Институт Философии
Российской Академии Наук




  Памяти К.Поппера. (Н.С.Юлина.)
Главная страница » » Философия науки. Вып. 1: Проблемы рациональности. М.: ИФ РАН, 1995. » Памяти К.Поппера. (Н.С.Юлина.)

Памяти К.Поппера. (Н.С.Юлина.)

 
– 4 –
 
 
ПАМЯТИ К.ПОППЕРА (1902–1994)
 
Карл Раймунд Поппер родился в 1902 г. под Веной в семье профессора права Венского университета, мать была музыкантом. В семье царила характерная для того времени высокая интеллектуальная атмосфера. В Вене на рубеже XIX и XX вв. сложился уникальный культурно-духовный климат. В столице Австро-Венгерской монархии на перекрестке различных национальных культур в исторически короткий отрезок времени жили и творили выдающиеся философы, ученые, писатели, музыканты (Мах, Брентано, Мейнонг, Фрейд, Витгенштейн, представители «Венского кружка», Музиль, Вагнер, Штраус, Кальман и многие другие). Здесь же вынашивались различные социально-политические программы (австро-марксистов, социал-демократов, либеральных демократов и т.д.).
В 1918 г. Поппер поступил в Венский университет, где еще были живы традиции эпистемологии и философии науки, заложенные Эрнстом Махом и его учениками. Он изучал математику, физику, психологию, историю музыки, затем работал учителем, краснодеревщиком. В 1928 г. получил диплом преподавателя математики и физики в гимназии. (50 лет спустя, в 1978 г., Венский университет «обновит» его, вручив в торжественной церемонии почетный диплом доктора естественных наук). Поппер не получил профессионального философского образования, к философии он шел самостоятельно.
В 1934 г., будучи школьным учителем в Вене, Поппер публикует «Logik der Forschung», которая [после издания ее в 1959 г. на английском языке] получила широкую известность и переведена на многие языки мира. В 1937–1945 гг., живя в Новой Зеландии, им были подготовлены к публикации «Нищета историцизма» (1944 г.) и «Открытое общество и его враги» (1945 г.). В 1946 г. он прибыл в Англию в Лондонскую школу экономики и политических наук и проработал здесь вплоть до выхода на пенсию в середине 70 гг. В английский период Поппером были опубликованы «Предположения и опровержения» (1968 г.), «Объективное знание» (1972 г.), «Нескончаемый поиск» (1976 г.), «Самость и ее мозг» (совместно с Джоном Экклзом, 1977 г.) «Открытая Вселенная» (1982 г.), «Квантовая теория и схизм в физике» (1982 г.), «Реализм и цель науки» (1983 г.), «Мир предрасположенностей»
 
 
– 5 –
 
(1990 г.), «В поиске лучшего мира» (1992 г.). Ему присвоено множество почетных званий, в том числе рыцарское звание и титул «сэр».
Карл Раймунд Поппер умер 17 сентября 1994 г. в больнице одного из отделений Лондонского университета в Южном Лондоне от легочной и почечной недостаточности, вызванной раковой опухолью. Ему было 92 года. Посещавшие его в больнице друзья говорят, что диагноз врачей он встретил спокойно, знал, что скоро умрет, перспектива жизни под бременем болезней и невозможности работать не казалась ему привлекательной. Согласно его воле церемония похорон была скромной, присутствовали только близкие друзья и ученики. Урну с прахом положили в могилу его жены Хенни в Вене, умершей в 1985 г., бывшей на протяжении почти 60 лет его самым близким и дорогим человеком. Детей у них не было.
Поппер был последним из плеяды блестящих умов, представленной именами Рассела, Витгенштейна, Дьюи, Хайдеггера, Карнапа, Сартра – создателей великих учений, философских символов уходящего XX века. Свидетель пожаров двух мировых войн, безумия фашизма, угара коммунистической идеологии, он оставался оптимистом, продолжал верить в разумность человека, в способность либеральной демократии рационально разрешать конфликты, в просветительские функции философии. Только в последнее время, наблюдая трагедию в Боснии, у него, как говорит его ученик и сподвижник Д.Миллер, появились пессимистические ноты и сомнения в нужности философии для людей.
Поппер был предан философии, жил философией. Философствовать для него – значит загореться проблемой и искать ее решение, может быть, всю жизнь. В конце 20-х годов, будучи студентом педагогического института, он заинтересовался природой трудностей, с которыми столкнулся Юм при объяснении индукции. Придя к выводу о невозможности вероятностного обоснования индукции, он занимался доказательством этого вывода до последних своих дней. Проблема индукции потянула за собой клубок теоретико-познавательных проблем, результатом работы над которыми явилась «Logik der Forschung» (1934), сразу сделавшая никому неизвестного учителя средней школы выдающимся философом. В то время работу его оценили немногие, однако среди них были А.Эйнштейн, А.Тарский, Р.Карнап, О.Нейрат, М.Шлик, в 1935–1936 гг. во время поездки в Англию его принимают Б.Рассел, А.Айер, Д.Райл. Широкая известность пришла к нему позднее – в 60–70 гг. В 1988 г. в Брайтоне большая
 
