Институт Философии
Российской Академии Наук




  История философии. 2013. № 18.
Главная страница » » История философии » История философии. 2013. № 18.

История философии. 2013. № 18.


 Весь номер в формате PDF (2,10 MБ)


Содержание


ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


Н.А.Канаева. Эволюция концепции индийской логики у Ф.И.Щербатского (на материале сравнения книг «BuddhistLogic» и «Теория познания и логика по учению позднейших буддистов»)

В статье обосновывается тезис об эволюции представлений об индийской логике у Ф.И.Щербатского на материале сравнения его книг «Теория познания и логика по учению позднейших буддистов» (1903–1909) и «Buddhist Logic» (1930–1932). Эволюция обусловлена реализацией двух вариантов интерпретирующего перевода: (1) рассчитанного на широкий круг читателей и (2) ориентированного на специалистов. Установленная тенденция эволюции – изменение интерпретации на более аутентичную, более близкую по смыслу системе традиционной индийской философии, характеризуемой собственными механизмами смыслопорождения. Если целью Ф.И.Щербатского в русском переводе была попытка максимально сблизить индийскую и западную логические традиции, то в английском переводе он старался, насколько это возможно, обойтись теми теоретическими средствами, которые предоставляет индийская логика.

Ключевые слова: аутентичная интерпретация, буддология, вьяпти, даршана, индология, интерпретация инокультурного текста, интерпретирующий перевод, понятие, принципы перевода, йогачара, контрапозиция, концепция индийской логики, логика индийская, модусы «вывода для другого», «Ньяябинду», «Ньяябинду-тика», прамана-вада, шастра, Ф.И.Щербатской, эпистемология индийская


Л.И.Титлин. Понятие субъекта в буддизме пудгалавады

В статье исследуются представления о субъекте в одной из наименее изученных школ буддизма – пудгалаваде. Пудгалавада – «неортодоксальное» направление раннего буддизма, придерживавшееся учения о наличии субъекта, или «квазиперсоны» – пудгалы. Автор рассматривает историю становления пудгалавады, делает обзор имеющихся источников и литературы по вопросу, анализирует концепции субъекта в ключевых текстах этого философского направления, подробно разбирает философские аргументы дискутирующих сторон – «классического буддизма» и буддизма пудгалавадинского. Автор приходит к выводу о текстологической и философской неоднородности корпуса пудгалавадинских текстов и отмечает, что пудгалавада со своим уникальным учением на определенном историческом этапе представляла серьезную альтернативу господствующей мировоззренческой парадигме буддизма. Статья сопровождается переводами отрывков из важнейших источников по пудгалаваде с санскрита и пали, выполненными автором. Статья будет интересна исследователям в областях истории философии, философии сознания, когнитивной психологии, интересующимся проблемой «я» и субъекта.

Ключевые слова: буддизм, пудгалавада, субъект, «я», душа, личность, пудгала


С.В.Лобанов. Две парадигмы монизма в интерпретации «Бхагавадгиты»: Шанкара и Абхинавагупта

Cтатья представляет собой первую в российской науке попытку исследовательского сравнения двух монистических парадигм в индийской философии – адвайты Шанкары и пара-адвайты Абхинавагупты – на материале их комментариев к «Бхагавадгите», соответственно «Гита-бхашьи» и «Гитартха-санграхи». На примерах интерпретации «Бхагавадгиты» двумя великими комментаторами можно наглядно увидеть, как они оба придерживаются идеи абсолютного единства Атмана и Брахмана как самой сущности философии «Бхагавадгиты», но по-разному интерпретируют это единство и дают в связи с этим существенно различающиеся ответы в парадигме монизма на другие вопросы. Самое яркое различие между их подходами, наблюдаемое и в упомянутых комментариях, заключается в «статическом» постижении бездеятельной природы Атмана (и исчезновении всех иллюзорных «наложений» майи на него) у Шанкары и позитивном «динамическом» способе «вновь-узнавания» (pratyabhijñā) себя как полного активности сознания, чьим реальным проявлением является мир во всем его многообразии, у Абхинавагупты.

Ключевые слова: Абхинавагупта, адвайта, Бхагавадгита, Гита, Гита-бхашья, Гитартха-санграха, кашмирский шиваизм, монизм, пара-адвайта, пратьябхиджня, Шанкара, веданта


П.В.Хрущева. Энергийный прагматизм в тамильской культуре

Статья посвящена присущей традиционному обществу ценностной установке, направленной на обретение и сохранение энергии, жизненной силы; именно такую цель преследует большая часть бытовых предписаний, социальных установлений и религиозных ритуалов. Для обозначения данной установки предлагается термин «энергийный прагматизм». Рассматривается явление преимущественно на примере тамильской культуры, в которой оно выражено наиболее акцентированно.

