Институт Философии
Российской Академии Наук




  О русском проекте овладения временем
Главная страница » » История и социология » О русском проекте овладения временем

О русском проекте овладения временем

              

                                                           По городам и весям
Л. Г. Антипенко
О РУССКОМ ПРОЕКТЕ ОВЛАДЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ
Послание борцам за национальную и социальную справедливость
Москва
«Век книги»
2004

Каждому понятен смысл таких терминов, как сотруд¬ник, сподвижник, соратник. Это - совместный труд, при¬частность к одному и тому же социальному движению, товарищество в ратном деле. Когда-то из данного смы¬слового ряда выпало слово современник. Под современ¬ником стали понимать человека, живущего с другими в одно и то же время, и только. В книге показано, как этому слову возвращается его первоначальный смысл. Оно преображается коренным образом и вместе с его преображением изменяется наше отношение к историче¬скому времени.
В таком случае современниками становятся деятели, жившие в разные календарные сроки, но объединённые общими усилиями, направленными на освоение созида¬тельной компоненты временного потока. Под таким углом, зрения мы признаём своими современниками В.Н. Му¬равьёва, Н.И.Лобачевского, А.С.Пушкина, А.В.Суворова и других подвижников русской культуры - тех, кто отдавал (или отдаёт) себе отчёт о наличии живой, органической связи настоящего с прошлым и будущим.

Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро-
А за грехи, за тёмные деянья Спасителя смиренно умоляют,
На старости я сызнова живу, Минувшее проходит предо мною...
Из монолога Пимена. Драма А. С. Пушкина «Борис Годунов»
1. Предварительные замечания
Товарищ!
В нашей отечественной истории были периоды, настолько значимые для дальнейшего развития самосознания русского на¬рода, что их нельзя назвать иначе как преображение. В такие мо¬менты весь народ вдруг с облегчением вздыхает, увидев совер¬шенно новые горизонты, словно после долгой непогоды внезапно очищается небо, и в воздухе явно веет близостью весны. У людей появляется желание жить, работать, растить детей во имя того будущего, которое открывается в этой перспективе.
Можно ли представить себе, каким было бы наше восприятие природы и социальной действительности, во всей её сложности, если бы у нас не было Пушкина? Пушкинское преображение Рос¬сии - бесспорный факт нашей истории. С Пушкиным боролись, его травили. Его в конце концов убили дантесы и геккерны. На него клеветали, и по сей день клевещут продажные борзописцы. И, всё же, и до сих пор они не смогли, да и не смогут вытравить его из нашего сознания.
Любая пора года, лес, речка, долы и горы, луна, небесная сфе¬ра - всё воспринимается сквозь призму божественного языка 


                                                                                                   -3-

Пушкина, его «...божественного глагола». И всё же мы чувству¬ем, живя в условиях нашей современной суровой действитель¬ности, что сейчас надо предпринять что-то большее в том на¬правлении, в котором творил Пушкин.
Дело в том, что Пушкин жил в эпоху, когда закончилась Оте¬чественная война 1812 года. Он жил всё-таки в мирное время. А мы сейчас живём в условиях самой настоящей войны - войны безжалостной, беспощадной, которая ведётся против нашего на¬рода ежедневно, ежечасно. Терракты, убийства, жертвы так на¬зываемых антитеррористических операций, вымораживание лю¬дей отключением тепла и воды, разрушение культуры, эконо¬мики, насаждение наркомании, всевозможные виды войны ин¬формационной - всё обрушилось на нашу голову. В таких усло¬виях надо, наконец, понять, что меры противодействия этому на¬силию должны быть адекватными - на войне, как на войне!...
Что же нам надо, чего нам не хватает, чтобы принять такие меры? Нам представляется, что, в первую очередь, снова при¬дётся ставить и решать такую задачу, как преображение созна¬ния. Надо перейти в новое качество. Сегодня это означает требо¬вание выработать в себе ощущение своей национальной идентич¬ности, чёткое понимание того, где наши друзья и где - враги. А ещё - осознание того, что нельзя бесконечно стонать и жало¬ваться на время, называя его смутным, поганым и пр. в таком же роде. Нельзя думать, что время обладает своеволием и что оно никак не зависит от нашей деятельности. Если открыть книгу на¬шего отечественного мыслителя Валериана Николаевича Муравь¬ёва, которая называется «Овладение временем» (М.: РОССПЭН, 1998), то там как раз можно познакомиться с методикой по прео¬долению разрушительной, или, как сказали бы физики, энтро¬пийной, компоненты времени. Конечно, в первую очередь здесь речь идёт о времени историческом, но не только о нём. Корифеи русской мысли, о которых речь пойдёт дальше, стали рассмат¬ривать в едином потоке время историческое, время палеон¬тологическое и время геологическое. И тогда открылись удиви¬тельные особенности того поучительного временного опыта, ко¬торый В.И.Вернадский и П.А.Флоренский называли биосфериче¬ским, или биосферным. В контексте этого опыта И.А.Ефремов 
                                                                                                    -4-

поставил вопрос: отчего вымерла около 100 млн. лет тому назад цивилизация динозавров? Говорят, что были какие-то космиче-ско-земные катаклизмы типа падения огромного метеорита, все¬мирного потопа и т.п. Что-то в этом роде, наверное, случилось. Но вот что удивительно. Динозавры вымерли, а теплокровные животные, жившие вместе с динозаврами, выжили. Теплокров¬ные животные оказались более приспособленными к суровым ус¬ловиям жизни, потому что были умнее динозавров. А что значит умнее? Когда задумались над этим вопросом, открыли закон пси-хо-физического равновесия.
Этот закон утверждает, что для успешного функционирования и развития высших живых существ требуется наличие оптималь¬ного соотношения между внешней и физиологической деятель¬ностью, с одной стороны, и внутренней психической активно¬стью, с другой. Короче говоря, речь идёт об оптимальном соот¬ношении между физиологией и психикой. Присмотритесь к па¬леонтологическим останкам динозавров: тело у них огромное, а голова маленькая; а если голова большая, то объём мозга непро¬порционально мал. Если сравнить с ними теплокровных живот¬ных, то увидим, что в их популяциях природа устранила данную диспропорцию.
Причём же тут время? Оказывается, что когда-то время про¬явило свою деструктивную, разрушительную функцию, уничто¬жив динозавров. А его созидательная компонента проявилась в том, что оно освободило место для жизни тех существ, которые более соответствовали общим закономерностям развития земной биосферы. То же самое можно сказать о том палеонтологическом отрезке времени, когда появился человек разумный (homo sapi¬ence). Среди высших живых существ произошёл мощный сдвиг в соотношении между физическим и психическим в пользу психи¬ческого. Человек возвысился надо всем животным миром. Биб¬лия («Ветхий завет») провозгласила его даже царём надо всем сообществом животных, рыб, птиц и даже над растительным цар¬ством.
И тут, наследуя ветхозаветные ценности, либеральные идео¬логи стали проповедовать ложную идею «бесконечного прогрес¬са», не отдавая себе отчёта, в чём состоит сущность этого про-
                                                                                                 -5-

-гресса, не очень задумываясь о том, не оборачивается ли он де¬градацией взаимоотношений человека с природой? Технический прогресс налицо. Опровергать этот факт никто не станет. Но ведь человеческая культура не сводится только к технической инду¬стрии. Надо было бы внимательно присмотреться к другим сторо¬нам прогресса, которые свидетельствуют о том, что увеличение исторического отрезка времени не ведёт автоматически к увели¬чению общественного блага.
В основу суждений о прогрессе было положено библейское осевое время. Время стали представлять в виде бесконечной гео¬метрической прямой, на которой слева расположено прошлое, справа - будущее, а где-то между ними - преходящий момент на¬стоящего. Тем, кто придерживался такой точки зрения, и в голову не могло прийти, что такое плоское представление о времени во¬все не соответствует его природе.
На конкретном примере современной фазы развития челове¬ческого разума И.А.Ефремов показал, что прогрессирующий разум превращается из рационального в нечто иррациональное, и тогда наступает, как в случае с цивилизацией динозавров, дисбаланс между физиологией и психикой. Посмотрите на современных американцев, жителей США. Тела их неестественно распухают, принимают уродливые формы, относительный вес мозга в таких телах уменьшается, все их заботы сосредоточены на удовлетво¬рении физиологических потребностей: жратва (гамбургеры, Мак¬дональдсы); питьё; обострённое внимание к половой жизни вплоть до всевозможных видов извращений; жвачка, которая уподобляет человека жвачному животному. Для тех, кто не мо¬жет воспользоваться реальными предметами питания, предла¬гается суррогат в виде их виртуального поглощения; бесконеч¬ные игры и забавы - всё это отвлекает человека от творческой умственной работы и превращает его в психического дегенерата. И вот, глядя на эту цивилизацию, И.А.Ефремов сопоставил её с цивилизацией динозавров и пришёл к пессимистическому вы¬воду, что эта буржуазная цивилизация обречена на погибель, и это наступит в скором времени, если не будут предприняты ради¬кальные шаги по выходу из того экологического и духовного ту¬пика, в который она зашла. 


