Институт Философии
Российской Академии Наук




  Савин А.Э. - Концепция эпохе в «Кризисе европейских наук» Эдмунда Гуссерля
Главная страница » » Савин А.Э. - Концепция эпохе в «Кризисе европейских наук» Эдмунда Гуссерля

Савин А.Э. - Концепция эпохе в «Кризисе европейских наук» Эдмунда Гуссерля

Савин А.Э. (Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск)
 
Концепция эпохе в «Кризисе европейских наук» Эдмунда Гуссерля

 Краткая аннотация:

Целью статьи является выявление новаций в трактовке эпохе, представленных в «Кризисе» Гуссерля. Выделяются три основные новации. Во-первых, – заключение в скобки объективных наук, посредством которого осуществляется возвращение к жизненному миру. Во-вторых, – раскрытие связи общего тезиса естественной установки (веры в бытие мира) и габитуализации, что позволяет понять жизнь как трансцендентально-исторический процесс изменения форм естественной установки. В-третьих, – «историзация» самого эпохе посредством раскрытия связи генезиса этого метода философского самоосмысления с жизненным горизонтом и историей сообщества, в котором он имеет место.

 

Тезисы выступления: 
Новации «Кризиса» в учении о методе доступа к рабочему полю трансцендентальной феноменологии начинаются с нового элемента в аналитике трансцендентального эпохе – «эпохе объективных наук». Его посредством Гуссерль намеревается вскрыть жизненный мир как новый отправной пункт для анализа трансцендентального сознания. В этом качестве жизненный мир занимает место бытийных регионов, а, соответственно, онтология жизненного мира заступает на место региональных онтологий в рамках учения об эпохе и редукции.
В генетической феноменологии трансцендентальное эпохе и редукция осуществляются посредством выявления связи габитуализации и горизонта в главном аспекте – связи между естественной установкой как пра-привычкой (Urgewohnheit) с ее общим тезисом (верой в бытие мира) и горизонтом всех горизонтов, миром. Ввиду интерсубъективности процесса образования горизонта как «системы правил» течения опыта, габитуализация как «работа времени» или «власть времени», которая проявляется в движении образования горизонтов как «субъективных» полей возможностей (Vermoeglichkeiten), содержит момент объединения в сообщество (Vergemeinschaftung), т.е. соединения индивидуальных горизонтов в единый горизонт сообщества, и, соответственно, сплавления (Verschmelzung) специфических индивидуальных привычек в единый «габитус сообщества»; в предельно развитой форме – в его нравы и обычаи, и, коррелятивно, в семейный, родовой и, в конечном счете, национальный, характер.
Для генетически-феноменологической теории трансцендентального эпохе и редукции необходимо выявить такой тип трансцендентальных сообществ, и, соответственно, такой тип образования сообществ и их исторического развития (переструктурирования сообщественных нравов и обычаев и изменения способов объединения в сообщество), который телеологически ориентирован на осуществление философского осмысления посредством выполнения трансцендентального эпохе и редукции.
 Согласно Гуссерлю, таким типом выступает европейская «сверхнация». А, соответственно, раскрытие смысловой истории становления европейской «сверхнации», по нашему мнению, и есть способ реализации трансцендентального эпохе и редукции в поздний период гуссерлевского творчества.
Тем самым, согласно нашей позиции, задача конкретизации учения об эпохе и редукции реализуется Гуссерлем в «Кризисе», во-первых, посредством возвращения к жизненному миру благодаря эпохе объективных наук; во-вторых, – посредством раскрытия связи общего тезиса естественной установки (веры в бытие мира) и габитуализации, что позволяет понять жизнь как трансцендентально-исторический процесс изменения форм естественной установки; в-третьих, – посредством «историзации» самих эпохе и трансцендентальной редукции благодаря раскрытию связи генезиса этих методов философского самоосмысления с универсальным жизненным горизонтом сообщества, в котором они осуществляются, и его историей.