Институт Философии
Российской Академии Наук




  АВТОРИТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ
Главная страница » » АВТОРИТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ

АВТОРИТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ

АВТОРИТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ В широком смысле общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте. В узком – одна из форм осуществления власти, с помощью которой обеспечивается контроль за действиями людей и их согласование. Авторитет – комплексное интегральное качество его субъекта (носителя авторитета). Он обусловлен признанием со стороны других лиц и ограниченностью возможностей рациональной оценки и обоснования ими возникающих альтернатив. Авторитет основан на доверии к качествам и достоинствам его носителя. Авторитет приобретается, зависит от эффективности выполнения субъектом своих социальных функций и не сохраняется, если не подкрепляется последующей деятельностью. Эффективность авторитета во многом определяется взаимодействием его с другими формами осуществления власти. Авторитет связан со способностью лица или группы лиц направить деятельность и поведение человека, не прибегая к принуждению, насилию и т.д. В отличие от внешнего принуждения, опирающегося на постоянную возможность прямого применения силы (насилия), власть авторитета поддерживается моральными основаниями (нравственными качествами субъекта), рационально обоснованной системой правовых норм, обеспечивающей законность, а также харизмой политического лидера, наделяемого экстраординарными качествами (святости, мудрости и др.). Если следовать классификации М.Вебера, в первом случае возникает традиционный способ закрепления авторитета, во втором – рационально-легальный, в третьем – харизматический. Легитимации подлежат все основные элементы механизма образования авторитета: институты, через которые он осуществляется, авторитетные роли носителя авторитета и способ провозглашения и структура самих авторитетных требований и распоряжений. Американский социолог Э.Шилз, развивая концепции Вебера о легитимации авторитета, подчеркнул, что авторитет – это способ принятия субъектами определенных обязательств, а провозглашаемые авторитетные нормы, распоряжения носителей авторитета принимаются на веру и на основе доверия. Речь идет о вере в некую прямую или косвенную связь с высшей «легитимирующей властью», которой может считаться воля бога, «завет» основателей государства или общества, «воля народа», «естественное право» и т.д. Т.о., не только харизматический (как полагал Вебер), но и традиционный и рационально-легальный способы легитимации авторитета, по Э.Шилзу, также покоятся на «вере в некую связь» со священным (харизматическим) источником хотя эта связь опосредована. В современной социологии легитимация охватывает не только носителей авторитета, но и исполнителей обращенных к ним распоряжений.

Характеристика и оценка социальной функции авторитета различаются в зависимости от того, какой из выделенных М.Вебером «идеальных типов» принимается за основной и наиболее адекватный самому «принципу» авторитета. Те социологи, кто таковым считают харизматический авторитет, связывают его с произволом тоталитарной власти, подчеркивают зависимость авторитета от политического насилия, необходимость развенчания всех и всяческих авторитетов как «идеологического камуфляжа» тоталитаризма с целью создания «общества без авторитетов», каковым они считают «подлинно демократическое» общество. Те социологи, кто отстаивают антилиберальные ценности, усматривают в авторитете необходимый инструмент «воли к власти». Те социологи, политики, иго исходит из «модели» рационально-легального авторитета, видят в нем необходимый элемент либерально-конституционной власти. Социолога и политологи, которые ориентируются на традиционный авторитет как основополагающую форму осуществления власти, расходятся в оценке его социальных функций в зависимости от того, тяготеют ли они к консервативным или радикально политическим взглядам. Если для представителей консервативных взглядов «традиционность» авторитета является условием его «стабилизирующей» функции в обществе, то для защитников радикализма традиционность авторитета – тормоз на пути «общественного прогресса».

 

Литература:

  1. Технологии политической власти, Киев, 1994;
  2. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М. 1994;
  3. Райх В. Психология масс и фашизм. СПб. 1997;
  4. Политические элиты России. М. 1998;
  5. Weber M. Gesammelte Aufsätze zur Sozial und Wirtschaftsgeschichte. Tüb., 1924;
  6. Lasswell H. Power and Personality. N.Y., 1948;
  7. Strohal R. Autorität, ihr Wesen und ihre Funktion im Leben der Gemeinschaft. Freiburg – W., 1955;
  8. Eckstein H. and Gurr Т.R. Patterns of Authority. A Structural Basis for Political Inquiry. L., 1975;
  9. Watt Е.D. Authority. L., 1982.
  10. Toffler A. Powershift. N.Y., 1990.

Г.Ю.Семигин