                                                                                                  -6-


А ведь о том, что такой тупик наступит, предупреждал ещё в середине XIX века великий российско-польский мыслитель Гоёнэ Вронский (1778-1853). Вронский отмечал, что человечество в своём развитии, в своей деятельности отклонилось от тех зако¬нов, по которым живёт природа. Человек со своим техническим прогрессом оторвался от природы, стал автономным. И получи¬лось то, что Вронский назвал гетерономией (расхождением за¬конов) между людьми и остальной частью земной биосферы. (Констатировал данный факт ещё в XVIII веке и Жан Жак Руссо, но его сентенции подавались в форме пасторали; Вронский же свою концепцию гетерономии излагал на строго научном языке).
Это отклонение Ефремов сравнивал с отклонением путника от той дороги, которая ведёт его к дому, из которого он когда-то ушёл и должен бы к нему вернуться, чтобы избежать гибели. Так и человечество ждёт печальная участь, если оно не найдёт дороги к своему естественному дому. (Не случайно же естественный, экологически-правильный образ жизни людей становится пред¬метом изучения научной дисциплины, носящей название гло¬бальная экология, в которое входит греческое слово oíĸоş.(дом, жилище, родина).
Как всё это увязывается с задачей овладения временем? Ран-несредневековый богослов блаженный Августин задавался таким вопросом: «Что есть время? Если никто не спрашивает меня, я знаю; но если я хочу объяснить это кому-нибудь, тогда я не знаю» (St. Augustine, Confessions, bk XI, ch. XIV, XVII). Что же больше всего озадачивало в этом вопросе бл. Августина? Он не сомневался в существовании, в соответствии с библейскими ус¬тановками, осевой (геометризованной) линии времени. Его забо¬тила проблема, как на этой линии разместить настоящее, то, что понимается под словом «теперь». Ибо настоящее, как ему каза¬лось, постоянно ускользает от субъекта, стягиваясь в точку. Бл. Августин был далёк от понимания того, что настоящее может быть протяжённым, когда оно слагается из двух противополож¬ных стремлений. Сила, движущая тело в одну сторону, и равное этой силе стремление тела в противоположном направлении ура¬вновешивают друг друга, и тело остаётся в покое. Если же пред¬ставить себе, что время слагается из двух противоположных по-
                                                                                                   -7-

токов (названных выше созидательным и разрушительным), и эти потоки в каких-то случаях уравновешивают друг друга, наличие протяжённого «теперь» становится вполне понятным. Древние греки отмечали, что бог Хронос пожирает своих детей. Но, как выясняется, Хронос не только пожирает-уничтожает, но и порож¬дает-созидает, и сохраняет. Ни одну из этих функций отнять у него нельзя, но можно содействовать или противодействовать каждой из них по-отдельности. При таком подходе к восприятию временной длительности отпадает необходимость стягивать «те¬перь» к какому-то безразмерному мгновению.
Недостаток мышления, связанный с неверным представле¬нием о времени и перешедший из церковного мировоззрения в науку Нового времени, Н.В. Устрялов назвал «абстрактным суе¬верием», т.е. суеверием, обусловленным поклонением абстрак¬ции, отвлечённым понятиям.
Смотрите, какие абстрактные суеверия, принимаемые не¬критически на веру, уродуют социальную действительность. Христианская церковь убеждает нас в том, что человечество, дви¬гаясь по осевой линии времени, неизбежно придёт в ту точку на ней, которая будет знаменовать «последние времена». Марксизм меняет апокалипсический смысл понятия «последние времена» в пользу блаженства коммунизма, оставляя неизменным христи¬анское представление о линейном характере исторического раз¬вития. Совершенно очевидно, что Церковь оказалась неспособ¬ной к восприятию созидательной компоненты времени. А мар¬ксизм, с его пошло понимаемым прогрессом, не смог выйти за рамки христианского исхода. К этому надо добавить, что многие христианские богословы (к ним не относятся такие великие православные святители, как, скажем, митрополит Санкт-Петер¬бургский и Ладожский Иоанн (Снычёв)) даже ждут прихода ан¬тихриста, потому что за ним предвидится второе пришествие Христа. Непонятно, откуда берётся такая уверенность в неизбеж¬ности появления антихриста. Получается, что вроде бы комму¬низм и антихрист одинаково неизбежны в процессе историче¬ского развития. Где тут правда, а где вымысел?
Давайте подумаем, наконец, и рассудим должным образом, можем ли мы согласиться с такими постановками исторического 


                                                                                                     -8-

вопроса. Если мы хотим брать пример с наших лучших людей, то нельзя будет не прислушаться к голосу певца, поэта и оригиналь¬ного мыслителя Игоря Талькова. А он простым, общедоступным языком объяснял порочный характер апокалипсических (и вместе с ними - коммунистических) умонастроений:
«Апокалипсис! Здесь тоже не всё чи¬сто. Кому нужно убеждать человечество в том, что оно обречено? Богу? Тогда зачем Бог создавал человека, зная, что человече¬ство обречено?
.... Предположим, Вы обречены, и Вам об этом сказали. Получается, что нечего те¬рять. Живи, как хочешь, всё одно - поги¬бать. Смертникам - всё равно. Их устои морали и нравственности в лучшем случае размываются, а в худшем - умирают вме¬сте с потерей надежды жить. Человек пре¬вращается в животное с хорошо развитыми инстинктами.
Если тело молодо и здорово, но по¬ражено не внутренней, а внешней заразой, - по всем законам природы и медицины такое тело лечат, а не уничтожают». Нам следует задуматься над словами Талькова, Потому, что он — творческий человек и приобщение к его творчеству уже служит показателем творческого отношения к пониманию вре¬мени.
Западные образцы поиска творческих начал во времени и вне времени нас не могут удовлетворить. Пытаясь объяснить ис¬токи творческой мысли, Запад увяз в подсознательной сфере психики. Да, там тоже есть немало широко мыслящих людей -деятелей науки и культуры. Но большинство-то поклоняется фрейдизму и другим подобным «измам». Зигмунд Фрейд вы¬уживал из подсознания сексуальные побуждения человека и пы¬тался ими объяснить всю сложную гамму его творческой дея¬тельности. Швейцарский психолог и психиатр Карл Юнг обра¬щался к понятию так называемого регрессивного сдвига - сдвига 
                                                                                                   

                                                                                                            -9-

в область сохранившихся в людской памяти древних стерео¬типов поведения, которые он называл архетипами. Он полагал, что они служат отражением накопленного в прошлом коллек¬тивного опыта. Но и он не выходил за рамки подсознательного. Такие западники, как Фрейд и Юнг, даже не могли себе пред¬ставить, что над человеческим сознанием и подсознанием возвы¬шается сфера сверхсознательного. Античные греки называли её Логосом.
К Логосу мы и обращаем свои взоры, когда говорим о фе¬номене преображения. Кому-то легче будет подойти к понима¬нию данного феномена со стороны рассудка и разума. Для дру¬гих путеводной нитью в решении этого вопроса может стать чувство морального и эстетического удовлетворения. Те наши товарищи, которые помнят завершающий период Великой Оте¬чественной войны 1941 - 1945 годов и первые послевоенные го¬ды, подтвердят сообщение ветеранов о том, что тогда всё вокруг было наполнено ощущением духовного подъёма. Подъёма ввысь и к будущему. И будущее воплотилось прорывом в космос, счастьем видеть космических первопроходцев среди наших лю¬дей. Вот этот подъём и даёт представление о преображении на чувственном уровне. Но у него есть и понятийное содержание. В предельно кратком изложении оно выглядит так. Давно было за¬мечено, что жизнь есть везде, где есть движение против течения. Лосось, поднимающийся вверх по реке, преодолевающий пере¬каты и водопады, обеспечивает жизнь своему потомству. Зёрна хлорофилла, содержащиеся в зелёных листьях растений, позво¬ляют растениям накапливать энергию солнечных лучей, пред¬отвращать её бесполезное рассеяние. Сток земных рек в моря и океаны не прекращается потому, что существует круговорот воды в природе, обусловленный опять же солнечной энергией. Земная жизнь биологических организмов восходит к жизни Солнца. Зная об этом, мы имеем право ставить жизнь Солнца и других небесных звёзд в один ряд с жизнью органической при¬роды. Звёздная жизнь тоже оказывается показателем «движения против течения».
Французский философ Анри Бергсон тоже отмечал, что «жизнь представляет стремление подняться в том направлении, в


