Институт Философии
Российской Академии Наук




  А.В.Смирнов. Философская лексика как тезаурус. Тезисы
Главная страница » » Сектор философии исламского мира » Семинар «Архитектоника культуры» » А.В.Смирнов. Философская лексика как тезаурус. Тезисы

А.В.Смирнов. Философская лексика как тезаурус. Тезисы

 

    Заседание семинара состоится 4 июня (четверг) в 16.00, к.520 (ИФ РАН). Докладчик - чл.-корр. РАН, зав. сектором философии исламского мира А.В.Смирнов.

 

Можно ли представить философскую лексику как тезаурус?

 

    Идея «тезаурусного» подхода к описанию восточной культуры была выдвинута и разрабатывалась Г.А.Ткаченко. Основная мысль заключается в том, что понять культуру, устроенную существенно иначе, нежели собственная культура исследователя, можно не через приравнивание ее понятий понятиям, заимствованным из арсенала собственной культуры исследователя, а только через систему внутренних связей. С этой точки зрения, каждый объясняемый термин (понятие культуры) должен быть поставлен во всю систему связей со всеми другими терминами (понятиями культуры). Именно эти внутренние связи, взятые как система, объяснят смысловое наполнение термина. Прямое приравнивание объясняемого термина тому или иному понятию собственной культуры исследователя ничего не дает для его понимания, поскольку в собственной культуре исследователя любой термин, предлагаемый на роль эквивалента, поставлен в существенно иную систему связей, а значит, имеет существенно иной смысл.

 

     Тезаурусный подход исходит из представления о культуре как смысловой целостности. Результаты философского мышления, которое не может не быть систематичным (что не равно стремлению к созданию эксплицитной философской системы), также представляют собой целостность. Философское мышление кристаллизуется в понятиях. Вопрос, который предлагается для обсуждения, звучит так: может ли список терминов некоего конкретного автора быть представлен как тезаурус; иначе говоря, (1) образуют ли философские понятия системную сеть, и (2) может ли значение понятий быть эксплицировано исходя из внутренних системных связей без обращения к внешним эквивалентам?

 

     Я предполагаю, что на эти два вопроса может быть дан положительный ответ. На примере философской терминологии Ибн Араби будет показано, как выстраивается система связей между ключевыми и второстепенными понятиями, какие внутренние (присущие самой системе связей) механизмы ответственны за смысловое наполнение терминов и как терминологический костяк разворачивается в философему. Поскольку философия является одним из сегментов культуры, в образовании философского тезауруса задействованы те же механизмы смыслообразования, что и целостном тезаурусе культуры. Будет обсуждена основная трудность, стоящая на пути осуществления тезаурусного подхода — солипсический коллапс объяснения, целиком самозамкнутого и не имеющего выхода «наружу», а значит, «не сцепляющегося» с нашим культурным тезаурусом.