Институт Философии
Российской Академии Наук




  Основные труды
Главная страница » » Основные труды

Основные труды

                Сектор философских проблем истории науки

 

«Космос и душа: учения о вселенной и человеке в античности и в средние века»

Cборник под ред. П.П.Гайденко и В.В.Петрова, М.: Прогресс-Традиция, 2005.  

В сборнике "Космос и Душа" рассматриваются античные и средневековые учения о человеке, мире и Боге. Книгу составили исследования ведущих специалистов в области истории философии и науки. Публикуются новые переводы трактатов Аристотеля, Фемистия, Александра Афродисийского, Плотина, Оригена, Максима Исповедника,  Фомы  Аквинского, Роберта Гроссетеста. Все они подробно откомментированы.

Это издание концептуально, тематически, а во многом и по составу участвующих авторов продолжает книгу  "Философия природы в Античности и в Средние века". В фокусе внимания работ, составляющих настоящий сборник, находится "космос", каким он представлялся в античной и ранней христианской илософии. Это мог быть космос  чувственный или умопостигаемый, исследуемый в своих универсальных или частных составляющих, внутри своих границ  или же в отношении к тому,что лежит за его пределами, он мог полагаться вечным или преходящим. При этом он  рассматривался не изолированно, но всегда в связи с высшими принципами. В античный период космос понимали как  организм, живое существо, и рассуждение о нем было неотделимо от рассуждений о космических Душе или Уме, о причастности мира надкосмическому божественному началу. Та же особенность присуща и христианской космологии. Согласно многим Отцам Церкви, космос первоначально, еще прежде веков, творится Богом Отцом в Слове-Логосе, Сыне Божием, а затем посредством того же Логоса приводится в бытие; космос сохраняется Промыслом и обретает свое совершенство в святом Духе. Титулом "КОСМОС И ДУША" составители книги хотят подчеркнуть и другой важный аспект мировосприятия той эпохи: человек и окружающий его мир понимались не как обособленные объекты, но подразумевали, отражали и воспроизводили друг друга. В наши дни космология и антропология редко пересекаются. Прежде было "не так. Известное представление о человеке как "малом космосе" и о космосе как живом существе или даже "ином человеке", когда устройство одного воспроизводится в устройстве другого, не было лишь метафорой. Напротив, эту очевидность принимают за отправной принцип своих построений многие античные и христианские авторы. Принцип взаимосвязанности и отражения "всего во всём" определяет логическую структуру крупных философских и богословских произведений: они системны и органичны - один элемент в них подразумевает наличие другого. Когда Платон в "Тимее" повествует о создании мира, он необходимо говорит и о создании души как мировой, так и индивидуальной, а трехчастность последних воспроизводится в социальной иерархии его идеального Государства. Трактат "О душе" Аристотеля подразумевает наличие его же "Физики" и "Метафизики". Своё сочинение "Об устроении человека" Григорий Нисский считает продолжением и завершением "Шестоднева" Василия Великого и т. д. ... Описание творения человека в "Тимее" и книге Бытия схожи в том, что глубоко космичны, даже если позднейшие комментаторы и предпочитали вычитывать в обоих текстах творение "умного" мира. Умопостигаемость и космичность не противоречат друг другу. И если подлинным бытием для Платона обладали только невидимые сущности, а христианские мыслители помещали над небесной твердью духовные небо и землю, то это все равно был "умный космос". У нас нет намерения сглаживать различия и противоречия между философскими школами, мы не ставим под сомнение глубокое отличие классической философии от христианской. Но мы сосредоточиваемся на областях, в которых

они пересекаются и взаимодействуют, имея общие проблемы, методы и даже решения. В указанную эпоху их роднит и то, что в своих спекуляциях и философы, и богословы отправляются от положений античной науки, обращаются к инструментарию и наработкам классического естествознания. 

 «Философия природы в античности и в средние века» 

Cборник под ред. П.П.Гайденко и В.В.Петрова, М.: Прогресс-Традиция, 2000.

Сборник посвящен памяти Ивана Дмитриевича Рожанского (1913 - 1994) - выдающегося исследователя античной науки и философии. Книгу составили статьи современных ученых и переводы философских трактатов поздней античности и раннего средневековья. Целиком публикуются переводы трактатов Плутарха, Александра Афродисийского, Плотина, Прокла, Фомы Аквинского, в отрывках - трактаты Симпликия, Макробия, Беды Досточтимого, Иоанна Скотта (Эриугены), анонимных каролингских ученых. Все они подробно откомментированы.

 

 

  • «Два града. Диалог науки и религии: восточная и западноевропейская традиция», сб. под ред. В.Н.Катасонова, М.: Издательство Н.Бочкаревой, 2002.
  • «Наука – философия – религия. В поисках общего знаменателя», сб. под ред. П.П.Гайденко, В.Н.Катасонова, М.: ИФРАН, 2003.
  • «Наука и искусство», сб. под ред. А.Н.Павленко, М.: ИФРАН, 2005. 
  • «Рациональность на перепутье», сборник под ред. П.П.Гайденко, М.: РОСПЭН, 1999