Институт Философии
Российской Академии Наук




  И.Р.Насыров. Заки Валиди Тоган. Тезисы доклада
Главная страница » » Сектор философии исламского мира » Семинар «Архитектоника культуры» » И.Р.Насыров. Заки Валиди Тоган. Тезисы доклада

И.Р.Насыров. Заки Валиди Тоган. Тезисы доклада

Доклад Насырова Ильшата Рашитовича, доктора философских наук, ведущего научного сотрудника сектора философии исламского мира ИФРАН 27 января 2009 г. в 16.00, ИФ РАН, к.520.

 

«Запад и исламский мир в философии истории Заки Валиди Тогана»

 

Тезисы доклада

 

В выступлении предполагается развить тему, связанную с проблематикой взаимоотношения Запада и исламского мира, а именно: рассмотреть философские взгляды видного востоковеда-тюрколога и представителя элиты российских мусульман начала XX века Заки Валиди Тогана (1890-1970) на природу оснований западной и мусульманской цивилизаций.

 

Процесс модернизации России (со второй пол. XIX в.) вызвал активизацию среди мусульман России общественной мысли (социально-политической, экономической и религиозно-философской). Поиски теоретического ответа на требования зарождающейся глобализации (путем сочетания технических и научных достижений западной цивилизации и религиозных и национальных традиций мусульманских народов России) привели Заки Валиди Тогана к идейному расхождению с представителями панисламизма и пантюркизма (пантатаризма) после того, как он в результате научного анализа пришел к выводу, что философские основания идейных доктрин (исламизм и тюркизм) этих течений российского мусульманского либерализма несостоятельны и не отвечают духу времени.

 

Заки Валиди Тоган специально исследовал основания ислама и исламской культуры, чтобы ответить на следующие вопросы:

• Что было истинной причиной отставания мусульман, особенно тюрок?

• Справедливо ли мнение, что главной причиной тому является ислам?

 

Изучение философии истории Ибн Халдуна и социально-экономических воззрений европейских и русских ученых (1910-1912 гг.) определили позицию Заки Валиди Тогана об отрицательной роли теократии в истории мусульман, в частности тюрок, и его критическое отношение к идеологии исламизма, сторонники которой, будучи убежденными в безусловной пригодности коранических предписаний на все времена и для всего человечества, хотели обновить мусульманский Восток путем согласования исламского вероучения с духом времени. Заки Валиди Тоган делает вывод, что все попытки египетского мусульманского реформатора Мухаммада Абдо, турка Махмуда Эсада Эфенди и татарского мусульманского мыслителя-реформатора Мусы Джаруллаха Бигиева модернизировать ислам, поставив его на основу современных законов, совершенно бесплодны.

 

Позднее Заки Валиди Тоган наиболее развернуто и концептуально изложил основные положения своей философии истории в контексте соотношения западной и мусульманской цивилизаций в работе «Методология исторических исследований» (Tarihte usul).

 

Он указывает, что есть два поколения западных ученых, специально обращавшихся к теме сравнения оснований западной и восточной цивилизаций: первое поколение представлено Е. Ренаном, В. Дрепером, Е. Кремером, Р. Дози, а второе поколение – А. Масси, Полем Валери, Г. Лебоном, О. Шпенглером, А. Тойнби, В. Дюраном и др. Заки Валиди Тоган отмечает, что среди западных интеллектуалов распространена точка зрения, согласно которой моральный дух западной цивилизации сложился преимущественно под влиянием христианства. Благодаря унаследованным от античности способности и тяги к исследованию Запад является миром, преисполненным духа активности, где человек движим требованиями разума и природы. Восток же для них – это мир, погруженный в покой и самосозерцание, бездеятельный и не способный к умственной рефлексии, озабоченный прошлым и не придающий особого значения будущему.

 

Заки Валиди Тоган считает вышеизложенные определения западной и восточной цивилизаций ошибочными. Он объясняет отставание Востока от Запада причинами экономического характера: из-за открытия европейцами морских путей сухопутные торговые пути на Востоке оказались заброшенными, что привело к экономической стагнации мусульманских стран. Причины этой ситуации – исторического, то есть временного характера, а значит по мере развития современных наземных и воздушных транспортных средств в течение двух-трех поколений это отставание может сократиться до минимума.

