Институт Философии
Российской Академии Наук




  АЛЕКСАНДЕР
Главная страница » » АЛЕКСАНДЕР

АЛЕКСАНДЕР

АЛЕКСАНДЕР (Alexander) Сэмюэль (6 января 1859, Сидней – 13 сентября 1938, Манчестер) – английский философ, представитель неореализма, один из создателей эмерджентного эволюционализма (от англ. emergence – возникновение, внезапное появление).

Согласно концепции Александера, Вселенная представляет собой уровни, где каждый низший уровень предшествует высшему по времени. Первичный основной вид бытия есть чистое пространство и время, а именно их элементы – точка и момент. В исходном единстве пространство и время взаимно обусловливают друг друга: без пространства «распалась бы связь времен», а без времени осталась бы бескачественная масса. Т.о., пространство выступает как связующее, как тело времени, а время – как дискретность, как сознание пространства. Будучи неразрывно связаны, они образуют событие «точка-момент» без какого-либо качественного содержания. Природа на этом уровне развития есть «чистое событие», движение без качеств. Следующий уровень природы представляет собой сочетание нескольких движений, порождающих массу и инерцию, и, следовательно, имеющий уже качественное содержание. Третья ступень есть результат сочетания механических движений, порождающих такие качества, как тепло, звук, свет и т.п. На четвертой ступени эволюции развиваются растительные и животные организмы, на пятой – дух. В этом восходящем ряду каждая низшая ступень бессознательно стремится к высшей как к области божественного. Т.о., для доматериального бытия божественна материя, для животных и растений – человек, а для людей – некое неведомое качество, более высокое, нежели человеческая духовность. Следовательно, Божество «есть изменчивое качество и по мере того, как мир развивается во времени, Божество вместе с тем меняется».

Гносеология Александера основана на неореалистическом представлении о непосредственном характере познания предмета, имманентного сознанию человека и по своему бытию независимого от индивидуального человеческого сознания, оставаясь при этом трансцендентным самому сознания (т.е. не становясь частью его индивидуального бытия). Категории рассматриваются Александером как неизменные и постоянные свойства материи и духа. В этике защищал эволюционизм, согласно которому моральные нормы изменяются под влиянием окружающей среды.

 

Сочинения 

  1. Space, Time and Deity, vol. 1–2. L., 1927;
  2. Beauty and Other Forms of Value. L., 1933;
  3. Philosophical and Literary Pieces. L., 1939.

 

Лиература:  

  1. Богомолов Л.С. Английская буржуазная философия XX века. М., 1973.

 

Ф.Н.Блюхер