Ключевые слова: энергия, прагматизм, жертвоприношение, целомудрие, сакральное, тамильская культура

 

 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ


Ван Цин. Становление «японской философии» и «китайской философии» (Пер. Л.Б.Кареловой)

В статье представлен ретроспективный взгляд на историю обсуждения в академических кругах Японии и Китая проблемы «права на существование» или «легитимности» «китайской философии» и «японской философии». Автор показывает, что в конечном счете главным предметом этого обсуждения стал вопрос о том, «что такое философия?». Особенность восприятия данной проблемы в современных научных сообществах Китая и Японии, как показано в статье, состоит в отказе от оценок «китайской философии» и «японской философии» с точки зрения западных определений философии и возвращении к исходному определению философии в Древней Греции как творческого процесса поиска универсальных истин. Автор солидаризируется с современными китайскими учеными, которые склонны рассматривать каждую философскую традицию, будь то западная, китайская или японская, в терминах универсальности и партикулярности одновременно, и разделяет их призыв к совместным исследованиям с целью создания мировой философии нового тысячелетия посредством диалога между различными философскими традициями, возникшими и существующими в различных исторических и идеологических условиях.

Ключевые слова: китайская философия, японская философия, универсальность, легитимность


С.Ю.Рыков. Некоторые особенности моистской логики

В статье описываются некоторые аспекты логики и теории аргументации древнекитайской школы моистов (V–III вв. до н. э.) с привлечением и анализом интерпретаций таких крупнейших современных исследователей, как Ху Ши, А.Грэм, Ч.Хансен, В.С.Спирин, А.И.Кобзев и др. На основании определенных характеристик данного учения делается вывод, что его следует охарактеризовать как «протологику». Указывается место «протологики» в истории китайской рациональности.

Ключевые слова: древнекитайская философия, логика, поздние моисты, нумерология, протологика


Л.Б.Карелова. Эволюция учения об отплате за благодеяния в японской буддийской мысли и его роль в становлении трудовой этики

В статье прослеживаются истоки и трансформации буддийской доктрины отплаты за благодеяния в японской традиционной мысли. Автор связывает эту доктрину с формированием представлений о долге как основном нравственном принципе японской этики. Основной вывод статьи состоит в том, что не только конфуцианство сыграло решающую роль в формировании трудового этоса и капиталистического духа в странах Азии, но, как можно увидеть на примере Японии, именно трансформация доктрин буддизма махаяны в соединении с морфологически близкими конфуцианскими идеями способствовала появлению сильных трудовых мотиваций, сопоставимых с мотивациями протестантской этики.

Ключевые слова: буддизм, конфуцианство, долг, трудовая этика, 4 вида благодеяний


М.В.Бабкова. Преломление китайской традиции Чань в трактате Догэна «Удержание подвижничества»

В статье рассматриваются отношения между учением Догэна (1200–1253) и традицией Чань в Китае. Статья предваряет перевод трактата Догэна «Удержание подвижничества» («Гёдзи»).

Ключевые слова: японский буддизм, Догэн, Чань


Догэн. Удержание подвижничества (фрагменты) (Пер. и коммент. М.В.Бабковой)

В трактате «Удержание подвижничества» (1243) Догэн обращается к предшествующей традиции и, приводя в пример знаменитых наставников древности, наставляет учеников в том, как именно следует практиковать. Здесь переведена первая из двух частей трактата.

Ключевые слова: подвижничество, удержание подвижничества, сердце-сознание, Дхарма, Путь

 

 

АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


Н.В.Ефремова. Политический идеал аль-Фараби

В статье выявляются характерные черты политического идеала аль-Фараби, основателя собственно политической философии в классической арабо-мусульманской культуре, особенности фарабийского синтеза античных и мусульманских традиций, раскрывается место платоновских политических концепций в его системе, прослеживается влияние фарабийских идей на дальнейшее развитие политико-философской мысли ислама.

Ключевые слова: ислам, история философии, фальсафа, политическая философия, политический идеал, аль-Фараби, «Совершенный град», платонизм в мусульманской культуре


И.В.Кулагин. Шиитский ислам и имамат в современном Иране

В статье дан краткий обзор эволюции шиитского течения ислама и идеи имамата в нем. Также анализируются изменения в интерпретации имамата в Иране после Исламской революции 1979 года. Особое внимание уделяется принципу «велаят-э факих» (правление правоведа).