 

Его отношение к тезису о так называемом «творческом мышлении» Запада и «косном духе» Востока.

 

Во-первых, по его мнению, преимущество Запада над Востоком – это не проблема трех тысяч лет, а проблема, возникшая в результате открытия европейцами морских путей, что привело к бурному экономическому подъему Запада.

 

Во-вторых, необходимо выделение «культурных» и «цивилизационных» различий. Мусульманский Восток относится к восточному миру в чисто географическом смысле, что мусульманский Восток, рассматриваемый в цивилизационном отношении, на самом деле является частью западной цивилизации, отличаясь от него как культура. Западу же как цивилизация противостоит не мусульманский Восток, а Индия и Китай вместе взятые. В эпоху творческого развития своей цивилизации исламский мир был частью западного мира, развивающегося на основаниях греческой цивилизации. Разрыв мира ислама и мира античной Греции произошел в период упадка последнего, когда христианская религия соединилась с западной цивилизацией (ал‑Бируни). Несмотря на цивилизационное единство западного и мусульманского мира, как полагает Заки Валиди Тоган, культурные различия (обычаи, этикет (адаб), религия и мораль) между ними еще долго будут сохраняться. Однако разница между Западом и Востоком будет оставаться как разница не субстанциального, а преходящего порядка.

 

Вопрос о критериях усвоения стандартов западной цивилизации при возможности и даже необходимости сохранения культурных различий (собственной традиции). Есть два критерия современного творческого мышления: 1) если предмет (артефакт) создан независимым образом (как предмет свободного творчества, а не как произведение, созданное согласно традиции); 2) внимательность (dikkat). Такие качества, как внимательность (dikkat) и тщательность (itina) не являются расовой особенностью, а суть результат воспитания. Для реализации самой этой цели (формирование творческого мышления) следует выполнить три условия: 1) Постоянно критиковать теории о расовом превосходстве западных народов; 2) превратить дело по обучения творческому мышлению в задачу национального масштаба; 3) осуществлять деятельность по формированию научной активности и созидательного духа в плановом порядке.

 

Заки Валиди Тоган, принципиально не приемлющий политический ислам, признавал духовное значение ислама как интегрирующей силы для мусульманских народов. Он видел ценность Халифата не в теократии, а в культурном исламе. Расцвет Халифата – это заслуга культурного ислама, его терпимости, благодаря чему стал возможен синтез различных культур и деятельность ученых разных национальностей. Первое усиление культурного ислама произошло после завоевания Ирана, включения в мир ислама иранской культуры, что привело, как следствие, к разрушению моноязычия и монокультуры арабов. Главная заслуга тюрок в истории ислама, согласно Заки Валиди Тогану, состоит в утверждении светскости во власти и ослаблении теократии.

 

В противовес планам панисламистов объединить исламский мир на принципах политического ислама, на основе ортопраксии и подчинения мусульман эксклюзивистской религиозной идеологии, Заки Валиди Тога считал необходимым сохранять универсальный исламский мир как культурное целое на основе исламских духовных ценностей, опираясь на принципы справедливости и разума.

 

Заки Валиди Тоган идейно разошелся с теми российскими мусульманскими деятелями, которые стояли на позициях исламизма и тюркизма (татаризма), но в то же время не был выразителем узкого племенного сепаратизма, как утверждали его оппоненты из числа татарских националистов. Заки Валиди Тогана можно отнести к национал-демократам с их стремлением успешно реализовать задачи этноидентификации своих народов в непростых условиях развернувшейся гражданской войны в России. Одним из результатов его нациестроительства стало развитие России не на путях унитарного государства, а федерации.

 

В современных работах по данной проблематике за редким исключением не указывается на самое важное – на утопичность проектов российских мусульманских деятелей как правого толка (исламистов), так и центристов, представленных тюркистами (татаристами). На наш взгляд, следует обратить большее внимание на опыт реализации ряда проектов нациестроительства в Башкортостане и Турции, выдержавших испытание временем, инициатором одного из которых в Башкортостане был Заки Валиди Тоган.