Институт Философии
Российской Академии Наук




  История философии. 2017. Т. 22. № 2
Главная страница » » История философии » История философии. 2017. Т. 22. № 2

История философии. 2017. Т. 22. № 2

Весь номер в формате PDF


СОДЕРЖАНИЕ

 


ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ


В.И. Молчанов. Различия и тавтологии. Проблемы и термины кантовского трансцендентализма

В статье ставится вопрос о структурно-эмпирических истоках трансцендентализма и проводится различие между кантовским и гуссерлевским пониманием задач философии. Рассматривается отношение терминов и проблем в историко-философском исследовании. Подробно анализируется отрывок из первого издания Критики чистого разума о различии радуги и дождя в эмпирическом и трансцендентальном измерениях. Выявляется неоднозначность основных понятий Канта, тавтологичность и противоречивость его аргументации. Анализируются переводы на русский язык основных терминов, связанных с указанным различием.

Ключевые слова: Кант, трансцендентализм, тавтология, философия, вещь в себе, опыт, явление, объект

DOI: 10.21146/2074-5869-2017-22-2-5-19 

 


МИРОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ


М.А Ведешкин. «Когда я вышел уже из детского возраста, мой путь лежал через труды Платона и Аристотеля»: Аристотель и перипатетическая традиция в куррикулуме Юлиана Отступника

Настоящая статья нацелена на выявление источников знаний императора Флавия Клавдия Юлиана о перипатетической философии и наследии Аристотеля посредством анализа философских интересов его учителей и наставников. В статье также дается оценка их влияния на становление будущего Отступника.

Ключевые слова: Юлиан Отступник, Аристотель, перипатетики, Поздняя Античность, образование в Поздней Античности

DOI: 10.21146/2074-5869-2017-22-2-20-28

 

Л.Э. Крыштоп. Христиан Томазий о религии и морали: начало Просвещения в Германии

Христиан Томазий (1655–1728) – один из известнейших мыслителей своего времени – положил начало изменению стиля философствования в Германии со схоластического на жизненно ориентированный, в силу чего его принято считать основателем Просвещения в Германии. Интерес Томазия к вопросам, ответы на которые значимы для каждого человека, а не только для узкой группы ученых профессионалов, прослеживается во всех его основных работах, которые по преимуществу относятся к сфере практической философии. Основой его философских взглядов можно считать концепцию «разумной любви», разрабатываемую им, по его собственному убеждению, строго в соответствии с новозаветным учением, в котором любовь к ближним ставится выше, чем любовь к самому себе. Эта любовь является неким идеалом, приближаться к которому человек оказывается способным только с помощью Божией, так как его природа признается в корне испорченной. Таким образом, моральная философия предстает у Томазия как своего рода приуготовление человека к постижению высших истин, доступных лишь в божественном Откровении, в чем мы видим характерное для раннего Просвещения противоречие между стремлениями возвеличивания человеческого разума и признанием его подчиненным истинам Откровения.

Ключевые слова: Томазий, Просвещение, мораль, религия, добродетель, Бог, Откровение, разум, вера

DOI: 10.21146/2074-5869-2017-22-2-29-43

 

В.П. Визгин. Экзистенциальные мотивы в «Дневнике» Мен де Бирана

В творчестве Мен де Бирана (1766–1824), основоположника традиции французского спиритуализма, важное место занимает его обширный «Дневник». Разноплановые пласты дневниковых записей французского мыслителя фокусируются в единое смысловое целое фундаментальным экзистенциально-метафизическим вопросом о «точке опоры» в потоке изменений. Этот вопрос, глубоко переживаемый автором «Дневника» не только как теоретическая проблема, но и как личный духовно значимый вопрос, служит стимулом и «пружиной» его философского поиска. В статье особое внимание уделено «перекличке» Бирана со стоиками и Паскалем, ставившим, по сути дела, аналогичный вопрос, но в ином контексте. Прослеживаются также некоторые моменты соответствия между Мен де Бираном и таким наследником основанной им традиции, как Габриэль Марсель. Как показано в статье, именно на оси этого вопроса вместе с последовательными попытками его решения артикулируется характерная для бирановской мысли в целом экзистенциальная «мелодия». Автор делает вывод, что «Дневник» основателя французского спиритуализма можно охарактеризовать как дневник экзистенциального философа avant la lettre.