 
– 6 –
 
группа философов из СССР имела возможность видеть и слушать выступление Поппера перед участниками XYIII Всемирного конгресса философии. Маленького роста очень старый человек взошел на трибуну и выразительным голосом начал читать доклад «Мир предрасположенностей. Два новых взгляда на каузальность». Почти три тысячи человек, приехавших из разных концов Земли, замерли в почтительном молчании.
Поппер не принадлежал к категории тех мыслителей, которые, занимаясь «высокими» проблемами, равнодушно взирают на кипение социальных и политических страстей. Еще юношей на короткое время он увлекся марксизмом и коммунизмом. Став свидетелем расстрела в Вене в 1919 г. демонстрации, организованной выступавшими за революционное насилие коммунистами, он пережил моральный шок и навсегда отринул коммунизм. Он предпочел реформистскую и пацифистскую программу социал-демократов, однако в 30-е годы, видя, что социал-демократы подрывают веру рабочих в либеральную демократию, оставляя их ни с чем перед лицом угрозы фашизма и ультра-правых, он разочаровывается и в ней. Свои работы «Открытое общество и его враги» и «Нищета историцизма» он считал вкладом в борьбу против тоталитаризма и защиту либеральной демократии.
Английским языком Поппер владел с юности. В 1937 г., когда Австрии грозил аншлюс, он принял предложение преподавать философию в Новой Зеландии и заставил себя думать и писать по-английски. После войны он получил место в Лондонской школе экономики, и с тех пор его жизнь была тесно связана с Великобританией. Вместе с тем к имени Поппера вряд ли приложим термин «британский философ» (также как и «австрийский философ»). Он был просто философом, не принадлежа никому и принадлежа всем, поскольку то, чем он занимался, имеет универсальную значимость.
Поппер предпочитал дискуссионный метод обучения. Обычно он предлагал свою версию решения какой-либо проблемы и приглашал участников высказывать любые критические суждения. Однако открытость для критики имела у него свои пределы, выход за которые вызывал у него негативную реакцию. Последнее было причиной напряженных отношений, сложившихся у него с его талантливыми учениками – Д.Уоткинсом, Дж.Агасси, У.Бартли, П.Фейерабендом, И.Лакатосом и другими, избравшими свои собственные пути.
 
 
– 7 –
 
Поппер внимательно следил за событиями в перестроечной России. Он был счастлив, когда ему вручили русское издание «Открытого общества». По свидетельству редактора этого издания В.Н.Садовского, Поппер, готовя к нему «Предисловие» и «Послесловие», много думал о новом месте России в европейской жизни, прекрасно понимал трудности, стоящие на пути ее демократизации. Главную мысль, которую он завещал, можно было бы сформулировать следующим образом. Будущее открыто, оно открыто для разных возможностей, могут иметь место и непредвиденные случайности. Однако человек может влиять на лучший его исход, если будет полагаться на критический разум, будет путем проб, ошибок и их исправления, прибегая к реформам, а не революциям, обустраивать свою настоящую жизнь.
Н.С.Юлина