Институт Философии
Российской Академии Наук




  История философии. 2018. Т. 23. № 1
Главная страница » Периодические издания » История философии » История философии. 2018. Т. 23. № 1

История философии. 2018. Т. 23. № 1

Весь номер в формате PDF 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ БИОГРАФИИ


И.Д. Джохадзе. Был ли Рорти аналитическим философом?

В творчестве Р. Рорти принято выделять два этапа: ранний (аналитический) и зрелый (прагматистский). С такой периодизацией согласны не все. Высказывается предположение, что в 1960–1970-е гг. Рорти только «маскировался» под аналитика, тайно исповедуя прагматизм. На Западе этой точки зрения придерживаются Н. Гросс, Дж. Ричардсон и К. Уэст, в России – Е. Логинов. Целью настоящей статьи является опровержение «социологического аргумента» Гросса и тех, кто разделяет его сомнения в «полицентричности» философии Рорти.

Ключевые слова: Р. Рорти, прагматизм, аналитическая философия

DOI: 10.21146/2074-5869-2018-23-1-5-16



МИРОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

 

Nadia Maftouni. Images of Imagination for Iranian Philosophers

В данной статье сделана попытка представить теорию воображения, основанную на различных идеях, в том числе идеях философии искусства. Хотя такие философы, как Фараби, Авиценна и Сухраварди, опираются на отдельные положения аристотелевской теории воображения, они расширяют ее, добавляя новые стадии процесса воображения. Концепция воображения, предложенная Фараби, включает три основных действия: сохранение чувственных форм; сочетание и разложение чувственных форм; образное представление. Авиценна разделяет то, что Фараби называл способностью воображения, на три способности: воображения, оценки и памяти. Сухраварди критикует теорию Авиценны и предлагает разделять воображение внутреннее и внешнее. Воображающее восприятие он представляет как озарение, интуитивное знание, подразумевающее созерцание застывших форм, на основании которого наш разум строит внешний мир.

Ключевые слова: воображение, художественное творчество, Аристотель, Фараби, Авиценна, Сухраварди

DOI: 10.21146/2074-5869-2018-23-1-17-28


Г.В. Вдовина. Бог, ангелы и сиамские близнецы: теологические и антропологические приложенияпостсредневековой схоластической психологии

В статье рассматриваются понятия постсредневековой философской психологии, а именно понятия физической и интенциональной жизни, в их теологическом и антропологическом приложении. Во-первых, указанные понятия прилагаются к божественному сущему и проверяются на соответствие базовым положениям рациональной теологии о совершенной актуальности Бога. Во-вторых, они прилагаются к нематериальным тварным субстанциям – ангелам и проверяются на соответствие общим критериям живого, принятым в позднесхоластической традиции: критерию имманентности витальных актов и критерию их непринадлежности к «природному статусу». В-третьих, эти понятия прилагаются к феномену сиамских близнецов и служат способом решения вопроса, который был, несомненно, важен в теологической перспективе: сколько душ и, следовательно, жизней присутствует в сросшихся телах и сколько, стало быть, нужно совершать крещений, чтобы эти души могли спастись. Рассмотрение указанных приложений позволяет также сделать некоторые выводы относительно метода позднесхоластической философии.

Ключевые слова: постсредневековая схоластика, физическая и интенциональная жизнь, Бог, ангелы, сиамские близнецы, философская психология схоластики

