Институт Философии
Российской Академии Наук




  АММОНИЙ
Главная страница » » АММОНИЙ

АММОНИЙ

АММОНИЙ (’Αμμώνιος), сын Гермия (между 435–445 – между 517–526, Александрия) – представитель Александрийской школы неоплатонизма, преподаватель философии, не пренебрегавший геометрией и астрономией. Комментарии Аммония к Аристотелю пользовались исключительным авторитетом и оказали непосредственное влияние на Иоанна Филопона, Асклепия, Олимпиодора, Симпликия, Дамаския. Единственное из дошедших сочинений, написанное им самим, – комментарий к трактату «Об истолковании» Аристотеля. Помимо этого Аммоний писал сочинения по отдельным проблемам (по поводу платоновского «Федона» 69d – защита Платона от обвинений в скептицизме; о гипотетическом силлогизме и др.). Однако Аммоний предпочитал, чтобы его лекции издавали ученики (ἀπὸ φωνῆς – «с голоса»): четыре комментария изданы под именем Аммония (на «Введение» Порфирия, на «Категории», «Об истолковании» и «Аналитику I» Аристотеля); один (на «Метафизику») – под именем Асклепия, который контаминировал лекции Аммония и комментарии Александра Афродисийского; остальные (на «Категории», «Аналитики I и II», «Физику», «О возникновении животных», «О возникновении и уничтожении», «Метеорологику», «О душе») издал Иоанн Филопон, снабдивший их своими замечаниями. Симпликий знает рассуждения Аммония об идее бога у Аристотеля. Помимо этого Аммоний читал лекции по платоновской философии (на них ссылается Асклепий, их – а также лекции по астрономии Птолемея – между 475–485 слушал Дамаский) и толковал отдельные платоновские диалоги (Олимпиодор слушал толкования на «Горгия» и ссылается на его сочинение, посвященное «Федону» 65d5–6, Асклепий слушал рассуждение о «Теэтете»). По ряду свидетельств можно предположить, что Аммоний принял христианство: Захарий Схоластик написал диалог «Аммоний», герой которого защищает возникновение мира во времени и рассуждает о Троице; вероятно, это отражает историческую реальность (в связи с чем Аммоний повлиял на Боэция); однако в сочинениях Аммония и в его лекциях представлены традиционные платонические воззрения на вечность мира, мировую душу, предсуществование отдельных душ и метемпсихозу. Благодаря переводу на армянский в нач. 7 в. – под именем Давида Непобедимого – комментария Элиаса на «Аналитики» Аристотеля (где есть ссылки на Аммония) и переводу на грузинский комментариев Аммония к «Введению» Порфирия и «Категориям» Аристотеля Аммоний был известен грузинским и армянским неоплатоникам.

 

Сочиненя 

  1. CAG IV 3–6;
  2. Pelletier Y. Les attributions (Catégories) de texte aristotélicien et les prolégomenes d'Ammonios d'Hermeias. P., 1983;
  3. Ammonius. On Aristotle's Categories, transl. by Cohen S.M. and Matthews G.B. 1991;
  4. Idem. On Interpetation 1–8, transl. by D.Blank. L., 1996.

 

Литература:  

  1. Рапава М. Сочинения Аммония, сына Гермия, в грузинском литературе. Тбилиси, 1983 (на груз. яз. с резюме на нем.);
  2. Idem. Traditions et innovations dans l'école néo-platonicienne d'Akxandrie: Ammonius Hermias et David I'lnvincible. – Bedi Kartlisa 40. P., 1982, p. 216–227;
  3. Westerink L.G. The Alexandria School since Hermias. – Anonymous Prolegomena to Platonic Philosophy, lntrod., text, transl. and indices by L.G.Westerink. Amst., 1962, p. X–XIII;
  4. Verrycken K. The metaphysics of Ammonius son of Hermeias. – Sorabji R. (ed.). Aristotle transformed: the ancient commentators and their influence. L., 1990, p. 199–231.

 

Ю.А.Шичалин