Институт Философии
Российской Академии Наук




  Философский журнал. 2017. Т. 10. № 2.
Главная страница » Периодические издания » Журналы » Философский журнал » Философский журнал. 2017. Т. 10. № 2.

Философский журнал. 2017. Т. 10. № 2.


Весь номер в формате PDF (4,35 Mб)


В НОМЕРЕ

 

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ


Г.В. Вдовина. Когнитивный аспект проблемы универсалий в позднесхоластической традиции

Статья рассматривает тему формирования универсальных понятий в схоластической науке о душе XVII в. Непосредственным основанием для соответствующих концепций послужила типология универсалий, разработанная Франсиско Суаресом и представленная в его сочинениях «О душе» и «Метафизические рассуждения». Согласно Суаресу, универсалии разделяются на физическую, метафизическую и логическую, из которых отношение к теме имеют две последние. По убеждению Суареса и большинства схоластов после него, универсальноcть не существует в вещах как таковая, но создается интеллектом на основе усматриваемого им подобия между вещами, которое позволяет объединять их в виды и роды. Механизм образования универсальных понятий тщательно исследуется схоластическими авторами не только в логическом, но и в когнитивном контексте. Именно с этой точки зрения в статье рассматриваются различные варианты образования универсалий, в том числе когнитивные элементы, участвующие в этом процессе, и задействованный в нем вид абстракции. Показано, что первичной в этом смысле оказывается метафизическая универсалия, которая являет в себе общие видовые и родовые черты вещей и делает возможной предикацию в естественных языках, а логическая универсалия образуется на ее основе и является необходимой для научного уровня познания, но не для повседневной жизни. В целом концепция образования универсалий в схоластике XVII в. производна от принятых в ней базовых онтологических положений.

Ключевые слова: схоластика XVII в., образование универсальных понятий, Франсиско Суарес, Педро Уртадо де Мендоса, Родриго де Арриага, Томас Комптон Карлтон

DOI: 10.21146/2072-0726-2017-10-2-5-20


Д.С. Курдыбайло. К реконструкции учения о языке Григория Нисского в контексте евномианской полемики

Статья посвящена реконструкции учения Григория Нисского об имени и именовании в контексте полемики с Евномием Кизическим. Рассматривается ряд античных представлений об именовании и языке, бывших актуальными в богословском и философском дискурсе христиан IV в.: диалог Платона «Кратил» и его позднейшие интерпретации, трактаты Аристотеля «Об истолковании» и «Категории», стоическая концепция логоса, а также наследие ветхозаветной традиции. Устанавливается специфика понятий «имя» и «слово» в платоновском контексте, принципы различения фонетического и семантического слоев в слове и исследуются принципы переводимости понятий с одного языка на другой. На материале экзегезы Григория Нисского космогонических и космологических мотивов в Ветхом Завете анализируются его представления о возникновении языка и словотворческой деятельности человека. Показывается, что мысль Григория Нисского наследует как элементы античной философии языка, включая преимущественно положения платонизма и стоицизма, так и ветхозаветный апофатизм в описании и именовании трансцендентного Бога. Эти элементы синтезируются вместе на основе христоцентричной аскетики, того, что позднее будет названо «естественным созерцанием» и учением о логосах твари. Также отмечается роль учения о «внутреннем слове», которое в соотнесении со словом «внешним» демаркирует семантическую, психологическую и языковую области в понимании имени, что позволяет реконструировать своеобразную антропологию именования и увидеть ход рождения слова в сознании созерцающего человека, выражающего затем опыт созерцания вербальными средствами.

Ключевые слова: Григорий Нисский, Евномий Кизический, имя, логос, «Кратил», стоицизм, античная философия, философия языка, патрология

DOI: 10.21146/2072-0726-2017-10-2-21-37


А.Р. Фокин. Трансформация аристотелевских категорий в теологии и космологии Максима Исповедника

Статья посвящена рецепции логико-философских идей Аристотеля в теологии и космологии св. Максима Исповедника (580–662 гг.). Рассматривается представление обоих мыслителей о Боге как неподвижном перводвигателе и Уме, сущность которого совпадает с его мышлением; затрагивается использование Максимом Исповедником аристотелевского учения о движении и его четырех видах; анализируется онтологическая триада: сущность, сила, действие и ее аристотелевские корни, а также другие возможные философские источники. Демонстрируется, как византийский мыслитель переосмысливает десять аристотелевских категорий в идеальном ключе, превращая их в чистые бестелесные логосы, благодаря соединению которых получается индивидуальная вещь, а также устанавливаются различные мировые связи. Наконец, анализируется родовидовая иерархия логосов и ее связь с логикой Аристотеля и ее неоплатоническими комментаторами. Особое внимание уделяется трансформации аристотелевских идей, обусловленной прежде всего религиозным фактором.