                                                                                                      -10-


котором, так сказать, падает (descend) материя» (Анри Бергсон. Творческая эволюция. М.,1909, с,209). «Жизнь,- писал он, -можно сравнить с усилием для поднятия падающей тяжести. Правда, ей удаётся только задержать падение. Но она по крайней мере даёт нам понятие о подъёме тяжести» (там же, с.210). Берг¬сон близко подошёл к тем идеям, которые разработаны в данном контексте нашими мыслителями. Он даже как-то обмолвился, что время обладает творческим потенциалом: «Время - это твор¬чество (invention) или же оно - ничто» (там же, с.294). Но в его сознание жизнь вошла в качестве результата некоего первона¬чального творческого порыва (elan vital, elan originel). Видимо, он не мог отрешиться от библейской мифологии.
В отличие от Бергсона для В.Н. Муравьёва жизнь предстала как следствие постоянно действующей творческой, или созида¬тельной, компоненты времени. Вот это научное и вместе с тем духовное постижение жизни под знаком времени и есть то, что в данном проекте называется преображением.
К сожалению, приходится констатировать, что процесс ду¬ховного преображения, начатый в нашей стране в 40-х годах XX столетия, был впоследствии прерван. После смерти Сталина со¬циальный творческий подъём пошёл на убыль, хотя некоторое время он ещё сказывался в виде успехов, достигнутых в области освоения космоса и в некоторых других областях духовной и экономической жизни.
Перед нами теперь стоит задача возобновить этот процесс в новых крайне тяжёлых условиях. Безвольные будут по-прежне¬му констатировать наличие безотрадной полосы времени. А на¬делённые волей приступят к его изменению. Как сказал Вален¬тин Распутин, «нет воли в неволе, есть воля на воле». Надо вы¬свободить нашу волю из тюремных застенков современной либе¬ральной идеологии. Только следует помнить о том, что употре¬бляемое здесь понятие воли не имеет ничего общего с либераль¬ным понятием свободы, понимаемой в смысле иррационального произвола - вседозволенности, отказа от всех традиционных норм в поведении людей.


                                                                                                   -11-

2. Развёрнутое представление проекта
Итак, мы доводим до сведения наших товарищей русский проект овладения временем. Его претворение в жизнь имеет ог¬ромное значение для судьбы русского народа и других коренных народов России. В своём первоначальном виде проект был на¬правлен на превращение антинациональной космополитической революции 1917 года в революцию национальную, в революцию, которая привела бы к установлению в России национальной и социальной справедливости. И не только в России, но и в других странах. Автором проекта является наш выдающийся соотечест¬венник В.Н. Муравьёв (1885-1932), см. его книгу: Овладение временем. М.: РОССПЭН, 1998). В доработке проекта участво¬вали ещё при жизни Муравьёва, а затем несколько позднее, П.А.Флоренский (1882-1937), В.И.Вернадский (1863-1945), И.А. Ефремов (1907-1972), Н.А .Козырев (1908-1983) и другие отечественные авторы.
Всех их объединяла основополагающая идея: нельзя добиться справедливости в области социальной жизни, если не ставить во¬прос о справедливом отношении людей к Природе, среди которой они живут, к Земной биосфере, к той природной среде, которая простирается даже за пределы Земной биосферы в космические дали.
В отличие от немецкого философа Освальда Шпенглера, ко¬торый в своей книге «Закат Европы» проповедовал пространст¬венный империализм, пространственную экспансию для тех стран, которые достигли стадии европейской цивилизации, наши мыслители сосредоточивали основное внимание как раз на изу¬чении времени, на овладении теми его свойствами, посредством которых можно преодолевать разрушительную компоненту во временном потоке и использовать на благо человечества и при¬роды его созидательную, антиэнтропийную (эктропийную) ком¬поненту. Шпенглер из пространственно-временного единства вы¬хватил только одно пространственное измерение. Времени он не касался. Ведь время в традиционно-научном понимании пред¬ставлялось как ни от чего не зависимый, равномерно движущийся поток. Согласно представлениям классической физики, можно


                                                                                                   -12-

было бы применять силы и сдвигать с места горы, но это никак не могло повлиять на ход времени, поскольку абсолютное про¬странство и абсолютное время находились как бы вне сферы ка¬ких бы то ни было воздействий и влияний. Время, конечно, со¬относилось с движением, но считалось универсальной мерой вся¬кого движения. Вот против такого представления и выступили русские авторы, доказывавшие, что потоком времени можно управлять и что люди могут овладеть соответствующим спосо¬бом управления и, тем самым, овладеть временем.
В годы российской революции и гражданской войны Муравь¬ёв особенно ясно осознавал, сколь важен его временной проект для устранения социального хаоса. Он полагал, что российская революция, несмотря на вызванные ею чудовищные престу¬пления против человечности, могла бы всё-таки найти своё исто¬рическое оправдание, если бы после окончания гражданской войны революционеры опамятовались и перешли к предлагае¬мому с его стороны делу. С надеждой на это он и обратился с письмом к Троцкому, видимо, не совсем осознавая, с кем он вступает в общение. В письме, в частности, звучит призыв к ос¬воению той новой формы социальной деятельности, которую ав¬тор и называет времяобразующей. «Я, - гласят строки письма, -невольно являюсь представителем части русской интеллигенции, той бесправной части, которую суровый пролетарский режим не только лишил возможности выражать свои мысли, но и лишил даже способности мысли, заставив её заняться исключительно насущным хлебом.
Между тем речь идёт о разногласии необычайно глубоком и чреватом последствиями для всего будущего» (Муравьёв, с.83). О каком же разногласии говорится в данном контексте? Прежде всего,- о разногласии по поводу возможности и необходимости творческой мысли. Одни хотели всю свободу творческой мысли и вообще всякого творчества свести к выполнению марксистско-ленинских рекомендаций. Муравьёв же соотносил всякое дос¬тижение творческой мысли с теми процессами в мозгу человека, которые упорядочивают его структуру, совершенствуют и обо¬гащают память и - тем самым - согласуются с созидательной компонентой времени. Далее имелось в виду разногласие по во-
13

просу о назначении революции. Троцкистско-ленинская клика бредила мыслью об установлении «пролетарской» власти в мас¬штабах всего Земного шара. Всемирная революция, начало кото¬рой, как считали троцкисты, положила революция в России, должна была привести, по их замыслам, к всемирной империи как одной из форм их мирового господства. В их замыслы вхо¬дила задача овладения всем пространством планеты. А Муравьёв обращал взоры своих соотечественников к временной стороне бытия. Причём имел он в виду не какую-то умозрительную игру с понятием времени, а вполне конкретную реорганизацию вклю¬чённой во временной поток производственной, экономической деятельности людей, и вообще всей реальной культуры, вклады¬вая в понятие «культура» все аспекты жизнедеятельности чело¬века. Такую, взятую в целом, деятельность, в которой делается акцент на управление временем, он называл времяобразующей.
О том, что время не есть нечто, независимое от социальных и космических процессов (как полагал когда-то Ньютон), догады¬вался и ещё один русский, советский учёный, астроном Н.А. Ко¬зырев. Он говорил, что, хотя время и не зажигает звёзды, но явля¬ется причиной того, что они живут дольше, чем предписывают им известные законы физики. Небесные звёзды он сравнивал с людьми. Козырев имел в виду идеальную антиэнтропийную дея¬тельность человеческого мозга, которая позволяет человеку вы¬страивать свою деятельность по тем же эктропийным (антиэн¬тропийным) законам, которым следуют в своей активности зелё¬ные растения, аккумулируя, накапливая в себе энергию солнеч¬ных лучей, а не рассеивая её без всякой пользы в пространстве1. Козырев считал, что жизнь таких больших астрономических объ¬ектов, как звёзды, тоже подчиняется подобным законам, т.е. тем самым законам, что позволяют противостоять энтропийному хао¬су. В статье «О воздействии времени на вещество» Н.А. Козырев, в частности, писал: «Таким образом Солнце и звёзды необхо¬димы для осуществления гармонии жизни и смерти и в этом, ве¬роятно, главное значение звёзд во Вселенной. Глубокий смысл приобретают слова Платона в «Тимее»: «Эти звёзды назначены
Понятием энтропии и энтропии выражается ценность энергии, её способность превра¬щаться в работу. Рассеянная, хаотизированная энергия характеризуется высоким пока¬зателем энтропии.
14