DOI: 10.21146/2074-5869-2018-23-1-29-41


Т.Б. Длугач. Де Местр – враг Просвещения

В статье разбираются взгляды одного из крупнейших европейских консерваторов – Жозефа де Местра. Сформировавшись под влиянием идей таких мыслителей, как Э. Бёрк и Ж. Боссюэ, де Местр, хорошо освоив также учение просветителей, направлял против них свои доводы. Критике подвергся прежде всего оптимизм и рационализм просветителей в связи с пессимистическим изображением де Местром человека как существа, искаженного неустранимым первородным грехом. Его соображения в первую очередь направлены против Вольтера и Руссо. Первого он не приемлет из-за его антирелигиозности и негативистского подхода к прошлому, второго – за теорию суверенитета и революции. По де Местру, никакие человеческие соглашения и договоры не могут установить святость и незыблемость суверенитета и конституций – для этого требуется божественная воля и присутствие Бога в людских делах. Неписаные права и обязанности кроются в обычаях, нравах, традициях народа, установленных свыше. Монархи их лишь чувствуют и декларируют. Тогда они и становятся истинными. Революцию 1789 г. де Местр объявляет сатанинской, противоречащей подлинным желаниям народа. Не ее вели вожди, а она своим стихийным движением вовлекала их в свое движение и вела к гибели. Монархия, наилучшее человеческое устройство, была низвергнута, но она необходимо будет восстановлена. Сохранение традиций – цель усилий де Местра, отрицавшего любые социальные изменения. В XVIII–XIX вв. его учение было широко известно и достаточно популярно в Европе и России.

Ключевые слова: демократия, монархия, революция, конституция, суверен, божественная воля, договор, рационализм, пессимизм, оптимизм, наука

DOI: 10.21146/2074-5869-2018-23-1-42-55


Вера Поцци. “Institutiones Metaphysicae” И.Я. Ветринского  и Санкт-Петербургская Духовная Академия (Часть I)

В статье исследуется написанный на латыни учебник “Institutiones Metaphysicae” («Основы метафизики», 1821) Иродиона Яковлевича Ветринского (1787–1849), профессора Санкт-Петербургской духовной академии. “Institutiones Metaphysicae” – важный и до сих пор почти неизвестный документ, свидетельствующий о более раннем, чем принято считать, знакомстве с философией Канта и ее распространении в России. Книга Ветринского анализируется с историко-философской точки зрения. С одной стороны, исследуются соображения, касающиеся статуса метафизики, который Ветринский рассматривает в первой части своего труда («Пролегомены к метафизике»); с другой стороны, особое внимание уделено источникам, на которые опирался Ветринский, особенно трем учебникам: “Elementa Mataphysices” И.Г. Дарьеса, “Institutiones philosophiae dogmaticae” Ф.С. Карпе и “Elementa metaphysices et anthropologiae” Г.И. Венцеля. Наиболее важным для Ветринского оказался учебник Венцеля, стоящий ближе всего к философии Канта.

Ключевые слова: духовно-академическая философия, русское Просвещение, раннее кантианство в России, история русской философии, история метафизики, Санкт-Петербургская духовная академия, Г.И. Венцель, И.Я. Ветринский

DOI: 10.21146/2074-5869-2018-23-1-56-66


С.Г. Гутова. Синкретизм в философии всеединства Владимира Соловьева и Плотина

В статье проводится сравнительный анализ философских идей Плотина и Вл. С. Соловьева. Центром интереса являются основные методологические принципы построения теории «всеединства». В работе утверждается, что идея всеединства присутствует во всей истории философского знания – от его истоков до настоящего времени. Краткий обзор философской разработки идеи всеединства показывает его тесную связь с философским мистицизмом, поскольку именно здесь господствует синкретическая форма построения концептуальных систем. Обосновывается, что проблема построения сложных синкретических систем состоит в необходимости методологического синтеза рационального и мистического (интуитивного) путей познания. Для раскрытия специфики основ синкретических учений используются методы историко-философской реконструкции и компаративного анализа. В работе осуществляется анализ ключевых понятий философии Плотина и Вл. Соловьева. Выявляется логическая связь теоретических изысканий Соловьева и неоплатонических построений в области гносеологии, онтологии и антропологии. Отмечается, что существует преемственность между идеями Блага и Единого в философии Плотина и Соловьева. Делается вывод о том, что философские взгляды Вл. Соловьева вырастают из уже сложившейся мистической традиции, дополняют ее христианскую ветвь и направлены на ее осмысление и завершение в духе времени.