Ключевые слова: Мен де Биран, французский спиритуализм, экзистенциальная философия, философия и мудрость, философия и религия

DOI: 10.21146/2074-5869-2017-22-2-44-55

 

Д.А. Лунгина. Казус А.П. Адлера и границы религиозного сообщения у Керкегора

Произошедшее с пастором Адольфом Петером Адлером между 1842 и 1845 гг. стало для Керкегора поводом для развития собственной теории сообщения. Этому он посвятил, в частности, «Книгу об Адлере», оставшуюся неопубликованной, и статью «О различии между гением и апостолом» (опубл. 1849), в которую вошли главные тезисы книги. Керкегор не только пересмотрел различие между прямым и непрямым сообщением, практиковавшееся до 1846 г. После случая с Адлером проблема встала иначе: слово безответственное и слово авторитетное – в чем сущностное различие между ними? Если христианство – религия трансцендентного, получает ли религиозная речь особый статус оттого, что претендует на безусловную авторитетность? Каков в таком случае предмет религиозного сообщения – в отличие от эстетического, философского или естественно-научного? Ища ответы на эти вопросы, после 1846 г. Керкегор ввел в рамки своего понимания христианства (и «субъективности») нового субъекта речи. Задачей этого «автора» стало разделить неразделимое, раскрыть пастве тайну Откровения, повести за собой людей. Различие между так понятым «апостолом» и «гением», т. е. говорящим безавторитетно, стало важной темой позднего Керкегора.

Ключевые слова: границы речи, религиозное сообщение, авторитетное и безавторитетное высказывание, внутреннее отношение, субъективность, Откровение, христианство в XIX в.

DOI: 10.21146/2074-5869-2017-22-2-56-69

 

Р.Ю. Лопатюк. Критика Гегелем понятия силы в небесной механике Ньютона

В данной статье рассматривается проблема критики Гегелем небесной механики Ньютона. Авторы современных работ по данной теме исходят из того, что в основе критики Гегелем учения Ньютона о системе небесных тел лежит отказ немецкого мыслителя от понятия силы. В соответствии с такой интерпретацией Гегелю присущ некоторый холизм в отношении природных явлений. Явления природного мира не должны подвергаться анализу или эксперименту, поскольку такие процедуры нарушают их первоначальную естественную целостность. Применительно к небесной механике это означает запрет на использование понятия силы, с помощью которого Ньютон анализирует орбитальное движение тел. В настоящей статье автор спорит с таким пониманием Гегеля и выдвигает альтернативную интерпретацию, согласно которой критика Гегелем учения Ньютона обусловлена отнюдь не запретом на анализ, а запретом на синтез двух сил, а именно инерционной и гравитационной, поскольку последние имеют, по Гегелю, совершенно разную природу. Данный тезис подтверждается фундаментальными принципами философии немецкого мыслителя.

Ключевые слова: Г.В.Ф. Гегель, И. Ньютон, небесная механика, философия природы, инерция, первотолчок, случайность, необходимость, сила тяжести

DOI: 10.21146/2074-5869-2017-22-2-70-78

 

Эдуар Жирар. Историческая диалектика и экстериорность: два элемента ленинского учения

Прочтение ленинизма как целостной доктрины является испытанием для нашего философского сознания. Такая трудность не обусловлена самой теорией; напротив, она зависит от обилия обстоятельств, экстериорных для этой последней; политическая история Советского Союза, биография Ленина, углубленная вплоть до ее психологического анализа, мешают нашему пониманию текста. Мы отказываем ленинским текстам в философском духе, так как Ленин грешил против самой философии. Мы не можем отвлечься от «ортодоксальной» или, напротив, «антитоталитарной» интерпретации ленинизма. Взятые, таким образом, в клещи, комментаторы живут под гнетом морализма, который отдает приказ избрать свой лагерь: за или против ленинизма, что a priori обусловливает всякое поверхностное прочтение. Оказываясь перед этим тупиком, мы чувствуем необходимость проникнуть в корень этого невозможного толкования. Как представить учение Ленина нашему философскому сознанию? Как снова осмыслить острую проблему субъективной моральности внутри ленинизма? Как эта последняя может быть соотнесена с телеологическим пониманием истории? Какая эвристика еще возможна для нашего постижения мысли великого революционера? На эти вопросы попытается ответить автор данной статьи.

