер. с англ. Т. Малевич)

Сравнительное изучение мистицизма является полем академических исследований, которое развивалось примерно с середины XIX столетия. Изначально особое внимание уделялось психологии и феноменологии личного опыта, который обычно описывался как измененное состояние сознания со специфическими характеристиками, процессами, стадиями, последствиями и стимуляторами. Интересы постепенно сдвигались к динамике социокультурного контекста феномена. В статье представлен обзор ключевых концепций, методов и проблем исследования и анализа сравнительного мистицизма, начиная с его исторического зарождения, определяющих рамок и эпистемологических типологий, и затем рассматриваются популярные темы и вопросы, выкристаллизовавшиеся к концу XX столетия. Сюда относятся темы мистицизма в его отношении к психоактивным веществам, морали, нейронаучным исследованиям, притязаниям на истинность, проблемам феминизма, эротике и другим физическим феноменам, психоанализу, трансперсональной психологии и сравнительной теологии.

Ключевые слова: мистицизм и духовность, сравнительный анализ мистицизма, нуминозный опыт, естественный мистицизм, мистический эссенциализм, мистический контекстуализм, энтеогены, мораль и мистицизм, мистический феминизм, мистицизм и эротика

 

ТЕКСТЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ


Р.В. Псху. Структура мистического опыта в вишнуитской веданте

Статья посвящена анализу одного из самых влиятельных текстов в истории вишишта-адвайты, поэтических гимнов Ямуначарьи (916–1041) – «Стотра-ратна», представляющих собой 62–65 шлок. Значимость «Стотра-ратны» Ямуны в истории вишнуитской веданты объясняется тем, что этот текст стал образцом стиля для двух более поздних гимнических традиций, развивавшихся внутри вишишта-адвайты уже последователями Рамануджи. Базовые идеи вишишта-адвайты (понимание Вишну как верховного Владыки, приоритет пути бхакти и прапатти и др.) поэтически выражены в нескольких стотрах этой школы, литературный жанр которой в вишишта-адвайте начинается именно со «Стотра-ратны» Ямуны. Основное содержание текста – это выражение Ямуной своей невозможности (в эмоциональном, интеллектуальном и духовном плане) быть без Бога, о чем непрестанно говорится на протяжении всего текста. Само служение Богу понимается как средство отвлечения человека от собственных страданий, ибо даже если Бог его не спасает, идти ему больше некуда и потому единственное, что остается ему – постоянно служить Богу.

Ключевые слова: мистический опыт, вишишта-адвайта веданта, Ямуначарья, религиозная поэзия, мифизация, Стотра-ратна

 

Ямуначарья. Стотра-ратна (пер. с санскрита и коммент. Р. Псху)

 

И.Р. Насыров. Ал-Газали о прорыве к трансцендентному миру

Абу Хамид аль-Газали (1058–1111) – выдающийся исламский философ, правовед, теолог и суфийский мыслитель. Его концепция интуитивного познания сверхчувственного мира сформировалась под влиянием мусульманского мистицизма (суфизм), ашаритской школы исламской теологии и учения Ибн Сины (Авиценна), развивавшего античную модель философии на мусульманском Востоке. Свою концепцию интуитивного познания он наиболее системно изложил в сочинении «Возрождение религиозных наук». Согласно аль-Газали, есть два пути в сверхчувственный мир – суфийский метод богопознания (ма‘рифа) и пророчество. Интеллектуальным органом богопознания является сердце, или духовный орган мистического постижения трансцендентного мира. Сердце он рассматривал по аналогии с зеркалом. Аль-Газали полагал, что как зеркало не содержит сами вещи, а отражает их образы, так же и Бог не вселяется непосредственно в сердце. В сердце мистика попадает лишь знак сверхчувственного мира. Множественный мир выступает намеком (мисал) на эту трансцендентную реальность. Рациональное познание трансцендентного мира невозможно. Лишь посредством интуитивного познания можно постичь истины сверхчувственного мира. По мнению аль-Газали, предназначением интуитивного познания является познание истин божественного мира для нравственного совершенствования и спасения на том свете.

Ключевые слова: аль-Газали, интуитивное познание, трансцендентный мир, сердце как духовный орган познания

 

Абу Хамид аль-Газали. Фрагменты из «Возрождения религиозных наук» (пер. с арабского и коммент. И. Насырова)


А.К. Судаков. Метафора духовного ока в религиозном умозрении Франца Баадера

Статья рассматривает представление немецкого философа Франца фон Баадера о вере и разуме в контексте философско-богословских построений его эпохи. Согласно целостно-синтетическому взгляду Баадера, вера есть глубинный определяющий акт избрания духовного «ока» или «светильника», служащего затем руководством для внешнего зрения и знания. Баадер различает светлое и темное духовное «око», причем только первое может воплотиться во внешнем зрении объектов. Из евангельской метафоры духовного ока рождается намек на оригинальную анти-картезианскую перспективу в метафизике веры.

Ключевые слова: Баадер; Ботен; положительное духовное зрение; отрицательное духовное зрение; внешнее (объективное) зрение; вера; знание; неверие

 

Франц Ксавер фон Баадер. Об отношении знания к вере (пер. с нем. и коммент. А. Судакова)

 

 

РЕЦЕНЗИИ


Т.С. Самарина. Первая репрезентация концепций мистического опыта в отечественной историографии

В статье проводится анализ вышедшей в 2014 г. монографии Т.В. Малевич «Теории мистического опыта: Историография и перспективы», фокус исследования которой направлен на XX – начало XXI в. Дается краткая предыстория исследования мистического опыта в российском религиоведении, описываются основные подходы западной философии религии к изучению мистического опыта, выделенные в монографии, такие как эссенциалистский, конструктивистский, подход психологического перенниализма, нейротеология, когнитивистика, теория атрибуции. В заключении автор статьи останавливается на некоторых лакунах рецензируемой монографии и предлагает более экономную классификацию этих подходов.

Ключевые слова: философия религии, мистический опыт, когнитивное религиоведение, эссенциализм, конструктивизм, нейротеология, перенниализм, У. Джеймс, Ф. Шлейермахер

 

В.В. Слепцова. Тетраграмматон и философия ХХ века

Рецензия посвящена анализу недавно вышедшей книги М.Т. Миллера «Имя Бога в еврейской мысли: философский анализ мистических традиций от пророков до каббалы». Исследуя представление о божественных именах в еврейской мистике на материале от ранней раввинистической литературы до средневековой каббалы, Миллер обращает внимание на параллели между восприятием Имени (Тетраграмматона) и идеями нескольких современных философов (в том числе, Витгенштейна, Левинаса, Крипке и др.). Рецензент, достаточно подробно останавливаясь на содержании работы, дает, далее, некоторые оценки основным идеям Миллера.

Ключевые слова: Имя Бога, Беньямин, Витгенштейн, Гуссерль, Деррида, еврейский мистицизм, каббалистическая литература, Абулафия, Гикатила, Левинас, Тетраграмматон, философия XX века