участвовать в устроении времени». Но к этому надо добавить, что и время участвует в устроении звёзд» (Физические аспекты со¬временной астрономии, сб. научных трудов, Л., 1985, с.91).
Козырев был не во всём прав. Он не заметил обратного воз¬действия на время, т. е. ни того воздействия, которое исходит от общественной среды и формирует историческое время, ни того воздействия, которое исходит от космической среды и образует астрофизическое и - в самом большом масштабе - космологиче¬ское время. Но всё же Козырев оказался одним из участников решения тех вопросов вокруг проблемы времени, которые анг¬лийский учёный Т.Маргерисон назвал «русским научным спо¬ром», имея в виду акты политического преследования Козырева за его научные взгляды.
Как бы то ни было, но после исследований и теоретических обобщений, выполненных Муравьёвым, Флоренским, Вернад¬ским, Ефремовым, Козыревым, мы теперь уже не имеем мораль¬ного права сваливать вину за наши социальные, национальные и природные бедствия на время, которое когда-то наделялось эпи¬тетом «смутное». Если мы переживаем плохое время, то таковым делают его наши поступки. Если нас радуют хорошие времена, то в них надо видеть отражение наших же благородных поступков и деяний. Не приходится сомневаться, что в человеческом обще¬стве есть две партии - это наш партийный подход к изучению социально-исторических и природных процессов - партия тех, кто вносит в окружающую нас жизненную среду хаос, разложе¬ние, тлен, и партия тех, кто противостоит этим действиям, кто всем образом своей жизни способствует эктропийному упорядо¬чению пространственно-временной среды. Мы на стороне Лого¬са, противостоящего хаосу, мы на стороне второй партии. Но мы хотели бы укрепить её ряды, усилить её сознательным отноше¬нием к средствам контроля за временем с тем, чтобы исполь¬зовать возможность преодоления его разрушительно-энтропий¬ной компоненты в пользу высвобождения компоненты созида-тельно-эктропийной - на благо как общества, так и природы.
И в этом деле на помощь нам приходят новые технологии, связанные с открытиями в физике квантовой информации (кван¬товые компьютеры, квантовая телепортация, квантовая крипто-
15

логия и криптография). Из экспериментальных фактов, откры¬ваемых физикой квантовой информации, мы получаем информа¬цию о глубинных свойствах времени. Выясняется, что время не движется по кругу, как когда-то полагали античные греки, не яв¬ляется оно и осевым, однонаправленным, эсхатологическим, как его преподносят нам библейские каноны (исход времени к конеч¬ной апокалипсической точке со страшным судом, приходом Антихриста и пр. в таком духе). Выясняется нечто совсем другое: настоящее и будущее могут замыкаться на прошлое, входить с ним в резонанс с проявлением интерференционных эффектов. И в этом мы убеждаемся при исследовании исторического времени. Подробнее о физической стороне вопроса см. в Приложении 3.
Известно, например, что эпоха царя Ивана Грозного, исто¬рический гештальт2, как сказали бы немецкие мыслители, со¬звучна эпохе Иосифа Сталина. Раньше в этом созвучии находили всего лишь простую аналогию, за которой не усматривали непо¬средственной, когерентной связи двух соответствующих эпох, двух гештальтов. Мы же теперь прослеживаем эту связь, и, зная о её существовании, начинаем понимать, как и почему возможны пророческие предсказания. И не просто предсказания, а основан¬ное на анализе исторической ситуации, точное знание времени и сущности предстоящих социальных событий, знание, пользуясь которым можно, вообще говоря, и подготовиться к таким событи¬ям, и влиять на них (подробнее об этом будет сказано ниже).
Поясним ещё раз высказанную здесь важную мысль. Раньше думали, что всё ушедшее в прошлое мертво для настоящего и бу¬дущего. Разве что память всколыхнёт страницы былого... Пред¬полагалось, что если сохранились какие-то исторические архивы, то мы можем, прочитав их, сделать заключение, что когда-то было то-то и то-то, и то, что происходит теперь, напоминает кое-что из того, что в какой-то исторический период приключилось в минувшем. Этот псевдонаучный предрассудок настолько живуч,
2 Гештальт - это целое, содержащее больше, чем сумму своих частей. Человек - боль¬ше, чем сумма атомов, членов и соков, из которых он состоит, супружество больше, чем муж и жена, семья больше, чем муж, жена и ребёнок. Дружба больше, чем двое мужчин, и народ больше, чем может показаться по итогам переписи или по подсчёту политических голосов ( Эрнст Юнгер. Рабочий, господство и гештальт. СПб.: Наука, 2000, с.88 ).
16

что и сегодня далеко не все сразу согласятся с нами, что в склад¬ках прошедшего времени сохраняется многое из того, что обна¬руживается в настоящем. А вот предки наши были умнее нас в данном отношении. Они были уверены, что древние герои не уходят безвозвратно в историческое небытие, что следы их со¬храняются во временном потоке и тем самым в значительной степени предопределяют будущее. По их представлению, самое отдалённое прошлое может оказывать непосредственное реаль¬ное влияние на настоящее и будущее. Так, может быть, и нам стоит поучиться мудрости древних, проявляемой в присущем им историческом сознании?
Для тех, кто сомневается в существовании правдивых и точ¬ных пророческих предсказаний, укажем на профетический дар И.А.Ефремова. (Как пророк он интересует нас в первую очередь сделанными им предсказаниями о нашей текущей действитель¬ности). Ефремов умел пронизывать своим мысленным взором непомерные толщи пространства и времени и распознавать, что там было в прошлом, и что предстоит в будущем. Поражают не столько сами его пророческие предсказания, касающиеся судеб земной цивилизации, сколько их хронологическая точность. В их основе лежит сопоставление эволюции человеческой культуры с эволюцией земной биосферы. Общая эволюционная линия, кото¬рую исследовал Ефремов, характеризуется той самой циклично¬стью, о которой говорилось выше. Ефремову особенно бросалось в глаза чередование на ней подъёмов и спадов, соответствующих мелким и крупным катастрофам. На эволюционной диаграмме, начерченной учёным, выделяется период, расположенный между 1998 и 2005 годами. Похоже, что этот период знаменует собой перелом в развитии человеческой цивилизации. Войны, социаль¬ные и природные катастрофы... и, в конце концов, может быть, радикальный отказ от способа жизни, навязанного народам капи¬талистической системой.
Вот что писал Ефремов в октябре 1972 года американскому палеонтологу Э.К..Олсону: « ...на земле всё довольно уныло, осо¬бенно это будет ощущаться в скором будущем. Это совпадает со старыми индийскими и тибетскими пророчествами о высших и низших пиках. Графически я изобразил их на диаграммах... Ви-
17

ден огромный провал с колоссальными войнами в период между 1998 и 2005 гг. - временем Белого всадника из Майтреи. Но я не доживу до этого времени, может быть, доживёте Вы?...» (И.А.Ефремов. Переписка с учёными. Неизданные работы. М.: Наука, 1994, с.191). Письмо Ефремова Олсону датировано 1972 годом, в октябре 1972 года его не стало; Олсон умер в 1993 году. О чём сожалел Иван Антонович? Скорее всего, о том, что ему не придётся вмешаться в ход времени, обозначенного им как время Белого всадника из Майтреи, с тем, чтобы отклонить человече¬ство от пропасти. Ибо в другом письме тому же Олсону Ефремов отмечал: «Я всё более и более убеждаюсь, что наша цивилизация со своим формальным подходом идёт вперёд неверным путём к некоторым катастрофическим вещам. Но я надеюсь, что это до¬рога перед долгим возвращением домой...» (там же, с. 180).
Нам, живущим ныне в 2004 году, хотелось бы, чтобы мы не оставались пассивными наблюдателями за ходом времени, на¬полненном трагическими событиями (американские бомбарди¬ровки Югославии (1999 год), взрывы Нью-йоркских небоскрёбов (2001 год), американская оккупация Ирака (2003-2004 гг.) и прочие катастрофические вещи), а сделали всё возможное для «возвращения домой», т.е. к тому миру, в котором не останется места для агрессивных войн и будет обеспечена надлежащим об¬разом экологическая безопасность.
В плане предотвращения глобальных критических ситуаций и повсеместного обеспечения экологической безопасности В.И.Вер¬надский и П.А.Флоренский предлагали изучать биосферный (биосферический, как они выражались) опыт. Замечено, что Зем¬ная биосфера, рассматриваемая как целостная сверхбиологиче¬ская система, по своей тенденции развития отличается от Земной цивилизации. Различие между ними состоит в том, что биосфера развивается, в целом, в соответствии с эктропийной компонентой времени, а цивилизация - с энтропийной. На это различие впер¬вые указал Вернадский. Биосфера, писал он, в ходе геологи¬ческого и исторического времени становится всё активнее. Бла¬годаря происходящим в ней жизненным процессам она накап¬ливает свободную энергию, следовательно, обладает антиэнтро¬пийным потенциалом (В.И.Вернадский. Живое вещество и био-