Ключевые слова: диалектика, история, моральность, немецкий идеализм, революция, социализм, эвристика

DOI: 10.21146/2074-5869-2017-22-2-79-97

 

Л.И. Титлин. Является ли «я» объектом? Дискуссия буддистов с пудгалавадинами в «Пудгалавинишчае» Васубандху (Предисловие к публикации)

Статья предваряет первый перевод с санскрита на русский язык фрагментов 928–932 «Пудгалавинишчаи» Васубандху с комментарием «Спхутартха» Яшомитры, в которых разворачивается дискуссия с пудгалавадинами. Перевод предваряется реконструкцией смысла текста и изложением кратких сведений об учении пудгалавадинов. «Пудгалавинишчая», или «Исследование [по вопросу о существовании] субъекта», является приложением к «Абхидхармакоша-бхашье», или «Энциклопедии [буддийской канонической философии]» с автокомментарием (бхашья) Васубандху (IV–V вв.). «Пудгалавинишчая» – одно из главнейших полемических сочинений по вопросу о существовании и свойствах субъекта, в котором нашли отражение дискуссии по данной теме между «ортодоксальными» буддистами, с одной стороны, и буддистами-«еретиками» (пудгалавадинами), ньяя-вайшешиками, философами-грамматистами, санкхьяиками – с другой стороны. Во фрагменте обсуждается вопрос, является ли субъект (пудгала) объектом и может ли он постигаться каким-либо из шести «сознаваний». Васубандху доказывает, что нет, из чего следует, что субъект не существует.

Ключевые слова: Васубандху, Пудгалавинишчая, Яшомитра, «я», не-«я», атман, анатман, субъект, пудгала, пудгалавада, пудгалавадины

DOI: 10.21146/2074-5869-2017-22-2-98-106

 

Васубандху. «Пудгалавинишчая». С комментариями «Спхутартха» Яшомитры. Фрагменты 928–932

Перевод с санскрита и комментарии Л.И. Титлина 

DOI: 10.21146/2074-5869-2017-22-2-107-114

 

 

РЕЦЕНЗИИ, ОБЗОРЫ


О.И. Кусенко. Рецепция евразийских идей в Италии

Рецензия представляет монографию итальянского исследователя русской философской и социально-политической мысли, посвященную детальной реконструкции идейного наследия Льва Гумилева, основным аспектам класcического евразийства и его современным трактовкам. Работа Дарио Читати оценивается автором рецензии как новаторская, поскольку в ней впервые в итальянской историко-философской науке представлен систематический обзор и всесторонний анализ основных тем, проблем, методологических особенностей наследия Гумилева. Кроме этого, рецензируемый труд, основанный на многолетней работе автора с первоисточниками и на новейшей критической литературе, позволяет отбросить распространенные стереотипные представления о евразийстве и стать основой для реального диалога между россий скими и итальянскими исследователями в области русской философии.

Ключевые слова: классическое евразийство, Л.Н. Гумилев, неоевразийство, итальянская историография, русская философия, зарубежные исследования русской философии, геополитика, Д. Читати

DOI: 10.21146/2074-5869-2017-22-2-115-123

 

А.С. Цыганков. Эпистолярная биография С.Л. Франка

В предлагаемой рецензии рассматривается вышедшая в начале 2017 г. монография современной польской исследовательницы философского творчества С.Л. Франка Терезы Оболевич «Семен Франк. Штрихи к портрету философа». Проанализировано понимание автором творческого становления Франка. Дается описание и общая характеристика проведенного Т. Оболевич сравнительного анализа подходов к «непостижимому», разработанных С.Л. Франком и А.Ф. Лосевым. Кроме этого, в рецензии выделяется ряд возможных тем, относящихся к жизненному и творческому пути Франка, которые получают новое освещение благодаря привлечению к исследованию материалов из Бахметьевского архива Колумбийского университета, ранее не введенных в научный оборот. В заключение внимание обращается также на ряд недочетов, имеющихся в монографии.

Ключевые слова: эпистолярная биография С.Л. Франка, архивное наследие С.Л. Франка, жизненный и творческий путь С.Л. Франка, Бахметьевский архив, русская религиозная философия

DOI: 10.21146/2074-5869-2017-22-2-124-132

 

 

Информация для авторов