Экспертное заключение
(извлечения)
В учебнике ничего не сказано о значимости религии в жизни человека и о том, что главные ценности мировых религий (Царствие Божие, нирвана) выходят за пределы реальной человеческой жизни.
С первых страниц и на протяжении всего текста о «душе» говорится как о реальности, но «душа» – не научный термин, т.к. наука существования души не признает. Даже не все религии признают ее существование (в буддизме, например, души нет).
Определения базовых понятий («культура», «традиции», «духовный мир» и др.) некорректны. Так, в дефиниции духовного мира (С.4) знания противопоставляются «другой информации» непонятно по какому критерию и в духовный мир включается «содержание отношений», но почему-то не сами отношения. Также не учтено, что в духовный мир входят не только мысли, но и чувства, что духовный мир называют не просто «миром культуры», но «миром духовной культуры», поскольку культура делится на духовную и материальную.
Чрезвычайно скупо в учебнике представлен индуизм, который в качестве идеологии совместного бытия и «благоговения перед жизнью» чрезвычайно поучителен. Буддизм в этом смысле ему проигрывает.
Выводы: 1. Общая концепция курса плохо проработана, т.к. содержание общих разделов учебников в 6 модулях не пересекается, а дублируется, что разрушает смысловые связи внутри отдельных модулей, а значит, и всего курса в целом.
2. В учебнике чрезвычайно много фактических неточностей и ошибок.
Заключение: в настоящем виде учебник не может быть допущен для распространения в школах РФ как не дающий адекватного представления о духовной культуре, но представляющий ее упрощенно-искаженную картину, навязывающий ученикам религиозную идеологию и не соответствующий светскому характеру образования в РФ.
12 февраля 2010 г.
Кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник Сектора восточных философий Учреждения Российской Академии наук Института философии РАН
Н.А. Канаева |
|||||
|