18
сфера. М.: Наука, 1994, с.488). Напоминаем, что под свободной энергией здесь понимается энергия с высоким показателем цен¬ности. Колыбелью человеческой цивилизации является биосфера. Но цивилизация по каким-то причинам становится на энтро¬пийный путь развития, на котором уничтожается антиэнтро¬пийный потенциал биосферы. На каком-то этапе развития дорога цивилизации отклоняется от дороги, по которой совершается движение биосферы. Поэтому если цивилизация хочет избежать своей гибели, она должна вернуться на тот путь развития, кото¬рым следует биосфера. Это и есть «дорога домой», поисками ко¬торой занимался Ефремов.
В плане социально-экономическом антиэнтропийная тенден¬ция хозяйственного развития была намечена российской школой организационного производства, той школой, которая известна по имени А.В. Чаянова (1888-1937). По сведениям Чаянова, к уз¬кому составу школы принадлежали А.Н. Челинцев (1874-1962), Н.П. Малахов (1887-1980), А.А. Рыбников (1877-1939/1941), А.Н. Минин (1881-1943), Г.А. Студенский (1898-1930) и некото¬рые другие. Это была школа кооперативного социализма и к ней, так или иначе, примыкало множество лучших умов дореволюци¬онной России. Кооперативный опыт хозяйствования с разных сторон изучали такие крупнейшие авторитеты отечественной экономической мысли, как А.И. Чупров (1842-1908), М.И. Туган-Барановский (1865-1919), К.А. Пажитнов (1879-1964), бывший, кстати говоря, директором Петроградского кооперативного ин¬ститута.
В центре внимания русских кооператоров стояла такая сис¬тема хозяйственной деятельности, мотивация трудовых усилий в которой не находится в прямой зависимости от размера прибыли на вкладываемый в неё денежный капитал. Элементами этой сис¬темы являлись отдельные семейно-крестьянские трудовые хозяй¬ства. А в качестве существенных связей между ними выступали кооперативные связи. Тут осуществлялась кооперация кредитная, сбытовая, потребительская и производственная. Она позволяла кооперированным крестьянским хозяйствам подняться на высо¬кий уровень трудовой эффективности, недосягаемый для капита¬листического фермерства. Поэтому уже А.И. Чупров, не дожив-
19

ший до полного расцвета кооперативного социализма в дорево¬люционной России, в одной из своих статей заметил, что в от¬ношении земледелия идея кооперации имела не меньшее значе¬ние, чем все предыдущие технические завоевания. Кооператив¬ный социализм воплощал в себе, таким образом, идеал социаль¬ной, да и национальной, справедливости без пагубной уравни¬ловки социализма послереволюционного периода времени. К со¬жалению, сложившийся в дореволюционных условиях коопера¬тивный социализм не был поддержан революционной властью. Декретом СНК от 2 декабря 1918 года был ликвидирован Мос¬ковский народный банк, служивший центром кредитной коопе¬рации. Остальные виды кооперации приобрели либо чисто фор¬мальный характер (потребительская кооперация), либо преврати¬лись в орудия силового принуждения в рамках командно-адми¬нистративной системы.
Почему же мы российские методы кооперации, продвигаемые когда-то в жизнь школой организационного производства, соотносим с методами овладения временем? Потому, что в них мы находим способы социальной организации, деятельность в которой протекает в соответствии с эктропийной составляющей временного потока. Такая деятельность не противоречит закономерностям эволюции биосферы (например, закону цефализации Дана). И поэтому нам предстоит при¬ступить к её возрождению при более полном понимании её куль-турно-эктропийного смысла.
В свете теории овладения временем новый статус приобре¬тает геополитика, новый смысл обретают геополитические изы¬скания, геополитика превращается в хронополитику. Геополитика рассматривает вопросы исследования пространства, взаимоотно¬шений народов и государств, разместившихся на земной поверх¬ности. А хронополитика рассматривает процессы в их временном разрезе, как они размещаются на временной вертикали, на оси координат, перпендикулярной координатам пространства (орто¬гональной пространству, скажем для специалистов). Находясь на ограниченном пространстве, можно добиться более эффективной деятельности во временном аспекте. Поиски геополитического
20

центра как центра мировых событий прекращаются3, всё внима¬ние сосредоточивается на временной перспективе. Центральное значение в смысле влияния на социальные, национальные и, в конце концов, на природные процессы приобретают рассредото¬ченные по ойкумене коллективы людей, которые осознают нали¬чие прямой и обратной связи во временной перспективе: прямой - энтропийной, и обратной - эктропийной. На Западе близко к этим идеям подошёл Дэйн Радьяр, книга которого «Астрологи¬ческая психология» увидела свет в 1936 году. Радьяр ввёл поня¬тия отрицательного и положительного времени. Отрицательное (негативное) время понимается, по его словам, как неизбежность прекращения. Положительное (позитивное), или холистическое, время - это способность создания целостностей. «Позитивное понимание времени, - писал он, - рассматривает его как вечное рождение целостностей, которые не непременно умирают как та¬ковые, а могут сочетаться друг с другом, образуя в этом процессе всё большие целостности. Благодаря причастности к сознанию индивид способен стать органической частью большего целого и тем самым достичь бессмертия в этом целом как проводник це¬лостности большого целого» (Дэйн Радьяр. Астрологическая психология. Новосибирск.: Гермес, 1994, с.70).
Если эти мысли нуждаются в некотором уточнении, то пра¬вильнее было бы, на наш взгляд, сказать не о «причастности к сознанию», а о причастности к той новой форме сознания, кото¬рая ставит задачу преодоления разрушительной компоненты вре¬мени. Излагаемый здесь проект овладения временем нацелен на повсеместное создание первичных коллективных ячеек - кри¬сталлических затравок, - в которых люди будут объединяться по принципу принадлежности к созидательной партии. Мы пола¬гаем, что в такие ячейки в первую очередь войдут те, кто наделён способностью обладать исторической памятью. Но не только они. Например, человек, проживший три-четыре десятка лет и увидев¬ший, как за такой короткий период исчезла с лица земли речка его детства, тоже придёт к нам. Поняв, что для реки нужен лес, он будет насаждать леса, бороться с теми, кто их истребляет,
3 Об этом частично было сказано в статье: Л.Г.Антипенко «Об организации националь¬ной геополитической службы в России: канон и канун»// Национальная безопасность и геополитика России, № 1-2, 2002. с.158-165.
21

либо способствует их исчезновению. Другой злободневный при¬мер. Сейчас имеются преступные замыслы приватизировать вод¬ные источники. Если эти замыслы сбудутся, за питьевую воду придётся специально платить. Нет необходимости лишний раз здесь объяснять, что доход от продажи воды будет тем большим, чем меньше останется окрест не отравленных ядовитыми отхо¬дами рек и озёр. Предвидящие эту угрозу тоже придут к нам. И вольются в наши ряды все те, кто понимает, что созидательная деятельность требует бескомпромиссной борьбы с партией раз¬рушителей. (Вспомним о заветах И.А. Ильина, помещённых в его книге «О сопротивлению злу силою»!).
Мы не являемся сторонниками представления об историче¬ском фатализме и не утверждаем, что победит непременно партия созидания. Тем более не разделяем мы апокалипсических наваж¬дений, которые предрекают «последние времена». Всё зависит от того, как скоро нам удастся заручиться в нашем деле поддержкой многочисленных сторонников.
Важно понять, наконец, что человечество стоит на пороге но¬вой эпохи, которая характеризуется в политическом плане тем, что существование многочисленных партий с их мелкими пар¬тийными пристрастиями и различиями теряет всякий историче¬ский смысл, и остаются только две партии: энтропийная, разру¬шительная, несущая с собою смерть, и эктропийная, творческая, воплощающая в жизнь программу овладения временем с конеч¬ной целью победы над самой смертью.
3. О тех, кто солидарен с нами, и о тех, кто находится на противоположной стороне
Русский проект овладения временем входит в жизнь, и надо бы отметить отдельных деятелей и мыслителей, которые в той или иной мере содействовали его формированию. Среди них есть те, кто обращал внимание на факт существования только двух политических партий, разнящихся по существу своим отноше¬нием к противоположным компонентам времени; есть и такие, кто указывал на необходимость эквивалентного обмена с приро-
22

дой. Изучались и различные способы восприятия времени в зави¬симости от особенностей того или иного национального ментали¬тета.
Критикуя марксистский догмат о неизбежности победы коммунизма в ходе исторической эволюции человечества, немец¬кий социолог Р. Штамлер писал (высказывание относится к 1896 году): «Раз научно познано, что известное событие произойдёт совершенно определённым образом, бессмысленно ещё желать содействовать именно этому определённому способу его наступ¬ления. Нельзя основать партию, которая хотела бы содействовать точно вычисленному лунному затмению» (цит. по: Н.Ф.Шубкин. Повседневная жизнь старой русской гимназии. СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 1998, с. 603).
Такая партия тем не менее была основана и вошла в исто¬рию под названием марксистско-ленинской партии. Её общест¬венная функция состояла в том, чтобы приблизить наступление того события - прихода коммунизма, - о котором якобы заранее было известно, что оно наступит. Наступило, однако, событие со¬всем другого рода: развал самой партии.
Что касается налаживания справедливого обмена с приро¬дой, то его добивался, среди прочих озабоченных судьбой Зем¬ной биосферы учёных, немецкий социолог Петер Козловски. В принадлежащей ему книге «Принципы этической экономии» он отмечал, что вопрос о необходимости существования обмена в сфере экономической и культурной жизни людей решается про¬сто: обмениваясь с другими, мы выигрываем время, потому что не должны всё делать сами. Однако идея обмена должна охватить собою по справедливости и сферу взаимоотношений человека и природы. В обмене с живой и неживой природой мы, по его сло¬вам, приобретаем жизнь, поскольку её невозможно воспроизво¬дить в технике. «Жизнь происходит в природе как побеждающий и требующий затрат энергии процесс. Обмен беспорядка на по¬рядок позволяет выиграть время для того, чтобы защитить жизнь от постоянного распада и постоянного саморазрушения в связи с возрастающей энтропией, мировым беспорядком <...>. Только путём обмена с природой и социальной средой живой организм может сохранить себя на более высоком уровне упорядоченности
23

