Институт Философии
Российской Академии Наук




  Идеология как система ценностей и как феномен сознания
Главная страница » » Идеология как система ценностей и как феномен сознания

Идеология как система ценностей и как феномен сознания

А.РУБЦОВ 

 

Руководитель Центра философских исследований идеологических процессов ИФ РАН 

 

ИДЕОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ И КАК ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ. 

ФОРМАТ МЕГАПРОЕКТА

  

 

 

Тезисы к сообщению на семинаре

Отдела аксиологии и философской антропологии 

 

 

1. Идеологию нередко рассматривают как «систему ценностей». Этим подчеркивается, что даже в, казалось бы, сугубо рациональных контекстах аксиологическая составляющая идеологии является приоритетной. Эта составляющая может не иметь явно выраженного характера. Более того, она может быть скрытой или даже намеренно скрываемой. Тем не менее, в идеологиях за логическими конструкциями, как правило, проступают те или иные ценности – меркантильные, мировоззренческие, моральные или даже эстетические.

 

2. В то же время для эффективного анализа проблемы представляется целесообразным максимально широко очертить ареал идеологии. Во избежание разночтений и лишних напряжений с устоявшимися формами словоупотребления можно использовать термин «идеологическое». С этой точки зрения идеологическая составляющая неизбежно, хотя и не всегда явно, присутствует не только в политике, но и в управленческих решениях, в спонтанных движениях массового сознания, в науке, в художественном и околохудожественном творчестве и т.д. Кроме того, помимо содержательной составляющей, есть еще и институциональная: идеология представляет собой не только систему идей, ценностей и представлений, но и систему институтов.

 

3. В современных контекстах, характеризующихся тенденциями к деидеологизации и к деградации привычных форм идеологии, возрастает значение латентных форм идеологического. В определенном смысле можно говорить об «идеологическом бессознательном», которое не сводится к обычной социальной психологии. Здесь в бессознательных реакциях можно так или иначе реконструировать и даже вербально оформить те идеологические схемы, которые присутствуют в сознании латентно. В таких случаях человек, группа или масса ведут себя так, «как если бы» они исповедовали ту или иную идеологическую конструкцию (в «чистых» социально-психологических эффектах такая реконструкция бывает невозможной в виду отсутствия предмета).

 

4. Идеология предполагает множество разнообразных жанров и форматов. Один только формат «национальной идеи» бесконечно разнообразен, как по жанру, так и по технике изготовления. Помимо собственно идеологических документов (мировоззренческих и программных) воплощениями идеологии могут быть кинематограф, спорт, маяки производства, космос, социальные проекты и т.д. и т.п. Эти форматы могут быть на порядок более эффективными, чем собственно идеологические. С этой точки зрения огосударствление идеологии может отсутствовать в явной форме, но косвенно иметь место.

 

5. К отдельным идеологическим жанрам относятся мегапроекты – идеологически конструкции, предполагающие масштабное программное развертывание и реализацию. В настоящее время в России достаточно симптомов того, что страна втягивается в очередной мегапроект. Это особое историческое состояние, отдельный тип исторического перехода, со своими возможностями и рисками. История свидетельствует, что именно мегапроекты нередко приводили к историческим срывам, хотя и начинались на волне энтузиазма.

 

6. Тем не менее, в сложившихся условиях некое подобие мегапроекта для России может оказаться необходимым. Это диктуется прогнозами, согласно которым инерционное развитие, эксплуатирующее фантастическую сырьевую конъюнктуру, может привести к кризису, если не к катастрофическим последствиям экономического, социально-политического и даже геостратегического характера. При этом мегапроект как фундаментальная, идеологическая конструкция вовсе не обязательно означает нагнетание проектно-управленческого начала, а наоборот, может быть ориентирован на действия по ограничению неадекватного вмешательства в процессы.

 

7. Вместе с тем, в формате мегапроекта есть известные преимущества, в сравнении с идеологией в узком смысле этого слова. Помимо идеологии как таковой, мегапроект предполагает стратегическое и тактическое планирование, программы реализации, мониторинг, систему обратной связи. По наличию или отсутствию такого рода вертикали можно судить, на что ориентирован мегапроект: на промывку мозгов и самообман – или на решение реальных проблем. Таким образом, даже если опустить конкретные содержания, уже только по формальной конструкции и организации мегапроекта можно судить о его базовых интенция, внося необходимые коррективы.