Ключевые слова: греческая философия, Аристотель, логика, категории, метафизика, космология, теология, патристика, Максим Исповедник

DOI: 10.21146/2072-0726-2017-10-2-38-61


 

ФИЛОСОФИЯ И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ


И.А. Карпенко. Физические теории в условиях множества возможных миров

Статья посвящена философскому анализу проблем критериев истинности физической теории и закона в контексте некоторых концепций современной физики. Рассматриваются такие концепции, в которых допускается множество возможных вселенных. Так как для исследования требуются модели вселенных, в которых могут различаться базовые принципы (физические законы), в качестве объекта анализа были выбраны две теории: первая – включающая концепцию вечной инфляции, вторая – струнную космологию (струнный ландшафт). Обе теории допускают широкое варьирование физических законов (как при принципиально различных физических законах, так и при разных модификациях одних и тех же базовых принципов). В качестве параметра физического закона, меняющего значение в возможных вселенных, выбрана величина темной энергии (космологическая постоянная).

Анализ физических теорий, допускающих множественность вселенных, показал, что классические требования к теории (начавшие формироваться еще в Новое время), связывающие ее истинность с критериями наблюдаемости и необходимостью обоснования базовых принципов нашей вселенной, возможно, оказываются не полностью состоятельными. Теоретическая физика движется в направлении формулировки моделей, которые представляют серьезную трудность для экспериментальной проверки, в результате чего многие концепции остаются на уровне гипотез. Обосновывается, что в некоторых физических теориях такая проверка, вероятно, и не может выступать в качестве необходимого требования. Теория может фиксировать некие более общие основания, лежащие вне возможностей эмпирического наблюдения. В таком случае возникает эпистемологический вопрос о том, что должно являться критерием ее истины. В настоящей работе осуществляется попытка обоснования приоритета математического обоснования над эмпирическим.

Ключевые слова: философия науки, физическая теория, физический закон, вечная инфляция, космологическая постоянная, антропный принцип, эпистемология

DOI: 10.21146/2072-0726-2017-10-2-62-78


 

АНАТОМИЯ ФИЛОСОФИИ: КАК РАБОТАЕТ ТЕКСТ

Цикл «реплики»


Философия как экспертиза (М.А. Пронин, Ю.В. Синеокая, Б.Г. Юдин)

Дискуссия посвящена обсуждению экспертной функции философии. Эта функция становится актуальной в связи с возрастающим воздействием новейших технологий на окружающий мир и на самого человека. Тенденция развития и применения человекоориентированных технологий заставляет задуматься о возможностях радикального изменения физических, психических, интеллектуальных и даже моральных характеристик человека, о том, каковы будут эффекты использования таких технологий. Участники дискуссии едины в отказе от установок «технологического детерминизма», в соответствии с которыми человек и общество не могут влиять на направления технологического прогресса и должны приспосабливаться к тем переменам, которые влечет за собой применение новейших технологий. По мнению участников дискуссии, можно и должно пытаться предвидеть последствия многообразных воздействий на человека технологий, а для этого необходимы такие инструменты, как философское воображение и вырабатываемые философией средства рационального мышления.

Участники дискуссии иллюстрируют выдвигаемые ими тезисы на примерах деятельности Комитета по биоэтике Совета Европы, привлекающего философов для всестороннего обсуждения последствий развития новейших технологий на права и достоинства человека. В этом же контексте рассматривается история становления виртуалистики как нового направления, сделавшего актуальной философскую экспертизу мировоззренческих установок исследователей, а также на примере чернобыльской катастрофы продемонстрировавшей те риски, которые несут с собой новые технологии.