Ключевые слова: мистицизм, рационализм, неоплатонизм, методологический синкретизм, философия всеединства, богочеловечество, цельное знание, Единое, эманация

DOI: 10.21146/2074-5869-2018-23-1-67-81


М.А. Минаков. Возвращение к Самому Важному: философское восстание Льва Шестова

В статье рассматриваются основные философские идеи Льва Шестова (1866–1938) в контексте противостояния модернистов и традиционалистов в российской и европейской философии начала – первой половины ХХ в. Несмотря на отказ Шестова от систематического изложения своих идей, автор указывает на связь его критики философской фундаментальности и поисков истоков бытия. Восстание против основательности философского мышления обусловлено стратегией Шестова, нацеленной на поиск выхода к мысли в ее непосредственной связи с бытием. С этой целью философ пересматривает историко-философский канон, указывая на неприемлемых (Спиноза, Кант, Гегель) и приемлемых для его онтологии мыслителей (Авраам, Плотин, Кьеркегор, Ницше), обобщенных под именем философского «Иерусалима». Шестов также толкует «бегство к изначальному» как путь мышления, выходящего за пределы рационально-каузальной парадигмы к истинно-бытийному измерению. В этой связи философская позиция Шестова рассматривается как парадоксальная: с одной стороны, он защищает иррационализм и фидеизм, а с другой – отказывается от метафизической «почвы» потусторонней вечности. В этом плане автор статьи указывает на сближение позиций Шестова и Хайдеггера в понимании несокрытости истины, пустоты как возможности для сбывания и Бога как истока человеческого бытия.

Ключевые слова: Л. Шестов, М. Хайдеггер, онтология, фундаментализм, модернизм, традиционализм

DOI: 10.21146/2074-5869-2018-23-1-82-95


А.И. Вакулинская. Теоретические аспекты философии права И.А. Ильина в контексте русской традиции понимания права

В статье исследуются источники философско-правовой теории И.А. Ильина в рамках русской традиции понимания права, делается вывод о сходстве взглядов мыслителя с древнерусским толкованием понятий «право» и «закон». Концепция Ильина сопоставляется с философско-правовой мыслью XVIII в. и различными философскими и юридическими направлениями XIX – начала XX вв. Особое внимание уделено связи воззрений мыслителя с теоретическими установками государственной и московской школ права. Сделан вывод, что в качестве источника права в теории Ильина выступает духовный опыт автономно развивающейся личности. Подчеркивается, что особенностью правовой концепции философа является его учение о правосознании, базирующееся на трех аксиомах: законе самоутверждения, законе автономии, законе взаимного признания. Проведенное исследование позволило выявить уникальные черты теории права И.А. Ильина, а также взглянуть на творчество мыслителя как на естественное продолжение русской традиции понимания права.

Ключевые слова: русская философия права, право и закон, правовая идея, московская школа права, естественное право, аксиомы правосознания

DOI: 10.21146/2074-5869-2018-23-1-96-107


М.М. Федорова. История/память: «трудная» дилемма

В статье анализируется проблема соотношения истории и памяти. Исследуются три модели решения этой проблемы, представленные в современной французской общественно-философской мысли и вызвавшие огромный общественный резонанс, – теория коллективной памяти М. Хальбвакса, концепция «мест памяти» П. Нора и герменевтика истории П. Рикёра. Автор показывает, что решение проблемы возможно на пересечении двух линий исследования – философско-эпистемологической и практико-политической. При этом сохранение разрыва между историей и памятью приводит к обеднению истории и открывает возможности для манипулирования памятью. Вместе с тем память может быть вписана в интерпретативную перспективу, открытую к будущему, она может стать предметом коллективного освоения, а не просто элементом музеографии, оторванной от настоящего. Для нормально функционирующего общества проблема состоит не том, чтобы развести историю и память, тщательно очертив их сферу, а в том, чтобы разрешить вопрос, каким образом можно связать историю, память и забвение.

Ключевые слова: история, память, долг памяти, традиция, эпистемология истории, историческая политика

DOI: 10.21146/2074-5869-2018-23-1-108-121

 

 

ПУБЛИКАЦИИ И ПЕРЕВОДЫ

 

А.А. Яковлев. Локк и плавильная печь толерантности

Вернувшись после Славной революции в Англию, Локк основал интеллектуальный клуб под названием “Dry Club”, на заседаниях которого происходило общение людей разных религиозных взглядов. Общению содействовал «экуменический минимализм», изложенный философом в более поздней работе «Разумность христианства» и направленный на продвижение толерантности. В приложении публикуются переводы «Устава» и «Правил» религиозного общества, составленных соответственно в 1688 и 1692 гг.