и на уровне меньшей энтропии» (Петер Козловски. Принципы этической экономики. СПб.: Экономическая школа, 1999, с.308).
Требование справедливого обмена с природой относится не к самой природе, а к цивилизации, и состоит оно, в первую оче¬редь, в том, чтобы цивилизация не вносила в природу необрати¬мый беспорядок своей техногенной деятельностью, не сбрасыва¬ла в природную среду, взамен отнимаемых у неё ресурсов, ядови¬тые отходы, получаемые в результате промышленного производ¬ства. И вообще цивилизация должна привести всю жизнедея¬тельность людей в максимальное соответствие с законами су¬ществования живой и неживой природы.
К сожалению, есть целые нации, менталитет которых далёк от понимания как сущности времени, так и связанных с ним энтро¬пийных и эктропийных процессов. С.В. Дмитрюк специально ис¬следовал вопрос об образе времени в сознании представителей русской и английской культуры. В сознании русских время фигу¬рирует вместе с определением его ценности, о чём свидетельст¬вуют такие слова в обиходном языке, как (время) тратить, по¬терять, дать, кончиться. А в образе мира англичан time ассо¬циируется прежде всего с часами: настенными или башенными, карманными или наручными. Время у них - это час, день, воз¬раст, год, а также пространство, бесконечность. «Овнешнённое» время в английском языковом сознании, - пишет автор, - пред¬ставляет собой эдакий механизм (mashin) или бомбу» (С.В. Дмит¬рюк. Образ времени в сознании носителей русской и английской культур // Языковое сознание. Формирование и функциониро¬вание. М., 1998, с.210). Англичане, как правило, добавляет он, время могут проводить, потратить, с ним также связано пред¬ставление о движении, течении (там же).
Как проводит время средний англичанин, показано в одном из красочных эпизодов в романе «Суть дела» англо-американского писателя Грэма Грина. Описывается напряжённый ритм работы полицейских её Величества в одной из английских колоний в Аф¬рике и часы отдыха, когда они устраивают охоту на тараканов. Грэм Грин изображает времяпрепровождения английских поли¬цейских. Но так ведут себя не только полицейские, но и солдаты Её Величества, и не только английские, но и американские. Вот
24

так мы и знакомимся с их специфическим отношением ко време¬ни, а вместе с тем и с их утилитарным отношением к природной среде. Конечно, если путешественник посмотрит на территорию Англии или США, он увидит там ухоженные лужайки и газоны, очищенные от валежника леса, аккуратно засеянные поля. Но всё это ради комфорта англо-американского обывателя. Природа са¬ма по себе для него ценности не имеет.
Менталитет русского народа и других коренных народов быв¬шей Российской империи устроен иначе. Вот как передавал свой взгляд на жизнь, на науку и искусство, на природу грузинский поэт Илья Чавчавадзе (один из духовных наставников И.В. Ста¬лина):
«Жизнь есть корень, а наука и искусство - стебли, выросшие на нём. Подобно тому, как взошедшие из земли растения дают плоды и дойдя до зрелости, возвращают земле семена, чтобы произвести новые корни, которые выпустят новые стебли, так и произрастающие из жизни наука и искусство приносят свои плоды и возвращают жизни семена для того, чтобы зародилась новая жизнь» (Илья Чавчавадзе. Стихотворения и поэмы. Л.: Со¬ветский писатель, 1979, с. 13).
4. Заключение
Было это давно, около полутора тысяч лет тому назад. Тогда наши предки, славяно-русы, передвигаясь по просторам Восточ¬ной Европы, связали между собой реки, текущие в противопо¬ложных направлениях. Возник единый путь, который в истории получил название «путь из варяг в греки». А связь между реками осуществлялась посредством оригинальной транспортной опера¬ции - волока. Волоком переправлялись гружёные ладьи через во¬дораздел, отделяющий одну судоходную реку от другой. Как по¬казали этнолингвистические исследования, касающиеся славян¬ских племён, слово волок со значением пространства, преодоле¬ваемого судами посуху, представлено только у восточных славян. О.Н.Трубачёв дал следующую оценку данному историческому факту: «Так называемый «путь из варяг в греки», относительно
25

которого существует мнение, что развился он поздно и су¬ществовал сравнительно недолгое время - с IX по XI в. (в оценку этого распространённого мнения мы здесь больше входить не на¬мерены), расцвёл целиком благодаря своим волокам. Всё говорит за то, что и сами эти волоки, и весь этот путь, немыслимый без волоков, - детище древнерусского гения...» (О.Н. Трубачёв. В поисках единства. М.: Наука, 1992, с. 163).
Освоение пространственного опыта по преодолению речных водоразделов позволяло нашим людям распространить его, от¬правляясь от пространственной протяжённости, на временную длительность. Теперь мы можем с полной уверенностью сказать, что когда российское казачество, осваивая новые земли, двига¬лось посолонь, навстречу солнцу, на восток, и покоряло необъят¬ные просторы Сибири, оно совершало не только пространствен¬ное перемещение, протекающее во времени, но и овладевало со¬зидательной компонентой времени.
То же самое можно усмотреть и в военной деятельности на¬ших выдающихся полководцев и флотоводцев. Обобщая свой во¬енный опыт, А.В. Суворов в одном из писем к единомышленни¬кам писал: «Надлежит исподволь развернуться, круто подняться вверх...<...>. Я ползать не могу, вались хоть Вавилон» (А.В. Су¬воров. Письма. М.: Наука, 1986, с.471). В его словах-- восстание, но, как видно в данном случае, не против земной тяжести, а про¬тив скользящего под уклон социального времени. Такая особен¬ность русского национального умонастроения в конце концов нашла своё образное выражение в следующих стихотворных строках А.К. Толстого:
Мы же поднимем
Течение встречное
против течения.
Излагаемый нами проект должен заслужить, в первую оче¬редь, внимания со стороны тех живущих с нами рядом, кто ста¬вит перед собой задачу установить в обществе и государстве по¬рядок национальной и социальной справедливости. Проект пока¬зывает, что социальная справедливость недостижима без уста¬новления справедливости национальной. (Попытка установления в СССР общества социальной справедливости за счёт попрания
26

национальных интересов русского народа закончилась полным провалом). Но национальная справедливость может быть реали¬зована только при условии, что человек, не утративший чувства причастности к своему родословному дереву, принадлежит к оп¬ределённой, реально существующей нации. Нации могут распа¬даться, а противостояние такому распаду, созидание националь¬ного единства обречено на успех, а не на провал, только в по¬рядке освоения созидательной компоненты времени. Ведь сози¬дание, укрепление национального единства достигается в про¬цессе, противоположном процессу распада, деградации, распыле¬ния нации, одним словом, в процессе, противоположном энтро¬пийной тенденции её развития.
При налаживании предстоящей нам работы по укреплению национальной солидарности следует почаще вспоминать о по¬учительных моментах нашего исторического опыта. Было уже замечено, что каждый народ, этнос, имеет своё определённое ли¬цо, так что его можно назвать народной личностью. А человек есть личность индивидуальная. Вместе с тем известны примеры тех идеальных свершений, когда личность индивидуальная наи¬более полно выражает личность народную, совпадает по своему духовному содержанию с последней. Таким был у нас Пушкин. К такому идеалу должны стремиться и борцы за национальную и социальную справедливость в условиях открываемой перед нами эпохи временного преображения.
* * *
Пониманию смысла временной стихии, на овладение которой направлены наши усилия, способствует её уподобление стихии музыки. Всякое музыкальное произведение, будь то симфония или соната, всякая музыкальная тема развёртывается во времени, отделяется от пространственных атрибутов действительности. Музыкальное произведение перестало бы отвечать своему назна¬чению, если бы в нём не было возвращений к уже прозвучавшей мелодии, не было бы того, что называют ритмическим строем произведения. Симфония развёртывается во времени, но вместе с
27