Ключевые слова: антропология, гуманитарная экспертиза, биоэтика, человекоориентированные технологии, «улучшение» человека, виртуалистика

DOI: 10.21146/2072-0726-2017-10-2-79-96


 

ДИСКУССИИ


А.В. Вавилов, И.В. Зотова. Негативность «всерьез»? К проблеме хайдеггеровской интерпретации негативности в философии Гегеля

Статья посвящена анализу методологических оснований постановки вопроса о негативности в философии Г.В.Ф. Гегеля и М. Хайдеггера. Раскрывается специфика гегелевского и хайдеггеровского вопрошания о начале философии. Анализируются принципы и содержание критики фрайбургским мыслителем спекулятивной философии, которую он развивает на основе исследования гегелевского понятия негативности. Развивается тезис о том, что Хайдеггер совершает редукцию спекулятивного принципа гегелевской системы к негативности как к одному из ее частных моментов, полагая, будто негативность в гегелевской системе не воспринимается «всерьез», то есть нивелируется под давлением спекулятивного понятия, как если бы Гегель включал-запирал негативность. Наряду с этим в статье излагается и обосновывается тезис, согласно которому необходимым моментом спекулятивной системы является ее саморастрачивание, что позволяет ей продолжаться или функционировать исторически, то есть как раз полагать негативность саму по себе.

Ключевые слова: Гегель, Хайдеггер, спекулятивное мышление, представление, негативность, снятие, бытие, самопонятность, начало

DOI: 10.21146/2072-0726-2017-10-2-97-113


Д.И. Небольсин. Пространство, содержание и поверхность визуального изображения: теория двусложности Р. Уоллхейма

Статья посвящена теории двусложности Р. Уоллхейма и трактовке изобразительной репрезентации в рамках аналитической философской традиции. Уоллхейм указывал на структурное отличие восприятия изображений от видения объектов и ситуаций лицом к лицу, отстаивая теорию видения-в и двусложности. Эта концепция предполагает сдвоенное, одновременное видение объекта репрезентации и материальной поверхности изображения. Помимо реконструкции данной теории, указания на ее ограниченность областью художественных изображений и краткого обзора критики, в статье предлагается интерпретация, основанная на пространственных версиях трактовки двусложности (Б. Нэнэй, Дж. Кульвицки), а также на привлечении различия между репрезентационным содержанием и фигуративным содержанием визуальных изображений. Первый тип содержания включает все пространственные отношения, которые можно увидеть в изображении, а второй – все, что можно увидеть в изображении и описать конкретными понятиями. Уоллхейм не использовал это различие в своих работах по двусложности, но оно позволяет вывести достаточно взвешенное определение двусложности как единого визуального переживания изобразительной поверхности (материального предмета в пространстве смотрящего) и репрезентационного содержания (значащих пространственных отношений – того, что мы видим в изображении). Избавляя подход Уоллхейма от психологизма, но сохраняя его фокус на визуальности, эта интерпретация может служить полезным инструментом нередукционистского описания изобразительного опыта и онтологической двойственности изображений. Кроме того, она предоставляет возможности для использования теории Уоллхейма за пределами контекста аналитической философии изображений, сближая ее с проблематикой феноменологических и герменевтических теорий образа.

Ключевые слова: Ричард Уоллхейм, репрезентация, теория образа, двусложность, видение-в, видение-как, восприятие

DOI: 10.21146/2072-0726-2017-10-2-114-129


Е.Э. Чеботарева. «Эффективность» философии в социально-политической сфере: анализ использования философских работ

В статье предпринимается попытка ответить на вопрос, в чем может заключаться эффективность современных гуманитарных, в частности философских, исследований. Автор статьи производит анализ научных публикаций, использующих философский инструментарий для ответа на определенные социально-политические вызовы, а также оценивает границы возможности этого использования. Анализируемые публикации выбраны из философских и междисциплинарных журналов, ориентированных на вопросы внутренней и внешней политики государств. Среди исследуемых работ автор, в частности, рассматривает публикации из шотландского философского журнала “Journal of Scottish Philosophy”, которые демонстрируют значение истории национальной мысли в контексте глобальных «интеллектуальных сетей». В дискурс об эффективности философии вводится понятие «маркетинга территории»: показано, что подобная репрезентация национальной истории идей не только имеет внутринаучное измерение, но и может быть рассмотрена как часть стратегии, направленной на повышение привлекательности имиджа страны. Еще один вариант подобной стратегии анализируется автором на примере книги К. Романо «Философская Америка». Также исследуется связь между научной значимостью гуманитарных исследований и позицией государства на политической арене (журнал “East European Politics & Societies”). В контексте этой проблемы в статье ставится вопрос о принципах объективной, внеполитической оценки роли гуманитарных исследований и художественных произведений. Рассматривается также возможная эффективность философии в определении направлений и реализации целей образовательной политики (на примере использования философского исследования в обсуждении вопроса о преподавании патриотизма в школах в публикации в журнале “Journal of Philosophy of Education”), а также в сфере межкультурного взаимодействия (журнал “Social Identities: Journal for the Study of Race, Nation and Culture”).