Ключевые слова: Джон Локк, Франциск Меркурий ван Гельмонт, Кристиан Кнорр фон Розенрот, Исаак Ньютон, Джон Дьюри, Самюел Гартлиб, Джозеф Меде, Бенджамин Фёрли, милленаризм, Каббала, нетерпимость, конверсионизм, алхимия, толерантность

DOI: 10.21146/2074-5869-2018-23-1-122-126

 

Приложение. Устав и Правила религиозного общества “Dry Club”

 

 

РЕЦЕНЗИИ, ОБЗОРЫ


К.В. Ворожихина. Живой Бог русских философов

Рецензируемая книга Н.Н. Ростовой «Изгнание Бога. Проблема сакрального в философии человека» посвящена теме «смерти Бога» и связанной с ней проблеме «смерти человека». Согласно автору, в европейской мысли понятие Бога оказалось вытесненным секулярной категорией сакрального, которое характеризуется как безличное, имманентное и амбивалентное. Как подчеркивает Ростова, вместе с Богом исчезает и человек, т. е. сознание, поскольку Бог является формой и структурой, упорядочивающими хаос человеческой субъективности. С утратой этой формы субъективность рассеивается и сознание перестает существовать. При этом речь не идет об исчезновении человеческого, но только человека; утраченное сознание заменяется потоком субъективных эмоций и аффектов. Дискурс сакрального, будучи «отражением самосознания научной эпохи», предполагает согласующиеся с эволюционизмом онтологию и антропологию непрерывности, подразумевающие, что бытие и существование человека ограничены имманентной сферой. В противоположность западной традиции русская философия, по мнению Ростовой, основывается на традиционном понимании Бога как единственной трансцендентной живой и конкретной истины. Русская философия – это философия культа, «тотально освещающего реальность», философия всеединства и соборности, выводящих человеческую субъективность из замкнутости. В отечественной философской мысли преобладают онтология и антропология радикальных «разрывов», подразумевающие мистериальное взаимодействие трансцендентного и имманентного, конечного и бесконечного, абсолютного и относительного. Если в западной традиции Бог оказался «изгнан», подобно бесам, за негуманность, нетерпимость и нетолерантность, то, по мнению автора, для отечественной философии Бог остается основой иерархии, разделения, неравенства, порядка и сознания. Книга Н.Н. Ростовой построена на достаточно схематичном противопоставлении европейской философии, для которой характерен дискурс сакрального, русской мысли, представленной как философия культа. Автор резко критически относится к западной традиции и апологетически – к отечественной, хотя ни та, ни другая не являются однородными.

Ключевые слова: «смерть Бога», сакральное, мистериальное, Н.Н. Ростова, русская религиозная философия, Ж. Батай, П.А. Флоренский, философия культа, страх Божий

DOI: 10.21146/2074-5869-2018-23-1-130-135


Л.И. Титлин. Объединить необъединимое

Рецензируемая книга Д.К. Голда «Прокладывая великий путь: буддийская философия, объединяющая творчество Васубандху» посвящена выдающемуся мыслителю Древней Индии, буддийскому философу Васубандху (IV в.). В рецензии приводятся краткие сведения о философе, подробно анализируется монография, в шести главах которой Джонатан К. Голд рассматривает фигуру Васубандху и философию, объединяющую его творчество. Автор рецензии подробно останавливается на 3-й главе книги, посвященной проблеме субъекта у Васубандху, а также на приложении В, в котором приводится краткое опровержение существования «я» из «Абхидхармакоша-бхашьи». Автор особо подчеркивает данную Голдом характеристику Васубандху как иронизирующего философа, последовательно соблюдающего форму объяснения, которую он считает необходимой и в конечном счете самоуничтожаемой, а также то, что книга – это не интеллектуальная биография, а нечто вроде портрета индивидуального философского стиля, способного объединить разрозненное творчество древнего философа.

Ключевые слова: индийская философия, буддизм, йогачара, саутрантика, сарвастивада, Д.К. Голд, Васубандху, Абхидхармакоша-бхашья, атман, анатман

DOI: 10.21146/2074-5869-2018-23-1-136-140


Информация для авторов