тем она существует не в виде разрозненных частей, а в своей це¬лостности.
При таком уподоблении времени музыкальной стихии стано¬вится понятно, что общественный идеал нельзя соотносить с не¬ким финалом во времени. Идеал музыкальной симфонии, писал Н.В. Устрялов, не в её финале, а в целокупности её, в единстве. Отсюда исходит утверждение, что в музыкальном времени нет прошлого. Но так, утверждает он, предстаёт и мировая история. «Она тяготеет к идеалу, насыщена им, томится по нём и вопло¬щает его, но бесполезно искать его торжества в начале её, в сере¬дине или в конце. Он всю её проникает собою, он везде и во всём. Он - в её логике, в её динамике, диалектике, в её нарастающих ритмах» (Н.В. Устрялов. Проблема прогресса. М. 1998, с.44-43).
Скажем ещё раз, что музыка в чистом виде представляет собой наиболее адекватную модель времени, выраженную средствами искусства. В этой модели раскрывается органический характер временной стихии. Но нам следует помнить о том, что когда ли¬беральные «композиторы» со своими модернистскими вывертами покушаются на музыкальный порядок вещей, они стремятся ут¬вердить в жизни не только музыкальный сумбур, но и сумбур в историческом времени. Они даже изобрели для этого специаль¬ную философию - философию абсурда. Нам, сторонникам рус¬ского проекта овладения временем, с ними не по пути. Наш путь
- путь творческого созидания, а не буржуазного духовного оску¬
дения. Наши действия направлены на поддержание и развитие
многокрасочной жизни на планете Земля.
Приложение 1
К вопросу о конкретных формах самоорганизации
Часто бывает так, что учение о том, что надо делать в тех или иных обстоятельствах, легче усваивается после того, как рас¬смотрены отрицательные примеры, показывающие, как не надо делать. У нас под рукой два ярких примера из российской исто¬рии. Один из них относится к творчеству Андрея Белого, другой
- к поэзии Александра Блока.
28

Андрей Белый показывает свою отрешённость от русского на¬рода, от той социальной среды, в которой он жил; и вместе с чув¬ством этой отрешённости выражает желание, чтобы и вся Россия подверглась хаотическому распаду, распылилась в пространстве. У Александра Блока в его стихотворении «Девушка пела в цер¬ковном хоре» звучит трагическая нота, свидетельствующая о его фатальном отпадении от живого потока времени.
Антирусское по своему духу упадочническое стихотворение «Отчаяние» было напечатано А. Белым в 1908 году. Приводим его фрагмент:
Довольно, не жди, не надейся -Рассейся, мой бедный народ.
В пространстве пади и разбейся. За годом мучительным год,
Века нищеты и безволья. Позволь же, о Родина-мать,
В сырое, в пустое раздолье,
В раздолье твоё прорыдать.
Заканчивается стихотворение таким пассажем:
Исчезни в пространстве, Исчезни, Россия, Россия моя!
Теперь обратим внимание на стихотворный опус А. Блока:

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою <...>
И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи корабли,
Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели.
29

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат, Причастный тайнам, - плакал ребёнок
О том, что никто не придёт назад.
Это стихотворение тоже было опубликовано во времена лихо¬летья, в годы революционной смуты. Человек, выплеснувший се¬бя из временного потока, отпавший от своего генеалогического древа, оказался не в ладах и с временным потоком. Христианская религия, вместе со всем её трагически-апокалипсическим моти¬вом, всё же выступает как более оптимистическое мировоззре¬ние. Воскресение Иисуса Христа демонстрирует нам победу над смертью. Стоит напомнить и о том, что в греческих текстах Еван¬гелия нашему слову «воскресение» соответствует термин «вос¬стание». Так вот это восстание означает не что иное, как восста¬ние против энтропийной компоненты времени, которая придаёт временному потоку видимость полной необратимости. Блок же в своих строках «причастный тайнам, плакал ребёнок // о том, что никто не придёт назад» отождествляет Христа с ребёнком, кото¬рый знает, что победы над смертью нет. Получается так, что По¬бедивший смерть отрицает возможность такой победы. Какое страшное умопомрачение!
Мы не случайно поставили в один ряд стихи Андрея Белого и Александра Блока, в них раскрывается два аспекта одного и того же мировидения. Порок этого мировидения состоит в том, что человек, потерявший нить своей родословной, становится непри¬частным своему народу, той его массе, которая живёт вместе с ним в данное время.
Одна из важнейших причин распада Советского Союза, кото¬рую никак не могут понять коммунистически настроенные пат¬риоты, состоит в том, что за годы советской власти, за исключе¬нием эпохи Сталина, делалось всё, чтобы вытравить из народа историческую память, обрубить все его генеалогические связи. Когда в 1982 году вышел в свет роман-эссе Владимира Чивили¬хина «Память», направленный на восстановление таких связей, либеральные коммунистические идеологи поняли, что может на-
30

ступить конец их космополитической власти. И тогда они поспе¬шили с реализацией заранее заготовленной программы пере¬стройки.
Русский проект овладения временем противостоит этим па¬губным тенденциям - тенденциям распада, атомизации общества. Дело овладения временем осуществляется сразу по нескольким направлениям:
1) По линии родовой самоорганизации, в центре которой стоит семья со всеми её семейными преданиями, побуждающими но¬вые поколения брать пример с лучших деяний своих предков и претворять в современную жизнь дела подобного рода.
2) Налаживанием самоорганизации по месту жительства. Органи¬зованный по месту жительства коллектив может добиться очень многого по улучшению условий своей жизни. Надо толь¬ко иметь в виду, что основой улучшения материального благо¬состояния является духовное единство. В каждой местности, в каждом регионе есть свои исторические и природные памят¬ники. Объединяйте людей вокруг них. Добивайтесь того, что¬бы по вашей земле струились чистые воды, пробивались чис¬тые родники. Расширяйте зону своего влияния, чтобы соеди¬ниться с другими регионами, занятыми такими же благими де¬лами. Всё это будет способствовать национальной солидарно¬сти.
3) Не следует упускать из виду и самоорганизацию профессио¬нальную. Как сказал Козьма Прутков, «специалист подобен флюсу, полнота его - односторонняя». Он имел в виду специа¬листа, выключившего себя из живого потока времени, из оте¬чественной истории. Таких специалистов приобщить к отече¬ственной и мировой истории могли бы другие специалисты из числа тех, кто обладает широтой взгляда на взаимосвязь про¬шлого, настоящего и будущего. Здесь нам надо научиться ме¬ханизму такого отбора, чтобы не смешивать, например, искус¬ственно-надуманные исторические измышления Льва Гуми¬лёва с работой таких наших замечательных мыслителей, как тот же Владимир Алексеевич Чивилихин, Борис Александро¬вич Рыбаков, Иван Антонович Ефремов и др.
31

Но самое главное - соответствующая работа в области на¬циональной культуры, под которой мы понимаем все аспекты на¬родной жизни. Продолжительный опыт изучения национально-патриотических движений и организаций дореволюционной и послереволюционной России позволил выявить их серьёзные не¬достатки, скорее даже, общую роковую ошибку, помешавшую всем нам добиться национального сплочения. Причина - одна: почти в каждом случае при создании национально-патриоти¬ческой организации её инициаторы выхватывали из целостного, уникального пласта русской, российской культуры какой-либо один из её элементов и выставляли его в качестве условия, необ¬ходимого и достаточного для того, чтобы привести к успеху. Чего мы тут только ни находим! Одни выдвигают на передний план экономический вопрос, забывая о том, что «не единым хлебом жив человек», что экономика, сколь бы важное место она ни занимала в жизни общества, является всё же только частью наци¬ональной родовой культуры. Другие апеллируют к языку, выде¬ляя некоторую социальную прослойку, которая фигурирует под названием русскоязычных, словно отряд парнокопытных в зоо¬логии. Третьи делают упор на отвлечённое понятие социальной справедливости, провозглашая главной общественной ценно¬стью социализм, хотя социализм социализму рознь. (Есть соци¬ализм национальный, есть социализм интернациональный, вы¬ступающий под названием коммунизма, и т.д., и т.п.).
Большую путаницу в национальное самосознание вносят те теоретики и философы, которые все особенности культурного бытия нации пытаются свести к географическому или чисто пси¬хологическому фактору, как это делает, например, в своих сочи¬нениях Л. Гумилёв. Но самую серьёзную ошибку допускают те, кто забывает о том, что и религия выступает всего лишь одним из аспектов национально-этнической культуры. Под знаком освое¬ния времени не остаётся места для противопоставления двух форм нашей отечественной религии - религии дохристианской и религии православно-христианской, ибо та и другая находятся в органическом единстве друг с другом и объединяются понятием православия.
32

Приложение 2

К вопросу о временном содержании преображения
Русский проект овладения временем напрямую соотносится с тем, что в предисловии названо преображением. В процессе раз¬работки проекта мы получили ряд отзывов читателей, в которых изложена просьба уточнить, по каким более конкретным призна¬кам можно судить о сущности преображения, о его связи с време¬нем. По отношению к отдельному человеку на такой вопрос отве¬тить нетрудно. Человека как личность в первую очередь характе¬ризуют его глаза. Давно было подмечено и точно сказано, что глаза - зеркало души. Душа человека погружена во временной поток. И она не является пассивным отражением этого потока. Душа работает и, в меру своей способности, отбирает из потока, в большей или меньшей мере, либо созидательную, либо разруши¬тельную компоненту. Когда у человека глаза ясные, чистые, лу¬чистые, сияют добротой, будьте уверены, что с душой у него всё в порядке, так же как и с физическим здоровьем. Если глаза мут¬ные, тупые (представьте себе рецидивиста-уголовника, с какими нередко приходится теперь встречаться), это говорит о том, что душа такого человека подпорчена, а в крайнем случае стала но¬сителем всех социальных пороков.
Каждый согласится с тем, что основным органом человека, где происходят психические, душевные процессы, является его мозг, его церебральная система. Глаза - существенная часть этой сис¬темы. Глаза, следовательно, свидетельствуют не только о психи¬ческом состоянии человека, но и о физиологическом состоянии его мозга. Все люди, которые отравляют свой мозг алкоголем, та¬бачным никотином, наркотиками, приводят его в такое плачевное состояние, при котором он лишается способности воспринимать созидательную компоненту времени, и по глазам можно судить о его болезненном состоянии. Душа и тело такого человека разру¬шаются.
Посмотрите в глаза здорового ребёнка, когда его организм раз¬вивается, будучи включённым в процесс антиэнтропийного тече¬ния времени. Вы увидите в его глазах радость созидательной
33