Ключевые слова: эффективность, философские исследования, национальная философия, гуманитарные дисциплины, маркетинг территорий, образовательная политика

DOI: 10.21146/2072-0726-2017-10-2-130-145


 

РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ


В.М. Розин. Размышления о книге Пьера Адо «Философия как способ жить: Беседы с Жанни Карлие и Арнольдом И. Дэвидсоном»

Все искания Адо связаны с вопросом: как жить философу, что значит посвятить свою жизнь философии, как философствовать. Чтобы ответить на поставленный вопрос, Адо размышляет о том, что такое философия. Он показывает, что философия, начиная с античности, представляла собой не только и не столько теоретизирование, сколько особый философский образ жизни и мышление, с которыми связана идея мудрости. В то же время философ убежден в том, что философствование представляет собой духовное упражнение, а также в том, что миссия философии состоит в преобразовании восприятия мира. В статье обсуждаются эти представления Адо, жизненная ситуация, в которой он совершал свой философский выбор, и ценности, обусловившие такое понимание философии. Для Адо главная фигура в осмыслении философствования – личность, последняя же в силу самостоятельного выстраивания мира и себя в этом мире руководствуется тем, что она видит. Это верно, если единственный фигурант событий – личность, но если также и культура, и коммуникация, и уникальное стечение обстоятельств? Хотя личность живет в культуре, как онтологическая реальность она самостоятельна. Личность и культура – это две дополнительные социальные онтологии. Автор предлагает при анализе философии учитывать не только личность, но и указанные три момента (культуру, коммуникацию, уникальные обстоятельства).

Ключевые слова: философия, образ жизни, теоретизирование, культура, спасение, мир, порядок, жизненная навигация, упражнение, духовность

DOI: 10.21146/2072-0726-2017-10-2-146-161


Т.Б. Длугач. О книге Л.С. Черняка «Вечность и время: возвращение забытой темы»

Книга Л.С. Черняка «Вечность и время: возвращение забытой темы» посвящена соотношению пространства и времени, а также их структуре в системе трансцендентальной философии. В этом контексте автор рецензируемой книги заново обосновывает понимание мысли как сущности человека. Созерцание – а вместе с ним пространство и время – оцениваются им не как самостоятельные свойства восприятия, а как образы предмета, возникающие только в момент встречи мысли с внемысленным: это не принятие образа, а наделение сущего образом. Такое понимание, согласно Черняку, определяло позиции Гуссерля и Хайдеггера в их трактовке созерцания и рассудка. В этой связи автор монографии подвергает анализу трактовки Декарта и Канта, где декартово представление о мышлении обусловливает интерпретацию времени как базисной структуры мысли-созерцания. Автор рецензируемой книги предлагает рассматривать структуру созерцания – рассудка – разума, как она представлена в первой «Критике», не как иерархическую, а с точки зрения циклического соотношения ее элементов, вследствие чего требование более активной работы разума выразится в создании им трансцендентальных схем, в которых раскрывается внутреннее единство и внутреннее различие трансцендентальных схем пространства и времени. Таким образом, рецензируемая монография дает совсем новое понимание познавательных способностей человека, пространства-времени, а также многих традиционных понятий – сущего, бытия, отношения, детерминанта и других.

Ключевые слова: мысль, внемысленное, мысль-созерцание, пространство, время, трансцендентальная философия, иерархия, цикл, разум, ego, интенциональный акт, схема

DOI: 10.21146/2072-0726-2017-10-2-162-173