Ключевые слова: шиизм, имамат, Хомейни, велаят-э факих


А.А.Лукашев. Соотношение часть–целое в поэме Махмуда Шабистари «Цветник тайны»

В поэме-трактате средневекового персидского философа Махмуда Шабистари (XIV в.) «Цветник тайны» отдельная глава посвящена проблеме соотношения части и целого, причем начинается она с утверждения превосходства части над целым. К такой нестандартной формулировке автора приводит рефлексия над проблемой соотношения Бога и мира как части и целого. Бог представляет собой совершенное единство, породившее множество путем многократного проявления в форме вещей мира, подобно единице, которая путем многократного повторения создает все множество чисел (3=1+1+1). Таким образом Бог становится частью мира как целого, но такой частью, которая одновременно и трансцендентна целому мироздания как его источник, и имманентна ему как форме своего проявления, а следовательно, превосходит его.

Ключевые слова: философия, персидская поэзия, Махмуд Шабистари, соотношения целое-часть, Бог-мир


Ю.Е.Федорова. «Птицы – Взыскующие Истины»: анализ первой главы поэмы «Язык птиц» Фарид ад-Дина ‘Аттара (XII в.)

Статья посвящена философскому истолкованию первой главы поэмы «Язык птиц» (Мантек ат-Тайр) знаменитого персидского поэта-суфия Фарид ад-Дина ‘Аттара. В основе анализа – реконструкция смысла поэтического текста, который изначально выстраивался ‘Аттаром как имеющий два смысловых уровня – «явный» и «скрытый».

Ключевые слова: Фарид ад-Дин ‘Аттар, птицы – Взыскующие Истины, путь к Истине (тарикат), «животная природа человека» (нафс), «явный» и «скрытый» смысловые уровни, высказанность (лафз), смысл (ма‘ни)


Фарид ад-Дин ‘Аттар. Поэма «Язык птиц» (фрагмент) (Пер. Ю.Е.Федоровой)

Опираясь на поэтическое описание птиц, ‘Аттар развивает суфийскую тему «обуздания низменной души» (нафс) и привлекает для ее иллюстрации легенды о коранических пророках.

Ключевые слова: «животная природа человека» (нафс), познание, птицы


Н.Н.Селезнев. Изречения философов над гробом Александра Великого по «Истории» ал-Макина ибн ал-Амида

Джирджис ал-Макӣн ибн ал-ʿАмӣд – арабоязычный христианский историк XIII века, известный не только в восточнохристианской и мусульманской историографии, но и в западной науке со времени ее становления. Однако первый том его известного труда – ал-Маджмӯʿ ал-мубāрак («Благословенное собрание») – по сей день остается неизданным. В настоящем исследовании рассматривается раздел этого произведения, посвященный Александру Великому и содержащий изречения философов по поводу его смерти. Предлагается критическое издание арабского текста этих изречений по четырем рукописям, его перевод и комментарий.

Ключевые слова: ал-Макӣн ибн ал-ʿАмӣд, Александр Македонский, Аристотель, надгробные изречения философов, Ибн ар-Рахиб, Евтихий Александрийский


Джирджис ал-Макӣн ибн ал-ʿАмӣд. Благословенное собрание. Девяносто второй от Адама, Александр, сын Филиппа Грека, Македонский (фрагмент) (Пер. Н.Н.Селезнева)

Предлагаемый текст – впервые осуществляемое критическое издание изречений философов над гробом Александра Великого, включенных в первый том исторического сочинения арабоязычного христианского историка XIII века Джирджиса ал-Макӣна ибн ал-ʿАмӣда – «ал-Маджмӯʿ ал-мубāрак» («Благословенное собрание»).

Ключевые слова: ал-Макин ибн ал-Амид, Александр Македонский, Аристотель, Антигон, Филимон, Платон, Диоген, Феон, средневековые интерпретации античного философского наследия

 

 

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ


М.А.Северин. Дискуссия о субъекте и субъективности («я») в современных исследованиях сознания: компаративный подход

Статья представляет собой аналитический обзор сборника философских исследований, посвященных проблеме субъективности («я»). Особенность сборника в том, что его статьи носят преимущественно компаративный характер. Сравниваются взгляды современных западных философов и идеи сторонников буддизма и адвайта-веданты. Работа вскрывает основные проблемы, которые могут сопутствовать любому исследованию, рассматривающему проблемы субъективности: диахроническое единство субъекта и его изменяемость во времени, данность «я» в опыте и отсутствие субстрата для этого явления и др.

Ключевые слова: я, сознание, самость, буддизм, адвайта-веданта, буддология, индология, субъект, субъективность, когнитивные исследования, феноменология

 

Л.Б.Карелова. Японская философия в контексте интернационального философского диалога

 

Рецензия на коллективную монографию «Japanese and Continental Philosophy. Conversations with the Kyoto School» (Bloomington&Indianopolis: Indiana University Press, 2011), подготовленную международным коллективом авторов, представляющих континентальную и японскую философию, подчеркивает эвристическую ценность кросс-культурного диалога, объединяющего различные философские традиции.

Ключевые слова: киотоская школа, диалог, культура, Восток, Запад

 

Авторы выпуска