жизни. Этой радости лишены те дети, которые рождаются у по¬рочных родителей. Но кто дал им право наделять своими поро¬ками будущие поколения?!
Итак, к первым признакам, по которым можно судить о про¬цессе преображения отдельного человека, относится состояние его глаз. Примерно так обстоит дело с душой того или иного на¬рода. Говорят, что, когда народ проходит стадию деградации, разложения, его сознание оказывается неспособным восприни¬мать творческие идеи и воплощать их в жизнь. Долгое время су¬ществовало ложное представление об идеях как о чём-то таком, что в неизменном, вечном виде существует в каких-то высших сферах и опускается на землю, чтобы воплотиться в жизнь в зем¬ных образах красоты, добродетели, истины и т.п. Теперь мы на¬чинаем понимать, что таких неизменных идей, или эйдосов, как их называл древнегреческий философ Платон, нам никто не под¬брасывает. Тот умопостигаемый Логос, о котором писали антич¬ные мыслители, есть Логос динамический. И у него, и у времени одна и та же модель - музыкальная симфония. Народ, который лишается способности слушать подлинную музыку - музыку Чайковского, Бетховена, Моцарта, Мусоргского и т.д., - приоб¬щаясь к суррогатам в виде поп-музыки, лишается не только нор¬мального слуха, но лишается и нормального зрения. Такой народ становится на путь самоубийства.
Между состоянием души человека и состоянием его глаз су¬ществует прямая и обратная связь. Коррекция зрения у тех лю¬дей, которые страдают близорукостью, дальнозоркостью, астиг¬матизмом и другими заболеваниями глаз, благотворно воздейст¬вует на душу человека, если она проводится правильными мето¬дами. Разработаны ли такие методы? Да, такая методика разрабо¬тана и с нею можно познакомиться, в частности, на лекциях проф. В.Г. Жданова. Её отличает ширина и глубина подхода к исцеляющим процедурам, при котором излагаются рекомендации не только по коррекции зрения, но и рекомендации по возвраще¬нию к здоровому образу жизни, по очищению души от ложных программ, которые закладываются в человека в условиях пороч¬ной, антинародной политики.
34

Преображение — это такая деятельность человека, которая очищает его душу от порочных установок и делает её открытой по отношению к Логосу в том его понимании, которое было из¬ложено выше. Логос и есть созидательная компонента времени, но только это не набор неизменных идей, а сочетание смыслов, наподобие того сочетания музыкальных смыслов, которое мы ощущаем, слушая симфонию. Эти смыслы находятся в постоян¬ном движении, они являются содержанием процесса непрерыв¬ного творческого созидания, которое беспредельно. Творческая составляющая времени неизменно присутствует в жизни; она доступна каждому человеку, уверенно встающему на путь очи¬щения, преображения своей души. Она доступна народу, осознав¬шему необходимость преображения своего социального бытия.
Приложение 3
Физико-теоретические пояснения
Данное приложение адресовано тем из наших читателей, кого интересует физико-теоретическая сторона вопроса об овла¬дении временем. В тексте проекта приходилось использовать та¬кие понятия, как интерференция прошлого с будущим, взаимо¬связанность энтропийной и эктропийной компонент времени в едином временном потоке и т.п. Не следует думать, что эти тер¬мины и понятия используются как метафоры. Они имеют строго научный смысл. Его источником служит квантовая механика и в особенности физика квантовой информации. Необычные, с точки зрения устоявшихся представлений, свойства времени раскрыва¬ются, в частности, при анализе квантово-информационного экс¬перимента, получившего название «эксперимент с задержанным выбором» (см., например, книгу: С. Трейман. Этот странный квантовый мир. Москва - Ижевск, 2002, с. 152 -154).
Поскольку детальное описание его заняло бы много места, я заменю его изложением мысленного эксперимента, известного по статье Дж. Уилера «Квант и Вселенная» (см.: Астрофизика, кван¬ты и теория относительности. М.: Мир, 1982, с. 535 - 558).
Три следующих тезиса содержатся в статье:
35

1) физика становится столь же историчной, как сама исто¬рия;
2) квант опровергает точку зрения, что можно охватывать реальность такой, какой она мыслится независимо от её наблюдения;
3) при интерпретации ряда квантовых экспериментов нельзя отделаться от вывода, что наблюдатель здесь и сейчас
воздействует на прошлое, заставляет его взаимодействовать с будущим при формировании настоящего.
Вывод, содержащийся в п.З, автор демонстрирует на мы¬с-
ленном эксперименте, проводимом в масштабах Вселен¬-
ной. Если, говорит Уилер, речь идёт, например, о наблюде¬-
нии фотона, испущенного, скажем, десять в девятой степени лет тому назад, то фотон может предстать перед наблюдателем в разных ипостасях.
Наблюдатель является единственным, кто решает, что сле-¬
дует искать - круговую или линейную поляризацию. «Его
выбор полностью определяет различие в утверждениях, ко-¬
торые могут быть сделаны относительно этого фотона. В
пределах этих различий имеет смысл утверждение, что на¬-
блюдатель здесь и сейчас участвует в образовании ранней
Вселенной, хотя это представляет собой обращение обыч¬-
ного хода времени» (с.555).
Если испущенный в какой-то момент времени фотон соотнести с настоящим «теперь», то вопрос о том, будет ли он иметь круговую или линейную поляризацию, должен быть отнесён к тому, что наступит в будущем. Будущее воз¬действует на прошлое, в данном случае - посредством на¬блюдателя, который готовит, по своему выбору: либо при¬бор для измерения круговой поляризации, либо прибор для измерения поляризации линейной. Так человеческий фактор влияет в конкретных обстоятельствах на время.
Сам эффект интерференции прошлого с будущим не может быть описан во времени. Интерференция - свойство волновых процессов. Два волновых процесса могут интер¬ферировать друг с другом, если между ними имеется коге¬рентная связь. Основная идея понятия когерентности, как пишет один из физиков, - несиловое взаимодействие, син-
36

хронизация. Можно представить себе синхронизацию пары пространственно удалённых друг от друга часов, которые начинают ходить согласованно не в результате силового действия одних часов на другие, а в результате мгновенно устанавливаемого между ними взаимовлияния (см.: Л.А. Ше-лепин. Когерентность //Новое в жизни, науке и технике. Физика, 1985/4, М.,1983). Поскольку квантовая механика изучает волновые свойства материи, понятия интерферен¬ции и когерентности занимают в ней центральное положе¬ние. Что касается двухкомпонентного состава времени, то к такому представлению о времени подводят основные поло¬жения релятивистского варианта квантовой теории.
37

Оглавление
1. Предварительные замечания 3
2. Развёрнутое представление проекта 12
3. О тех, кто солидарен с нами, и о тех, кто находится на проти¬воположной стороне 22
4. Заключение 25
Приложение 1. К вопросу о конкретных формах самоорганиза¬-
ции 28
Приложение 2. К вопросу о временном содержании преобра¬-
жения 33
Приложение 3. Физико-теоретические пояснения 35
38

ББК87
А 72 УДК 1/14
Л. Г. Антипенко
О русском проекте овладения временем (Послание бор¬цам за социальную и национальную справедливость) - М.: Век книги, 2004. - 39 с.
ISBN 5 -94438 - 015 -0
© Антипенко Л.Г., текст, 2004
Научное издание
Леонид Григорьевич Антипенко
О русском проекте овладения временем
Послание борцам за национальную и социальную
справедливость
На первой странице обложки использована репродукция
с картины художника В.Л. Крылова
«Новодевичий монастырь»
Редактор - В.И. Самохин
Лицензия ИД № 03889 от 30 января 2001 г.
Сдано в набор 15. 03.2004. Подписано в печать 05.04.2004.
Уч.-изд.л. 2,0. Усл.-печ.л. 2,0. Формат 60 х 90/16. Тираж
1300 экз. Печать офсетная. Бумага офсетная. Гарнитура
«Тайме Нью Роман». Заказ 179.
Издательство «Век книги» ;. г. Москва, ул. 3-я Мытищинская д.З Типография «Евсти»